kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема методической разработки: «Урок повторения по теме «Световые кванты».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока Урок повторения по теме: «Световые кванты» Тип урока: урок проверки и оценки знаний. Данный урок проводится после изучения темы «Световые кванты» и является подготовительным для проведения контрольной работы по данной теме. На изучение темы «Световые кванты» отводится 5 часов. Основные понятия и термины этой темы очень важны при изучении следующих тем, таких как «Атомная физика» и «Физика атомного ядра». Цель урока: проверить качество и прочность знаний учащихся. Задачи урока: Образовательные: Способствовать пониманию фотоэлектрического эффекта и его законов, фотона – как элементарной частицы электромагнитного излучения, основных свойств фотона, через решение качественных, практических и расчетных задач. Способствовать умению сравнивать, находить отличительные свойства частиц вещества и частиц электромагнитного поля (фотонов), через составление сравнительной таблицы. Способствовать пониманию фотохимических реакций, фотосинтеза, через постановку и объяснение опытов. Создать условия для практического применения накопленных знаний по теме через самостоятельную и групповую работу. Развивающие: Создать условия для развития умения учащихся применять полученные теоретические знания на практике, совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения учащихся, коммуникативные свойства речи, через решение качественных и расчетных задач, через обучение их умению анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать. Развивать умение учащихся осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Содействовать развитию познавательного интереса, через наблюдение и решение практических задач. Воспитательные: Продолжать работу по формированию у учащихся добросовестного отношения к учебному труду, положительных мотивов учения. Способствовать воспитанию коммуникативных умений, дисциплинированности, через деловое сотрудничество в процессе групповой деятельности на уроке. Способствовать формированию материалистического мировоззрения учащихся и нравственных качеств личности, через изучение исторического материала. Оборудование: приборы для фотосинтеза, фотобумага, проявитель, лист растения, плакаты, портреты ученых М.Планка, А.Эйнштейна, карточка с заданиями, листы для самооценки, плакат с эпиграфом к уроку, компьютер, мультимедийный проектор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема методической разработки: «Урок повторения по теме «Световые кванты».»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Шахунский центр образования



Районный конкурс «Калейдоскоп методических идей»


Номинация: Методическая разработка урока (занятия)

с использованием электронных образовательных ресурсов.



Тема методической разработки:

«Урок повторения по теме «Световые кванты».











Работу выполнила

учитель физики

Новоженова Яна Владимировна

МБОУ Шахунский центр

образования





городской округ город Шахунья

2013 год




Содержание:



  1. Пояснительная записка______________________________________________ стр.2

  1. Цель и задачи______________________________________________________ стр.5


  1. Методические рекомендации к проведению урока:


  • Психолого - педагогическое объяснение специфики восприятия и


освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными


особенностями_____________________________________________________ стр.6


  • Ожидаемы результаты освоения раздела программы__________________ стр. 8

  • Используемые образовательные технологии, методы__________________ стр. 9


  • Система знаний и система деятельности______ _______________________ стр.10


  • Контроль и коррекция знаний ______________________________________ стр.12


  1. Поурочное планирование по теме______________________________________ стр.13

  1. Методическая разработка урока _______________________________________ стр.14


  1. Используемые информационные источники_____________________________ стр.23

  1. Приложения ________________________________________________________ стр.24

















1


  1. Пояснительная записка


Методическая разработка урока составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, «Программы общеобразовательных учреждений. Физика 10-11 классы» рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Авторы программы В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова. Москва «Просвещение» 2007 год.Программа составлена на основе программы автора Г.Я.Мякишева (см.:Программы общеобразовательных учреждений:Физика. Астраномия: 7-11 кл. / Сост.Ю.И.Дик, В.А.Коровин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – с. 115-120). Раздел «Квантовая физика».

Для выполнения этой программы рекомендуется учебник «Физика 11 класс» базовый и профильный уровень. Авторы: Г.Я.Макишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Москва «Просвещение» 2008 год, который включает необходимый теоретический материал, отличающийся простотой и доступностью изложения.

В учебнике также предусмотрены упражнения, позволяющие закрепить пройденный материал.

При определении последовательности и глубины изложения в данном учебнике учитываются традиции советской школы, межпредметные связи и возрастные особенности восприятия материала. Материал излагается в определённой последовательности.

В этой программе предлагается блочно-модульная система изучения физики на базовом уровне при 2 часах в неделю (всего 68 часов в год).

Использование «блочной» системы облегчается создание целостного представления у учащихся об изучаемом материале, позволяет высвободить время на отработку знаний и умений, создает возможность маневрирования учебного времени, создает условия для развёртывания групповой работы в классе. В этой системе обязательны типы уроков, включающих лекцию, семинар, зачёт.

Недостаток этой программы в том, что не все учителя используют блочно-модульную систему при изучении материала.

Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике – для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретение знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий, (ЦОР, ЭОР);

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использование достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;

- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


2

Для методической разработки выбран урок повторения из раздела «Квантовая физика». Материал этого раздела имеет огромное познавательное значение, поскольку здесь происходит обобщение тех первоначальных сведений о микромире, мире атомов и молекул которые начиная с VII класса формируются на уроках физики и химии. Новая квантовая точка зрения на всю эту совокупность явлений вносит существенный вклад в формирование физической картины мира. Целый ряд вопросов, которые ранее рассматривались в чисто описательном плане, например рентгеновское излучение, находят естественное обоснование на основе квантовой теории излучения и квантовой теории атома.

Ознакомление с историей развития квантовой физики и с ролью выдающихся отечественных и зарубежных ученых в развитии этой области физики имеет важное воспитательное значение. В курсе рассматриваются основные идеи М.Планка, А.Е.Эйнштейна, А.Г.Столетова, П.Н.Лебедева, Э.Резерфорда и др. Анализ их идей, процесса проникновения в глубь матери, постепенного формирования квантовой теории и ее современных успехов способствует развитию мышления учащихся, их познавательных способностей, повышает интерес к физической науке.

Изучение квантовой физики имеет важное политехническое значение. Здесь учащиеся знакомятся с практическими применениями фотоэлектрического эффекта – фотохимическими действиями света.
Все вышеизложенное свидетельствует о существенном образовательном, воспитательном

и развивающем аспектах данного раздела курса физики и определяет то серьезное

внимание, которое должно быть уделено формированию основных понятий и законов

квантовой физики на завершающем этапе физического образования в средней школе.

Поэтому тема 1. «Световые кванты» выбрана не случайно для методической разработки,

именно в этой теме и формируются основные понятия и законы квантовой физики.

Тема рассматривается после изучения темы «Световые волны», отражая и обобщая представление о дуализме взглядов на природу света. В предыдущих темах рассматривали волновую, электромагнитную теорию света, сопровождаемую появлением и разрешением ряда физических парадоксов. Начало темы «Световые кванты» ставит новый парадокс – явление внешнего фотоэффекта, который объясняют в ходе изучения на основе квантовых представлений, что привело к появлению новой парадоксальной идее дуализма свойств света.

Эта тема позволяет сформулировать у ребят, заканчивающих изучение физики в

школе, единую физическую картину мира с учетом современных представлений, т.к. принципы квантовой теории являются общими, применимыми для описания движения всех частиц, взаимодействий между ними и их взаимных превращений.

При изучении темы учащиеся встречаются с некоторыми трудностями по уроку «Фотоэлектрический эффект. Законы фотоэффекта». Поэтому необходимо подробно разобрать график – вольт – амперную характеристику фотоэффекта. И на основе этого графика формулировать законы, иллюстрируя различными точками графика процессы.

Эффект Комптона рассматривается в ознакомительном плане, т.к. он труден для восприятия, поэтому тему желательно рассматривать в профильном классе, вынести на факультатив или изучать на элективных курсах, также опыт Боте.

Для преодоления трудностей необходимо теоретические понятия подкрепить практической деятельностью, опытами, экспериментом, т.к. в процессе самостоятельной деятельности необходимо формировать навыки учебно-познавательной деятельности. В данной теме формируют умение работы с научно – популярной литературой, дополнительной литературой, умение обобщать. Для этого необходимо создание на уроке проблемной ситуации, например при сопоставлении неожиданных фактов, обнаружить


3

противоречия, например, излучение света нагретым телом происходит порциями, что не

объясняет волновая и электромагнитная теория. Поиск научного объяснения нового

факта рождает живейший интерес к уроку. При этом не надо забывать, что должен

выполняться основной принцип проблемного обучения – эти факты должны получить

научное объяснение, оно должно быть четким и доступным для учащихся. Для развития

познавательного интереса необходимо связать содержание учебного материала и его

назначения в жизни. Необходимо показать практическое использование материала,

который является трудным.

Возможны затруднения, связанные с низкой активностью познавательного интереса

группы учащихся, отсутствием ответственности, прилежания при выполнении домашних

заданий, проблемами стабильности знаний и достижении каждым учеником высоких

результатов.






































4

  1. Цели и задачи

Цели: раскрыть и сформулировать основные понятия и законы квантовой физики. Создать условия для применения усвоенных знаний учебного материала по теме «Световые кванты» в дальнейшем, при изучении следующих тем раздела «Квантовая физика».

Задачи:

  1. Образовательная – создать условия для усвоения основных положений квантовой теории:

- законов фотоэффекта и уравнения Эйнштейна для фотоэффекта;

- характера взаимодействия света с веществом при фотоэффекте;

- явлений, подтверждающих двойственные свойства света, через самостоятельную и исследовательскую работу, использование компьютерных технологий, ресурсов интернета.

Способствовать умению объяснять: законы фотоэффекта с квантовой точки зрения, интерференцию, дифракцию, давление света с волновой и квантовой точки зрения, анализировать основные отличительные свойства частиц вещества и частиц электромагнитного поля (фотонов).

Способствовать формированию умений и навыков работы с научно-популярной, дополнительной литературой, обобщать, наблюдать, использовать законы фотоэффекта в технике, применять уравнение Эйнштейна для фотоэффекта при анализе решения задач.

  1. Развивающая – способствовать формированию умения делать выводы из наблюдений;

- развертывать доказательство на основе данных.

- способствовать развитию целеустремленности, уверенности, активности, умению работать в группе, в коллективе. Продолжить формирование умения работать с программой Microsoft Word, Microsoft Power Point.

Продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, структурирование учебного материала, систематизации знаний, оформление выводов) и выступлениям публично.

  1. Воспитательная – способствовать формированию убеждения учащихся в

познаваемости явлений природы с материалистических позиций, умения объективно оценивать уровень своих знаний, воспитанию сознательной дисциплины, нравственности на примере жизни и деятельности выдающихся физиков – Эйнштейна А,. Столетова А.Г., Лебедева П.Н.
















5


  1. Методические рекомендации к проведению урока:


  • Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и

освоения учебного материала учащимися в соответствии с

возрастными особенностями.


Тема «Световые кванты» изучается в конце 11 класса. Старшеклассники, ввиду возрастных особенностей, в своей учебной работе могут уверенно пользоваться мыслительными операциями, рассуждать логически, запоминать осмысленно. Они все больше совершенствуются в способах действий, в работе с разными источниками информации и собственно с информацией. У старшеклассников отчетливо проявляется новая особенность – самокритичность, которая помогает им более строго и объективно контролировать свою деятельность, свое поведение.

Именно эти возрастные особенности учащихся определяют формы и методы используемые при изучении темы. Старшеклассники стоят на пороге взрослой самостоятельной жизни, вопросы рассматриваемые в теме коснутся их непосредственно.

Для того чтобы «пробудить» ученика, зажечь в нем костер желания узнавать новое и докапываться до истины, вовлечь в познавательную деятельность – для этого есть только одно средство – интерес; интерес через содержание учебных материалов; через необычные формы уроков и участие ребят в работе, через приближение учения к жизни подростка.

Современное обучение предполагает определенную степень трудностей для каждого

ученика, причем уровень предъявляемых требований неуклонно должен возрастать.

Различные формы проведения урока разнообразят учебный процесс, вызывают у учащихся чувство удовлетворения от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность.

Под разнообразием форм учебных занятий надо понимать применение различных организационных приемов, которые активизируют школьников путем предоставления им возможности участвовать в различных видах деятельности. В методике таких уроков основных активизирующим моментом считается положительной эмоциональный настрой на урок, который возникает у учащихся при переходе на новый вид деятельности. Именно этот настрой может привести к развитию познавательных интересов учащихся.

Методическое разнообразие урока неразрывно связано с его содержанием, целями урока, возрастными особенностями учащихся.

Раздел «Квантовая физика» направлен на развитие у учащихся умений и качеств, необходимых человекуХХ1 века, уметь находить интересное и необычное в явлениях природы; добывать самостоятельно необходимую информацию и работать с ней; самостоятельно решать проблемы, выражать и публично защищать свою точку зрения; эффективно использовать компьютер для осуществления своих творческих замыслов.

Именно в этом возрасте объективно и осмысленно воспринимаются основные понятия и законы физики, которые лежат в основе современной техники. Знание «Квантовой физики» необходимы учащиеся в будущем, чтобы совершенствовать производство, улучшать условия материальной и культурной жизни общества. У большинства учащихся появляется потребность владеть суммой знаний по теме, появляется внутренняя побуждающая сила, т.е. мотив. Хорошо если старшеклассник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию.


6

Знания становятся целью, а владение способами из получения – средством достижения цели. Задача учителя заинтересовать учеников материалом и формами учебной деятельности.

Выявить особенности восприятия, качественно улучшить его развитие позволяют различные методика, созданные специалистами-психологами. Развитие особенностей восприятия у учебном процессе различно, что связано с особенностями изучаемых предметов, в данном случае физики. На уроках физики ученики прежде всего усваивают теоретический материал посредством логических приемов, индукции и дедукции, закрепляя полученные знания практическими методами (проведение экспериментов и опытов).

Совместно с психологом школы мы провели анкетирование и тестирование учащихся 11 класса и применили метод наблюдения во время проведения теста Равена . Ребятам были предложены: Тест прогрессивной матрицы Дж. Равена, анкета на определение уровня педагогической запущенности, анкета на определение уровня сформированности познавательного интереса, анкета на изучение эмоциональной напряженности

(смотри приложение).

Анкетирование помогло мне лучше узнать уровень учащихся: их познавательные процессы (мышление, память, внимание), восприятие, одновременно выявить личностные качества: (способность к обучению, мотивы к учению, интерес к предмету, воля, эмоциональность, тревожность).
Все это помогло мне в планировании урока в постановке целей и задач урока.(Смотри приложение №1).






























7

  • Ожидаемые результаты освоения темы «Световые кванты».


В результате изучения темы «Световые кванты» ученик должен

знать:

основные положения квантовой теории; законы, фотоэффекта, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, характер взаимодействие света с веществом при фотоэффекте, явление, подтверждающие двойственные свойства света; основные свойства фотона.

Уметь:

  1. Прогнозировать и оценивать результаты наблюдений и опытов.

  2. Объяснять: законы фотоэффекта с квантовой точки зрения, интерференцию, дифракцию, давление света с волновой к квантовой точки зрения.

  3. Анализировать основные отличительные свойства частиц вещества и частиц электромагнитного поля (фотонов).

  4. Делать выводы из наблюдений.

- развертывать доказательство на основе данных;

- обобщать, наблюдать;

- использовать законы фотоэффекта в технике;

- применять уравнение Эйнштейна для фотоэффекта при анализе и решении задач;

- работать с научно - популярной, дополнительной литературой;

- работать в группе, коллективе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни.

  1. Объективно оценивать свои знания и знания одноклассников.

  2. Творчески подходить к решению учебных и практических задач.

В результате изучения темы и достижений поставленных целей у учащихся формируются представления единства и познаваемости окружающего нас мира, дуализма свойств света. Продолжается развитие личности, высокий уровень творческой мотивации к учебному труду, чувство собственного достоинства, добросовестности и организованности.
























  • Используемые образовательные технологии, методы.


Педагогические технологии представляют собой процесс, при котором

происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

Педагогические технологии можно представить следующей формулой:

ПТ = ЦЕЛИ+ЗАДАЧИ+СОДЕРЖАНИЕ+МЕТОДЫ (приемы, средства)+ФОРМЫ

ОБУЧЕНИЯ.

На всем протяжении изучения темы прослеживаются основные дидактически

принципы – научность и одновременно доступность информации для понимания; системность обучения из урока в урок и связь теории с практикой; наглядность; связь обучения со всесторонним развитием личности.

При изучении данной темы использованы современные образовательные

технологии: обучение в сотрудничестве; групповая; информационно – компьютерная ( ЦОР,ЭОР); элементы игровых технологий. Такое сочетание позволяет реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности и интересов. Использование компьютера в обучении дает уникальную возможность сделать урок более интересным, значительно повысить его эффективность. ИКТ позволяют усилить мотивацию, развивает любознательность, сообразительность, мышление.

Важно управлять учебным процессом так, чтобы учащиеся понимали, что они

делают и зачем.

Урок повторения по теме «Световые кванты».

Тип урока - урок проверки и оценки знаний.

Цель урока: проверить качество и прочность знаний учащихся.

Урок посвящается систематизации изученного, определению главного в нем: основных понятий, закономерностей, применение этапов процесса познания.

Форма организации учебной деятельности – фронтальная, индивидуальная, групповая.

Метод обучения – практический, частично-поисковый, наглядный, используются элементы игровых технологий. При групповой форме работы, работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость, ответственность ученика возрастает, а значит его внимание и работоспособность тоже возрастают. При правильном подборе групп увеличивают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе.

Групповая форма имеет и свои недостатки, так как в классе не всегда есть достаточное количество сильных учеников, которые могут быть лидерами группы.

Используются элементы игровых технологий, это оживляет процесс проверки знаний. Слабым ученикам следует предварительно дать задание, даже проверить его, чтобы на заключительном уроке они чувствовали свою значимость.

В данном случае это доклад о жизни и деятельности М.Планка, А.Эйнштейна выполненный в форме презентации (приложение в презентации). Ценность групповой формы – постановка общей цели, самооценка результатов.

На уроке были организованы различные виды контроля. При проведении игры «Орешек знаний тверд» и при решении задач осуществлялся самоконтроль, учащиеся сами оценивали свою деятельность. При работе в группах оценку выставляет командир группы. На протяжении всего урока осуществлялся контроль со стороны учителя.

Решению всех задач способствовала доброжелательная атмосфера на уроке, работа разных видов мотиваций – познавательная, занимательная, игровая, социальная, а также структурные компоненты учебной деятельности, операционный и регулирующий.

9



  • Система знаний и система деятельности.


Материал раздела «Квантовая физика» имеет огромное познавательное значение

поскольку здесь происходит обобщение тех первоначальных сведений о атомах и

молекулах, которые начиная с 7 класса формируются на уроках физики, химии.

Изучение квантовой физики вносит существенный вклад в формирование

диалектико-материалистического мировоззрения. На ряде примеров рассматриваются

методы проникновения человека в микромир недоступный непосредственно восприятию

наших органов чувств, укрепляется идея познаваемости окружающего нас мира и

неограниченности, беспредельности процесса познания. На ряде примеров

иллюстрируется роль практики, эксперимента как источника знания и критерия

истинности наших теоретических построений. На примерах, истории развития

квантовых представлений иллюстрируется метод научного познания – возникновения

новых научных фактов и накопление экспериментальных данных, выдвижение гипотез,

вывод следствий из них и их проверка в эксперименте, построение последовательной

теории, эвристическая сила теории и открытие с ее помощью новых, неизвестных до

того явлений, создание на основе физическое теории новой техники.

На примере корпускулярно-волновой двойственности свойств света, а также

частиц вещества (корпускулярно-волновой дуализм) раскрывается один из наиболее

общих законов диалектики – закон единства и борьбы противоположностей. Здесь же на

примерах взаимодействия фотонов с веществом иллюстрируется взаимосвязь

качественных характеристик объекта.

Таким образом, данный раздел курса физики позволяет реализовать действенные

межпредметные связи с курсом обществознания. Поскольку к моменту изучения

квантовой физики учащиеся уже ознакомились с рядом философских категорий, то

учитель физики, обобщая квантовые идеи, может пользоваться терминологией,

известной учащимся, развивая представления о материальности мира, его

познаваемости, диалектике явлений природы и процесса познания. Этот материал может

быть также использован для внеклассной работы, организуемой совместно с учителем

истории.

Содержание и уровень изложения основ квантовой физики в средней школе далеко

не исчерпывает тот объем понятий и закономерностей, которые соответствуют данному

разделу физической науки. Вместе с тем школьный курс образует достаточную основу

для понимания основных явлений и закономерностей квантовой физики, ее

практических применений.

Обучение построено на основе управления мыслительной деятельностью. Процесс обучения способствует овладению общими принципами и закономерностями познания, обеспечивает формирование обобщенных знаний и способов деятельности, что обуславливает познавательную активность и самостоятельность учащихся, формирует практические умения и положительное отношение ученика к изученному материалу. Осуществляется это обучение в форме педагогического сотрудничества, мотивации обучения.

Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и психофизиологических способностей учащихся. Поэтому задача развития этих способностей считается такой же важной, как и задача обучения. Активная мыслительная деятельность учащихся на уроке способствует быстрому изучению материала, а двигательные умения и навыки, приобретенные в ходе самостоятельного выполнения практических работ, путем сознательно усвоения, оказываются более прочными.


10

При изучении данного раздела расширяются знания учащихся о свойствах света.

В предыдущих темах рассматривали волновую, электромагнитную теорию света, а в данной теме учащиеся знакомятся с квантовыми свойствами света, что приводит к появлению новой парадоксальной идее дуализма свойств света. Учащиеся знакомятся с фотоном и его свойствами.

У учащихся формируется определенная система знаний в теоретических основах раздела и его практической части.

Система деятельности учащихся при изучении раздела включает в себя практическую деятельность: это фронтальные опыты «Законы внешнего фотоэффекта», «Обнаружение внутреннего фотоэффекта и демонстрация работы фоторезистора»,

«Демонстрация принципа работы фотоэлемента, фотореле», «Фотохимические реакции».

Значительное место при изучении данной темы уделено научному объяснению явлений природы и принципов действия современной техники. Кроме того, рассказывается о наиболее важных физических открытиях, сделанных учеными, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.


  1. Познавательная деятельность:


При изучении темы «Световые кванты» учащиеся продолжают развивать своё мышление, овладевают новыми понятиями, учатся делать выводы, высказывать суждения, используя следующие операции мышления: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, установление причинно-следственных связей.


Продолжают овладевать методами научного познания.


  1. Преобразующая деятельность:


Используемые вопросы и задачи позволяют учащимся применить знания в новой

ситуации, используя алгоритм или найти свой способ решения проблемы или

задачи, действуя в ситуации неопределённости.


  1. Общеучебная деятельность:

При изучении темы продолжается формирование общеучебных навыков: организация учебного места, способы поиска информации: работа со справочной и научной литературой, анализ текста, конспектирование, подготовка докладов, сообщений, презентаций, экспериментирование, решение качественных и количественных задач. При организации, групповой работы совершенствуются навыки общения: монологическая и диалогическая речь, умение слушать, задавать вопросы, участвовать в дискуссии.

Учащиеся учатся взаимооценке и взаимопроверке.


  1. Самоорганизующая деятельность:

Учащиеся самостоятельно ставят перед собой цели, каждый решает для себя, насколько им усвоен материал, и как это ему удалось: «решил сам», «догадался», «помог товарищ или учитель», все это отражается в листах самооценки.

11




  • Контроль и коррекция знаний.


При изучении темы необходим постоянный контроль: первичный, текущий, итоговый. Формы контроля должны быть разнообразными.

При изучении темы «Световые кванты» я использовала следующие формы и методы контроля:


  1. На уроке повторения по теме «Световые кванты» ребята работают в группах, осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль, фронтальный при актуализации знаний и при первичном закреплении материала, визуальный, различные виды самостоятельных работ.


  1. Тестирование .Что актуально в связи с введением ЕГЭ, для выполнения заданий

которого необходима систематическая работа на уроках по формированию навыков

работы с тестами. Тестовые задания могут применяться на всех этапах процесса

обучения.

С их помощью успешно осуществляется предварительный, текущий, тематический,

итоговый контроль знаний, умений, навыков.


  1. Индивидуальная форма: контроль при проверке, оценке домашних работ, опытов

презентаций.

























12



  • Поурочное планирование по теме


Тема 1. Световые кванты. (5 час.)





Тема урока

Домашнее задание

дата

34/1

Зарождение квантовой теории. Фотоэффект. Теория фотоэффекта.

§ 88,89 творческое задание – групповое решение технических задач и защита разработанных проектов по автоматизации производственных процессов на основе фотоэффекта.

19.01.

35/2

Фотоны. Применение фотоэффекта.

§ 90,91 упражнение 12 вопросы 3,7.

Индивидуальное задание подготовить доклады.

25.01

36/3

Давление света. Химическое действие света.

§ 92,93 Индивидуальное задание подготовить доклады, опыты, повторить § 88-91.

26.01

37/4

Урок повторения по теме: «Световые кванты».

Повторить § 88-93 подготовить сообщение о жизни и деятельности Э.Резерфорда, дорешать задание из таблицы по теме: «Световые кванты».

01.02

38/5

Контрольная работа № 5 по теме: «Световые кванты».


02.02


















13

5. Методическая разработка урока

Урок повторения

по теме: «Световые кванты»

Тип урока: урок проверки и оценки знаний.



Данный урок проводится после изучения темы «Световые кванты» и является подготовительным для проведения контрольной работы по данной теме. На изучение темы «Световые кванты» отводится 5 часов.

Основные понятия и термины этой темы очень важны при изучении следующих тем , таких как «Атомная физика» и «Физика атомного ядра».


Цель урока: проверить качество и прочность знаний учащихся.


Задачи урока:


Образовательные: Способствовать пониманию фотоэлектрического эффекта и его законов, фотона – как элементарной частицы электромагнитного излучения, основных свойств фотона, через решение качественных, практических и расчетных задач.

Способствовать умению сравнивать, находить отличительные свойства частиц вещества и частиц электромагнитного поля (фотонов), через составление сравнительной таблицы.

Способствовать пониманию фотохимических реакций, фотосинтеза, через постановку и объяснение опытов.

Создать условия для практического применения накопленных знаний по теме через самостоятельную и групповую работу.


Развивающие: Создать условия для развития умения учащихся применять полученные теоретические знания на практике, совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения учащихся, коммуникативные свойства речи, через решение качественных и расчетных задач, через обучение их умению анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

Развивать умение учащихся осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

Содействовать развитию познавательного интереса, через наблюдение и решение практических задач.


Воспитательные: Продолжать работу по формированию у учащихся добросовестного отношения к учебному труду, положительных мотивов учения. Способствовать воспитанию коммуникативных умений, дисциплинированности, через деловое сотрудничество в процессе групповой деятельности на уроке. Способствовать формированию материалистического мировоззрения учащихся и нравственных качеств личности, через изучение исторического материала.


Оборудование: приборы для фотосинтеза, фотобумага, проявитель, лист растения, плакаты, портреты ученых М.Планка, А.Эйнштейна, карточка с заданиями, листы для самооценки, плакат с эпиграфом к уроку, компьютер, мультимедийный проектор.





14

Структурные элементы урока.


№/№

п/п

Этап

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

Планируемое время

1.

Организация начала занятия.

    1. Приветствие.

    2. Определение отсутствующих и готовности кабинета к уроку.

    3. Проверка готовности учащихся к уроку.








Подготовка учащихся к работе на занятии








Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой режим.








1 мин.

2.

Мотивационный этап.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

1 мин.

3.

Актуализация темы.

Актуализация опорных знаний и умений.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

2 мин.

4.

Этап всесторонней проверки знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

36 мин.

5.

Этап информации о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем из развития.

2 мин.

6.

Этап подведения итогов работы.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Адекватность самооценки учащегося, оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

3 мин.





Ход урока.

Дидактическое обеспечение и теоретическое обоснование

Прогнозируемый результат, возможные затруднения учащихся

1.

1.1.

1.2.


1.3.

Организационный этап.

Приветствие.

Определение отсутствующих и готовности кабинета к уроку.

Проверка готовности учащихся к уроку.

На этом этапе имеет место социальная мотивация – создание деловой рабочей обстановки в классе.

Организация внимания всех учащихся.

Учащиеся настраиваются на урок.

2.

Мотивационный этап или этап подготовки учащихся к активной и сознательной работе на уроке.

Учитель: Мы с вами закончили изучение темы: «Световые кванты». Сегодня мы проведем обобщающий урок по данной теме. Запишите в тетради число и тему урока.

Учитель: Давайте вспомним, какой метод мы использовали при изучении темы?

Ученик: Для изучения меты «Световые кванты» мы использовали метод научного познания.

Его основы заложил еще в средние века Г.Галилей. Схема метода такова: (ученик подходит к экрану и комментирует слайды презентации к уроку).

- Накопление фактов;

- выдвижение гипотезы (М.Планк);

- построение теории (М.Планк, А. Эйнштейн, Нильс Бор);

- опытное доказательство гипотезы (Г.Герц, А.Г. Столетов, П.Н.Лебедев);

- практическое применение теории (А.Г.Столетов).

Учитель: Скажите, пожалуйста, что мы должны сделать на уроке повторения, какие поставить цели?

Ученик: Цель нашего урока проверить свои знания, закрепить накопленные знания по теме и успешно использовать их на практике.

Учитель: Мы должны систематизировать свои знания о квантах или фотонах света. Поэтому, все, что мы знаем о фотоне, мы поместим в таблицу, сравнив его с частицей вещества.

Учитель: Зачем нам необходимо повторение основных понятий, законов темы?

Ученик: Повторение основных понятий, формул темы поможет нам лучше подготовиться к контрольной работе.

Учебно-воспитательная задача этапа – организовать и направить познавательную деятельность учащихся, составить представление о цели урока.

Используется словесный метод обучения.

Учащиеся приводят различные варианты ответа на поставленный вопрос.

Учащиеся раскрывают общую цель урока.

3.

Актуализация темы.

Учитель: Давайте еще раз обратимся к схеме метода научного познания и более подробно разберем его пункты.

Ученик: Согласно электромагнитной теории Максвелла свет представляет собой электромагнитные волны. На волновые свойства света указывают такие явления как дифракция света, интерференция света. Однако для описания процессов поглощения и излучения света веществом эта теория недостаточна.

Согласно волновой (классической) теории света тепловое равновесие между излучением и веществом не может быть достигнуто, т.к. вся энергия нагретого тела должна перейти в излучение, а само тело должно охладиться до абсолютного нуля. В действительности ничего подобного не происходит, нагретое тело не расходует всю свою энергию на излучения электромагнитных волн.

Учитель: Кто и как разрешил противоречие между теорией и практикой?

Ученик: В поисках выхода из этого противоречия между теорией и опытом немецкий физик М.Планк предложил, что атомы испускают электромагнитную энергию отдельными порциями-квантами.

Квантовая теория света бала создана трудами немецкого физика М.Планка, немецкого физика А.Эйнштейна, датского физика Н.Бора и других ученых.

Учитель: А какие опытные факты подтверждают эту теорию?

Ученик: - Фотоэффект является одним из примеров проявления корпускулярных свойств света. Фотоэффект был открыт в 1887 году Генрихом Герцен. Первые фундаментальные исследования фотоэффекта были выполнены русским физиком А.Г.Столетовым.

- Давление света открыл П.Н. Лебедев.

Учитель: Где на практике нашла применение эта теория?

Ученик: С помощью фотоэффекта «заговорило» кино и стала возможной передача движущихся изображений (телевидение). Применение фотоэлектронных приборов позволило создать станки, которые без всякого участия человека изготовляют детали по заданным чертежам. Основанные на фотоэффекте приборы контролируют размеры изделия лучше любого человека, вовремя включают и выключают маяки и уличное освещение и т.п.

- Фотохимические процессы лежат в основе фотографии, фотосинтеза и механизма зрения.

- Первый фотоэлемент был создан в конце Х!Х века А.Г.Столетовым.

Учитель: Из всего сказанного сделайте вывод:

Ученик: Знание основных понятий и законов квантовой физики необходимы человеку, чтобы совершенствовать производство, улучшать условия материальной и культурной жизни общества.

Учитель: Кроме того, благодаря квантовой физике удалось создать лазер – квантовый генератор электромагнитных волн. С устройством лазера мы познакомимся на следующих уроках.

Создание лазеров – пример того, как развитие фундаментальной науки (квантовой теории) приводит к гигантскому прогрессу в самых различных областях техники и технологии.

Актуализация опорных знаний учащихся происходит с помощью метода беседы, через постановку вопросов.

Форма организации – фронтальная. В ходе беседы происходит прямое, непосредственное идейно-эмоциональное воздействие учителя на коллектив учащихся, которое должно побуждать у них ответные мысли.












































Подтверждается актуальность, значимость данного урока в теме и актуальность самих знаний по теме.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Особых затруднений на данном этапе быть не может, так как идет повторение ранее изученного материала. Учитель использует устное поощрение наиболее активных учащихся.

Работа каждого учащегося будет оценена при подведении итогов.













































Учащиеся делают вывод из всего сказанного.

4.

4.1.

Этап всесторонней проверки знаний.

Игра «Орешек знаний тверд». (ЦОР)

Учитель: Наш урок повторения мы проведем в форме игры, которая называется «Орешке знаний тверд».

Условия игры: «На доске из отдельных сегментов сформирован «орех». Вы выбираете номер сегмента и «ударяете» по нему: если ответ верный, то эта часть «ореха» открывается ассистентом, так до тех пор, пока не откроется» вся скорлупа. Внутри «ореха» фамилия ученого, имеющего отношение к квантовой физике, нужно кратко рассказать о его научных открытиях. Окончательная победа за тем, кто первым раскроет «орех».

Класс делим на две команды.

Командам даются задачи одного и того же содержания, которые они начинают решать по сигналу.













Очередность хода команд определяется темпом решения первой задачи. (Использование ЦОР).

Задача высвечивается на экране компьютера.

Далее учащиеся начинают отвечать на вопросы «ореха». (Использование ЦОР).

На данном этапе урока используются элементы игровых технологий, проводится игра с учащимися.

Методы обучения на данном этапе урока – словесный наглядный.

Средства обучения – сигменты, с заданиями, из которых сформировано два «ореха», портреты ученых.

Форма работы на данном этапе урока – фронтальный опрос команд, учащиеся работают в командах.

Организация обратной связи происходит через речевое общение, через ответы учащихся.









Данное задание способствует закреплению основных понятий и законов темы. Развивается речь учащихся. Реализуется воспитательная цель – уважение к личности, умение слушать, тактично делать замечания.

На этом этапе происходит выявление наиболее активно работающих учащихся, контролируется точность и полнота ответов, владение терминологией. Используется устное поощрение наиболее активно работающих учащихся. Возможные затруднения на этом этапе:

  1. Неточные и неправильные определения, которые дают учащиеся физическим явлениям;

  2. Неправильное решение задачи;

  3. Незнание законов фотоэффекта;

  4. Низкая активность отдельных учащихся.


Учащиеся решают задачу на «скорость», кто быстрее решит, та команда и будет первой отвечать на вопросы.

4.2.

Сообщения учащихся.

  1. Биография М.Планка. (доклад). (сопровождается презентацией).

  2. Биография А.Эйнштейна (доклад). (сопровождается презентацией).

Форма работы – индивидуальная.

Учащиеся слушают выступления своих одноклассников.

4.3.

Объяснение демонстраций. (ЦОР)

Учитель: Фотохимия изучает химические реакции, которые протекают под действием света (при его поглощении).

Фотохимические процессы лежат в основе фотографии, фотосинтеза.

Химические процессы лежат в основе фотографии, фотосинтеза.

Химическое действие света является доказательством квантовой теории света. Каждой команде было задано задание на дом – провести опыт и объяснить его результаты.

Представитель каждой команды рассказывает и дает объяснение своего опыта.

1 команда.

Опыт 1. Разложение бромистого серебра.

Фотографическая бумага освещается пучком света от проекционного фонаря. Через некоторое время бумага темнеет. Для ускорения процессов фотографическая бумага до опыта смачивается в проявителе.

Учитель: Что такое фотохимическая реакция?

Запишите фотохимическую реакцию разложения бромистого серебра, лежащую в основе фотографии.

Аg Вr +h - Аg + Вr.

2 команда.

Опыт 2. Образование крахмала в растении при освещении солнечным светом.

На зеленый лист растения накладывают металлическую пластинку, в которой имеется вырез произвольной формы. Этот препарат некоторое время выдерживают в темноте, а затем облучают солнечным светом. После пребывания на свету лист растения обрабатывают йодом. Засвеченные места зеленого листа растения синеют. Это свидетельствует о том, что в облученных местах листа образовался крахмал.

Учитель: Что такое фотосинтез?

Образовательная задача решается через применение накопленных знаний по теме: «Световые кванты», для объяснения демонстраций (опытов).

Осуществляется связь между теорией и практикой. Развивается умение наблюдать, логически мыслить, грамотно говорить на языке физики, объясняя данный опыт.

Решается воспитательная задача: Привлечь

внимание учащихся, вызвать интерес к предмету «Физика».

Основной метод обучения – наглядный, словесный,практический.

Форма работы – индивидуальная, фронтальный опрос.

Средства обучения – приборы для фотосинтеза, фотобумага, проявитель.

Обратная связь осуществляется через ответы учащихся.

При объяснении демонстраций учащиеся применяют знания, полученные на уроках биологии, химии.

Наблюдаются в межпредметные связи физики и биологии, физики и химии.











Учащиеся наблюдают за демонстрацией опытов. Отвечают на вопросы.

Учащиеся со слабой теоретической подготовкой могут дать неточные объяснения опытов.













Учащиеся слушают.

Учащиеся вспоминают знания, полученные при изучении биологии, химии.

4.4.

Решение задач. (работа в группах)

Класс делится на три группы. Каждому ученику выдается таблица, которую нужно заполнить, решив задачи по теме: «Световые кванты».

(смотри приложение № 2)

Задание. Найти неизвестные величины, характеризующие разные фотоны.

Учитель: Первую задачу на определение характеристик инфракрасного излучения решим у доски. Так же необходимо сформулировать условие задачи.

Ученик: 1) Определить частоту, энергию, массу и импульс фотона, соответствующего длине волны 10 м инфракрасного излучения?

2) Определите длину волны, энергию, массу и импульс фотона видимого света с частотой 5,45 х 10 Гц?

3) Энергия ультрафиолетового излучения 11,3 ЭВ найдите длину волны, частоту, массу и импульс фотона этого излучения?

4) Найти длину волны, частоту, энергию и импульс фотона рентгеновского излучения, если масса фотона 4,3 х 10 кг?

5) Для гамма – узлучения определите длину волны, частоту, энергию и массу фотона, импульс которого равен 5,54 х 10 кг. м/с?

1 группа решает задачу № 2

2 группа решает задачу № 3 для ультрафиолетового излучения.

3 группа решает задачу № 4 для рентгеновского излучения.

Каждый учащийся оценивает себя сам и заносит оценку за решение задачи в лист самооценки.

На данном этапе перед участниками образовательного процесса стоят следующие задачи: Закрепление навыков решение задач по теме: воспитывать внимательность и дисциплинированность учащихся. Происходит формирование, коммуникативных навыков общения, культуры общения. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.

Форма работы – групповая. Средства обучения – карточки с заданиями, сборник задач по физике А.П.Рымкевич. Обратная связь осуществляется через наблюдение за деятельностью учащихся, через речевое общение в группах; через взаимоконтроль.

При групповой работе обязательно распределяются обязанности. Выбирается командир группы. Каждая группа решает задачи. При решении задач повторяются элементы знаний, полученные в курсе алгебры (действия со степенями). Учащиеся со слабой математической подготовкой могут неправильно произвести расчеты при решении задачи. Учащиеся сообщают о полученных результатах, возможна общая дискуссия в классе, дополнения и исправления. Работа учащихся должна быть слаженной, согласованной, четкой. При групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в положение учителя, появляется возможность, оказания реальной помощи друг другу. Командиры групп оценивают работу каждого ученика в группе.

4.5.

Составление сравнительной таблицы.

Учитель: На очереди работа по сопоставлению частиц вещества и частиц электромагнитного поля (фотонов).

Задание: Заполнить таблицу: «Основные отличительные свойства частиц вещества и частиц электромагнитного поля (фотонов)». Пояснить каждый пункт таблицы. Чтобы легче было составлять таблицу, вы должны ответить на вопросы по карточке. Учитель раздает каждой группе карточки с вопросами к таблице. Команда, которая справилась быстрее, отвечает у доски и объясняет каждый пункт таблицы. Листочки с таблицей ребята вклеивают в тетрадь.Оценки выставляют в лист самооценки.

Вопросы к таблице:

  1. Масса покоя частицы.

  2. Чему равен заряд частицы?

  3. Какой скоростью обладает частица по сравнению со скоростью света?

  4. могут ли образовывать пространственно ограниченные (локализованные) макроскопические системы (тела)?

  5. Подчиняются ли принципу суперпозиции?

На 4 и 5 вопросы дать полные ответы.

Если урок проводится в компьютерном классе, то ребята работают у компьютеров группой. Вопросы на экране монитора.

На данном этапе решается образовательная задача – умение сравнивать, находить отличие у частиц вещества и частиц электромагнитного поля.

Осуществляется закрепление и систематизация знаний учащихся. Данное задание способствует развитию логического мышления учащихся. Ведется работа по воспитанию коммуникативных умений. Регулирующий компонент-контроль выполненной работы учителем, коррекция учителем ответов учеников. Метод обучения – частично- поисковый.
Форма работы – групповая.

Средства обучения – учебник, листы с формой таблицы, компьютер.

Прием обучения – продуктивный – сравнение.

Обратная связь осуществляется через ответы учащихся, через наблюдение за деятельностью учащихся.


5.

Этап информации о домашнем задании.

  1. Дорешать задание из таблицы по теме: «Световые кванты».

Всем командам решать задачу № 5 для

гамма – изучения. Заполнить все пустые

клеточки в таблице.

  1. Подготовить сообщение о жизни и

деятельности Э.Резерфорда.

(в форме презентации).

  1. Подготовка к контрольной работе. (Тесты ЦОР).



6.

Этап подведения итогов урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы проделали большую работу. На практике проверили качество и количество знаний по теме. Вы сами смогли доказать необходимость и значимость этих знаний. Командиры команд. Оцените работу учащихся своей команды. Выведите средний балл за урок в листах самоконтроля и сдайте листы мне.

Оценки выставляются в журнал и дневники. Выставляются оценки команде-победителю в игре «Орешек знаний тверд» и лучшим учащимся из второй команды, дополнительную оценку учитель ставит за постановку целей урока и актуализацию темы.

Учитель: Молодцы, все работали хорошо. Надеюсь, что знания по квантовой физике пригодятся вам не только при изучении физики, следующих тем, но и в повседневной жизни. Помогут лучше представить и объяснить физическую картину мира, так как квантовые представления являются основой объяснения явлений в современной научной картине мира. Спасибо за активность на уроке. Урок закончен.

Учебно-воспитательный момент подведение итогов урока важен в том плане, что учителем дается окончательная оценка деятельности учащихся, оценивается активность учащихся на уроке. Учитель должен быть доброжелателен при подведении итогов. Учитель должен заострить, в который раз, внимание на значимости приобретенных знаний.

Мотивация – социальная, создание доброжелательной обстановки. Форма учебной работы – фронтальная. Регулирующий компонент – сравнение итогов урока с поставленными целями. Происходит развитие коммуникативных отношений – деловые отношения между учителем и учениками, развитие умений высказывать свои суждения.

Учащиеся выводят среднюю оценку за урок в листах самооценки. Может иметь место завышенная самооценка учащихся. Оценки, которые выставляют учитель, должны быть прокомментированы. Учащиеся видят конкретные результаты своей работы на уроке.









6. Используемые информационные источники


  1. Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова.


  1. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Учебник «Физика 11» Базовый и профильный уровни. Москва. «Просвешения» 2008 год.


  1. А.П.Рымкевич Задачник по физике 10-11 классы Дрофа Москва 2006 год.


  1. А.Т.Глазунов, И.И.Нурминский, А.А.Пинский «Методика преподавания физики в средней школе». Москва «Просвещение» 1989 год.


  1. Л.А.Кирик Физика 11 Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы Москва «ИЛЕКСА» 2007 год.


  1. И.Г.Власова «Физика» справочник абитуриента Москва 1998 год.


  1. А.С.Енохович. Справочник по физике и технике Москва «Просвещение» 1989 год.


  1. Энциклопедический словарь юного физика Москва «Педагогика-Пресс» 1995 год.


  1. Г.В.Маркина «Поурочные планы физика 11», составленные по учебнику Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева «Физика 11».


  1. В.А.Волков «Поурочные разработки по физике 11 кл.» Москва «Вако» 2006 год.


  1. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики; Пособие для учителей. Москва 1983 год.


  1. Болотова А.К. Психология развития. Москва 2005 год.


  1. Ресурсы Интернета. Сайт «Класс!ная физика», сайт «Википедия», ЦОР, ЭОР.













23



Перечень используемых на данном уроке ЦОР (ЭОР)


Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Анализ законов фотоэффекта (N 102548)

Интерактивное задание

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a97e86d2-25d0-7348-835c-42ede3e19936/00119647033873390.htm


2.

Выражение, соответствующее энергии фотона света (1) (N 101988)

Интерактивное задание

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/932c57fe-fd2c-70d6-e8d3-1972b526d11a/00119630568883450.htm


3.

Зависимость кинетической энергии фотоэлектронов от частоты облучающего света (1) (N 103118)

Интерактивное задание

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cd8d9161-b9ab-c7ad-a6b1-f1dd504b9b90/00119643276425613.htm


4.

Зависимость кинетической энергии фотоэлектронов от частоты облучающего света (3) (N 103469)

Интерактивное задание

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e147f3ea-e91c-3df7-6d29-6afb0ffdba9e/00119647043842420.htm


5.

Возникновение явления фотоэффекта при частотах фотонов ниже красной границы фотоэффекта (N 100968)

Интерактивное задание

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6ba5fb44-6275-b98d-c074-63e53ef0c9a6/00119647045498427.htm


6.

ФОТОХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ (N 35160)

Текст с иллюстрациями

Текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/948e00c0-e140-a373-276c-eb283930f4a9/1011162A.htm


7.

Схема процесса фотосинтеза (N 132194)

Анимация

Модель

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5e994060-996f-4af9-9588-4c06c4b527f8/%5BBIO6_04-28%5D_%5BMA_01%5D.swf


8.

Причина реакции - свет (N 45824)

Текст/Текст с иллюстрациями

Текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/baa8df45-2652-056c-1f01-30e595aaefa9/77-79_05_1978.djvu


9.

Формула,

Формула выражающая длину

волны де Бройля

для электрона

(N 103510)




Текст/Текст с иллюстрациями

Текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e3899575-cc25-7533-9771-98172de75ea6/00119647068858516.htm

10.

Этап получения фотографического изображения, на котором происходит отрыв электронов от отдельных ионов брома (N 102002)

Интерактивное задание

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/958cdca1-f84f-10c3-1da1-9524ab874f9d/00119626799345941.htm

11.

Явление выхода свободных электронов с поверхности тел под действием фотонов света (N 101542)

Интерактивное задание

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/61a43ca8-c811-fd0d-a056-e3cf7dfb1790/00119626535914906.htm

12.

Угол комптоновского рассеяния, при котором происходит наименьшее изменение длины волны фотона (2) (N 102397)

Интерактивное задание

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9119244e-4f6b-6120-00b2-a23aaaf0ab0b/00119628265392547.htm


13.

Открытие квантовых генераторов.

Интерактивное задание

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/892ea42b-88d2-2949-891a-13e4b7beae54/00119647197330880.htm


14.

Поглощение свободным электроном, находящимся в вакууме, фотона (1) (N 103628)

Интерактивное задание

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f19b617c-3a14-e614-5f47-99a1e4889787/00119628262276540.htm

15.

Определение работы выхода фотоэлемента по зависимости запирающего напряжения от длины волны падающих фотонов (N 103264)

Интерактивное задание

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d638f7d2-7b87-a589-7e2f-268d71138847/00119647054405461.htm


16.

Открытие квантовых генераторов

Интерактивное задание

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/32ad5387-0f0b-1674-fff7-46b3fb4c8095/00119628274818567.htm


17.

Частицы, обладающие волновыми свойствами (N 102596)

Интерактивное задание

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a214110f-5690-f5d5-5c5d-d556ee221402/00119630611619584.htm


18.

Тест по физике No. 750. (N 126009)

Тест

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/aa93d5e8-b2e0-11dc-aa05-b52f74ec1c3f/view/


19.

Тест по физике No. 760. (N 126020)

Тест

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/abc8c3c4-b2e0-11dc-8fb9-82f2aed680b6/view/

20.

Тест по физике No. 770. (N 126030)

Тест

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/acd9f7c4-b2e0-11dc-8b4d-e4a97767d4ac/view/


21.

Тест по физике No. 790. (N 126040)

Тест

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d3fcb724-b2e0-11dc-9822-8c3a706e55f3/view/

22.

Тест по физике No. 800. (N 126085)

Тест

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d5088b48-b2e0-11dc-889d-c5987099b1e0/view/

23.

Задача по физике No. 2295. (N 116654)

Текст/Текст с иллюстрациями

Текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/74bc90cc-b227-11dc-bbee-bd1ef3a6f6e8/p2295.html


24.

Задача по физике No. 2296. (N 116655)

Текст/Текст с иллюстрациями

Текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/74dde704-b227-11dc-9329-d4d4e6a6d51f/p2296.html




Приложение



2012– 2013 учебный год

11 класс

Тест прогрессивные матрицы Дж. Равена

МОУ Шахунский центр образования


Анкетирование проведено педагогм-психологом Шохиревой Н.А. и учителем физики Новоженовой Я.В.

Цель анкетирования: изучение невербального мышления учащихся 11 классов.

Для определения уровня развития интеллектуальной сферы использовался невербальный тест Дж. Равена. Прогрессивные матрицы Дж. Равена - тест интеллекта, состоит из пяти серий, составленных по определенным принципам. При работе с матрицами реализуются основные мыслительные процессы: умение сравнивать и находить отличия, нахождение связей, умение устанавливать последовательность, идентификация, аналогии между парами фигур, анализ и синтез.

Получены следующие результаты:

Результаты диагностики 11 класса


Показатели IQ

Н – низкая норма

С - средний IQ

В - высокий средний результат.

Х – хороший, выше среднего, незаурядный


64% учеников обладают на данный период средним уровнем развития мыслительных способностей, общий.

Данные при выполнении серий:

А – принцип взаимосвязи в структуре матриц (общее выполнение заданий 80,5%).

Б – аналогии между парами фигур (выполнено 62% заданий).

С - принцип прогрессивных изменений в фигурах (выполнено 39% заданий).

Д – принцип перегруппировки фигур (общее выполнение на 29%).

Е – принцип разложения фигур на элементы (выполнено 14,2% заданий).

Во время выполнения работ учащимися учитель может, используя метод наблюдения, делать выводы о состоянии кратковременной памяти, концентрации и сосредоточенности внимания, врабатываемости и скорости работоспособности учащихся.

Вывод: среди учеников имеется потенциал дальнейшего развития умственных вербальных способностей, тест лучше удался ученикам с математическими способностями. В учебном процессе нет прямой зависимости между уровнем интеллекта и успешностью обучения. Здесь требуются также наличие умения учиться, воспитание воли, многие личностные качества.

Рекомендации: учить подростков рациональным приемам усвоения знаний – логической переработке заучиваемого материала, выделению главных мыслей, составлению планов изложения заучиваемого материала, операциям сравнения, анализа, обобщения, умению делать самостоятельные выводы, осуществлять перенос умственных операций на другой материал.

Описание хода исследования восприятия во время выполнения учащимися теста Равена методом наблюдения.

В протоколе фиксируются особенности поведения. Характеристика особенностей наблюдения за учащимися дается по следующему плану:

1.Быстро или медленно старшеклассник включается в процесс работы? Как оно длительно во времени?

2.Принимает ли ученик задачу тестирования сразу или ее надо уточнять, формулировать заново?

3.Какие части объекта учащийся вычленяет? Как описывает каждую из них? Выделяет ли малозаметные детали?

4.Самостоятельность выполнения задания.

5.Насколько активен при выполнении задания?

6.Есть ли последовательность в его действиях?

8.Эмоциональное состояние подростка во время работы.




Уровни сформированности

познавательного интереса

2012-2013 учебный год

11класс.

Анкетирование проведено учителем физики Шахунского центра образования Новоженовой Я.В. и педагогом-психологом Шохиревой Н.А.

Цель анкетирования: выявить уровень сформированности мотивов учебной деятельности учащихся Центра образования.

Анкета Т.И.Шамовой «Как вы относитесь к учебной деятельности».


Основные мотивы учебной деятельности:

А – ситуативный интерес

Б – учение по необходимости

В – интерес к предметам

Г – повышенный познавательный интерес



Показатели 11 класса

Уровни:

  1. Высокий 1,6 – 2

  2. Средний 1,3 – 1,6

  3. Низкий 0,8 – 1,3

  4. Недостаточно низкий 0 – 0,8



Вывод: основными мотивами учебной деятельности учащихся 11 класса являются: учение по необходимости, ситуативный интерес. Интенсивность проявляемых данных мотивов ученики оценили средним баллом. На низком уровне находятся интерес к предметам и повышенный познавательный интерес. Неустойчивый познавательный интерес в 11 классе может быть объяснен « невосприимчивостью некоторых учеников к усвоению знаний и способов учебной деятельности»(А.Н.Менчинская).

Рекомендации: необходимо работать над проблемой формирования устойчивого уровня познавательного интереса среди учеников, применять индивидуальные методы работы с подростками, изменять отношение к учению в позитивную сторону, преодолевать глубокие пробелы в знаниях, развивать мыслительные процессы, вырабатывать навыки учебного труда.



Изучение эмоциональной напряженности.

(март 2013 уч.г 11 класс).

МОУ Шахунский Центр образования.

Методики изучения особенностей эмоционального напряжения проведены учителем физики Новоженовой Я.В. и педагогом- психологом Шохиревой Н.А.

Цель исследования: выявить уровень развития эмоциональной напряженности у учащихся, влияния на успешность учебной деятельности такого свойства личности, как тревожность, способность управлять своими переживаниями.

Проведены :

Методика, разработанная Г.Ш. Габреевой и Н.М. Пейсаховым.



Результаты тестирования

(в процентном отношении)


п.п

Уровни эмоциональной напряженности


11 класс

1.

Низкий

28

2.

Ниже среднего

28

3.

Средний

44

4.

Выше среднего

-

5.

Высокий

-

Вывод:

Вопросы анкеты касаются отношения к учебной деятельности, школьной жизни.

Показатель тревожности находится в 4 и 5 строчках таблицы: «Выше среднего» и «Высокий». Благоприятные и комфортные отношения, спокойное состояние по данным диагностики у 72% учащихся 11 классов. 1 строка - «Низкий» также может означать скрытый высокий уровень эмоциональной напряженности.

Для этих учащихся характерен целый ряд признаков, свидетельствующих о повышенной психической напряженности и возможной несформированности системы самоуправления: неверное предвидение, неверная оценка своих возможностей и реальных успехов в учебной деятельности, неадекватный самоконтроль, состояние тревожного ожидания без имеющейся на то причины, высокая ранимость и обидчивость, ведущие к конфликтности в межличностных отношениях, возможно наличие низкой самооценки личности.


Рекомендации:

Проведение приёмов снятия эмоционального напряжения среди учащихся 11класса.

Выявление причин результатов тестирования в 11классе. (Возможные причины: низкая сомооценка, большое количество пропусков уроков без уважительной причины; слабая сформированость ЗУН, отсутствие прочной базы знаний; пробелы в знаниях, умениях и навыках; недостатки психологического, биологического развития; отсутствие мотивации обучения; отсутствие познавательного интереса; состояние здоровья учащихся; недостатки влияния семьи, негативное влияние внешней среды или сверстников, страх перед будущими экзаменами и другое).


Результаты диагностики

эмоциональной напряженности 11 класса


Уровни эмоциональной напряженности


Н – низкий

Н с – ниже среднего

С – средний

В с – выше среднего

В – высокий результат



Уровни педагогической запущенности

2012– 2013 учебный год

11класс

МОУ Шахунский центр образования

Анкетирование проведено учителем физики Шахунского центра образования Новоженовой Я.В.и педагогом-психологом Шохиревой Н.А.

Цель анкетирования: выявить уровень глубины педагогической запущенности учащихся 11 классов.

Использована методика Л.И. Белоусовой «Диагностика глубины педагогической запущенности у подростков».

Вопросы анкеты позволяют получить сведения об отношении подростка к учению, выявить его поведение на уроках, а также вне Центра образования, определить степень участия в общественно-трудовой деятельности, узнать его оценочное отношение к коллективу класса, в общем виде представить асоциальные отклонения в поведении и деятельности. Выделяется пять параметров, охватывающих важнейшие сферы жизни подростка:


У – отношение к учебе

Д – дисциплина

Т – трудовая активность

О – отношение к коллективу класса

АП – асоциальное поведение


Методика дает возможность также определить стойкость проявления перечисленных факторов как – стойкое, нестойкое, отсутствует.

Уровни педагогической запущенности 11 класса

Проявления параметров:

стойкое

нестойкое

отсутствует

Вывод: в 11 классе проявляется средний уровень педагогической запущенности учащихся; более высокие результаты по отношению к дисциплине, учебе. Учащиеся знают о важности систематического получения знаний, хорошо понимают смысл и необходимость учения. Старшеклассники проявляют общественную и нравственную активность, участвуют в общественно-полезном труде и внеклассных мероприятиях, уверенно и комфортно чувствуют себя в коллективе, прислушиваются к мнению одноклассников, способны выразить и отстаивать свою точку зрения, разбираются в вопросах нравственности. Показатель асоциального поведения выражен незначительно. Методика развивающая, по, существу, это самооценка, анализ собственного поведения.

Рекомендации: обратить внимание на уровень педагогической запущенности учеников, спланировать индивидуальную работу с учащимися, направленную на развитие познавательного интереса, умению преодолевать трудности, развитию навыков продуктивной учебной деятельности.



ЛИСТ САМООЦЕНКИ


Этап урока

Оценка

  1. Мотивационный этап

  2. Актуализация темы

  3. Игра «Орешек знаний тверд»

  4. Доклад

  5. Объяснение демонстраций

  6. Решение задач

  7. Составление сравнительной таблицы

  8. «Решил сам»

«Догадался»

«Помог товарищ или учитель»

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________


Итоговая оценка




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема методической разработки: «Урок повторения по теме «Световые кванты».

Автор: Новоженова Яна Владимировна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248578


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства