kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка. Тема урока: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения нового материала. Цели урока: – Развитие умений устанавливать союзную связь между частями сложного предложения, выявлять смысловые различия при использовании разных союзов, конструировать сложные предложения на базе простых с использованием союзов. – Формирование умения пунктуационно оформлять сложные предложения с союзами и, а, но. Задачи: -наблюдать и делать выводы о роли союзов «и,а,но» в сложном предложении. -развивать умения отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений; конструировать предложения, обозначать схемами. -воспитывать интерес и любовь к родному языку, его образности и красочности. Познавательные компетенции: учиться использовать знаково-символические схемы; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; обобщать. Регулятивные компетенции: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Коммуникативные компетенции: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка. Тема урока: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но».»

Конспект открытого урока по русскому языку

Тема урока: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но»


Класс: 4 УМК «Школа 2100»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

– Развитие умений устанавливать союзную связь между частями сложного предложения, выявлять смысловые различия при использовании разных союзов, конструировать сложные предложения на базе простых с использованием союзов.

– Формирование умения пунктуационно оформлять сложные предложения с союзами и, а, но.

Задачи:

-наблюдать и делать выводы о роли союзов «и,а,но» в сложном предложении.

-развивать умения отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений; конструировать предложения, обозначать схемами.

-воспитывать интерес и любовь к родному языку, его образности и красочности.

Познавательные компетенции: учиться использовать знаково-символические схемы; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; обобщать.

Регулятивные компетенции: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные компетенции: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.



Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки, наглядный материал, материал для рефлексии.







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Организационный момент.

а) Вступительное слово учителя

Прозвенел звонок,

Начинается урок русского языка.

- Повернитесь лицом к гостям, поздоровайтесь! Садитесь!

Напоминаю правила работы на уроке:

Глаза смотрят и видят;

Уши слушают и слышат;

Сначала думаю, а потом говорю;

Помню, что в классе я не один, умею слушать мнение других.

Итак, начинаем!




II. Минутка чистописания.

Откройте тетради и запишите

13 октября.

Классная работа.

Помните о правилах письма:

Тетрадь я правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу,

На отлично напишу!

Какой будет следующий этап работы?

- Минутка чистописания.

Выполняют минутку чистописания.



б) «Зарядка для мозгов»

- Какой рыбе на зубы лучше не попадаться? (акуле)

- На привязи толстеет зелёный телёнок (арбуз)

- Место, где готовят и продают лекарства (аптека)

- Надпись на посылке, телеграмме, письме, где указывают, куда их направляют (адрес)

- Кто говорил волшебные слова «Сим-сим, откройся»? (Али – Баба)

- На каком мероприятии продают ценные вещи, увеличивая цену? (на аукционе)

Минутка чистописания.

А А А а а а Аа Ау Ам Ав аб ая ам

Ангара, Амур, Алдан – реки Сибири.



III.Словарная работа.

Цель:

-развитие зрительной памяти и орфографической зоркости.


Знакомство с новым словарным словом.

Познакомимся с новым словом. Догадайтесь по подсказкам.

1.Первая буква этого слова - это гласная 1-го слога в слове капитан. (а)

2.Вторая буква этого слова - это непроизносимая согласная в слове солнце. (л)

3.Третья буква этого слова - это первая буква второго слога в слове командир. (м)

4.Четвёртая буква – это ударная гласная в слове однажды. (а)

5.Пятая буква – это звонкий согласный звук в слове запад.(з)

Какое слово получилось? Запишите.

Алмаз. Лексическое значение?

Краткий фонетический разбор.

Алмаз, ал-маз ударение [алмас]-2глас., 2 слога, 5б. ,5 зв.

Из истории.

1 ученик

-алмаз-простой углевод. Его родственница-сажа в трубе и нрафит карандаша. Первые алмазы были найдены в Индии около300 лет до н.э.

2 ученик.

Из толкового словаря. Алмаз-символ твёрдости, храбрости и невинности.

В переводе с греческого- несокрушимый, «адамас»-непревзойдённый.



г). Актуализация знаний.


б). Работа с деформированным предложением.

На столе у вас карточки с заданием. Прочтите.

- Составить предложение из слов. Записать, выделить грамматическую основу.

1) алмазным, удар, вспыхнула, грома, блеском, и, молния, раздался

- Работаем в парах.

- Запишите предложение, выделите грамматическую основу.

- Составьте схему.

(Вспыхнула алмазным блеском молния, и раздался удар грома.)

[ ], и [ ].

Читают, составляют, записывают предложение, выделяют грамматическую основу предложения.



- Дайте характеристику предложения.

Предложение - Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух простых предложений, соединённых союзом и, распространённое).

- С помощью чего мы соединили части сложного предложения? (союза и.)

- Что такое союз? (Служебная часть речи).

Дают характеристику предложения.



После проверки экран выключается.

ФИЗПАУЗА для глаз.

-Скажите, пожалуйста, какие знаете союзы? И зачем они нужны в предложении?

- Какую роль в сложном предложении играют союзы и, а, но? (Соединяют части сложного предложения.)

Да, мы это сейчас пронаблюдали. Какова же тема урока?

А тему урока вы сможете сформулировать, после того, как поработаете по учебнику на стр. 67 перед упр. 72



д) Постановка проблемы.


Работа по учебнику (перед упр. 72).

По схеме назовите тему урока.


[ ] [ ].

,и ,а ,но

Тема урока: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но».

Записывают тему урока в тетради.

Запятая.


На крохотное ушко похожа завитушка.

Велит нам постоять чуть-чуть

И отправляться дальше в путь.

Выйдет на дорожку –

Всем подставит ножку!

– Давайте составим план урока.

Дети вместе с учителем составляют план.

1) В каком случае перед союзом и стоит запятая?

2) Какую роль в сложном предложении играют союзы и, а, но?

Ученики читают диалог и фиксируют новую ситуацию: перед одиночным союзом и стоит запятая.

На основе приведённого диалога определяют вопрос урока и сравнивают его с авторской формулировкой в учебнике.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

е) Поиск решения.

1). Наблюдение по учебнику. Стр.47 упр. 72

– Сделайте вывод после наблюдений: когда ставится запятая в сложном предложении?


На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом.

2. Ответы на вопросы после наблюдений (с. 68).

Работа со схемами.

– Сравните схемы предложений. Почему приведены по две схемы с каждым союзом? (Одна – сложного, другая – простого предложения с однородными членами.)

– В какой из схем вы заметили различие в постановке запятой перед союзом? (В схеме с союзом и.)

– Ответьте на основной вопрос урока: в каких случаях перед союзом и ставится запятая? (Если предложение сложное, между его частями перед союзом и ставится запятая.)

3. Работа над правилом.

– Попробуйте самостоятельно сформулировать правило постановки запятой в сложном предложении.

– Прочитайте всё правило (текст в рамке). Назовите ключевые слова в этом тексте.

– Сколько в нём частей? О чём 1-я часть? 2-я?

– Закончите фразу: Части сложного предложения соединяются … (союзами и, а, но, интонацией), а разделяются … (запятой).

– Как бы вы ответили на уточняющий вопрос после правила (с. 69)?

У союза и Соединительная роль или роль перечисления


У союза а Разделительная роль


У союза но противительная роль

Ученики читают по два предложения, одно из левого столбика, другое из правого

сравнивают: оба предложения сложные, состоят из двух частей,

в левом столбике части соединены союзом а, но, и,

в правом бессоюзная связь. Запятая ставится в любом случае.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Первичное закрепление

1).Упр. 73 стр.70

- Прочитайте предложения. Спишите, подчеркните грамматические основы и поставьте пропущенные запятые.

Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит. Повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит. (Ф.Тютчев)

1). [ ] , [ ], [ ]. (Сложное, из 3-х простых предложений, соединённых при помощи интонации.)

2). [ ] , и [ ]. (Сложное, части сложного предложения соединяются при помощи интонации и союза и.)

Читают задание. Определяют грамматическую основу предложения и ставят пропущенные запятые.


Работа по карточкам.



Сравнительный анализ предложений.

Развитие умения конструировать сложные предложения на базе простых, используя подходящие по смыслу союзы.

- Соедини линиями части предложения и подбери союз.

-Составь и запиши сложные предложения, поставь запятые.

- Выполни разбор одного из предложений.

- Взаимопроверка.


Наступила золотая осень и к вечеру погода улучшилась .


С утра шёл дождь а им помешал дождь.


Ребята собирались в лес но на осинках поредела листва.

-Если ты забыл порядок разбора, посмотри на стр. 161 учебника

Ученики работают в парах, соединяют подходящие по смыслу части. После коллективного обсуждения результатов работы каждая пара записывает одно понравившееся предложение.



Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Цель:

-проведение рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

- оценивание собственной деятельности на уроке.


-Чему должны были научиться на уроке?

-Как соединяются части сложного предложения?
-Как разделяются части сложного предложения?
-Какая информация была для вас абсолютно новой?


-Над чем еще предстоит работать?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

У вас на партах лежат анкеты. Предлагаю вам ответить на вопросы анкеты. Ответив на вопросы анкеты, вы дадите оценку нашему уроку.


Оценивание работы на уроке учащиеся проводят сами.
Ребята, кто из ваших товарищей сегодня работал на «пять»? Поаплодируем им!
– Кому можно поставить «четыре»? Почему?
Все молодцы! Оценка «пять» радуется, что она отправится в дневники многих ребят.

Заполняют таблицу.



Домашнее задание.

- обсуждение дифференцированного домашнего задания.


Выучить правило на с. 61-62

Для тех, кто еще затрудняется в правильной постановке знаков препинания в предложениях, я предлагаю упр.1 на с. 78

Те ребята, которые хотят развить орфографическую зоркость, будут выполнять упр.4 на с.79

Те ребята, у которых есть теоретические знания, но при выполнении заданий все-таки допускают ошибки, получают упр.2 на с.78

А для наших умников и умниц – упр.3

Выбирают одно упражнение.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мунгалова Анна Маратовна

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249244

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок по русскому языку. Тема: Запятая в сложном предложении "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-po-russkomu-iazyku-tiema-zapiataia-v-slozhnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "128012"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415401039"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-eti-nieprostyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402506887"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173941"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424069481"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Отчёт о проведении предметной недели в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(65) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "168861"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423310421"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства