Методическая разработка урока в 7 классе «Поэзия русского слова»
Методическая разработка урока в 7 классе «Поэзия русского слова»
Тема: «Поэзия русского слова»
Цели и задачи урока:
• - Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Причастие»; раскрыть роль причастий в тексте художественного произведения.
• Активизировать познавательную активность учащихся, используя современные информационные технологии; формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации; высказывать собственные суждения, делать выводы; развивать логическое и образное мышление.
• Приобщение к великому русскому слову и его значимости в нашей жизни; учить замечать красоту природы; воспитывать любовь к Родине через любовь к окружающей природе-
Тип урока:
Урок - исследование
План урока:
Знакомство с пейзажной лирикой. (Ссылка на ресурсы Internet Explorer).
Исследование прозаического текста. Microsoft Power Point.
Своеобразие восприятия и понимания текста. (Презентация работы ученика).
Использование приёма работы учащихся с иллюстрацией на основе слайда.
Материалы и оборудование урока:
Урок проводится в компьютерном классе.
- адрес в Интернете: http://www.gramma.ru/LIT/?id=1.81
- типовые программы пользователя ПЭВМ:
Microsoft Paint, Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 7 классе «Поэзия русского слова» »
Тема: «Поэзия русского слова»
Цели и задачи урока:
• - Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Причастие»; раскрыть роль причастий в тексте художественного произведения.
• Активизировать познавательную активность учащихся, используя современные информационные технологии; формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации; высказывать собственные суждения, делать выводы; развивать логическое и образное мышление.
• Приобщение к великому русскому слову и его значимости в нашей жизни; учить замечать красоту природы; воспитывать любовь к Родине через любовь к окружающей природе-
Тип урока:
Урок - исследование
План урока:
Знакомство с пейзажной лирикой . (Ссылка на ресурсы Internet Explorer).
Исследование прозаического текста. Microsoft Power Point.
Своеобразие восприятия и понимания текста. (Презентация работы ученика).
Использование приёма работы учащихся с иллюстрацией на основе слайда.
Материалы и оборудование урока:
Урок проводится в компьютерном классе.
- адрес в Интернете: http://www.gramma.ru/LIT/?id=1.81
- типовые программы пользователя ПЭВМ:
Microsoft Paint, Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Весь урок проходит с использованием интерактивной доски
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя
Тема сегодняшнего урока для вас необычна, поэтому хотелось бы начать наш урок необыкновенно красивыми словами, служащими эпиграфом.
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. К. Паустовский
- С чем Паустовский сравнивает русские слова?
- Ребята, как вы думаете, почему Паустовский сравнивает русские слова с драгоценными камнями?
Звучит запись.
2 Проверка домашнего задания..
Этот урок особенный: вы сегодня не просто ученики – вы исследователи, которым предстоит внимательно всмотреться в причастия, понаблюдать за их «жизнью» в тексте, увидеть, как причастие побуждает к работе наше воображение и мысль. Материалом для исследования будет служить фрагмент из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Знакомство с этим произведением вам предстоит на уроках литературы в 9 классе.
- Но прежде чем мы перейдем к тексту, давайте с вами запишем словарный диктант в виде кроссворда. Итак приготовились. Не забываем выделять орфограммы.
3. Кроссворд.
1, 2 – часть речи, признаки которой имеет причастие.(глагол, прилагательное)
3, 4 – признаки глагола у причастия.(вид, время)
5, 6, 7 – признаки прилагательного у причастия.(род, число, падеж)
8 – как называется слово, к которому относится причастие? (определяемое)
9 – как называется причастие, обозначающее признак того предмета, который сам производит действие? (действительное)
10 – как называется причастие, обозначающее признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета? (страдательное)
11 – какую форму имеют страдательные причастия, но не имеют действительные? (краткое)
Текст распечатан на каждой парте)
1. Работа с текстом. А теперь поработаем с текстом
Текст.
Старый, обширный, тянущийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении. Зелёными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединённые вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол берёзы, лишённый верхушки, отломленный бурею или грозою, подымался из этой зелёной гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная колонна; косой, остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или чёрная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную берёзу. Достигнув середины её, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. Местами расходились зелёные чащи, озарённые солнцем, и показывали неосвещённое между ними углубление, зиявшее, как тёмная пасть; оно всё было окинуто тенью, и чуть-чуть мелькали в черной глубине его: бежавшая узкая дорожка, обрушенные периллы, пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиной вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья, и, наконец, молодая ветвь клёна, протянувшая сбоку свои зелёные лапы-листы, под один из которых забравшись бог весть каким образом, солнце превращало его вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте. В стороне, у самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнёзда на трепетные свои вершины.
Задание № 1
Найдите предложение, соответствующее данной схеме. И запишите его.(Выполняется коллективно)
Задание 2 А теперь найдите предложение, в котором причастный оборот не выделяется знаками препинания.. запишите это предложение.
Задание 3. Объясните знаки препинания в предложении. Запишите предложение, постройте схему
Задание № 4 Распределите слова на 2 группы: (слайд) Пока ученик на интерактивной доске выполняет задание, все остальные работают в тетрадях
Страдательные Действительные
Тянущийся
Выходивший
Пропадавший
Заросший
Разросшихся
Лишённый
Отломленный
Глушивший
Пробежавший
Сломленную
Колеблемые
- Выделите морфемы в слове (слайд)
- А сейчас допишите морфологические признаки причастия (слайд)
А сейчас, ребята, мы начинаем работу с текстом. При чтении текста у вас сложились различные впечатления.
Сравните ваши впечатления с изображением сада на репродукции картины художника Герасимова «После дождя». Что объединяет художественный текст и картину и чем они отличаются?
- Художник Герасимов передал красоту и очарование сада красками. А как это удалось сделать Гоголю? Какую роль в этом сыграли причастия? Нам предстоит ответить на эти вопросы, проведя исследование. Для решения этой задачи мы разделимся на группы, каждая из которых получит творческое задание.
2. Работа по группам.
Пока группы выполняют своё задание, мы тоже поработаем с текстом.
К какому типу речи относится данный фрагмент текста?
Что описывает автор в тексте?
В каком стиле написан текст?
Докажите, что Н.В. Гоголь очеловечивает, одушевляет природу.
Отвечая на вопросы, приводите доказательства из текста.
1 группа:
1. Каким частями речи широко пользуется автор в описании природы? Какова доля причастий в тексте? Подтвердите примерами.
2. Какие формы причастий представлены в этом фрагменте? Какую роль они играют в описании? Какое звучание причастия придают тексту?
2 группа:
1. Представлены ли в тексте причастные обороты?
2. Какой ритм они создают?
3. Попробуйте расположить предложения с причастными оборотами как стихотворный текст. Это поможет вам почувствовать ритмическую организацию прозаического отрывка. К какому выводу вы пришли?
4. Замените несколько предложений с причастными оборотами синонимичными конструкциями. Сравните.
3 группа:
1. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор?
2. Какие средства поэтического синтаксиса вы увидели в тексте?
Молодцы.вы все справились со своими заданиями.
3. Ответ на проблемный вопрос.
А теперь вернемся к главному вопросу нашего урока: какова изобразительно-выразительная роль причастий? Как причастия помогают понять идею текста? Сделайте свои выводы.
Молодцы.
А теперь поработаем с репетитором.
4. Итоги урока
5. Домашнее задание
Оценка за урок складывается из общей активности учащегося, скорости его работы, ценности найденного материала и умения применить материал в ходе урока.