Цель темы - раскрывать смысл понятия «антонимы» и обосновывать своё мнение;
- подбирать и писать антонимы к словам;
- распознавать и правильно употреблять в речи антонимы;
- развивать устную и письменную речь, расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас;
Организация пространства
-Уч. Русский язык 3 класс, ч.1, стр.76,-Рабочая тетрадь по русскому языку, ч.1, стр.64
Методическое пособие «Русский язык с поурочными разработками», 3 класс. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, «Просвещение» М., 2012.
- Интернет-ресурсы (музыкальная композиция «Ты морячка, я моряк», автора и исполнителя О.Газманова);
- компьютер, проектор, демонстрационный экран;
Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы.
Приглашаю я вас путешествовать
Знания приобретать и совершенствовать.
-Сегодня мы продолжим познавательную игру - виртуальное путешествие по океану «Слово и его значение» на парусной яхте «Парус» и посетим один остров, а как он называется, вы узнаете чуть позже.
- Что нам понадобится для нашего круиза? (Навигационная карта, учебник - путеводитель, тетрадь для наблюдений, форма и, конечно же, наши знания.)
- Итак, юнги, надеть бескозырки! Вы - моя команда, я - ваш капитан.
- А чтобы наша яхта благополучно отплыла, нам нужно показать свою готовность. Для этого проверим посадку и сделаем разминку для рук, чтобы уверенно держать штурвал.
Пальчиковая гимнастика
Волны - Согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.
Чайки - Скрестите руки на уровне запястий и прижмите их друг к другу. Ладони расслабьте и опустите, затем несколько раз взмахните ладонями, как крыльями.
Бинокль - Сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры» бинокля, и поднесите «бинокль» к глазам, Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним.
Согрейте свои ладошки. Поделитесь теплом с соседом.
-Я вам желаю с хорошим настроением приняться за работу.
Настроение каково?
Во!Кто за приключения?
Все без исключения!
Главное умение – определять различные значения слов и правильно их употреблять. Ему должны мы научиться.
Обещаем на уроке креативно потрудиться!
Погода отличная, море спокойное. Дыхание в норме. Настроение замечательное. Отправляемся в путь. Наша яхта берёт курс на север. Входим в пролив «Чистописание»
Минутка чистописания.
Проверка д/з и повторение ранее изученного.
Наше плавание продолжается. Посмотрите, что у нас остаётся справа по борту? (Остров «Синонимы»)
Мы исследовали его вчера. Что вы узнали на нём? Что такое синонимы? (Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки. Синонимы – это слова – «друзья», или «приятели»)
Какими частями речи могут быть синонимы? (Любой)
Какова роль синонимов в нашей речи? ( Они делают нашу речь более выразительной, яркой, насыщенной, точной)
Проверим д/з: игра «Лови – назови» (Кидаю спасательный круг)Открытие нового. Тема урока. Задачи.
Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение - загадку.
Н. Найденова (Ветер.)
Проблемная ситуация
Есть ли в стихотворении слова – синонимы? (Здесь их нет.)
- Правильно.
- Может быть кто-нибудь вспомнит, как называются эти слова? Мы знакомились с ними во 2 классе? (Эти слова называются «антонимы».)
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О словах-антонимах.)
Сформулируйте тему нашего урока (Антонимы.) Запишите её в тетрадь наблюдений. Наша яхта приближается к острову, который называется «Антонимы».
Этот остров таит много интересных загадок, явлений, которые мы попробуем отгадать, обследовав его.
Что хотите узнать об антонимах? (Узнаем, какие слова называются антонимами. Для чего нужны антонимы в речи.)
Чему будете учиться на уроке? (Будем учиться находить антонимы, подбирать антонимы, правильно употреблять их в речи)
-На уроке узнаем, какие слова называются антонимами. Будем учиться различать антонимы, узнавать их в тексте и подбирать антонимы к предложенным словам.
- Наша яхта у цели. Высаживаемся на остров, начинаем движение по нему.
Работа по теме. Определение признаков антонимов.
Но что это на песке? Бутылка, видно кто-то побывал здесь до нас и оставил послание.
(Читаю) «Уважаемые путешественники. Вас наверное интересует, что означает название острова. Что такое «Антонимы». Слово это наше, греческое, а что оно значит, вы узнаете, если с нашей помощью его исследуете. «Антоним» сравните со словом «Синоним». «Син» - один, «онима» - имя - «синоним» -одноимённый.
«Антоним» - «онима» - имя.
А значение слова «анти» назовете, если вспомните известные вам слова: антимоль, антигриппин, антивирус. Догадались, какое значение имеет приставка анти - в этих словах? «Против" – противоположный.Значит, антонимы – это слова, имеющие противоположное значение.А чтобы утвердиться в правильности нашего предположения, откройте учебник – путеводитель на странице 76. Найдите «Узелки на память», прочитайте правило. Прочесть – одно, а вот запомнить…Давайте его зарифмуем:Минус – плюс, огонь – вода, Дерзкий – осторожный, Все антонимы всегда Противоположны! (В.А. Синицы)Упражнение в подборе антонимов.
Вот теперь можно продолжить исследование острова.
На нашем пути «Поляна рассыпанных пословиц». Вам необходимо их собрать, объяснить смысл, чтобы продолжить путь.
-Работать будем в парах. Напоминаю, что в диалог в паре должен вестись вполголоса. О завершении работы мне сигналят ваши поднятые руки. Возьмите конверты и соберите пословицы. Будьте очень внимательны. (Работа в паре, пословицы разрезаны)
Мир строит, а война разрушает.
Ученье – свет, неученье – тьма.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Горьким лечат, а сладким калечат.
-Теперь проверим, что у вас получилось.
-Объясните, как вы понимаете эти пословицы?
-Запишите одну понравившуюся. (Один ученик работает у доски.)
Руки? На месте.
Ноги? На месте.
Локти? У края.
Спина? Прямая.
-Найдите и назовите антонимы. На какие вопросы они отвечают? (Антонимы отвечают на один и тот же вопрос.)
-Определите и запишите часть речи у антонимических пар.
Проверьте себя по слайду.
-Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок – поставит себе плюс, а если есть ошибки – плюс – минус, кто не смог справиться – минус.
-Кто может сказать, антонимы могут быть какой частью речи? (Любой)
-Молодцы! Мы можем смело двигаться вперёд.
-И что же мы с вами видим?
Пираты оставили свой сундук.
-Давайте посмотрим, что в нём? Загадки.
Чтобы их отгадать, необходима смекалка.
Молодцы! Запишите их парами в тетрадь. (Зной-прохлада, лето-зима, шум-тишина.)
А теперь понадобится ваше внимание.
Самостоятельная работа.
-К картинкам из сундука нужно подобрать слова-антонимы. (Взаимопроверка)
Надо помнить, что антонимы обязательно называют одноплановые понятия, имеют общий компонент значения: лежебока — труженик (отношение к труду); зима — лето (отношение к времени года). Без общего компонента значения антонимов не бывает. Ср.: горячий — невкусный и горячий — холодный, длинный — тяжелый и тяжелый — легкий .
-Молодцы!
-Путь был длинным и нам необходимо отдохнуть. Физминутка - игра «Делай все на
1) Опустите руки вниз. 2) Поднимите руки вверх. }2 p 3) Голову поднимите.
4) Голову опустите 5) Поворот туловища вправо. Спасибо. Садитесь за парты.
-Что же нас ждёт впереди? А впереди нас ждёт необычный водопад слов.
Молодой лето
Север юг
Зима старый
Толстый тонкий
Наблюдение за ролью слов – антонимов в тексте.
И снова вперед, за приключениями-знаниями.
-На нашем пути встала Пещера волшебных превращений. Работа в паре.
Откройте РТ на стр.64. Найдите Упр.107. Выберите текст-описание под буквой Б. Замените выделенные слова антонимами. (Устная проверка.) Что изменилось в тексте?
Какую роль играют антонимы в русском языке? (Могут изменить текст. Делают нашу речь богаче, красивее или образной и выразительной.)
- Всегда ли вам было легко подбирать антонимы?
- Что же делать в случае затруднения? (Спросить у
взрослых, посмотреть в словаре)
Где можно найти слова антонимы? (В словаре антонимов.)
Правильно, словарь антонимов в конце учебника на стр.157. Рассмотрите, полистайте. Вы можете воспользоваться его подсказками при выполнении д/з.
- Наше путешествие по острову подходит к концу и нам пора возвращаться. Нас ждут дома. Пора подвести итог.
Рефлексивный экран.
- Продолжите предложения.
Сегодня на уроке я научился…
Своей работой на уроке я …
А особенно мне удалось …
Я понял, что …
Хорошо! Молодцы!
Не дорого начало, похвален конец.
Домашнее задание (по выбору)
- Хорошо! Молодцы! Расскажите дома, чему мы учились сегодня на уроке.
Домашнее задание.
По выбору возьмите карточки по своим силам.
Жёлтая карточка – Учебник с. 77 Упр 123; РТ с.64 Упр.107(А)
Зелёная карточка – учебник с.77 Упр.124
Синяя карточка – на Диске Тема 10, № 2 или выучить три пословицы, в которых встречаются антонимы (по желанию).
Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.Самооценка учащихся.Выставление отметок.
Спасибо за урок. Желаю вам успехов в освоении этой темы.