Данная методическая разработка по теме "Частица" предназначена для учащихся 7 класса. Форма уроков - нетрадиционная: урок - исследование, урок - "творческая лаборатория". Данные уроки целесообразно проводить в начале изучения темы "Частица". Задания носят творческий и поисковый характер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка уроков по теме "Частица" »
Уроки №1-№2
Тема: Понятие о частице.
Тип: нетрадиционный.
Форма: урок-исследование.
Цели:
1. Познакомить учащихся с грамматическими характеристиками частиц, их семантикой, ролью в организации предложения и текста.
2. Формировать умение отличать частицы от самостоятельных частей речи, выявлять сходство и отличие частиц от других служебных частей речи (предлога, союза).
3. Помочь учащимся осмыслить и оценить накопленный речевой опыт, усвоить абстрактные лингвистические понятия: оттенки значения, смысловые оттенки, модальные частицы.
4. Развивать навыки научно-исследовательской, самостоятельной работы учащихся.
5. Работа по развитию речи: знакомство с использованием частиц в различных стилях речи, с возможностью обогащения речи за счёт их употребления; выразительное чтение предложений и текстов с частицами.
Повторение: правописание частицы не с различными частями речи, знаки препинания при причастном обороте и однородных членах.
Оборудование: тексты у каждого ученика, словари и справочники, магнитофон, микросхема, таблица, рисунки, таблица со словарными словами, тетрадь «Драгоценные частицы».
Эпиграф (на доске):
«Дивной вязью он (народ) плёл невидимую сеть русского языка».
А.Н.Толстой
Ход урока
I. Диагностическое повторение изученного о частицах.
В связи с тем, что сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Частица, целью 1 этапа урока и первого задания будет повторение материала о частицах, изученного в предыдущих классах, закрепление правописания не с различными частями речи.
1) Фронтальная диагностическая мини-беседа с письменным анкетированием каждого учащегося.
Вопросы для анкеты и беседы.
- Что вы знаете о частице как служебной части речи? Перечислите известные вам частицы.
- Как часто вы употребляете частицы в своей устной речи? В каких ситуациях?
- Встречали ли вы частицы в письменных текстах? В текстах каких стилей речи?
- Какие правила написания частиц знаете?
- Какие правила вызывают у вас трудности?
II. Объяснение нового материала в форме исследования. Сообщение целей урока. Учитель обращает внимание учеников на эпиграф.
1 этап урока-исследования.Знакомство с определением частиц по школьному учебнику, с обобщающей таблицей «Разряды частиц по значению и функциям», словарной статьёй из словаря-справочника лингвистических терминов ( Д.Э. Розенталь, М.А. Теленков), из «Русской грамматики» ( т.1, с. 725-731)- было дано опережающее исследовательское задание сильным ученикам.
Вопросы для анализа таблицы:
1. Какая служебная часть речи называется частицей?
2. На какие разряды делятся все частицы? По каким признакам?
3. Отметьте наиболее употребительные частицы. В каких стилях речи они употребляются?
4. Какие частицы используются редко? В каких стилях?
5. На что указывают пометы в скобках после некоторых частиц.
2 этап урока. Анализ текста (устный) с помощью вопросов и исследовательских заданий. ( Коллективная работа).
Разговорный стиль (Н.И.Сладков «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты» (текст без названия проецируется на доску либо напечатан на бумаге)
- Угадай, кто я? Ем жуков и муравьёв и живу на ёлке.
- Неужели дятел?
- Нет, вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей.
- Так ты птица осоед.
- Как же, осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.
- Как раз гусениц и личинок любят дрозды.
- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.
- Ну, тогда ты, наверно, лесная мышь.
- Вот ещё – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.
- Хорошо! Тогда ты – кошка!
- Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.
- Ладно, ты – цапля.
- Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.
- Точно, куница!
- Вот именно не куница. Куница – мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.
- Скорее всего ты – свинья, раз лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!
- Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не только мух, а белки грызут не только орешки. (По Н.И. Сладкову)
Вопросы и задания
1. Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем именно?
2. Озаглавьте. Сравните своё название с авторским («Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»). Какое точнее, удачнее? Почему?
3. Определите стиль текста. Обоснуйте своё мнение.
4. Сравните два предложения:
Ты ошибся, потому что я не лесная мышь.
Вот ещё – лесная мышь!
Можно ли их употребить в диалоге? В каком предложении содержание передано сжато, энергично, впечатляюще? Какими средствами?
Где решительно и резко опровергается суждение, высказанное собеседником? В какой конструкции обнаруживается отношение говорящего к предмету разговора (к тому, о чём говорится) и к собеседнику?
5. Найдите в тексте аналогичные конструкции, по которым можно определить отношения собеседников. Каковы эти отношения? Какая часть речи помогла нам узнать о них?
6. Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям, обратившись за справками к обобщающей таблице и к следующему предписанию:
Роль частиц в предложении и тексте.
1.Укажите частицу (или сочетание частиц).
2. С какой целью употреблена частица в предложении и тексте?
а) Для образования наклонения глагола. б) Для выражения значений модальности. в) Для внесения в предложение значения утверждения или отрицания. г) Для оформления предложения по цели высказывания.
д) Входит в структуру предложения как необходимый компонент («Пойдём?» - «Давай» - согласие; «Лентяй он». – «Ну уж» - сомнение).
е) Связывает части предложения, его члены или целые предложения.
3. Признаком какого стиля является употребление частицы в данном контексте?
7. В словаре некоторые частицы имеют особые стилистические пометы: Ну да, так-таки, идёт – разговорные; аж, эк, ага, ишь, вишь – просторечные. На что указывают эти пометы? Можно ли просторечные и разговорные частицы употреблять в диалоге? Почему? Какие из названных слов встречаются в вашей речи? Замените просторечные частицы синонимичными нейтральными.
8. Сделайте вывод: почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц? (Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях устного и неподготовленного заранее общения собеседникам нужно не просто передать определённую информацию, но одновременно выразить своё отношение к ней и к собеседнику, причём, сжато, эмоционально, энергично. Это удаётся сделать с помощью частиц. В разговорном стиле используются частицы всех разрядов, причём, и такие, которые не принято употреблять в других стилях.)
9. Как вы думаете, какие частицы употребляются в остальных стилях? Докажите примерами (их можно подобрать дома).
Роль частиц в художественном тексте.
- Роль частиц в художественном тексте чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, ёмкость, выразительность. В книге С.Н. Приходько «Хоровод цветов» повествуется об истории цветка гладиолус, благородного чужестранца, имя которого с латинского переводится как меч, а его русское название – шпажник (показать рисунок, обратить внимание на форму цветка).
Учитель читает легенду (желательно использовать«тихий» фон – музыку):
Жестокий римский полководец, взяв в плен двух воинов - фракийцев, сделал их гладиаторами (показать рисунок). Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям, он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва всё-таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъярённые римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор цветок считается символом дружбы, верности и памяти.
Задание. При повторном прослушивании учащиеся записывают в тетрадь только частицы, объясняют их роль в тексте.
3 этап урока. Самостоятельная исследовательская работа - анализ текста (письменный).
Дифференцированная работа в группах.
(Текст взят из книги «Записки охотника» И.С. Тургенева («Лес и степь»), у каждого ученика в печатном варианте).
1 вариант – художественный текст (для учеников с высоким уровнем обученности).
Текст.
А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы потянулись по небу, жаворонки поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на горе.
Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный свежим дыханием весны!
Вопросы и задания
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Правописание каких слов нуждается в объяснении?
3. Сгруппируйте орфограммы (гласные в корне, безударные личные окончания глаголов и т. д.)
4. Можно ли сгруппировать пунктограммы?
5. Какая пунктограмма единственная?
6. Назовите известные вам части речи в этом отрывке.
7. Назовите все служебные части речи, которые вы можете найти. Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных? Чем частица отличается от других служебных частей речи? В чём их сходство?
8. Зачем же они нужны в речи?
9. Сделайте вывод и докажите, что в тексте есть частицы.
10. Проведите эксперимент: переставьте частицы в тексте на другое место, вставьте другие частицы. Проследите, что изменится в предложении. (Ученики делают вывод: частицы могут путешествовать по предложению, но их место всё-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора).
9. Прочитайте текст без частиц, подтвердите вывод о роли частиц в тесте.
2 вариант – разговорный стиль в художественном тексте (для учеников со средним уровнем обученности).
Текст («Бежин луг» И.С.Тургенева).
- А вот случилось. Ты, может быть, Федя, не знаешь, а только там у нас утопленник похоронен; а утопился он давным-давно, как пруд ещё был глубок; только могилка его ещё видна, да и та чуть видна: там бугорочек... Вот на днях зовёт приказчик псаря Ермила; говорит: «Ступай, мол, Ермил, на пошту...» (и до слов «...дорога вышла).
Задания для «поиска»:
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Объясните трудные орфограммы и пунктограммы в тексте.
3. Найдите частицы.
4. Решите, почему так много а и одинакова ли роль а в тексте.
5. Проведите эксперимент: переставьте частицы в тексте на другое место, вставьте другие частицы. Проследите, что изменится в предложении. (Ученики делают вывод: частицы могут путешествовать по предложению, но их место всё-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора).
6. Прочитайте текст без частиц, подтвердите вывод о роли частиц в тексте.
3 вариант – художественный стиль (для учеников с низким уровнем обученности).
Текст («Вариации»)
День весенний, пленительный день!
Так приветно журчали ручьи,
А в лесу в полусветлую тень
Так светло западали ручьи!
Как роскошно струилась река!
Как легко трепетали листы!
Как блаженно неслись облака!
Как светло улыбалася ты.
Задания для «поиска:
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Объясните трудные орфограммы и пунктограммы в тексте.
3. Найдите частицы.
4. Что в этом тексте создаёт ощущение праздничности?
5. Проведите эксперимент: переставьте частицы в тексте на другое место, вставьте другие частицы. Проследите, что изменится в предложении. (Ученики делают вывод: частицы могут путешествовать по предложению, но их место всё-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора).
6. Прочитайте текст без частиц, подтвердите вывод о роли частиц в тесте.
4 вариант - для слабых учеников можно взять тексты из сказок А.С.Пушкина: в «Сказке о царе Салтане» свыше 150 частиц; из «Сказки о золотом петушке» - от слов «Чтоб концы своих владений» до слов «Стал и вынул из мешка золотого петушка», от слов «Войска идут и день и ночь» до слов «Видит шёлковый шатёр»).
4этап - конструирование микротекстов по предложениям.
Вопросы и задания.
1. Сравните 4 предложения. Одинаковую ли информацию они содержат? Как вы это установили?
1) Я приглашаю вас сегодня в гости. 2) И я приглашаю вас сегодня в гости. 3) Я приглашаю и вас сегодня в гости. 4) Я приглашаю вас и сегодня в гости.
2.Какой частью речи является и в этих предложениях? Аргументируйте своё мнение. (Частица, так как союз связывает однородные члены или части сложного предложения.)
3. Сконструируйте микротекст по каждому предложению. Какие получились микротексты: одинаковые или разные? Почему? (По 1 предл. ребята составляют самые разные микротексты. По 2 предл. примерно такие: «Я слышал, что вас сегодня пригласили в гости сначала бабушка, а позднее – моя одноклассница Люда. И я приглашаю вас сегодня в гости». По 3 предл.: «Сегодня у меня день рождения. Соберутся самые близкие мне люди. Я приглашаю и вас сегодня в гости, потому что давно хочу подружиться с вами». По 4 предл.: «Я приглашаю вас и сегодня в гости, хотя все последние дни мы и так не расставались).
4. Сделайте выводы:
1) Могут ли частицы «путешествовать» по предложению? Произвольна ли позиция частицы в высказывании?
2) Помогают ли частицы восстановить контекст, подсказать, о чём говорилось прежде, и предсказать продолжение текста? Докажите своими примерами. (Вывод: частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом, словосочетанием и даже целым высказыванием, которое важно, значительно для автора.)
Методические пояснения.
Конструирование микротекстов убедило учащихся, что по предложению с частицами легко восстановить контекст, ввести информацию, дополняющую и конкретизирующую содержание предложений с частицей. Назначение данных служебных слов - делать речь экономной, выразительной, передавать отношения, чувства автора.
Анализ текста и конструирование микротекстов по предложениям с частицами помогли школьникам осознать роль частиц в тексте: логическое выделение части высказывания, придание ему разнообразных эмоционально-экспрессивных оттенков.
Для закрепления целесообразно обратиться к привычным речевым построениям: Что она любила с детства – только петь; Планы – простонаполеоновские! В этих и подобных примерах, типичных для разговорной речи, частицы являются элементом приёма «сегментации» - экспрессивно-синтаксического расчленения высказывания, имеющего целью выделить новое (рему).
Частицы могут указывать также на определённое скрытое содержание высказывания или текста. Обнаружить это содержание и помогают частицы. Конструирование микротекстов по предложению с «путешествующей» частицей формирует умение восстанавливать текст по различающимся речевым построениям.
Для отработки названного умения можно задать проблемный вопрос:
В чём сходство и различие двух выражений: Приятно, что именно вы принесли книгу сегодня. Приятно, что вы принесли книгу именно сегодня.
Иллюстрациями могут служить и предложения с разными частицами, помогающими восстановить контекст. Например: Обгоревший дуб–то там стоит.- Там ещё обгоревший дуб стоит.. По 1 предл. восстанавливаем приблизительно такой контекст: «Знакомые рассказывали недавно, что недалеко от них был сильный пожар, который уничтожил всё вокруг. И даже огромный, давно обгоревший дуб, под которым мы любили играть. Но сегодня мы были в тех краях; пожар уничтожил всё, кроме дуба. Обгоревший дуб – то там стоит». По 2 предл. восстанавливаем описание какой–нибудь местности. Называются разные ориентиры и среди них главный, наиболее заметный - обгоревший дуб.
5. Прочитайте предложение, произведите его синтаксический разбор.
В нашем классе девочки коллекционируют марки, а мальчики марок не коллекционируют.
Замените сложное предложение простым, сохранив основную информацию. (В нашем классе только девочки коллекционируют марки.)
Придумайте свой пример, доказывающий, что частицы помогают сжать информацию, превратить сложное предложение в простое.
5 этап урока. Лингвистический эксперимент.
( Его цель – обучение коммуникативно целесообразному употреблению частиц в тексте.)
На доску спроецирован текст (можно взять плакат), на котором есть пропуски-карманчики.
Вопросы и задания.
1.Прочитайте выразительно текст Н.И.Сладкова. Какие факты показались вам интересными? (Текст показан без частиц, которые заранее записаны или на доске, или на полосках бумаги для заполнения карманчиков учащимися у доски, остальные работают самостоятельно)
(Именно)...у птиц забавные встречаются имена.. (Едва ли)..поверишь, что водится птица-поганка.. Поганка (да ещё и )...рогатая. (Ведь)... и птичка-завирушка есть. Или (просто)...юла..
(А вот)...совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже)...чечевица. А (разве)...плохое название чиж или чечётка? (Неужели)...непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (Всё-таки)...названия-прозвища лучше всего!
2.Давайте поучимся «дивной вязи»: дополните текст необходимыми, на ваш взгляд, частицами (именно, всё-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да ещё и, едва ли, просто). Докажите целесообразность употребления каждой вставленной вами частицы.
3. Сравните ваш вариант с текстом Сладкова. Какой интереснее, богаче, точнее? Почему?
4. Отредактируйте свой текст. Прочитайте его выразительно.
5. Определите значение каждой употреблённой вами частицы. Укажите предложения, в которых частицы относятся к одному слову (какому?), к словосочетанию, ко всему предложению.
6. Сделайте вывод о роли частиц в данном тексте.
6 этап. Научное исследование трудной лингвистической проблемы
(выступление ученика- лингвиста с научным сообщением.)
Термин «частица» является буквальным переводом латинского слова particula и употребляется в языкознании в 2 значениях: широком – когда к частицам речи уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи (А.А.Шахматов, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов).
Более 100 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике учёный Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил её от других служебных слов. С тех пор термин «частица» стал употребляться и в узком значении, для именования конкретной части речи.
Вопрос классу для дискуссионного обсуждения:
- Какая точка зрения, на ваш взгляд, более убедительная? Почему?
7 этап. Занимательно о частицах. (Рассказ учителя дополняют ученики, выполнявшие домашние индивидуальные задания: сообщения о частицах).
В русской грамматике термин « частица» употребляется в 2 значениях: как наименование всех служебных частей речи – частицы речи – и как одна из этих частиц речи.
Количество частиц не так велико, но частота их употребления особенно в первой сотне самых частотных слов довольно заметна. Так, в 100 самых частотных слов входит 11 частиц (не, же, вот, только, ещё, уже, ну, ни,даже, ли, ведь).
Зачем нужны частицы? Их главная роль – вносить дополнительные оттенки в значения других слов, групп слов или предложений. По значению частицы обычно делятся на усилительные (же, ведь, да, все, всё-таки, даже, и,то, уж и др.), указательные (вот, вон, это), вопросительные (разве,неужели, ли), восклицательные (что за, как, какой).
Приведём примеры употребления некоторых частиц из произведений А. С. Пушкина. Например, частица вот – её употребление приближается к 1000. Безусловно, семантическая и стилистическая роль её велика. В хорошо известном стихотворении «Вновь я посетил...» Пушкин дважды употребляет указательную частицу вот, и каждый раз пронзительное чувство встречи с ушедшим прошлым глубоко западает в душу. Поэт пишет: «Вот опальный домик, Где жил я с бедною нянею моей».
«Вот холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим», и вновь взору поэта предстают картины десятилетней давности, срока разлуки с дорогими для автора местами.
И вот ещё одна печальная встреча с прошлым: «Вот мельница! Она уж развалилась». И герой «Русалки» тоже погружается в своё прошлое.
С частицей уж связывается функция усиления слов разных частей речи. Вот известные строки из «Евгения Онегина»: «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало».
Около 300 раз в текстах А. С. Пушкина встречается усилительная частица даже. Вот один пример: «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». Частица подчёркивает, что даже в детстве Татьяна была равнодушна к куклам.
Примеры употребления частиц могут быть самые разные, но в итоге следует сказать, что роль частиц в тексте весьма велика: они уточняют, выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания текста. Изучая любое художественное произведение, прозаическое или поэтическое, не пропускайте частицы, без них произведение потеряет часть своих красок.
Вывод: частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания.
8 этап. Лингвистическая миниатюра. Индивидуальная работа (миниатюры на выбор ученика).
Прослушивание магнитофонной записи (или у каждого ученика текст в печатном виде).
Были же сомнения, были же мечты, были же и надежды, что сомнения развеются, а мечты – осуществятся!
Были же...
Бы, Ли, Же... Три маленькие частицы, в которых всё это выразилось с наибольшей силой...
Несмотря на своё служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов – это нужно всегда твёрдо помнить!
Каждая из них занята своим делом в предложении, старается подчеркнуть главную мысль, чтобы она всем стала понятной. А в неслужебное время... О, о чём только не говорят в неслужебное время служебные слова! Этого вы никогда не прочтёте в тексте. Это не просто служебные слова. Их нельзя смешивать с какими- то Кое или Нибудь, которые примазываются к членам предложения, держатся за них своей чёрточкой.
- Если бы у меня было не две, а три буквы,- говорит частица Бы,- я бы такое сказала!
Ах, эта частица Бы, какая она мечтательница! Вечно ей хочется того, чего нет.
- Вряд ли, - возражает ей частица Ли, верная своей привычке во всём сомневаться. - Да нужна ли тебе лишняя буква?
- Это же пустой разговор, - останавливает их Же, привыкшая разно смотреть на вещи. – Тебе же вполне хватает двух букв – больше тебе не положено по правописанию.
Но частицу Бы трудно остановить.
- Если бы я была подлежащим, - вдруг заявляет она, - я бы навела порядок в этом тексте.
- Ой, ли! Тебе ли наводить в тексте порядок?
- Да перестаньте же! У нас же и так порядок. Этот порядок установлен грамматикой.
Так спорят в свободное время частицы. Хотя все они - служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному:
Бы мечтает. Ли сомневается. Же утверждает.
И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживёте! Попробуйте ничего не утверждать! Попробуйте ни о чём не мечтать.
Сможете прожить? Не сможете!
Миниатюра «Мягкая частица»
Слово КА мягко обижено на весь свет за то, что его постоянно путают с какими-то КОЕ или НИБУДЬ, которые примазываются к словам, держатся за них своей чёрточкой, хотя вовсе и не являются словами, даже служебными.
А частица КА– слово, служебное слово. Оно тоже пишется через чёрточку, но это совсем другая чёрточка: между словами, а не внутри слова.
И сама частица КА особенная, не похожая на другие частицы. В школьном учебнике она одна-единственная уважительно помещена в собственную рамочку, а все другие частицы группами, разрядами.
И только одна частица КА занимается индивидуальным трудом: служит для смягчения требования, старается сгладить строгость слишком резких слов. Вспомните, когда мы употребляем формы прочитай-ка, спой-ка, сядь-ка, - тогда, когда просим что-нибудь сделать, а не приказываем.
Поэтому КА вместе со своей чёрточкой имеют очень мягкий характер.
Шуточное стихотворение о частице НЕ.
Не.
Завести велели мне
Новые привычки:
Никогда девчонок не
Дергать за косички!
Никогда с братишкой не
Драться за обедом!
На уроках больше не
Говорить с соседом!
Я согласен даже не
Рисовать на карте!
И согласен даже не
Танцевать на парте!
Но несмейте делать мне
Никаких упрёков,
Если даже я и не
Выучу уроков.
(Ю.Вронский)
Шуточное стихотворение В.Суслова «Капуста».
– Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
– Как же быть без хруста, если я капуста.
Лингвистический рассказ «Сила любви».
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может.
9 этап. Делаем вывод по всей теме (фронтальный опрос по вопросам):
1. Что такое частица?
2. С какой целью употребляется частица в предложении, тексте:
а) для образования наклонений глагола,
б) для внесения в предложение утверждения или отрицания,
в) для передачи различных смысловых оттенков.
3. Что общего у частиц с другими служебными частями речи?
4. Чем отличаются частицы от предлогов и союзов?
Записываем в тетрадь доказательство:
а) Выделенное слово не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи.
б) Оно не связывает слова и предложения. Значит, это не предлог и не союз.
в) Оно вносит дополнительный оттенок в высказывание. Следовательно, это частица.
г) Оно служит для образования или наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного и наречия, или неопределённых местоимений. Значит, это частица.
5. На какие группы делятся частицы? (Делаем карту «Море частиц»).
6. Какие частицы нейтральны? Какие наиболее употребительны?
11 этап. Объяснение домашнего задания. Домашнее задание:выучить §151, упр.385. Разъяснение дифференцированного домашнего задания для участия в творческой лаборатории. Каждому ученику выдаётся учебный план к следующим 2 урокам.
Уроки №3 -№4
Тема: Экспериментальная творческая лаборатория «Драгоценные частицы».
Тип: нетрадиционный.
Форма: развивающая технология обучения - открытая форма занятия в сочетании с компьютерными технологиями, форма урока - творческая лаборатория.
Цели:
1.Реализовать целеполагание (ученик знает, чем он будет заниматься на занятии) и мотивацию к углублённому изучению частицы как служебной части речи.
2.Формировать самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика в пределах подготовленной дидактической среды.
3.Развивать навыки самоконтроля, индивидуальной работы, в паре, в группе при выполнении заданий различной степени трудности.
4.Прививать любовь к русскому языку и развивать навыки коммуникативной культуры.
Оборудование: учебный план по теме «Драгоценные частицы», правила работы на открытых занятиях,справочники, словари, энциклопедии, компьютер, компьютерный диск, бумага, цветные карандаши, краски с кисточкой.
Ход урока.
1 этап. Учащиеся сами формулируют цели урока. Учитель корректирует.
2 этап. Обдумывание цели урока. Выбор задания. На предыдущем уроке были предложены следующие задания для работы в творческой мастерской (дома ученики обдумывали задания, подбирали материалы), вам был предложен учебный план, состоящий из 2 блоков: обязательного и дополнительного. В дополнительный блок включены задания занимательного характера: ребусы, кроссворды, игры и т. д. Задания дополнительного блока можно выполнять (по выбору), если выполнено 1 задание обязательного блока (по выбору ученика). Структура учебного блока: основной блок – 1, 2, 6, 8, 9 задания, дополнительный блок – 3, 4, 5,7, 10, 11, 12 задания.
Вариант учебного плана по теме «Драгоценные частицы» (выдаётся каждому ученику, 1 вариант у учителя)
2 задание – устное сообщение о частице как служебной части речи с компьютерной презентацией «Частица»
+
+
6 задание – «Сочини лингвистическую миниатюру о частице»
+
+
8 задание – «Орфографическая копилка»
+
+
9 задание – «Парный диктант»
+
+
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ – ЛЮБЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧЕНИКА
3 задание – проведение научного исследования трудной лингвистической проблемы
+
+
4 задание – лингвистический эксперимент
-
-
5 задание – конструирование текстов
+
+
7 задание – стилистический эксперимент
+
+
10 задание – кроссворд по теме «Частица»
+
+
11 задание – «Составь схему, таблицу, памятку»
-
-
12 задание - работа с тетрадью «Драгоценные частицы»
+
+
1 задание – «Придумай школьный учебник»
Задание: на предыдущих уроках мы убедились, что в школьном учебнике скупо рассказано об интересных служебных словах – частицах. Вы знаете, что сейчас учёные, педагоги работают над новыми школьными учебниками. Представьте себе, что и вам предложили принять участие в конкурсе на лучший учебник. Что и как вы бы написали о частицах? Можно написать теоретический параграф, составить план, по которому школьникам легко будет изучать частицы, или сочинить лингвистическую миниатюру в стиле Ф. Кривина. Не забудьте об интересных примерах и красочных иллюстрациях!
2 задание– устное сообщение о частице как служебной части речи с компьютерной презентацией «Частица».
3 задание –проведение научного исследования трудной лингвистической проблемы.
4 задание –лингвистический эксперимент (по аналогии с классной работой).
Задание:дополните текст нужными частицами, докажите их уместность. Сделайте вывод о роли частиц в тексте данного стиля (какого?).
Текст.
Зацвела ива – гости со всех сторон. Кусты и деревья голые, серые, ива среди них – букет. Золотой букет. Каждый ивовый цветок – пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. Пальцем тронешь – пожелтеет палец, щёлкнешь – золотой дымок запарит. Понюхаешь – мёд.
(По Н.И.Сладкову)
5 задание – конструирование текстов.
Задание: составьте 3 текста (не более 5 предложений в каждом) на темы: «Весна пришла» (без частиц).
«Скорей бы весна пришла...» (с отрицательными и формообразовательными частицами).
«Вот и весна красна пожаловала!» (с модальными частицами).
6 задание – «Сочинилингвистическую миниатюру».
7 задание – стилистический эксперимент.
Задание: составьте текст научного стиля, сохранив в нём основную информацию данного стиля (какого?). Укажите частицы в каждом тексте, определите их разряды.
Текст.
- Разве вы не знаете, что такое табло?
- Так это же сигнальный щит, на котором показываются какие–нибудь результаты.
- А как именно они показываются?
- Да только автоматически.
8 задание – «Орфографическая копилка».
Задание: вспомнить все орфограммы, связанные с написанием частиц, с помощью учебника «Теория» сделать карточки на каждую орфограмму с примерами, затем составить орфографические диктовки на каждую орфограмму с графическим обозначением орфограмм. Карточки выполняются в произвольной форме.
9 задание –«Парный диктант».
10 задание – кроссворд по теме «Частица».
11 задание – «Составь схему, таблицу, памятку».
12 задание - Работа с тетрадью «Драгоценные частицы».
3 этап. Выполнение творческих работ. (Работа индивидуально, в паре, в группах, самостоятельно, с помощью учителя, можно привлечь учителей информатики, ИЗО).
4 этап. Выступления учащихся с творческими работами. Творческие отчёты.
5 этап. Рефлексия. Оценивание работ. Оценки выставляются всем ученикам коллективно.
6 этап. Домашнее задание: выполнить упражнение из учебника (по выбору ученика) или 1 из заданий «Творческой лаборатории» (остальные задания выполняем дома в течение 3 недель).