II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: отработка написания букв В, в, характеристика звуков, которые обозначает буква В, работа над калиграфической записью предложения. | Фронталь-ная и индивидуальная работа | Словес-ные (беседа, объяснение, разъяснение), наглядные (де-монстра-ция) и практи-ческие. | Организует работу с загадкой; работу по оформле-нию букв и предложе-ния в тет-радях; работу по осмысле-нию уч-ся поговорки. | Слушают и отгадывают загадку, выделяют 1-ую букву в словах-отгадках, каллиграфически записывают заглавную и строчную буквы Вв, вспоминают правила оформления предложения на письме, записывают предложение. | Буква ручки нам согреет, (варежки) Жажду утолить сумеет, (вода) Хворь из тела изведет (врач) И пустыню перейдет. (верблюд) -Ребята, что общего у всех этих слов? (Начинаются с буквы В) -Сегодня мы прописываем букву В. На доске: В в (В, в)чера весёлый (В, в)ася встретил (В, в)итю. - Что интересного в этом предложении? (все слова начинаются на одну букву). -Назовите слова, в которых буква В обозначает звук [в] (вчера, встретил). -Назовите слова, в которых буква В обозначает звук [в´] (Витя, Вася) - Попробуем изменить в предложении одно слово, чтобы оно начиналось на другую букву, но чтобы настроение Васи при этом не изменилось. (жизнерадостный, радостный, добродушный, неунывающий) - Как называются слова, которые вы назвали? (синонимы) | Уметь офор-млять свои мысли в устной форме (Комму-никативные УУД). Определять и формулировать цель на уроке с помощью учи-теля (Регуля-тивные УУД) Ориентиро-ваться в своей системе знаний (Познаватель-ные УУД). |
III. Постановка целей и определе-ние темы урока. Мотивация учащихся. Цель: организовать формулирование темы урока учащимися; постановку цели урока учащимися. | Фронталь-ная и индивиду-альная работа | Словес-ные (беседа, объяснение), наглядные (иллюстрация) и практические методы. | Организует формули-рование темы и постановку цели уча-щимися. | С помощью учителя формулируют цель урока после выполнения предложенного задания | -Ребята, перед вами слоги: ТО НИ АН МЫ -Прочитайте их. Какое слово можно получить из данных слогов? Что получилось? (предложение). Сформулируйте тему нашего урока. Что вам известно об антонимах? -Сегодня на уроке мы будем учиться находить антонимы в тексте, а также подбирать антонимы к заданным словам. | Уметь опреде-лять и форму-лировать тему и цель на уроке с помощью учителя (Регу-лятивные УУД) Уметь офор-млять свои мысли в устной форме (Комму-никативные УУД). |
IV. Изучение но-вого материала. Цели: сформировать умение подбирать антонимы к заданным словам, расширить лексический запас, кругозор учащихся на примере мате-риала словарной работы. Организовать ра-боту по решению проблемной ситуации. Организовать работу со словарем антонимов Учиться подбирать антонимы | Фронталь-ная и индивидуальная работа Фронталь-ная, инди-видуальная и группо-вая (в парах). Фронтальная и индивидуальная формы работы | Словес-ные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные и практические методы. Словес-ные (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение проблемы), нагляддные и практические методы. Словесные, наглядные Практические упражнения | Организует работу по знакомству с новыми словами, по сообщению дополнительного материала. Организует физминут-ку. Организует работу с текстом, помогает рассмот-реть проб-лемную ситуацию. Организует работу в парах (проверка правиль-ности вы-полнения). Организует работу с правилом. Организует работу со словарем антонимов в учебнике. Демонстрирует слайды презентации. Организует работу по записи антонимов в тетрадь. | Отвечают на вопросы, записывают предложение, слушают рассказ учителя о происхождении слова «антоним» Выполняют физминутку: повторяют действия за учителем, а также выполняют действия, противоположные названным Разрешают проблемную ситуацию, делают выводы, обсуждают в парах варианты решения проблемной ситуации. Осуществляют проверку в парах. Заучивают правило. (с.54) Осуществляют поиск антонимов по заданию учителя, с наглядной опорой на слайды. Записывают пары слов в тетрадь | - Вернемся к предложению о мальчиках. Сделайте так, чтобы настроение Васи изменилось. Что нужно для этого сделать? (заменить слово веселый на слово грустный). - Что вы можете сказать о значении слова грустный? (противоположно по значению слову веселый) - Запишите предложение. - Как вы думаете, ребята, почему антоним так называется? - Слово антоним пришло к нам из французского языка и означает греч. anti «против», и onyma «имя» Физминутка с антонимами. - Я вам показываю движение, вы выполняете его, а затем движение наоборот. Встать – сесть Руки вверх – вниз Наклон вперёд – наклон назад Наклон вправо – влево Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко Скажу я слово далеко. Ты отвечаешь – близко. Скажу я слово потолок, а ты ответишь -пол Скажу я слово потерял. И скажешь ты – нашёл. Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты - храбрец. Теперь начало я скажу. Ну, отвечай, - конец! - Посмотрите, кто пришел к нам на урок? Эту девочку зовут Маша. Как вы думаете, почему у нее плохое настроение? (предположения детей) - Иногда в природе происходят такие явления, которые навевают грусть на человека. Сегодня холодный пасмурный день. Дует сильный ветер. Небо низкое и хмурое. Унылая пора! - Мы не в силах изменить погоду. Подумайте, можем ли мы помочь ей средствами нашего родного языка? - Молодцы, вам удалось помочь Маше. -Ребята, вы уже знакомы со словарем синонимов. Откройте с.142 учебника. Вспомните правила работы со словарем. Посмотрите на слайд и попробуйте догадаться, какой признак характерен для изображенного здесь предмета. А затем найдите в словаре слово, противоположное по значению. большой – маленький сладкий – кислый горячий – холодный добрый – злой белый - чёрный | Уметь слушать и понимать речь других, уметь офор-млять свои мысли в устной форме (Комму-никативные УУД). Уметь ориенти-роваться в своей системе знаний; осмысливать задания; уметь выделять главное, сравнивать (Познавательные УУД). Уметь опреде-лять понимать учебную задачу (Регу-лятивные УУД) Уметь офор-млять свои мысли в устной форме (Комму-никативные УУД). Актуализация собственных знаний по работе со словарем (Познавательные УУД) Умение искать нужную информацию по заданному критерию (Познавательные УУД) Грамотно записывать слова, сверяясь со словарем. Уметь анализи-ровать и сравнивать (Познаватель-ные УУД). Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
V. Закрепление изученного мате-риала. Цель: применить полученные знания на практике при выполнении упражнений. | Фронталь-ная, инди-видуальная и группо-вая (в парах). | Словес-ные (беседа, объяснение, разъяснение), нагляд-ные и практические. | Организует работу по закрепле-нию изу-ченного с помощью электронного приложения к учебнику, работу в парах в качестве проверки. | Проводят анализ, выполняют задание электронного приложения, участвуют в беседе, проверяют работу соседа. | Электронное приложение: Соединить линиями антонимы. Распределить слова по группам (синонимы и антонимы) | Уметь приме-нять получен-ные знания на практике, проводить элементарный анализ Уметь форму-лировать соб-ственное мне-ние, делать выводы (Ком-муникативные УУД). Уметь работать в паре (Комму-никативные УУД). |
VI. Проверка уровня усвоения знаний и сформи-рованности УУД. Цель: организовать работу по провер-ке уровня усвоения знаний и сформи-рованности УУД, по осуществлению самопроверки и взаимопроверки. | Индивиду-альная и групповая | Нагляд-ные и практические | Организует работу учащихся и их само-проверку и взаимопро-верку. | Выполняют задания, проверяют свою работу и работу соседа. | Учащимся предлагается выполнить задания электронного приложения к учебнику и оценить свои результаты. | Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |