kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по русскому языку "Частица как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит разработку урока по русскому языку на тему "Частиица как часть речи".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку "Частица как часть речи"»

ГБПОУ «Зеленодольский механический колледж»














План-конспект урока

Практическая работа по дисциплине «Русский язык»

«Частица как часть речи»










Разработала: Нуриева Альбина Ильфатовна

Преподаватель дисциплины «Русский язык»

ГАПОУ «Зеленодольский механический колледж»















Зеленодольск

2020 год

Дисциплина «Русский язык»

Тема: Частица как часть речи.

Методическая тема (колледжа): «Педагогические технологии, формирующие профессиональные компетенции в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и международных стандартов»


Цели:

образовательные: повторение и обобщение знаний о частицах, показать основные функции и значение частиц, совершенствование умения определять разряд частицы и ее роль в предложении, формирование умений и навыков отличия частиц от других частей речи, совершенствование орфографических навыков;

воспитательные: продолжить формирование потребности к новым знаниям, воспитание толерантности, интереса к русскому языку, воспитывать настойчивость и целеустремленность в достижении поставленной цели, умение работать самостоятельно и в группе, слушать друг друга, продолжить формировать стремление у студентов грамотно выражать свои мысли и пользоваться полученными знаниями на письме;

развивающие: развивать устную и письменную речь студентов, стимулировать развитие внимания и наблюдательности; совершенствование умения работать с текстом, развивать познавательную активность на занятии, развивать аналитические способности: сравнение, синтез, обобщение.

Задачи:

  • сформулировать цели и задачи занятия, найти средства для их реализации;

  • проверить усвоение материала, изученного на прошлом занятии;

  • организовать целенаправленную познавательную деятельность, подготовить обучающихся к усвоению знаний, включить обучающихся в процесс добывания знаний, умений и навыков;

  • дать конкретные представления об изучаемых фактах, основной цели вопроса, добиться изучения способов, путей и средств, которые привели бы к применению изученного материала;

  • закрепить в памяти те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы,

  • добиться повышения уровня осмысления изучаемого материала и глубины его понимания, подвести итоги урока;

  • проанализировать и выставить оценки.

Формируемые образовательные результаты и компетенции:


Образовательные результаты

Общие и профессиональные компетенции

Личностные:

  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • воспитание уважения к русскому языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

  • умение грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке;

  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;



ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.


ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.


ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.


ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.


ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

Метапредметные:

  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  • применение навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;


ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.


ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.


ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

Предметные:

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

  • сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.


ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.


ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.


ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.


ПК 2.1. Разрабатывать конструкторскую документацию для изготовления деталей узлов, секций корпусов.






Тип урока: совершенствование знаний, отработка умений и навыков, формирование общих и профессиональных компетенций

Вид урока: Практическая работа.

Методы обучения: словесные – вопросы, чтение текста, устное сообщение; наглядные – демонстрация слайдов; практические – самостоятельная работа, выполнение упражнений.

Межпредметные связи:

- Литература.

Внутрипредметные связи:

- темы раздела «Морфология».

Материально-техническое оснащение (обеспечение): компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, проекционный экран, дидактический материал (карточки с заданиями для выполнения проверочной работы, раздаточный учебный материал).


Источники информации:


  1. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи.: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: ИЦ Академия, 2013.


  1. Воителева, Т.М. Русский язык: сборник упражнений: Учебное пособие для начального и среднего профессионального образования / Т.М. Воителева. - М.: ИЦ Академия, 2013.

  2. Греков, В.Ф. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В.Ф. Греков. - М.: Просв., 2013.


  1. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. 


  1. Русский язык: Сборник упражнений для 10 кл / Под ред. Воитеелевой Т.М. - М.: Academia, 2017.


  1. Русский язык / Под ред. Герасименко Н.А. - М.: Academia, 2019.


Электронные издания (электронные ресурсы):


https://morphologyonline.ru

https://videotutor-rusyaz.ru

https://licey.net

Ход урока


№п\п

Этапы урока

Содержание этапа

1

Организационный момент

(5 минут)


Цель этапа:

Создание эмоционального настроя на совместную познавательную деятельность


Задачи преподавателя:

Подготовить обучающихся к работе на занятии и настроить их на эффективную работу на уроке


Метод: беседа


Задачи обучающихся:

Проверить свою готовность к уроку


Критерий достижения цели:

Полная готовность группы и оборудования, быстрое включение обучающихся в деловой ритм.


Обоснование актуальности темы и целей урока



Приветствие, выявление отсутствующих, организация внимания и позитивного настроя обучающихся на занятии.


На предыдущих занятиях мы с вами повторяли служебные части речи (предлог, союз), выполняли упражнения, задания, с целью изучения особенностей каждой их них, делали морфологический разбор, вспоминали правила правописания и расстановки знаков препинания в предложениях с участием союзов и предлогов.


Сегодня мы обратимся к еще одной части речи. Тема нашего занятия звучит так: «Частица как часть речи».


В русском языке данная тема является важной, несмотря на кажущуюся незначительность и малую форму частицы. Данная часть речи наделяет предложения задуманным смыслом, придает эмоциональность и помогает образовать или изменять формы слова.

Ранее к названию «частицы» относили и другие служебные части речи (союзы, предлоги). Однако по мере роста уровня лингвистики, каждый из видов был выделен в особый класс.

Сегодня мы вспомним, что такое частица, в чем ее отличие от других частей речи, познакомимся с разрядами частиц и повторим правила ее правописания.

Цель урока: повторить и обобщить знания о частицах, определить основные функции и значение частицы, научиться отличать ее от других частей речи, уметь определять разряд частицы и усовершенствовать навыки ее правописания.

2

Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний

(10 минут)


Цель этапа: проверить усвоение теоретических основ морфологии, устранить в ходе проверки выявленные пробелы в знаниях.



Задачи преподавателя:

- проверить усвоение теоретических основ морфологии;

- выявление пробелов в знаниях и их коррекция;

- обеспечение актуализации опорных знаний и умений по разделу «Морфология», в т.ч. темы «Союз как часть речи».


Метод (приём):

устный фронтальный опрос,

наглядно-иллюстративный, самоконтроль


Задачи обучающихся:

закрепить основные знания о частях речи, в т.ч. о союзе


Критерии достижения целей:

- в ходе оптимального сочетания контроля и самоконтроля студент демонстрирует знание основных сведений о частях речи;

- произведена оценка уровня теоретических и практических знаний студентов по пройденным ранее темам раздела «Морфологии».


Критерии оценивания устных ответов:

1 балл за каждый верный ответ.

Студенты, ответившие правильно на вопросы, отмечаются преподавателем в опросном листе, по которому в конце урока будут подводиться итоги и выставляться оценки.

Критерии оценивания домашнего задания обучающихся:

«5» - даны верные ответы на все вопросы теста;

«4» - допущена одна ошибка при ответе на тестовые задания;

«3» - допущены две ошибки в ответах на тестовые задания;

«2» - студент не смог правильно ответить на достаточное количество поставленных вопросов.


Для успешного освоения новой темы для начала вспомним ранее изученное по разделу «Морфология». Прошу вас устно ответить на вопросы.

За каждый правильный ответ студент получает 1 балл.


Вопросы:

  1. На какие группы делятся все части речи?

  2. Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

  3. С какими служебными частями речи мы уже познакомились?

  4. Какова роль предлога в предложении?

  5. Для чего служит союз?

  6. Назовите известные вам частицы.


Предполагаемые ответы:

  1. Самостоятельные и служебные части речи.

  2. Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и пр. Каждая из самостоятельных частей речи обладает своими морфологическими признаками и выполняет определенную синтаксическую роль в предложении. Служебные части речи — это группы слов, которые не имеют лексического значения. Они не обозначают предметы, признаки, количества или действия, а служат для связи слов, словосочетаний и частей сложных предложений или выражают отношения между ними и не могут быть членами предложения.

  3. Предлоги и союзы.

  4. Предлоги служат для связи слов и словосочетаний в предложении, а также устанавливают смысловые отношения в предложении.

  5. Союз служит для связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.

  6. Частицы – не, ни, пусть, же, бы, разве, неужели, только, ли, даже, все-таки и др.


Молодцы! Вы верно смогли ответить на вопросы.


На прошлом занятии мы подробно говорили о союзе, его типах, роли в предложении. Вашим домашним заданием было повторить всё изученное и подготовиться к тестированию.

Итак, предлагаю вам ответить на вопросы теста, представленные на экране.


1. Отметьте верную характеристику союза из предложения:
Пётр очень хотел, чтобы именно сегодня никто ему не мешал.
а) сочинительный, противительный, связывает однородные сказуемые;
б) подчинительный, целевой;
в) сочинительный, соединительный, связывает предложения в тексте;
г) подчинительный, изъяснительный.+


2. Какие конструкции связывают союзы?
а) Главное и зависимое слово в словосочетании.
б) Однородные члены предложения.+
в) Части (простые предложения) в составе сложного предложения.+


3. Какая строка содержит только сочинительные союзы?
а) не только… но и, зато, или; +
б) чтобы, если, а;
в) так как, также, либо;
г) то…то, однако, что.


4. Что является союзом:
а) перед
б) неужели
в) будто    +
г) около


5. В каком предложении слово пишется раздельно?
а) Слева от дороги то(же) были холмы.
б) Лес так(же) хорош, как и три года назад.+
в) Что(бы) быть здоровым, закаляйся!
г) Дарья Тихоновна выздоравливала, за(то) захворал дед Василий.


6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ранним утром пароход внезапно остановился (1) и пассажиры (2) разбуженные этой внезапной остановкой (3) стали вскоре появляться на палубе.
а) 1,3
б) 1,2
в) 1,2,3   +
г) 2,3


Проведем самооценку вашей подготовки. И при выявлении неточностей и ошибок, скорректируем свои знания. Критерии оценки следующие:

«5» - даны верные ответы на все вопросы теста;

«4» - допущена 1 ошибка при ответе на тестовые задания;

«3» - допущены 2 ошибки в ответах на тестовые задания;

«2» - студент не смог правильно ответить на достаточное количество поставленных вопросов.


(на экране правильные варианты ответов с последующими комментариями преподавателя и студентов).


Молодцы! С домашним заданием вы успешно справились.

3

Мотивационный этап

(10 минут)


Цель этапа:

  • подготовка обучающихся к активному сознательному усвоению знаний;

  • мотивация и принятие студентами цели, учебно-познавательной деятельности.


Задачи преподавателя:

- обеспечить восприятие общих теоретических сведений о частице;

- уметь находить и объяснять причинно-следственную связь языковых явлений;

- познакомить обучающихся с историей возникновения частицы как части речи


Метод (приём):

фронтальная беседа с использованием демонстрационного материала и устного сообщения

Задачи обучающихся:

осмысленное восприятие темы и целей занятия, понимание важности изучаемого предмета


Критерии определения уровня внимания и интереса обучающихся к материалу:

активные действия студентов при использовании знаний, полученных ранее на уроках русского языка, инициатива со стороны обучающихся принять участие в работе на уроке; ответы на вопросы преподавателя.


Критерии оценивания устных ответов:

1 балл за каждый верный ответ.

Студенты, ответившие правильно на вопросы, отмечаются преподавателем в опросном листе, по которому в конце урока будут подводиться итоги и выставляться оценки.



Итак, прошу вас обратить внимание на высказывание российского и советского лингвиста, профессора Александра Матвеевича Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства».

Частицы – одно из самых своеобразных и сложных явлений языка. Открыты и описаны они были ещё в пятом веке до нашей эры индийским грамматиком Панини, но и в наше время роль их в языке до конца не выяснена. Термин «частица» совсем молодой. Он появился лишь в XIX веке. Первоначально он употреблялся как наименование всех служебных частей речи. Но более 120 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике ученый Добиаш Александр Антонович назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов.

Таким образом, частица – самая малоизученная часть речи. Но она так же, как и другие части речи, имеет ряд своих достоинств и особенностей.

Давайте вспомним основные характеристики частицы, ответив на вспомогательные вопросы, представленные на экране.

В этом нам помогут предложения, содержащие частицы.

  1. Мы лишь раз его видели.

  2. Ну и огромная собака у вас!

  3. Неужели ты не замечаешь этого?

  4. Если бы ты пошел с нами

  5. Уж небо осенью дышало…

  6. Пускай судьба забросит нас далёко, пускай!

  7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.


Вопросы:

  1. Частица - самостоятельная или служебная часть речи?

  2. Имеет ли частица грамматическое значение.

  3. Изменяется ли она?

  4. На какие вопросы отвечает частица?

  5. Является ли членом предложения?

  6. Функция и роль частицы в предложении.


За каждый правильный устный ответ студент получает 1 балл.


Таким образом, мы можем сформировать кластер для частицы и дать определение этой части речи.

Части́ца — служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения, эмоциональные оттенки в предложении или служит для образования форм слова. 


Студенты записывают в тетради обобщенные сведения о частице (в виде кластера) и определение данной части речи.


Представьте, что из предложений исчезли частицы:

1) Я бы в судостроители пошёл. – Я пошёл в судостроители (действие станет реальным)

2) Вряд ли контуры и размеры деталей корпуса были определены по проекции «корпус». - Контуры и размеры деталей корпуса были определены по проекции «корпус» (исчезнет значение сомнения)

3) Чертежи, необходимые для изготовления деталей корпуса, проектанты судов не выпускают. – Чертежи, необходимые для изготовления деталей корпуса, проектанты судов выпускают (смысл поменяется на противоположный)


Вывод: вы уже убедились, что роль этой маленькой частицы весьма велика.  Главная роль частиц – вносить дополнительные оттенки в значения других слов, групп слов или предложений, выражать отношение говорящего к сказанному.


Порой частица имеет роковое значение. Пример тому - история, случившаяся в конце XVIII века при царствовании Павла I. Расскажет нам об этом курьезе Шайхутдинов Булат (сообщение с презентацией).


Сообщение: Однажды придворный писарь, составляя со слов императора очередной указ о производстве в следующий чин офицеров, при написании первых двух слов фразы «прапорщики же [такие-то] — в подпоручики» ошибся — написал «прапорщик Киже», в результате в тексте указа перед реальными фамилиями оказался вписан никогда не существовавший прапорщик Киже. Когда указ подали на подпись, император почему-то решил выделить первого из новопроизведённых подпоручиков и собственноручно дописал к указу «подпоручика Киже в поручики». Поручик Киже, видимо, запомнился императору, во всяком случае, уже через несколько дней император произвёл его в штабс-капитаны. Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине, он дослужился до генеральского чина. Подобным образом Киже очень быстро рос в чине и вскоре был произведён в полковники, и на этом, последнем приказе о производстве в чин император написал: «Вызвать сейчас ко мне». Кинувшись искать полковника, военное руководство его не обнаружило. Лишь изучив все документы о производстве, удалось дойти до самого первого приказа, содержащего ошибку, и понять, в чём дело. Однако сообщить императору об истинном положении дел никто не осмелился. Вместо этого подчинённые доложили, что полковник Киже скоропостижно скончался, из-за чего прибыть на аудиенцию не может. Император вздохнул и сказал: «Жаль, хороший был офицер».

- Спасибо, Булат, за интересную историю.


— Сравните 2 предложения. В чем между ними разница?

(Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное).


Совершенно верно, маленькая частица ЖЕ привела к такому недоразумению.


4

Практическая часть урока

(35 минут)


Цель этапа: вспомнить и закрепить у обучающихся на практике знания о разрядах частиц; отработать умения и навыки находить частицу; определять ее вид, функцию; закрепить навыки правописания частиц; объяснять полученные результаты и делать выводы; добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.


Метод (приём):

Репродуктивный


Задачи преподавателя: контроль и проверка выполнения заданий


Задачи обучающихся:

научиться выделять частицу, определять ее разряд, роль в предложении и закрепить основные правила правописания частицы.



Критерии позволяющие определить выполнение задания:

инициатива со стороны обучающихся принять участие в работе на уроке; ответы на вопросы преподавателя.


Критерии оценивания устных ответов:

1 балл за каждый верный ответ.

Студенты, ответившие правильно на вопросы, отмечаются преподавателем в опросном листе, по которому в конце урока будут подводиться итоги и выставляться оценки.



- Говоря о частицах, мы должны вспомнить разряды частиц. Выделяют три разряда частиц: формообразующие, модальные (смысловые) и отрицательные. Давайте вместе их вспомним и узнаем, для чего они служат.


Формообразующие частицы, во-первых, служат для образования форм наклонений глагола: условного — бы (б) и повелительного — пусть (пускай), да, давай, -ка.

Во-вторых, служат для образования форм степеней сравнения прилагательных и наречий: более, менее, самый.

Модальные (смысловые) частицы делятся по значению на несколько групп, соответствующих смысловым оттенкам (вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, смягчение требования). Модальные частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.

Отрицательные частицы служат для отрицания: не, ни, далеко не, вовсе не, отнюдь не.

Частицы НЕ и НИ придают отрицание предложению или отдельным его членам. Их употребление зависит от смысла, который они вносят в предложение.

Частица НЕ употребляется

- для отрицания (это ее основное значение);

На станции не было людей.

- в предложениях с двойным отрицанием, которые имеют значение утверждения;

Не мог не помочь (т.е. должен был помочь)

- в вопросительных и восклицательных предложениях, которые выражают предположение, обобщение, необходимость, опасение, вежливую просьбу.

Что я только не видел!  (т.е. видел многое).

Частица НИ употребляется

- для отрицания;

На небе ни облачка!

- для усиления отрицания, которое выражено частицей НЕ, стоящей перед сказуемым, или словом НЕТ;

Он не сказал ни слова.

Вокруг нет ни души.

- для усиления утверждения, когда употребляется в придаточной части сложноподчиненного предложения (вносит обобщающий или уступительный оттенок значения).

Сколько ни всматривался в темноту, движения не заметил.


Задание: Прочитайте предложения, найдите в них грамматическую основу.


1.Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей появится в каждой аптеке лекарство для грубых детей!

2.Если бы вы не знали русский язык, вы бы не смогли прочитать этот текст.


- Чем выражены сказуемые в этих предложениях?

- Определите наклонение глаголов-сказуемых в каждом предложении?

- С помощью чего образуется условное наклонение глагола? А повелительное?


За каждый правильный устный ответ студент получает 1 балл.


Задание: На слайде вы видите высказывания классиков литературы. Дополните их модальными частицами укажите, какое значение они придают высказыванию.

1) Трус посылает угрозы… тогда, когда он уверен в безопасности. (И. В. Гете)

2) … я тебе чужая? (А. Н. Островский)

3) … упоителен, … роскошен летний день в Малороссии! (Н. В. Гоголь)

4) Глупость не могли победить … боги. (Ф. Шиллер)

5) Молодость - . . . время для усвоения мудрости, старость - … время для ее применения. (Ж. - Ж. Руссо)

Слова для справок: только, даже, разве, вот, как.


За каждый правильный устный ответ студент получает 1 балл.


- Особое внимание при изучении или повторении темы «Частица как часть речи» уделяется правописанию. Вспомним основные правила правописания частиц. Внимание на экран.


Раздельно пишутся частицы бы (б), же (ж), ли (ль): сделал бы, если б, вот же, однако ж, едва ли, всегда ль.

Не путайте с союзами чтобы, тоже, также, частицами даже, неужели.

Сравните:

Что бы мне съесть (частица).

Чтобы перекусить, мы остановились на привал (союз).

Раздельно пишутся частицы почти что, только что (я почти что закончил; она только что не плакала).

Через дефис пишутся частицы: -то, -либо, -нибудь, кое-, кой-, -ка, -де, -с, -тка, -тко.

Например: что-то, чей-либо, как-нибудь (частицы входят в состав неопределенных местоимений и становятся суффиксами); скажи-ка, он-де, да, ну-ка, ну-тка (просторечные или устаревшие выражения).

Например: Далеко-то он не убежит. Задачу-то решил?

Частицы кое-(кой-) пишутся отдельно, если отделены от местоимения предлогом: кое у кого, кое с кем.

Частица -таки пишется через дефис:

- после наречий: все-таки, довольно-таки,

- после частиц: действительно-таки, неужели-таки,

- после глаголов: настоял-таки, ушел-таки.

В остальных случаях -таки пишется раздельно:

Старик таки добился своего.

Она таки бросила семью.


Задание: На слайде вы видите предложения. Вам нужно их переписать, раскрыть скобки, устно комментируя написание частиц.

1) Поди (ка) ты сюда, присядь (ка) ты со мной. 2) Степан не решился (таки) идти прямо в усадьбу. 3) Нельзя (ли) пожалеть о ком (нибудь) другом. 4) Письмецо было вежливое, но все (таки) решительное и немногословное. 5) Жил (бы) он славно, не знал (бы) заботы, кабы не стали глаза изменять. 6) Он (бы) тотчас ушел, если (б) не Лиза. 7) Ведь были (ж) схватки боевые, да, говорят, еще какие!


Работы выполняется студентами письменно, с комментированием. За правильный ответ студент получает 1 балл.


А теперь выполним упражнение на правописание частиц НЕ и НИ.

Прочитайте предложения, выберите нужную частицу и запишите ее.

1. (Не, ни) одна дорожка (не, ни) была очищена от снега.

2. (Не, ни) веселья, (не, ни) радости (не, ни) принесла мне жизнь на новом месте.

3. В лесу (не, ни) звука.

4. Сколько (не, ни) говори, (не, ни) слушается.

5. Компаса (не, ни) у кого не нашлось.

6. (Не, ни) к кому (не, ни) не обращался.

7. (Не, ни) одна звезда (не, ни) освещала нам путь.


- Проверьте себя.

  1. НИ, НЕ

  2. НИ, НИ, НЕ

  3. НИ

  4. НИ, НЕ

  5. НИ

  6. НИ, НЕ

  7. НИ, НЕ


5

Обобщение и систематизация знаний

(10 мин)


Задачи обучающихся: обобщить полученные знания, применить их, выполнив проверочную работу


Метод (приём):

Частично-поисковый


Критерии оценивания проверочной работы:

«5» - даны верные ответы на все вопросы теста;

«4» - допущены 1-2 ошибки при ответе на тестовые задания;

«3» - допущены 3 ошибки в ответах на тестовые задания;

«2» - студент не смог правильно ответить на достаточное количество поставленных вопросов.


- Итак, мы повторили материал, касающийся частицы, правил ее правописания, вспомнили разряды частиц, употребление частицы в речи, а теперь каждый из вас еще раз себя проверит, выполнив небольшую проверочную работу по вариантам.


Преподавателем раздаются карточки с заданием (тесты). За эту работу оценки будут озвучены на следующем занятии.


Проверочная работа по частице

1 вариант

1.Какой ответ не соответствует теории частиц:

А) Частица – служебная часть речи

Б) Частица – часть речи, которая служит для соединения слов в словосочетании.

В) Частицы образуют формы слова и новые слова.

Г) Частицы придают слову, выражению и предложению новый смысл.

2.В каком примере неверно обозначен разряд частицы:

А) бы - условие

Б) лишь - усиление

В) нибудь - неопределенность

Г) неужели - восклицание

3. Какая частица всегда пишется через дефис:

А) ЖЕ Б) ЛИ В) ЛИБО Г) КАК

4.В каком примере нет частицы:

А) Как тебе не стыдно!

Б) Тебе разве уже шесть лет?

В) Либо в седьмом, либо в восьмом классе мы читали рассказ «Юшка».

Г) Где-то в Африке или Австралии жил раньше этот жираф.

5.В каком ряду слова написаны без ошибок:

А) кое-чему научиться; невысокий, зато крепкий; нечего и говорить; сколько ни ездил, всё без толку;

Б) лиш только солнце выйдет; кое-с-кем поздороваться; где-нибудь лечь; немного погодя;

В) ни рыба ни мясо; не ходили девушки за ягодами; нечуть не заметно; не с кем переговорить;

Г) сколько то взял с собой; толко у Ивана и было; где-небудь остановишься; не был-бы дураком

6. Найдите предложение с частицей НИ:
А) Н… свет н… заря я проснулся зря.

Б) Н… топор те тешет, а плотник.
В) Еще н… прочитанная книга.

Г) Туман на море еще н… рассеялся.

7. Отметьте предложение с формообразующей частицей:
А) не видно ни зги.

Б) пусть всегда будет солнце.

В) начинайте же выступление.

Г) нет ли сегодня нам письма?


2 вариант

1.Какой ответ не соответствует теории частиц:

А) Частицы имеют свои разряды по значению.

Б) Частица – служебная часть речи.

В )Некоторые частицы образуют формы слов.

Г) Частица – знаменательная часть речи.

2.В каком примере неверно обозначен разряд частицы:

А) разве – условие

Б) только - усиление

В) кое - неопределенность

Г) ни - отрицание

3. Какая частица всегда пишется через дефис:

А) ЖЕ Б) БЫ В) КА Г) НИ

4.В каком примере нет частицы: 

А) Ни мне, ни тебе не достанется.

Б) Что за прелесть!

В) Он делал всё так же, как и инженер Соловьёв. Г) Что за десять рублей тебе продали?

5.В каком ряду слова написаны без ошибок:

А) кое с кем болтать; некрасивая, зато добрая; ничего и говорить; сколько не просил, так и не добился ничего;

Б) лишь только появятся скворцы; кое-для-кого подготовить; где-либо устроиться; пройдя несколько сотен метров;

В) ни то ни сё; не ездила бы ты в город; ничуть не видно; не с чего обижаться;

Г) Неужели взял с собой; только у Ивана и небыл; слетайка до Магадана; не было-бы печали.

6. В каком из предложений НЕ является частицей?
А) Мы увидели (н…)освещенный зал.
Б) Осень досылала земле свое (н…)жаркое солнце.
В) Мнение Байрона вовсе (н…)справедливо.
Г) Я чувствовал (н…)преодолимое волнение.

7. Какая частица является формообразующей?
А) ни строчки

Б) хотел бы

В) не опоздали

Г) поди-ка сюда


ОТВЕТЫ

1 вариант

  1. 1 Б

  2. 2 Г

  3. 3 В

  4. 4 В

  5. 5 А

  6. 6 А

  7. 7 Б

2 вариант

  1. Г

  2. А

  3. В

  4. Г

  5. В

  6. В

  7. Б


6

Подведение итогов занятия и выставление оценок

(5 мин)





Задачи преподавателя:

Подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении поставленных целей занятия, выставить оценки.


Итак, наше занятие подходит к концу.

Мы с вами сегодня говорили о частице, ее правописании, употреблении в речи.

Возвращаясь к эпиграфу нашего занятия – фразе А. Пешковского «У каждой части речи свои достоинства», мне бы хотелось и вам пожелать найти в себе свою «изюминку», постоянно развивать в себе то хорошее, что в вас есть, ну и не терять, сохранить то, что называется человеческим достоинством!



Я всех вас благодарю за работу, вы все хорошо себя показали, активно работали, отвечали на вопросы, а главное помогали друг другу.

Давайте узнаем, какие оценки вы получили за свою работу.

Оглашение оценок, выставление в журнал.


7

Постановка домашнего задания: (3 мин)

Цель этапа: сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность.

Задачи преподавателя: определить рациональный объем домашнего задания с учетом установленными нормами затратами времени, отводимыми на самостоятельную; сформулировать в доступной форме задание, дать необходимые рекомендации по выполнению.

Задачи обучающихся: понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Критерии:

Полное представление того, что надо сделать дома к следующему уроку.


Вашим домашним заданием будет вспомнить и записать в тетрадь информацию о том, что такое междометия и звукоподражательные слова.


Работа должна содержать следующие сведения:

  1. Определение междометия и звукоподражательных слов (с примерами).

  2. Правила правописания междометий и звукоподражательных слов (с примерами).

  3. Правила постановки знаков препинания при междометиях и звукоподражательных словах (с примерами).


8

Рефлексия

(2 минуты)


Цель этапа: мобилизация учащихся на рефлексию своей работы на уроке, осмысление своих действий и самооценка


Задачи:

выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы; оценка активности каждого; выявление уровня осознания содержания пройденного; выяснить отношение к изучаемой проблеме.


Критерии:

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке; умение правильно оценить своё состояние; понимать, что необходимо для того, чтобы лучше усвоить полученные знания


Студентам предлагается заполнить карточки рефлексии.

- На уроке было интересно, у меня все получилось

- На уроке было интересно, но некоторые задания вызвали затруднения

- Было скучно, мне трудно выполнять задания



Цель урока достигнута. Я вами очень довольна. Всем спасибо!!! Занятие окончено!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по русскому языку "Частица как часть речи"

Автор: Нуриева Альбина Ильфатовна

Дата: 07.09.2022

Номер свидетельства: 612665

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "«Обобщающее повторение. В стране изученных Деепричастий» (урок-путешествие)"
    ["seo_title"] => string(85) "obobshchaiushchieiepovtorieniievstranieizuchiennykhdieieprichastiiurokputieshiestviie"
    ["file_id"] => string(6) "257915"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448403006"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173941"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424069481"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по курсу «Основы православной культуры», "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-kursu-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "242793"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445536719"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства