kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка уроков по теме "Частица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка по теме "Частица" предназначена для учащихся 7 класса. Форма уроков - нетрадиционная: урок - исследование, урок - "творческая лаборатория". Данные уроки целесообразно проводить в начале изучения темы "Частица". Задания носят творческий  и поисковый характер.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка уроков по теме "Частица" »

Уроки №1-№2



Тема: Понятие о частице.

Тип: нетрадиционный.

Форма: урок-исследование.

Цели:

1. Познакомить учащихся с грамматическими характеристиками частиц, их семантикой, ролью в организации предложения и текста.

2. Формировать умение отличать частицы от самостоятельных частей речи, выявлять сходство и отличие частиц от других служебных частей речи (предлога, союза).

3. Помочь учащимся осмыслить и оценить накопленный речевой опыт, усвоить абстрактные лингвистические понятия: оттенки значения, смысловые оттенки, модальные частицы.

4. Развивать навыки научно-исследовательской, самостоятельной работы учащихся.

5. Работа по развитию речи: знакомство с использованием частиц в различных стилях речи, с возможностью обогащения речи за счёт их употребления; выразительное чтение предложений и текстов с частицами.

Повторение: правописание частицы не с различными частями речи, знаки препинания при причастном обороте и однородных членах.

Оборудование: тексты у каждого ученика, словари и справочники, магнитофон, микросхема, таблица, рисунки, таблица со словарными словами, тетрадь «Драгоценные частицы».

Эпиграф (на доске):

«Дивной вязью он (народ) плёл невидимую сеть русского языка».

А.Н.Толстой

Ход урока

I. Диагностическое повторение изученного о частицах.

В связи с тем, что сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Частица, целью 1 этапа урока и первого задания будет повторение материала о частицах, изученного в предыдущих классах, закрепление правописания не с различными частями речи.

1) Фронтальная диагностическая мини-беседа с письменным анкетированием каждого учащегося.

Вопросы для анкеты и беседы.

- Что вы знаете о частице как служебной части речи? Перечислите известные вам частицы.

- Как часто вы употребляете частицы в своей устной речи? В каких ситуациях?

- Встречали ли вы частицы в письменных текстах? В текстах каких стилей речи?

- Какие правила написания частиц знаете?

- Какие правила вызывают у вас трудности?

II. Объяснение нового материала в форме исследования. Сообщение целей урока. Учитель обращает внимание учеников на эпиграф.

1 этап урока-исследования. Знакомство с определением частиц по школьному учебнику, с обобщающей таблицей «Разряды частиц по значению и функциям», словарной статьёй из словаря-справочника лингвистических терминов ( Д.Э. Розенталь, М.А. Теленков), из «Русской грамматики» ( т.1, с. 725-731)- было дано опережающее исследовательское задание сильным ученикам.

Вопросы для анализа таблицы:

1. Какая служебная часть речи называется частицей?

2. На какие разряды делятся все частицы? По каким признакам?

3. Отметьте наиболее употребительные частицы. В каких стилях речи они употребляются?

4. Какие частицы используются редко? В каких стилях?

5. На что указывают пометы в скобках после некоторых частиц.

2 этап урока. Анализ текста (устный) с помощью вопросов и исследовательских заданий. ( Коллективная работа).

Разговорный стиль (Н.И.Сладков «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты» (текст без названия проецируется на доску либо напечатан на бумаге)

- Угадай, кто я? Ем жуков и муравьёв и живу на ёлке.

- Неужели дятел?

- Нет, вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей.

- Так ты птица осоед.

- Как же, осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

- Как раз гусениц и личинок любят дрозды.

- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.

- Ну, тогда ты, наверно, лесная мышь.

- Вот ещё – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.

- Хорошо! Тогда ты – кошка!

- Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.

- Ладно, ты – цапля.

- Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

- Точно, куница!

- Вот именно не куница. Куница – мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.

- Скорее всего ты – свинья, раз лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!

- Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не только мух, а белки грызут не только орешки. (По Н.И. Сладкову)

Вопросы и задания

1. Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем именно?

2. Озаглавьте. Сравните своё название с авторским («Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»). Какое точнее, удачнее? Почему?

3. Определите стиль текста. Обоснуйте своё мнение.

4. Сравните два предложения:

Ты ошибся, потому что я не лесная мышь.

Вот ещё – лесная мышь!

Можно ли их употребить в диалоге? В каком предложении содержание передано сжато, энергично, впечатляюще? Какими средствами?

Где решительно и резко опровергается суждение, высказанное собеседником? В какой конструкции обнаруживается отношение говорящего к предмету разговора (к тому, о чём говорится) и к собеседнику?

5. Найдите в тексте аналогичные конструкции, по которым можно определить отношения собеседников. Каковы эти отношения? Какая часть речи помогла нам узнать о них?

6. Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям, обратившись за справками к обобщающей таблице и к следующему предписанию:

Роль частиц в предложении и тексте.

1.Укажите частицу (или сочетание частиц).

2. С какой целью употреблена частица в предложении и тексте?

а) Для образования наклонения глагола. б) Для выражения значений модальности. в) Для внесения в предложение значения утверждения или отрицания. г) Для оформления предложения по цели высказывания.

д) Входит в структуру предложения как необходимый компонент («Пойдём?» - «Давай» - согласие; «Лентяй он». – «Ну уж» - сомнение).

е) Связывает части предложения, его члены или целые предложения.

3. Признаком какого стиля является употребление частицы в данном контексте?

7. В словаре некоторые частицы имеют особые стилистические пометы: Ну да, так-таки, идёт – разговорные; аж, эк, ага, ишь, вишь – просторечные. На что указывают эти пометы? Можно ли просторечные и разговорные частицы употреблять в диалоге? Почему? Какие из названных слов встречаются в вашей речи? Замените просторечные частицы синонимичными нейтральными.

8. Сделайте вывод: почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц? (Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях устного и неподготовленного заранее общения собеседникам нужно не просто передать определённую информацию, но одновременно выразить своё отношение к ней и к собеседнику, причём, сжато, эмоционально, энергично. Это удаётся сделать с помощью частиц. В разговорном стиле используются частицы всех разрядов, причём, и такие, которые не принято употреблять в других стилях.)

9. Как вы думаете, какие частицы употребляются в остальных стилях? Докажите примерами (их можно подобрать дома).

Роль частиц в художественном тексте.

- Роль частиц в художественном тексте чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, ёмкость, выразительность. В книге С.Н. Приходько «Хоровод цветов» повествуется об истории цветка гладиолус, благородного чужестранца, имя которого с латинского переводится как меч, а его русское название – шпажник (показать рисунок, обратить внимание на форму цветка).

Учитель читает легенду (желательно использовать «тихий» фон – музыку):

Жестокий римский полководец, взяв в плен двух воинов - фракийцев, сделал их гладиаторами (показать рисунок). Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям, он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва всё-таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъярённые римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор цветок считается символом дружбы, верности и памяти.

Задание. При повторном прослушивании учащиеся записывают в тетрадь только частицы, объясняют их роль в тексте.

3 этап урока. Самостоятельная исследовательская работа - анализ текста (письменный).

Дифференцированная работа в группах.

(Текст взят из книги «Записки охотника» И.С. Тургенева («Лес и степь»), у каждого ученика в печатном варианте).

1 вариант – художественный текст (для учеников с высоким уровнем обученности).

Текст.

А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы потянулись по небу, жаворонки поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на горе.

Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный свежим дыханием весны!

Вопросы и задания

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Правописание каких слов нуждается в объяснении?

3. Сгруппируйте орфограммы (гласные в корне, безударные личные окончания глаголов и т. д.)

4. Можно ли сгруппировать пунктограммы?

5. Какая пунктограмма единственная?

6. Назовите известные вам части речи в этом отрывке.

7. Назовите все служебные части речи, которые вы можете найти. Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных? Чем частица отличается от других служебных частей речи? В чём их сходство?

8. Зачем же они нужны в речи?

9. Сделайте вывод и докажите, что в тексте есть частицы.

10. Проведите эксперимент: переставьте частицы в тексте на другое место, вставьте другие частицы. Проследите, что изменится в предложении. (Ученики делают вывод: частицы могут путешествовать по предложению, но их место всё-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора).

9. Прочитайте текст без частиц, подтвердите вывод о роли частиц в тесте.

2 вариант – разговорный стиль в художественном тексте (для учеников со средним уровнем обученности).

Текст («Бежин луг» И.С.Тургенева).

- А вот случилось. Ты, может быть, Федя, не знаешь, а только там у нас утопленник похоронен; а утопился он давным-давно, как пруд ещё был глубок; только могилка его ещё видна, да и та чуть видна: там бугорочек... Вот на днях зовёт приказчик псаря Ермила; говорит: «Ступай, мол, Ермил, на пошту...» (и до слов «...дорога вышла).

Задания для «поиска»:

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Объясните трудные орфограммы и пунктограммы в тексте.

3. Найдите частицы.

4. Решите, почему так много а и одинакова ли роль а в тексте.

5. Проведите эксперимент: переставьте частицы в тексте на другое место, вставьте другие частицы. Проследите, что изменится в предложении. (Ученики делают вывод: частицы могут путешествовать по предложению, но их место всё-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора).

6. Прочитайте текст без частиц, подтвердите вывод о роли частиц в тексте.

3 вариант – художественный стиль (для учеников с низким уровнем обученности).

Текст («Вариации»)

День весенний, пленительный день!

Так приветно журчали ручьи,

А в лесу в полусветлую тень

Так светло западали ручьи!

Как роскошно струилась река!

Как легко трепетали листы!

Как блаженно неслись облака!

Как светло улыбалася ты.

Задания для «поиска:

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Объясните трудные орфограммы и пунктограммы в тексте.

3. Найдите частицы.

4. Что в этом тексте создаёт ощущение праздничности?

5. Проведите эксперимент: переставьте частицы в тексте на другое место, вставьте другие частицы. Проследите, что изменится в предложении. (Ученики делают вывод: частицы могут путешествовать по предложению, но их место всё-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора).

6. Прочитайте текст без частиц, подтвердите вывод о роли частиц в тесте.

4 вариант - для слабых учеников можно взять тексты из сказок А.С.Пушкина: в «Сказке о царе Салтане» свыше 150 частиц; из «Сказки о золотом петушке» - от слов «Чтоб концы своих владений» до слов «Стал и вынул из мешка золотого петушка», от слов «Войска идут и день и ночь» до слов «Видит шёлковый шатёр»).

4этап - конструирование микротекстов по предложениям.

Вопросы и задания.

1. Сравните 4 предложения. Одинаковую ли информацию они содержат? Как вы это установили?

1) Я приглашаю вас сегодня в гости. 2) И я приглашаю вас сегодня в гости. 3) Я приглашаю и вас сегодня в гости. 4) Я приглашаю вас и сегодня в гости.

2. Какой частью речи является и в этих предложениях? Аргументируйте своё мнение. (Частица, так как союз связывает однородные члены или части сложного предложения.)

3. Сконструируйте микротекст по каждому предложению. Какие получились микротексты: одинаковые или разные? Почему? (По 1 предл. ребята составляют самые разные микротексты. По 2 предл. примерно такие: «Я слышал, что вас сегодня пригласили в гости сначала бабушка, а позднее – моя одноклассница Люда. И я приглашаю вас сегодня в гости». По 3 предл.: «Сегодня у меня день рождения. Соберутся самые близкие мне люди. Я приглашаю и вас сегодня в гости, потому что давно хочу подружиться с вами». По 4 предл.: «Я приглашаю вас и сегодня в гости, хотя все последние дни мы и так не расставались).

4. Сделайте выводы:

1) Могут ли частицы «путешествовать» по предложению? Произвольна ли позиция частицы в высказывании?

2) Помогают ли частицы восстановить контекст, подсказать, о чём говорилось прежде, и предсказать продолжение текста? Докажите своими примерами. (Вывод: частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом, словосочетанием и даже целым высказыванием, которое важно, значительно для автора.)

Методические пояснения.

Конструирование микротекстов убедило учащихся, что по предложению с частицами легко восстановить контекст, ввести информацию, дополняющую и конкретизирующую содержание предложений с частицей. Назначение данных служебных слов - делать речь экономной, выразительной, передавать отношения, чувства автора.

Анализ текста и конструирование микротекстов по предложениям с частицами помогли школьникам осознать роль частиц в тексте: логическое выделение части высказывания, придание ему разнообразных эмоционально-экспрессивных оттенков.

Для закрепления целесообразно обратиться к привычным речевым построениям: Что она любила с детства – только петь; Планы – просто наполеоновские! В этих и подобных примерах, типичных для разговорной речи, частицы являются элементом приёма «сегментации» - экспрессивно-синтаксического расчленения высказывания, имеющего целью выделить новое (рему).

Частицы могут указывать также на определённое скрытое содержание высказывания или текста. Обнаружить это содержание и помогают частицы. Конструирование микротекстов по предложению с «путешествующей» частицей формирует умение восстанавливать текст по различающимся речевым построениям.

Для отработки названного умения можно задать проблемный вопрос:

В чём сходство и различие двух выражений: Приятно, что именно вы принесли книгу сегодня. Приятно, что вы принесли книгу именно сегодня.

Иллюстрациями могут служить и предложения с разными частицами, помогающими восстановить контекст. Например: Обгоревший дуб–то там стоит.- Там ещё обгоревший дуб стоит.. По 1 предл. восстанавливаем приблизительно такой контекст: «Знакомые рассказывали недавно, что недалеко от них был сильный пожар, который уничтожил всё вокруг. И даже огромный, давно обгоревший дуб, под которым мы любили играть. Но сегодня мы были в тех краях; пожар уничтожил всё, кроме дуба. Обгоревший дуб – то там стоит». По 2 предл. восстанавливаем описание какой–нибудь местности. Называются разные ориентиры и среди них главный, наиболее заметный - обгоревший дуб.

5. Прочитайте предложение, произведите его синтаксический разбор.

В нашем классе девочки коллекционируют марки, а мальчики марок не коллекционируют.

Замените сложное предложение простым, сохранив основную информацию. (В нашем классе только девочки коллекционируют марки.)

Придумайте свой пример, доказывающий, что частицы помогают сжать информацию, превратить сложное предложение в простое.

5 этап урока. Лингвистический эксперимент.

( Его цель – обучение коммуникативно целесообразному употреблению частиц в тексте.)

На доску спроецирован текст (можно взять плакат), на котором есть пропуски-карманчики.

Вопросы и задания.

1. Прочитайте выразительно текст Н.И.Сладкова. Какие факты показались вам интересными? (Текст показан без частиц, которые заранее записаны или на доске, или на полосках бумаги для заполнения карманчиков учащимися у доски, остальные работают самостоятельно)

(Именно)...у птиц забавные встречаются имена.. (Едва ли)..поверишь, что водится птица-поганка.. Поганка (да ещё и )...рогатая. (Ведь)... и птичка-завирушка есть. Или (просто)...юла..

(А вот)...совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже)...чечевица. А (разве)...плохое название чиж или чечётка? (Неужели)...непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (Всё-таки)...названия-прозвища лучше всего!

2. Давайте поучимся «дивной вязи»: дополните текст необходимыми, на ваш взгляд, частицами (именно, всё-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да ещё и, едва ли, просто). Докажите целесообразность употребления каждой вставленной вами частицы.

3. Сравните ваш вариант с текстом Сладкова. Какой интереснее, богаче, точнее? Почему?

4. Отредактируйте свой текст. Прочитайте его выразительно.

5. Определите значение каждой употреблённой вами частицы. Укажите предложения, в которых частицы относятся к одному слову (какому?), к словосочетанию, ко всему предложению.

6. Сделайте вывод о роли частиц в данном тексте.

6 этап. Научное исследование трудной лингвистической проблемы

(выступление ученика- лингвиста с научным сообщением.)

Термин «частица» является буквальным переводом латинского слова particula и употребляется в языкознании в 2 значениях: широком – когда к частицам речи уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи (А.А.Шахматов, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов).

Более 100 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике учёный Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил её от других служебных слов. С тех пор термин «частица» стал употребляться и в узком значении, для именования конкретной части речи.

Вопрос классу для дискуссионного обсуждения:

- Какая точка зрения, на ваш взгляд, более убедительная? Почему?

7 этап. Занимательно о частицах. (Рассказ учителя дополняют ученики, выполнявшие домашние индивидуальные задания: сообщения о частицах).

В русской грамматике термин « частица» употребляется в 2 значениях: как наименование всех служебных частей речи – частицы речи – и как одна из этих частиц речи.

Количество частиц не так велико, но частота их употребления особенно в первой сотне самых частотных слов довольно заметна. Так, в 100 самых частотных слов входит 11 частиц (не, же, вот, только, ещё, уже, ну, ни, даже, ли, ведь).

Зачем нужны частицы? Их главная роль – вносить дополнительные оттенки в значения других слов, групп слов или предложений. По значению частицы обычно делятся на усилительные (же, ведь, да, все, всё-таки, даже, и, то, уж и др.), указательные (вот, вон, это), вопросительные (разве, неужели, ли), восклицательные (что за, как, какой).

Приведём примеры употребления некоторых частиц из произведений А. С. Пушкина. Например, частица вот – её употребление приближается к 1000. Безусловно, семантическая и стилистическая роль её велика. В хорошо известном стихотворении «Вновь я посетил...» Пушкин дважды употребляет указательную частицу вот, и каждый раз пронзительное чувство встречи с ушедшим прошлым глубоко западает в душу. Поэт пишет: «Вот опальный домик, Где жил я с бедною нянею моей».

«Вот холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим», и вновь взору поэта предстают картины десятилетней давности, срока разлуки с дорогими для автора местами.

И вот ещё одна печальная встреча с прошлым: «Вот мельница! Она уж развалилась». И герой «Русалки» тоже погружается в своё прошлое.

С частицей уж связывается функция усиления слов разных частей речи. Вот известные строки из «Евгения Онегина»: «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало».

Около 300 раз в текстах А. С. Пушкина встречается усилительная частица даже. Вот один пример: «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». Частица подчёркивает, что даже в детстве Татьяна была равнодушна к куклам.

Примеры употребления частиц могут быть самые разные, но в итоге следует сказать, что роль частиц в тексте весьма велика: они уточняют, выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания текста. Изучая любое художественное произведение, прозаическое или поэтическое, не пропускайте частицы, без них произведение потеряет часть своих красок.

Вывод: частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания.

8 этап. Лингвистическая миниатюра. Индивидуальная работа (миниатюры на выбор ученика).

Прослушивание магнитофонной записи (или у каждого ученика текст в печатном виде).

- Прочитайте внимательно и выразительно миниатюры. Какие характерные признаки частиц называются?

Миниатюра Феликса Кривина «Служебные слова».

Были же сомнения, были же мечты, были же и надежды, что сомнения развеются, а мечты – осуществятся!

Были же...

Бы, Ли, Же... Три маленькие частицы, в которых всё это выразилось с наибольшей силой...

Несмотря на своё служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов – это нужно всегда твёрдо помнить!

Каждая из них занята своим делом в предложении, старается подчеркнуть главную мысль, чтобы она всем стала понятной. А в неслужебное время... О, о чём только не говорят в неслужебное время служебные слова! Этого вы никогда не прочтёте в тексте. Это не просто служебные слова. Их нельзя смешивать с какими- то Кое или Нибудь, которые примазываются к членам предложения, держатся за них своей чёрточкой.

- Если бы у меня было не две, а три буквы,- говорит частица Бы,- я бы такое сказала!

Ах, эта частица Бы, какая она мечтательница! Вечно ей хочется того, чего нет.

- Вряд ли, - возражает ей частица Ли, верная своей привычке во всём сомневаться. - Да нужна ли тебе лишняя буква?

- Это же пустой разговор, - останавливает их Же, привыкшая разно смотреть на вещи. – Тебе же вполне хватает двух букв – больше тебе не положено по правописанию.

Но частицу Бы трудно остановить.

- Если бы я была подлежащим, - вдруг заявляет она, - я бы навела порядок в этом тексте.

- Ой, ли! Тебе ли наводить в тексте порядок?

- Да перестаньте же! У нас же и так порядок. Этот порядок установлен грамматикой.

Так спорят в свободное время частицы. Хотя все они - служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному:

Бы мечтает. Ли сомневается. Же утверждает.

И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживёте! Попробуйте ничего не утверждать! Попробуйте ни о чём не мечтать.

Сможете прожить? Не сможете!

Миниатюра «Мягкая частица»

Слово КА мягко обижено на весь свет за то, что его постоянно путают с какими-то КОЕ или НИБУДЬ, которые примазываются к словам, держатся за них своей чёрточкой, хотя вовсе и не являются словами, даже служебными.

А частица КА – слово, служебное слово. Оно тоже пишется через чёрточку, но это совсем другая чёрточка: между словами, а не внутри слова.

И сама частица КА особенная, не похожая на другие частицы. В школьном учебнике она одна-единственная уважительно помещена в собственную рамочку, а все другие частицы группами, разрядами.

И только одна частица КА занимается индивидуальным трудом: служит для смягчения требования, старается сгладить строгость слишком резких слов. Вспомните, когда мы употребляем формы прочитай-ка, спой-ка, сядь-ка, - тогда, когда просим что-нибудь сделать, а не приказываем.

Поэтому КА вместе со своей чёрточкой имеют очень мягкий характер.

Шуточное стихотворение о частице НЕ.

Не.

Завести велели мне

Новые привычки:

Никогда девчонок не

Дергать за косички!

Никогда с братишкой не

Драться за обедом!

На уроках больше не

Говорить с соседом!

Я согласен даже не

Рисовать на карте!

И согласен даже не

Танцевать на парте!

Но не смейте делать мне

Никаких упрёков,

Если даже я и не

Выучу уроков.

(Ю.Вронский)

Шуточное стихотворение В.Суслова «Капуста».

– Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

– Как же быть без хруста, если я капуста.

Лингвистический рассказ «Сила любви».

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».

Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может.

9 этап. Делаем вывод по всей теме (фронтальный опрос по вопросам):

1. Что такое частица?

2. С какой целью употребляется частица в предложении, тексте:

а) для образования наклонений глагола,

б) для внесения в предложение утверждения или отрицания,

в) для передачи различных смысловых оттенков.

3. Что общего у частиц с другими служебными частями речи?

4. Чем отличаются частицы от предлогов и союзов?

Записываем в тетрадь доказательство:

а) Выделенное слово не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи.

б) Оно не связывает слова и предложения. Значит, это не предлог и не союз.

в) Оно вносит дополнительный оттенок в высказывание. Следовательно, это частица.

г) Оно служит для образования или наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного и наречия, или неопределённых местоимений. Значит, это частица.

5. На какие группы делятся частицы? (Делаем карту «Море частиц»).

6. Какие частицы нейтральны? Какие наиболее употребительны?

10 этап. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок (коллективное обсуждение).

11 этап. Объяснение домашнего задания. Домашнее задание: выучить §151, упр.385. Разъяснение дифференцированного домашнего задания для участия в творческой лаборатории. Каждому ученику выдаётся учебный план к следующим 2 урокам.



Уроки №3 -№4



Тема: Экспериментальная творческая лаборатория «Драгоценные частицы».

Тип: нетрадиционный.

Форма: развивающая технология обучения - открытая форма занятия в сочетании с компьютерными технологиями, форма урока - творческая лаборатория.

Цели:

1. Реализовать целеполагание (ученик знает, чем он будет заниматься на занятии) и мотивацию к углублённому изучению частицы как служебной части речи.

2. Формировать самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика в пределах подготовленной дидактической среды.

3. Развивать навыки самоконтроля, индивидуальной работы, в паре, в группе при выполнении заданий различной степени трудности.

4. Прививать любовь к русскому языку и развивать навыки коммуникативной культуры.

Оборудование: учебный план по теме «Драгоценные частицы», правила работы на открытых занятиях, справочники, словари, энциклопедии, компьютер, компьютерный диск, бумага, цветные карандаши, краски с кисточкой.

Ход урока.

1 этап. Учащиеся сами формулируют цели урока. Учитель корректирует.

2 этап. Обдумывание цели урока. Выбор задания. На предыдущем уроке были предложены следующие задания для работы в творческой мастерской (дома ученики обдумывали задания, подбирали материалы), вам был предложен учебный план, состоящий из 2 блоков: обязательного и дополнительного. В дополнительный блок включены задания занимательного характера: ребусы, кроссворды, игры и т. д. Задания дополнительного блока можно выполнять (по выбору), если выполнено 1 задание обязательного блока (по выбору ученика). Структура учебного блока: основной блок – 1, 2, 6, 8, 9 задания, дополнительный блок – 3, 4, 5,7, 10, 11, 12 задания.

Вариант учебного плана по теме «Драгоценные частицы» (выдаётся каждому ученику, 1 вариант у учителя)



Дата__________ Фамилия, имя____________________________

















БЛОКИ

ЗАДАНИЯ

ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕНИИ

ученик

учитель

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ –

1 ЗАДАНИЕ ПО ВЫБОРУ УЧЕНИКА

1 задание – «Придумай школьный учебник»

+

+

2 задание – устное сообщение о частице как служебной части речи с компьютерной презентацией «Частица»

+

+

6 задание – «Сочини лингвистическую миниатюру о частице»

+

+

8 задание – «Орфографическая копилка»

+

+

9 задание – «Парный диктант»

+

+

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ – ЛЮБЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧЕНИКА

3 задание – проведение научного исследования трудной лингвистической проблемы

+

+

4 задание – лингвистический эксперимент

-

-

5 задание – конструирование текстов

+

+

7 задание – стилистический эксперимент

+

+

10 задание – кроссворд по теме «Частица»

+

+

11 задание – «Составь схему, таблицу, памятку»

-

-

12 задание - работа с тетрадью «Драгоценные частицы»

+

+



1 задание«Придумай школьный учебник»

Задание: на предыдущих уроках мы убедились, что в школьном учебнике скупо рассказано об интересных служебных словах – частицах. Вы знаете, что сейчас учёные, педагоги работают над новыми школьными учебниками. Представьте себе, что и вам предложили принять участие в конкурсе на лучший учебник. Что и как вы бы написали о частицах? Можно написать теоретический параграф, составить план, по которому школьникам легко будет изучать частицы, или сочинить лингвистическую миниатюру в стиле Ф. Кривина. Не забудьте об интересных примерах и красочных иллюстрациях!

2 задание – устное сообщение о частице как служебной части речи с компьютерной презентацией «Частица».

3 задание – проведение научного исследования трудной лингвистической проблемы.

4 задание – лингвистический эксперимент (по аналогии с классной работой).

Задание: дополните текст нужными частицами, докажите их уместность. Сделайте вывод о роли частиц в тексте данного стиля (какого?).

Текст.

Зацвела ива – гости со всех сторон. Кусты и деревья голые, серые, ива среди них – букет. Золотой букет. Каждый ивовый цветок – пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. Пальцем тронешь – пожелтеет палец, щёлкнешь – золотой дымок запарит. Понюхаешь – мёд.

(По Н.И.Сладкову)

5 заданиеконструирование текстов.

Задание: составьте 3 текста (не более 5 предложений в каждом) на темы: «Весна пришла» (без частиц).

«Скорей бы весна пришла...» (с отрицательными и формообразовательными частицами).

«Вот и весна красна пожаловала!» (с модальными частицами).

6 задание«Сочини лингвистическую миниатюру».

7 заданиестилистический эксперимент.

Задание: составьте текст научного стиля, сохранив в нём основную информацию данного стиля (какого?). Укажите частицы в каждом тексте, определите их разряды.

Текст.

- Разве вы не знаете, что такое табло?

- Так это же сигнальный щит, на котором показываются какие–нибудь результаты.

- А как именно они показываются?

- Да только автоматически.

8 задание«Орфографическая копилка».

Задание: вспомнить все орфограммы, связанные с написанием частиц, с помощью учебника «Теория» сделать карточки на каждую орфограмму с примерами, затем составить орфографические диктовки на каждую орфограмму с графическим обозначением орфограмм. Карточки выполняются в произвольной форме.

9 задание – «Парный диктант».

10 задание – кроссворд по теме «Частица».

11 задание – «Составь схему, таблицу, памятку».

12 задание - Работа с тетрадью «Драгоценные частицы».

3 этап. Выполнение творческих работ. (Работа индивидуально, в паре, в группах, самостоятельно, с помощью учителя, можно привлечь учителей информатики, ИЗО).

4 этап. Выступления учащихся с творческими работами. Творческие отчёты.

5 этап. Рефлексия. Оценивание работ. Оценки выставляются всем ученикам коллективно.

6 этап. Домашнее задание: выполнить упражнение из учебника (по выбору ученика) или 1 из заданий «Творческой лаборатории» (остальные задания выполняем дома в течение 3 недель).






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка уроков по теме "Частица"

Автор: Ошоева Людмила Александровна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241699

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Тема методической разработки:  «Урок повторения по теме «Световые кванты»."
    ["seo_title"] => string(78) "tiema-mietodichieskoi-razrabotki-urok-povtorieniia-po-tiemie-svietovyie-kvanty"
    ["file_id"] => string(6) "248578"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446741359"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка урока по русскому языку "Частица как часть речи""
    ["seo_title"] => string(76) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_chastitsa_kak_chast_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "612665"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1662531114"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "138008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457190"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Методическая разработка по предмету "Эпизоотология с основами микробиологии" на тему: "Ботулизм животных" "
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskaia-razrabotka-po-priedmietu-epizootologhiia-s-osnovami-mikrobiologhii-na-tiemu-botulizm-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "194819"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427814959"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Методическая разработка урока по физике "Опыт резерфорда. Строение атома "
    ["seo_title"] => string(79) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-fizikie-opyt-riezierforda-stroieniie-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "101827"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402458261"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства