kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока для 5 класса "Знакомство с орфоэпией"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой методическую разработку урока для 5 класса по теме "Орфоэпия". Задания разнообразные, пожобраны с учетом возратсных особенностей учащихся, предполагается наличие презентации и дидактического материала.

Задачи: 

Обучающие: познакомить с предметом изучения орфоэпии, с основными произносительными нормами и их отражением в орфоэпических словарях

Развивающие формировать навык правильного произношенияуказанных слов, развивать умение работать с орфоэпическим словарем

Воспитательные: развивать коммуникативную культуру учащихся, интерес к предмету.

Универсальные учебные действия:

  • извлечение первичной информации из заданий;
  • построение логической цепочки рассуждений на основе наблюдений;
  • создание алгоритмов действий при решении поставленных задач;

анализ объектов с целью выделения общих признаков.

Регулятивные:

  • умение идентифицировать проблему;
  • умение проводить целеполагание и планирование собственной деятельности;
  • умение оценивать результат собственной деятельности и оценивать собственное продвижение.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, звуковые колонки, презентация к уроку, конспект урока, орфоэпические словари (любого автора), дидактический материал (печатный и электронный вариант), Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/[М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2008.

Дидактический материал

Дидактический материал

 

Дополните начатые предложения, подчеркнув один из вариантов:

 

  1. Безударные гласные О, Е в слабой позиции (в первом предударном слоге) произносятся как… (А, И; О, Е).
  2. Звонкие парные согласные в слабой позиции перед глухими произносятся как… (звонкие, глухие).
  3. Звонкие парные согласные в слабой позиции на конце слова произносятся как… (звонкие, глухие).
  4. Глухие парные согласные в слабой позиции перед звонкими произносятся как… (звонкие, глухие).
  5. Звуки [ч’] и [щ’] всегда произносятся… (мягко, твёрдо).
  6. Звуки [ж] и [ш] всегда произносятся… (мягко, твёрдо).

 

 

 

Дидактический материал

Дополните начатые предложения, подчеркнув один из вариантов:

 

  1. Безударные гласные О, Е в слабой позиции (в первом предударном слоге) произносятся как… (А, И; О, Е).
  2. Звонкие парные согласные в слабой позиции перед глухими произносятся как… (звонкие, глухие).
  3. Звонкие парные согласные в слабой позиции на конце слова произносятся как… (звонкие, глухие).
  4. Глухие парные согласные в слабой позиции перед звонкими произносятся как… (звонкие, глухие).
  5. Звуки [ч’] и [щ’] всегда произносятся… (мягко, твёрдо).
  6. Звуки [ж] и [ш] всегда произносятся… (мягко, твёрдо).

Дидактический материал

 

Дополните начатые предложения, подчеркнув один из вариантов:

 

  1. Безударные гласные О, Е в слабой позиции (в первом предударном слоге) произносятся как 

.

  1. Звонкие парные согласные в слабой позиции перед глухими произносятся как 

.

  1. Звонкие парные согласные в слабой позиции на конце слова произносятся как 

.

  1. Глухие парные согласные в слабой позиции перед звонкими произносятся как 

.

  1. Звуки [ч’] и [щ’] всегда произносятся 

.

  1. Звуки [ж] и [ш] всегда произносятся 

.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока для 5 класса "Знакомство с орфоэпией" »

Зимние забавы

Орфоэпия

Урок русского языка в 5 классе

Предмет: русский язык

Возраст: 5 класс

Цель:

Познакомить учащихся с разделом лингвистики – орфоэпией.

Задачи:

Обучающие: Познакомить с предметом изучения орфоэпии, с основными произносительными нормами и их отражением в орфоэпических словарях.

Развивающие: Формировать навык правильного произношения указанных слов, развивать умение работы с орфоэпическим словарём.

Воспитательные: Развивать коммуникативную культуру учащихся, интерес к предмету.

Универсальные учебные действия:

  • извлечение первичной информации из заданий;

  • построение логической цепочки рассуждений на основе наблюдений;

  • создание алгоритмов действий при решении поставленных задач;

анализ объектов с целью выделения общих признаков.

Регулятивные:

  • умение идентифицировать проблему;

  • умение проводить целеполагание и планирование собственной деятельности;

  • умение оценивать результат собственной деятельности и оценивать собственное продвижение.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, звуковые колонки, презентация к уроку, конспект урока, орфоэпические словари (любого автора), дидактический материал (печатный и электронный вариант), Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/[М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2008.

Навигация: Переход на слайдах 2-12 по управляющей кнопке . На слайдах 4 – 12 расположена управляющая кнопка-триггер , при нажатии на которую осуществляется проверка выполненных заданий и смена изображений на слайде.


Ход урока

Слайд 1. Титульный. Переход к следующему слайду по щелчку.


Слово учителя

Наступает зима. Она приносит нам зимние забавы. Какие?


Слайд 2. Переход к следующему слайду по кнопочке. Слайд содержит встроенный видеоролик.

Сегодняшний урок мы начнём с просмотра коротенького видеоролика, который поможет нам определить тему урока.


Просмотр видеоролика


Беседа

  • Как же говорить правильно: «красИвее» или «красивЕе»?

Правильно говорить «красИвее».

  • Как узнать, правильно ли мы произносим слова?


Слайд 3. Переход к следующему слайду по кнопочке.

Слово учителя

Наш язык – это стройная система, в которой существует правила не только написания, но и произношения слов. Эти правила называются произносительными нормами. Произносительные нормы изучает специальный раздел лингвистики – орфоэпия.

Орфоэпия (от греческих orthos – прямой, правильный + epos – речь, т.е. правильная речь) – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения.

Орфоэпия изучает правила образцового литературного произношения. Орфоэпия определяет нормы произношения и охраняет их.

Нормы произношения появились в русском языке недавно. Посмотрим диафильм, в котором рассказывается о возникновении в русском языке орфоэпических норм.


Слайд 4. Переход к следующему слайду по кнопочке. Слайд содержит встроенный диафильм (воспроизводится при нажатии на значок, по щелчку происходит смена слайдов диафильма). На слайде управляющая кнопка-триггер снежинка. При нажатии на неё появляются вопросы.

Просмотр диафильма.

Учащиеся читают вслух текст на слайдах диафильма.

Слайд 1.

Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4.


Беседа

  • Когда в русском языке появились орфоэпические нормы?

Орфоэпические нормы появились в русском языке в XVII веке.

  • Какой разговорный язык стал основой для орфоэпических норм русского языка?

Основой для орфоэпических норм стал московский разговорный язык.


Слайд 5. Переход к следующему слайду по кнопочке. На слайде управляющая кнопка-триггер снежинка. При нажатии на неё осуществляется поэтапный ввод теоретического материала.

Слово учителя

  • Какие же существуют произносительные нормы?

Произносительные нормы касаются как гласных, так и согласных звуков. Это нормы образцового произношения и правильного ударения..

Произносительные нормы распространяются при помощи радио, телевидения, кино и театра.

Произносительные нормы закреплены в орфоэпических словарях.

Учащиеся открывают лежащие на партах орфоэпические словари, знакомятся с ними.

  • А владеем ли мы с вами этими нормами? Давайте проверим. Если мы правильно выполним задания, то нам удастся слепить снеговика.


Слайд 6. Переход к следующему слайду по кнопочке. На слайде управляющая кнопка-триггер снежинка. При нажатии на неё осуществляется проверка задания. Неверные ответы исчезают, верный вариант окрашивается в красный цвет. Вслед за проверкой на слайде появляется деталь будущего снеговика.

Упражнение 1.

В каком слове ударная буква выделена верно?

Учащиеся должны записать номер упражнения и букву, обозначающую правильный ответ, разрешается при выполнении задания пользоваться орфоэпическими словарями.

  1. тОрты

  2. пОртфель

  3. дОсуг

  4. полОжить

Ответ: 1А


Слайд 7. Переход к следующему слайду по кнопочке. На слайде управляющая кнопка-триггер снежинка. При нажатии на неё осуществляется проверка задания. Неверные ответы исчезают, верный вариант окрашивается в красный цвет. Вслед за проверкой на слайде появляется деталь снеговика.

Упражнение 2.

В каком слове ударная буква выделена верно?

Учащиеся должны записать номер упражнения и букву, обозначающую правильный ответ.

  1. килОметр

  2. ворОта

  3. звОнит

  4. магАзин

Ответ: 2В


Слайд 8. Переход к следующему слайду по кнопочке. На слайде управляющая кнопка-триггер снежинка. При нажатии на неё осуществляется проверка задания. Неверные ответы исчезают, верный вариант окрашивается в красный цвет. Вслед за проверкой на слайде появляется деталь снеговика.

Упражнение 3.

В каком слове ударная буква выделена верно?

Учащиеся должны записать номер упражнения и букву, обозначающую правильный ответ.

  1. шОфёр

  2. свЁкла

  3. сантИметр

  4. красивЕе

Ответ: 3 В


Слайд 9. Переход к следующему слайду по кнопочке. На слайде управляющая кнопка-триггер снежинка. При нажатии на неё осуществляется проверка задания. Неверные ответы исчезают, верный вариант окрашивается в красный цвет. Вслед за проверкой на слайде появляется деталь снеговика.

Упражнение 4.

Какой гласный звук произносится в корне –вод-?

Учащиеся должны записать в тетрадь однокоренные слова в столбик и при помощи транскрипции показать гласный звук в корне.

Подводник [о]

Водица [а]

Водный [о]

Воды [о]

Вода [а]

  • Сделайте вывод о связи орфографии и орфоэпии.


Слайд 10. Переход к следующему слайду по кнопочке. На слайде управляющая кнопка-триггер снежинка. При нажатии на неё осуществляется проверка задания. Неверные ответы исчезают, верный вариант окрашивается в красный цвет. Вслед за проверкой на слайде появляется деталь снеговика.

Упражнение 5.

Выберите верное произношение согласных звуков?

Учащиеся записывают слова и рядом в транскрипции правильное произношение. Им предложены два вариант произношения согласных, они должны выбрать соответствующий орфоэпическим нормам

Что [шт], [ч’т]

Конечно [шн], [ч’н]

Почта [ч’т], [шт]

Скучно [шн], [ч’н]

Чтобы [шт], [ч’т]

Яичница [шн], [ч’н]

Ночной [шн], [ч’н]

Ответ:

Что [шт]

Конечно [шн]

Почта [ч’т]

Скучно [шн]

Чтобы [шт]

Яичница [шн]

Ночной [ч’н]


Слайд 11. Переход к следующему слайду по кнопочке. На слайде управляющая кнопка-триггер снежинка. При нажатии на неё осуществляется проверка задания. Неверные ответы исчезают, верный вариант окрашивается в красный цвет. Вслед за проверкой на слайде появляется деталь снеговика.

Упражнение 7.

В каком слове перед Е нужно произносить мягкий согласный?

Учащиеся должны записать номер упражнения и букву, обозначающую правильный ответ.

  1. модель

  2. кафе

  3. академия

  4. шоссе

Ответ: 6С


Слайд 12. Переход к следующему слайду по кнопочке. На слайде управляющая кнопка-триггер снежинка. При нажатии на неё осуществляется проверка задания. Неверные ответы исчезают, верный вариант окрашивается в красный цвет. Вслед за проверкой на слайде появляется деталь снеговика.

Упражнение 6.

В каком слове перед Е нужно произносить твёрдый согласный?

Учащиеся должны записать номер упражнения и букву, обозначающую правильный ответ.

  1. фонетика

  2. тема

  3. текс

  4. музей

Ответ: 7А


Слайд 13. Переход к следующему слайду по щелчку.

Слово учителя

Мы хорошо справились с заданиями, и у нас получился снеговик.

А теперь сформулируем некоторые произносительные нормы русского языка.

Работа с дидактическим материалом

Если в классе нет возможности использовать электронный вариант дидактического материала, то учащимся раздаётся печатный вариант. В этом случае электронный вариант можно использовать для индивидуальной работы.

Задание: Дополните начатые предложения, выбрав один из вариантов (в печатном варианте ребята подчёркивают вариант).


Безударные гласные О, Е в слабой позиции (в первом предударном слоге) произносятся как… (А, И; О, Е).

Звонкие парные согласные в слабой позиции перед глухими произносятся как… (звонкие, глухие).

Звонкие парные согласные в слабой позиции на конце слова произносятся как… (звонкие, глухие).

Глухие парные согласные в слабой позиции перед звонкими произносятся как… (звонкие, глухие).

Звуки [ч’] и [щ’] всегда произносятся… (мягко, твёрдо).

Звуки [ж] и [ш] всегда произносятся… (мягко, твёрдо).

Ответ:

Безударные гласные О, Е в слабой позиции (в первом предударном слоге) произносятся как А, И.

Звонкие парные согласные в слабой позиции перед глухими произносятся как глухие.

Звонкие парные согласные в слабой позиции на конце слова произносятся как глухие.

Глухие парные согласные в слабой позиции перед звонкими произносятся как звонкие.

Звуки [ч’] и [щ’] всегда произносятся мягко.

Звуки [ж] и [ш] всегда произносятся твёрдо.


Итог

  • Что такое орфоэпия?

  • Какие произносительные нормы есть в русском языке?

  • Зачем нам знать произносительные нормы?

  • Какие задания вызвали у вас затруднения?


Домашнее задание

Выучить определение орфоэпии, выполнить упражнение 312.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Методическая разработка урока для 5 класса "Знакомство с орфоэпией"

Автор: Соломенцева Оксана Владимировна

Дата: 28.12.2014

Номер свидетельства: 148678


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства