kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка уроков по теме "Частица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка по теме "Частица" предназначена для учащихся 7 класса. Форма уроков - нетрадиционная: урок - исследование, урок - "творческая лаборатория". Данные уроки целесообразно проводить в начале изучения темы "Частица". Задания носят творческий  и поисковый характер.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка уроков по теме "Частица" »

Уроки №1-№2



Тема: Понятие о частице.

Тип: нетрадиционный.

Форма: урок-исследование.

Цели:

1. Познакомить учащихся с грамматическими характеристиками частиц, их семантикой, ролью в организации предложения и текста.

2. Формировать умение отличать частицы от самостоятельных частей речи, выявлять сходство и отличие частиц от других служебных частей речи (предлога, союза).

3. Помочь учащимся осмыслить и оценить накопленный речевой опыт, усвоить абстрактные лингвистические понятия: оттенки значения, смысловые оттенки, модальные частицы.

4. Развивать навыки научно-исследовательской, самостоятельной работы учащихся.

5. Работа по развитию речи: знакомство с использованием частиц в различных стилях речи, с возможностью обогащения речи за счёт их употребления; выразительное чтение предложений и текстов с частицами.

Повторение: правописание частицы не с различными частями речи, знаки препинания при причастном обороте и однородных членах.

Оборудование: тексты у каждого ученика, словари и справочники, магнитофон, микросхема, таблица, рисунки, таблица со словарными словами, тетрадь «Драгоценные частицы».

Эпиграф (на доске):

«Дивной вязью он (народ) плёл невидимую сеть русского языка».

А.Н.Толстой

Ход урока

I. Диагностическое повторение изученного о частицах.

В связи с тем, что сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Частица, целью 1 этапа урока и первого задания будет повторение материала о частицах, изученного в предыдущих классах, закрепление правописания не с различными частями речи.

1) Фронтальная диагностическая мини-беседа с письменным анкетированием каждого учащегося.

Вопросы для анкеты и беседы.

- Что вы знаете о частице как служебной части речи? Перечислите известные вам частицы.

- Как часто вы употребляете частицы в своей устной речи? В каких ситуациях?

- Встречали ли вы частицы в письменных текстах? В текстах каких стилей речи?

- Какие правила написания частиц знаете?

- Какие правила вызывают у вас трудности?

II. Объяснение нового материала в форме исследования. Сообщение целей урока. Учитель обращает внимание учеников на эпиграф.

1 этап урока-исследования. Знакомство с определением частиц по школьному учебнику, с обобщающей таблицей «Разряды частиц по значению и функциям», словарной статьёй из словаря-справочника лингвистических терминов ( Д.Э. Розенталь, М.А. Теленков), из «Русской грамматики» ( т.1, с. 725-731)- было дано опережающее исследовательское задание сильным ученикам.

Вопросы для анализа таблицы:

1. Какая служебная часть речи называется частицей?

2. На какие разряды делятся все частицы? По каким признакам?

3. Отметьте наиболее употребительные частицы. В каких стилях речи они употребляются?

4. Какие частицы используются редко? В каких стилях?

5. На что указывают пометы в скобках после некоторых частиц.

2 этап урока. Анализ текста (устный) с помощью вопросов и исследовательских заданий. ( Коллективная работа).

Разговорный стиль (Н.И.Сладков «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты» (текст без названия проецируется на доску либо напечатан на бумаге)

- Угадай, кто я? Ем жуков и муравьёв и живу на ёлке.

- Неужели дятел?

- Нет, вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей.

- Так ты птица осоед.

- Как же, осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

- Как раз гусениц и личинок любят дрозды.

- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.

- Ну, тогда ты, наверно, лесная мышь.

- Вот ещё – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.

- Хорошо! Тогда ты – кошка!

- Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.

- Ладно, ты – цапля.

- Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

- Точно, куница!

- Вот именно не куница. Куница – мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.

- Скорее всего ты – свинья, раз лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!

- Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не только мух, а белки грызут не только орешки. (По Н.И. Сладкову)

Вопросы и задания

1. Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем именно?

2. Озаглавьте. Сравните своё название с авторским («Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»). Какое точнее, удачнее? Почему?

3. Определите стиль текста. Обоснуйте своё мнение.

4. Сравните два предложения:

Ты ошибся, потому что я не лесная мышь.

Вот ещё – лесная мышь!

Можно ли их употребить в диалоге? В каком предложении содержание передано сжато, энергично, впечатляюще? Какими средствами?

Где решительно и резко опровергается суждение, высказанное собеседником? В какой конструкции обнаруживается отношение говорящего к предмету разговора (к тому, о чём говорится) и к собеседнику?

5. Найдите в тексте аналогичные конструкции, по которым можно определить отношения собеседников. Каковы эти отношения? Какая часть речи помогла нам узнать о них?

6. Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям, обратившись за справками к обобщающей таблице и к следующему предписанию:

Роль частиц в предложении и тексте.

1.Укажите частицу (или сочетание частиц).

2. С какой целью употреблена частица в предложении и тексте?

а) Для образования наклонения глагола. б) Для выражения значений модальности. в) Для внесения в предложение значения утверждения или отрицания. г) Для оформления предложения по цели высказывания.

д) Входит в структуру предложения как необходимый компонент («Пойдём?» - «Давай» - согласие; «Лентяй он». – «Ну уж» - сомнение).

е) Связывает части предложения, его члены или целые предложения.

3. Признаком какого стиля является употребление частицы в данном контексте?

7. В словаре некоторые частицы имеют особые стилистические пометы: Ну да, так-таки, идёт – разговорные; аж, эк, ага, ишь, вишь – просторечные. На что указывают эти пометы? Можно ли просторечные и разговорные частицы употреблять в диалоге? Почему? Какие из названных слов встречаются в вашей речи? Замените просторечные частицы синонимичными нейтральными.

8. Сделайте вывод: почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц? (Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях устного и неподготовленного заранее общения собеседникам нужно не просто передать определённую информацию, но одновременно выразить своё отношение к ней и к собеседнику, причём, сжато, эмоционально, энергично. Это удаётся сделать с помощью частиц. В разговорном стиле используются частицы всех разрядов, причём, и такие, которые не принято употреблять в других стилях.)

9. Как вы думаете, какие частицы употребляются в остальных стилях? Докажите примерами (их можно подобрать дома).

Роль частиц в художественном тексте.

- Роль частиц в художественном тексте чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, ёмкость, выразительность. В книге С.Н. Приходько «Хоровод цветов» повествуется об истории цветка гладиолус, благородного чужестранца, имя которого с латинского переводится как меч, а его русское название – шпажник (показать рисунок, обратить внимание на форму цветка).

Учитель читает легенду (желательно использовать «тихий» фон – музыку):

Жестокий римский полководец, взяв в плен двух воинов - фракийцев, сделал их гладиаторами (показать рисунок). Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям, он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва всё-таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъярённые римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор цветок считается символом дружбы, верности и памяти.

Задание. При повторном прослушивании учащиеся записывают в тетрадь только частицы, объясняют их роль в тексте.

3 этап урока. Самостоятельная исследовательская работа - анализ текста (письменный).

Дифференцированная работа в группах.

(Текст взят из книги «Записки охотника» И.С. Тургенева («Лес и степь»), у каждого ученика в печатном варианте).

1 вариант – художественный текст (для учеников с высоким уровнем обученности).

Текст.

А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы потянулись по небу, жаворонки поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на горе.

Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный свежим дыханием весны!

Вопросы и задания

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Правописание каких слов нуждается в объяснении?

3. Сгруппируйте орфограммы (гласные в корне, безударные личные окончания глаголов и т. д.)

4. Можно ли сгруппировать пунктограммы?

5. Какая пунктограмма единственная?

6. Назовите известные вам части речи в этом отрывке.

7. Назовите все служебные части речи, которые вы можете найти. Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных? Чем частица отличается от других служебных частей речи? В чём их сходство?

8. Зачем же они нужны в речи?

9. Сделайте вывод и докажите, что в тексте есть частицы.

10. Проведите эксперимент: переставьте частицы в тексте на другое место, вставьте другие частицы. Проследите, что изменится в предложении. (Ученики делают вывод: частицы могут путешествовать по предложению, но их место всё-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора).

9. Прочитайте текст без частиц, подтвердите вывод о роли частиц в тесте.

2 вариант – разговорный стиль в художественном тексте (для учеников со средним уровнем обученности).

Текст («Бежин луг» И.С.Тургенева).

- А вот случилось. Ты, может быть, Федя, не знаешь, а только там у нас утопленник похоронен; а утопился он давным-давно, как пруд ещё был глубок; только могилка его ещё видна, да и та чуть видна: там бугорочек... Вот на днях зовёт приказчик псаря Ермила; говорит: «Ступай, мол, Ермил, на пошту...» (и до слов «...дорога вышла).

Задания для «поиска»:

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Объясните трудные орфограммы и пунктограммы в тексте.

3. Найдите частицы.

4. Решите, почему так много а и одинакова ли роль а в тексте.

5. Проведите эксперимент: переставьте частицы в тексте на другое место, вставьте другие частицы. Проследите, что изменится в предложении. (Ученики делают вывод: частицы могут путешествовать по предложению, но их место всё-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора).

6. Прочитайте текст без частиц, подтвердите вывод о роли частиц в тексте.

3 вариант – художественный стиль (для учеников с низким уровнем обученности).

Текст («Вариации»)

День весенний, пленительный день!

Так приветно журчали ручьи,

А в лесу в полусветлую тень

Так светло западали ручьи!

Как роскошно струилась река!

Как легко трепетали листы!

Как блаженно неслись облака!

Как светло улыбалася ты.

Задания для «поиска:

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Объясните трудные орфограммы и пунктограммы в тексте.

3. Найдите частицы.

4. Что в этом тексте создаёт ощущение праздничности?

5. Проведите эксперимент: переставьте частицы в тексте на другое место, вставьте другие частицы. Проследите, что изменится в предложении. (Ученики делают вывод: частицы могут путешествовать по предложению, но их место всё-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора).

6. Прочитайте текст без частиц, подтвердите вывод о роли частиц в тесте.

4 вариант - для слабых учеников можно взять тексты из сказок А.С.Пушкина: в «Сказке о царе Салтане» свыше 150 частиц; из «Сказки о золотом петушке» - от слов «Чтоб концы своих владений» до слов «Стал и вынул из мешка золотого петушка», от слов «Войска идут и день и ночь» до слов «Видит шёлковый шатёр»).

4этап - конструирование микротекстов по предложениям.

Вопросы и задания.

1. Сравните 4 предложения. Одинаковую ли информацию они содержат? Как вы это установили?

1) Я приглашаю вас сегодня в гости. 2) И я приглашаю вас сегодня в гости. 3) Я приглашаю и вас сегодня в гости. 4) Я приглашаю вас и сегодня в гости.

2. Какой частью речи является и в этих предложениях? Аргументируйте своё мнение. (Частица, так как союз связывает однородные члены или части сложного предложения.)

3. Сконструируйте микротекст по каждому предложению. Какие получились микротексты: одинаковые или разные? Почему? (По 1 предл. ребята составляют самые разные микротексты. По 2 предл. примерно такие: «Я слышал, что вас сегодня пригласили в гости сначала бабушка, а позднее – моя одноклассница Люда. И я приглашаю вас сегодня в гости». По 3 предл.: «Сегодня у меня день рождения. Соберутся самые близкие мне люди. Я приглашаю и вас сегодня в гости, потому что давно хочу подружиться с вами». По 4 предл.: «Я приглашаю вас и сегодня в гости, хотя все последние дни мы и так не расставались).

4. Сделайте выводы:

1) Могут ли частицы «путешествовать» по предложению? Произвольна ли позиция частицы в высказывании?

2) Помогают ли частицы восстановить контекст, подсказать, о чём говорилось прежде, и предсказать продолжение текста? Докажите своими примерами. (Вывод: частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом, словосочетанием и даже целым высказыванием, которое важно, значительно для автора.)

Методические пояснения.

Конструирование микротекстов убедило учащихся, что по предложению с частицами легко восстановить контекст, ввести информацию, дополняющую и конкретизирующую содержание предложений с частицей. Назначение данных служебных слов - делать речь экономной, выразительной, передавать отношения, чувства автора.

Анализ текста и конструирование микротекстов по предложениям с частицами помогли школьникам осознать роль частиц в тексте: логическое выделение части высказывания, придание ему разнообразных эмоционально-экспрессивных оттенков.

Для закрепления целесообразно обратиться к привычным речевым построениям: Что она любила с детства – только петь; Планы – просто наполеоновские! В этих и подобных примерах, типичных для разговорной речи, частицы являются элементом приёма «сегментации» - экспрессивно-синтаксического расчленения высказывания, имеющего целью выделить новое (рему).

Частицы могут указывать также на определённое скрытое содержание высказывания или текста. Обнаружить это содержание и помогают частицы. Конструирование микротекстов по предложению с «путешествующей» частицей формирует умение восстанавливать текст по различающимся речевым построениям.

Для отработки названного умения можно задать проблемный вопрос:

В чём сходство и различие двух выражений: Приятно, что именно вы принесли книгу сегодня. Приятно, что вы принесли книгу именно сегодня.

Иллюстрациями могут служить и предложения с разными частицами, помогающими восстановить контекст. Например: Обгоревший дуб–то там стоит.- Там ещё обгоревший дуб стоит.. По 1 предл. восстанавливаем приблизительно такой контекст: «Знакомые рассказывали недавно, что недалеко от них был сильный пожар, который уничтожил всё вокруг. И даже огромный, давно обгоревший дуб, под которым мы любили играть. Но сегодня мы были в тех краях; пожар уничтожил всё, кроме дуба. Обгоревший дуб – то там стоит». По 2 предл. восстанавливаем описание какой–нибудь местности. Называются разные ориентиры и среди них главный, наиболее заметный - обгоревший дуб.

5. Прочитайте предложение, произведите его синтаксический разбор.

В нашем классе девочки коллекционируют марки, а мальчики марок не коллекционируют.

Замените сложное предложение простым, сохранив основную информацию. (В нашем классе только девочки коллекционируют марки.)

Придумайте свой пример, доказывающий, что частицы помогают сжать информацию, превратить сложное предложение в простое.

5 этап урока. Лингвистический эксперимент.

( Его цель – обучение коммуникативно целесообразному употреблению частиц в тексте.)

На доску спроецирован текст (можно взять плакат), на котором есть пропуски-карманчики.

Вопросы и задания.

1. Прочитайте выразительно текст Н.И.Сладкова. Какие факты показались вам интересными? (Текст показан без частиц, которые заранее записаны или на доске, или на полосках бумаги для заполнения карманчиков учащимися у доски, остальные работают самостоятельно)

(Именно)...у птиц забавные встречаются имена.. (Едва ли)..поверишь, что водится птица-поганка.. Поганка (да ещё и )...рогатая. (Ведь)... и птичка-завирушка есть. Или (просто)...юла..

(А вот)...совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже)...чечевица. А (разве)...плохое название чиж или чечётка? (Неужели)...непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (Всё-таки)...названия-прозвища лучше всего!

2. Давайте поучимся «дивной вязи»: дополните текст необходимыми, на ваш взгляд, частицами (именно, всё-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да ещё и, едва ли, просто). Докажите целесообразность употребления каждой вставленной вами частицы.

3. Сравните ваш вариант с текстом Сладкова. Какой интереснее, богаче, точнее? Почему?

4. Отредактируйте свой текст. Прочитайте его выразительно.

5. Определите значение каждой употреблённой вами частицы. Укажите предложения, в которых частицы относятся к одному слову (какому?), к словосочетанию, ко всему предложению.

6. Сделайте вывод о роли частиц в данном тексте.

6 этап. Научное исследование трудной лингвистической проблемы

(выступление ученика- лингвиста с научным сообщением.)

Термин «частица» является буквальным переводом латинского слова particula и употребляется в языкознании в 2 значениях: широком – когда к частицам речи уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи (А.А.Шахматов, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов).

Более 100 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике учёный Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил её от других служебных слов. С тех пор термин «частица» стал употребляться и в узком значении, для именования конкретной части речи.

Вопрос классу для дискуссионного обсуждения:

- Какая точка зрения, на ваш взгляд, более убедительная? Почему?

7 этап. Занимательно о частицах. (Рассказ учителя дополняют ученики, выполнявшие домашние индивидуальные задания: сообщения о частицах).

В русской грамматике термин « частица» употребляется в 2 значениях: как наименование всех служебных частей речи – частицы речи – и как одна из этих частиц речи.

Количество частиц не так велико, но частота их употребления особенно в первой сотне самых частотных слов довольно заметна. Так, в 100 самых частотных слов входит 11 частиц (не, же, вот, только, ещё, уже, ну, ни, даже, ли, ведь).

Зачем нужны частицы? Их главная роль – вносить дополнительные оттенки в значения других слов, групп слов или предложений. По значению частицы обычно делятся на усилительные (же, ведь, да, все, всё-таки, даже, и, то, уж и др.), указательные (вот, вон, это), вопросительные (разве, неужели, ли), восклицательные (что за, как, какой).

Приведём примеры употребления некоторых частиц из произведений А. С. Пушкина. Например, частица вот – её употребление приближается к 1000. Безусловно, семантическая и стилистическая роль её велика. В хорошо известном стихотворении «Вновь я посетил...» Пушкин дважды употребляет указательную частицу вот, и каждый раз пронзительное чувство встречи с ушедшим прошлым глубоко западает в душу. Поэт пишет: «Вот опальный домик, Где жил я с бедною нянею моей».

«Вот холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим», и вновь взору поэта предстают картины десятилетней давности, срока разлуки с дорогими для автора местами.

И вот ещё одна печальная встреча с прошлым: «Вот мельница! Она уж развалилась». И герой «Русалки» тоже погружается в своё прошлое.

С частицей уж связывается функция усиления слов разных частей речи. Вот известные строки из «Евгения Онегина»: «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало».

Около 300 раз в текстах А. С. Пушкина встречается усилительная частица даже. Вот один пример: «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». Частица подчёркивает, что даже в детстве Татьяна была равнодушна к куклам.

Примеры употребления частиц могут быть самые разные, но в итоге следует сказать, что роль частиц в тексте весьма велика: они уточняют, выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания текста. Изучая любое художественное произведение, прозаическое или поэтическое, не пропускайте частицы, без них произведение потеряет часть своих красок.

Вывод: частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания.

8 этап. Лингвистическая миниатюра. Индивидуальная работа (миниатюры на выбор ученика).

Прослушивание магнитофонной записи (или у каждого ученика текст в печатном виде).

- Прочитайте внимательно и выразительно миниатюры. Какие характерные признаки частиц называются?

Миниатюра Феликса Кривина «Служебные слова».

Были же сомнения, были же мечты, были же и надежды, что сомнения развеются, а мечты – осуществятся!

Были же...

Бы, Ли, Же... Три маленькие частицы, в которых всё это выразилось с наибольшей силой...

Несмотря на своё служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов – это нужно всегда твёрдо помнить!

Каждая из них занята своим делом в предложении, старается подчеркнуть главную мысль, чтобы она всем стала понятной. А в неслужебное время... О, о чём только не говорят в неслужебное время служебные слова! Этого вы никогда не прочтёте в тексте. Это не просто служебные слова. Их нельзя смешивать с какими- то Кое или Нибудь, которые примазываются к членам предложения, держатся за них своей чёрточкой.

- Если бы у меня было не две, а три буквы,- говорит частица Бы,- я бы такое сказала!

Ах, эта частица Бы, какая она мечтательница! Вечно ей хочется того, чего нет.

- Вряд ли, - возражает ей частица Ли, верная своей привычке во всём сомневаться. - Да нужна ли тебе лишняя буква?

- Это же пустой разговор, - останавливает их Же, привыкшая разно смотреть на вещи. – Тебе же вполне хватает двух букв – больше тебе не положено по правописанию.

Но частицу Бы трудно остановить.

- Если бы я была подлежащим, - вдруг заявляет она, - я бы навела порядок в этом тексте.

- Ой, ли! Тебе ли наводить в тексте порядок?

- Да перестаньте же! У нас же и так порядок. Этот порядок установлен грамматикой.

Так спорят в свободное время частицы. Хотя все они - служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному:

Бы мечтает. Ли сомневается. Же утверждает.

И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживёте! Попробуйте ничего не утверждать! Попробуйте ни о чём не мечтать.

Сможете прожить? Не сможете!

Миниатюра «Мягкая частица»

Слово КА мягко обижено на весь свет за то, что его постоянно путают с какими-то КОЕ или НИБУДЬ, которые примазываются к словам, держатся за них своей чёрточкой, хотя вовсе и не являются словами, даже служебными.

А частица КА – слово, служебное слово. Оно тоже пишется через чёрточку, но это совсем другая чёрточка: между словами, а не внутри слова.

И сама частица КА особенная, не похожая на другие частицы. В школьном учебнике она одна-единственная уважительно помещена в собственную рамочку, а все другие частицы группами, разрядами.

И только одна частица КА занимается индивидуальным трудом: служит для смягчения требования, старается сгладить строгость слишком резких слов. Вспомните, когда мы употребляем формы прочитай-ка, спой-ка, сядь-ка, - тогда, когда просим что-нибудь сделать, а не приказываем.

Поэтому КА вместе со своей чёрточкой имеют очень мягкий характер.

Шуточное стихотворение о частице НЕ.

Не.

Завести велели мне

Новые привычки:

Никогда девчонок не

Дергать за косички!

Никогда с братишкой не

Драться за обедом!

На уроках больше не

Говорить с соседом!

Я согласен даже не

Рисовать на карте!

И согласен даже не

Танцевать на парте!

Но не смейте делать мне

Никаких упрёков,

Если даже я и не

Выучу уроков.

(Ю.Вронский)

Шуточное стихотворение В.Суслова «Капуста».

– Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

– Как же быть без хруста, если я капуста.

Лингвистический рассказ «Сила любви».

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».

Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может.

9 этап. Делаем вывод по всей теме (фронтальный опрос по вопросам):

1. Что такое частица?

2. С какой целью употребляется частица в предложении, тексте:

а) для образования наклонений глагола,

б) для внесения в предложение утверждения или отрицания,

в) для передачи различных смысловых оттенков.

3. Что общего у частиц с другими служебными частями речи?

4. Чем отличаются частицы от предлогов и союзов?

Записываем в тетрадь доказательство:

а) Выделенное слово не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи.

б) Оно не связывает слова и предложения. Значит, это не предлог и не союз.

в) Оно вносит дополнительный оттенок в высказывание. Следовательно, это частица.

г) Оно служит для образования или наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного и наречия, или неопределённых местоимений. Значит, это частица.

5. На какие группы делятся частицы? (Делаем карту «Море частиц»).

6. Какие частицы нейтральны? Какие наиболее употребительны?

10 этап. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок (коллективное обсуждение).

11 этап. Объяснение домашнего задания. Домашнее задание: выучить §151, упр.385. Разъяснение дифференцированного домашнего задания для участия в творческой лаборатории. Каждому ученику выдаётся учебный план к следующим 2 урокам.



Уроки №3 -№4



Тема: Экспериментальная творческая лаборатория «Драгоценные частицы».

Тип: нетрадиционный.

Форма: развивающая технология обучения - открытая форма занятия в сочетании с компьютерными технологиями, форма урока - творческая лаборатория.

Цели:

1. Реализовать целеполагание (ученик знает, чем он будет заниматься на занятии) и мотивацию к углублённому изучению частицы как служебной части речи.

2. Формировать самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика в пределах подготовленной дидактической среды.

3. Развивать навыки самоконтроля, индивидуальной работы, в паре, в группе при выполнении заданий различной степени трудности.

4. Прививать любовь к русскому языку и развивать навыки коммуникативной культуры.

Оборудование: учебный план по теме «Драгоценные частицы», правила работы на открытых занятиях, справочники, словари, энциклопедии, компьютер, компьютерный диск, бумага, цветные карандаши, краски с кисточкой.

Ход урока.

1 этап. Учащиеся сами формулируют цели урока. Учитель корректирует.

2 этап. Обдумывание цели урока. Выбор задания. На предыдущем уроке были предложены следующие задания для работы в творческой мастерской (дома ученики обдумывали задания, подбирали материалы), вам был предложен учебный план, состоящий из 2 блоков: обязательного и дополнительного. В дополнительный блок включены задания занимательного характера: ребусы, кроссворды, игры и т. д. Задания дополнительного блока можно выполнять (по выбору), если выполнено 1 задание обязательного блока (по выбору ученика). Структура учебного блока: основной блок – 1, 2, 6, 8, 9 задания, дополнительный блок – 3, 4, 5,7, 10, 11, 12 задания.

Вариант учебного плана по теме «Драгоценные частицы» (выдаётся каждому ученику, 1 вариант у учителя)



Дата__________ Фамилия, имя____________________________

















БЛОКИ

ЗАДАНИЯ

ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕНИИ

ученик

учитель

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ –

1 ЗАДАНИЕ ПО ВЫБОРУ УЧЕНИКА

1 задание – «Придумай школьный учебник»

+

+

2 задание – устное сообщение о частице как служебной части речи с компьютерной презентацией «Частица»

+

+

6 задание – «Сочини лингвистическую миниатюру о частице»

+

+

8 задание – «Орфографическая копилка»

+

+

9 задание – «Парный диктант»

+

+

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ – ЛЮБЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧЕНИКА

3 задание – проведение научного исследования трудной лингвистической проблемы

+

+

4 задание – лингвистический эксперимент

-

-

5 задание – конструирование текстов

+

+

7 задание – стилистический эксперимент

+

+

10 задание – кроссворд по теме «Частица»

+

+

11 задание – «Составь схему, таблицу, памятку»

-

-

12 задание - работа с тетрадью «Драгоценные частицы»

+

+



1 задание«Придумай школьный учебник»

Задание: на предыдущих уроках мы убедились, что в школьном учебнике скупо рассказано об интересных служебных словах – частицах. Вы знаете, что сейчас учёные, педагоги работают над новыми школьными учебниками. Представьте себе, что и вам предложили принять участие в конкурсе на лучший учебник. Что и как вы бы написали о частицах? Можно написать теоретический параграф, составить план, по которому школьникам легко будет изучать частицы, или сочинить лингвистическую миниатюру в стиле Ф. Кривина. Не забудьте об интересных примерах и красочных иллюстрациях!

2 задание – устное сообщение о частице как служебной части речи с компьютерной презентацией «Частица».

3 задание – проведение научного исследования трудной лингвистической проблемы.

4 задание – лингвистический эксперимент (по аналогии с классной работой).

Задание: дополните текст нужными частицами, докажите их уместность. Сделайте вывод о роли частиц в тексте данного стиля (какого?).

Текст.

Зацвела ива – гости со всех сторон. Кусты и деревья голые, серые, ива среди них – букет. Золотой букет. Каждый ивовый цветок – пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. Пальцем тронешь – пожелтеет палец, щёлкнешь – золотой дымок запарит. Понюхаешь – мёд.

(По Н.И.Сладкову)

5 заданиеконструирование текстов.

Задание: составьте 3 текста (не более 5 предложений в каждом) на темы: «Весна пришла» (без частиц).

«Скорей бы весна пришла...» (с отрицательными и формообразовательными частицами).

«Вот и весна красна пожаловала!» (с модальными частицами).

6 задание«Сочини лингвистическую миниатюру».

7 заданиестилистический эксперимент.

Задание: составьте текст научного стиля, сохранив в нём основную информацию данного стиля (какого?). Укажите частицы в каждом тексте, определите их разряды.

Текст.

- Разве вы не знаете, что такое табло?

- Так это же сигнальный щит, на котором показываются какие–нибудь результаты.

- А как именно они показываются?

- Да только автоматически.

8 задание«Орфографическая копилка».

Задание: вспомнить все орфограммы, связанные с написанием частиц, с помощью учебника «Теория» сделать карточки на каждую орфограмму с примерами, затем составить орфографические диктовки на каждую орфограмму с графическим обозначением орфограмм. Карточки выполняются в произвольной форме.

9 задание – «Парный диктант».

10 задание – кроссворд по теме «Частица».

11 задание – «Составь схему, таблицу, памятку».

12 задание - Работа с тетрадью «Драгоценные частицы».

3 этап. Выполнение творческих работ. (Работа индивидуально, в паре, в группах, самостоятельно, с помощью учителя, можно привлечь учителей информатики, ИЗО).

4 этап. Выступления учащихся с творческими работами. Творческие отчёты.

5 этап. Рефлексия. Оценивание работ. Оценки выставляются всем ученикам коллективно.

6 этап. Домашнее задание: выполнить упражнение из учебника (по выбору ученика) или 1 из заданий «Творческой лаборатории» (остальные задания выполняем дома в течение 3 недель).






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка уроков по теме "Частица"

Автор: Ошоева Людмила Александровна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241699

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Тема методической разработки:  «Урок повторения по теме «Световые кванты»."
    ["seo_title"] => string(78) "tiema-mietodichieskoi-razrabotki-urok-povtorieniia-po-tiemie-svietovyie-kvanty"
    ["file_id"] => string(6) "248578"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446741359"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка урока по русскому языку "Частица как часть речи""
    ["seo_title"] => string(76) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_chastitsa_kak_chast_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "612665"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1662531114"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "138008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457190"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Методическая разработка по предмету "Эпизоотология с основами микробиологии" на тему: "Ботулизм животных" "
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskaia-razrabotka-po-priedmietu-epizootologhiia-s-osnovami-mikrobiologhii-na-tiemu-botulizm-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "194819"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427814959"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Методическая разработка урока по физике "Опыт резерфорда. Строение атома "
    ["seo_title"] => string(79) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-fizikie-opyt-riezierforda-stroieniie-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "101827"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402458261"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства