Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Городищенская основная общеобразовательная школа»
Тип урока: закрепление новых знаний.
Цель: Создать условия для обобщения и закрепления знаний учащихся о частях речи.
Планируемые результаты:
предметные – закрепить умение определять части речи как большие группы с определенными признаками, находить различия между частями речи, определять их грамматическую роль в предложении;
личностные – уметь проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу, пытаться анализировать причины неуспеха в своей работе.
Задачи: воспитательная – учиться отстаивать своё мнение, стремиться выполнять правила работы в коллективе; развивающая – учиться выявлять отличительные признаки каждой части речи; обучающая – уметь применять алгоритм при решении учебных задач.
Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, карточки разных цветов (по уровню сложности) для выполнения заданий, кружки разных цветов для определения настроения.
Ход урока
1. Вводно-мотивационный этап. Психологический настрой.
Проверить готовность к уроку (Слайд 2)
Ну, ответь скорей, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ли вместе?
Что ж, пора нам начинать
Тему новую узнать!
Закройте глаза и повторяйте за мной “Я все умею, у меня все получится”
(Слайд 3)
- Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к уроку русского языка?
Оцените, с каким настроением вы пришли на урок ( дети выкладывают на край стола кружочки разного цвета в зависимости от настроения).
2. Определение темы и цели урока
У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы сейчас узнаете. Посмотрите на экран. (Слайд 4)
Перед вами стихотворения, прочитайте их, определите о ком идет речь, и чем мы сегодня будем заниматься.
1. Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В тапочки, в слона, в конфеты.
2. Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
3. Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растет.
(Дети отвечают на поставленный вопрос, формулируют тему и цель урока)
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную страну под названием «Части речи». Путешествуя по ней, вы покажите, как знаете части речи, умеете ли вы их различать, как научились задавать вопросы к частям речи. Мы побываем в гостях у жителей страны под названием «Речь». Путешествовать мы будем на замечательном волшебном поезде под названием «Части речи». (Слайд 5)
- Работать вы будете тремя группами, сядьте так, чтобы в каждой группе был красный, зелёный и жёлтый жетон. Капитаны групп – с красными жетонами.
(красные – высокий уровень, зелёный – средний, жёлтый – низкий уровень)
-Итак, в путь!
( звучит мелодия из песни «Голубой вагон»)
3. Операционно – познавательный этап
1 станция «Имя существительное»
- А вот и наша первая остановка. - Кто это встречает нас здесь, отгадайте:
Есть один седой старик
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлету,
В кактус, в зонтик и в газету.
В тапочки, в слона, в конфеты
Словом, в разные предметы.
- Кто же это? (Дедушка имя Существительное)
На слайде появляется портрет имени существительного. (Слайд 6)
- А что называется именем существительным?
- А почему к одним предметам мы задаем вопрос КТО? , а к другим ЧТО?
(На слайде появляются вопросы КТО? ЧТО?)(Слайд 7)
- Действительно дедушка имя Существительное может превращаться в неживые и живые предметы, и он приготовил вам задание.
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
(заполнение тетрадей)
- На следующей строке напишите два вопроса:
Кто? Что?
Задание: Вы должны распределить предметы, которые видите на экране по вопросам, на которые они отвечают. Но будьте очень внимательны это не просто предметы, а словарные слова.
Выполнение работы учащимися.
В роли проверяющих – капитаны групп.
- Ручки положили, теперь давайте проверим, как вы выполнили работу.
На экране появляется правильно выполненное задание и количество баллов за выполненное задание. (Слайд 8)
Капитаны проставляют баллы в оценочные листы.
- Ребята, а что вы еще знаете про имя существительное? (существительное изменяется по числам)
- Как определить ед.число или мн.число у существительного? (если существительное обозначает один предмет – ед.число, а если много одинаковых предметов – мн.число)
- Молодцы, у вас на столах лежат разные карточки. Приготовьте листы с номером 1 (карточки разных цветов по уровню сложности) и раздайте их ребятам в группе в соответствии с цветом на эмблеме.
Задание: Распределить слова по группам ед.число или мн.число они обозначают.
- Давайте проверим, как вы выполнили работу(Слайд 9)
На экране появляется правильно выполненное задание и количество баллов за выполненное задание.
Капитаны проставляют баллы в оценочные листы.
4. Физминутка (Слайд 10)
Я гуляю по дорожке (шаги на месте)
А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)
Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика»)
Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком)
Пусть сидит он лучше в травке(шаги на месте, ладошки «держат кузнечика)
Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»)
5. Продолжение работы по теме урока
-А теперь продолжим наше путешествие (звучит музыка)
2 станция «Имя прилагательное»
- Вот наша вторая остановка.
-Ребята, посмотрите какая красивая полянка, а на ней – нарядный
разноцветный домик, раскрашенный яркими красками. (Слайд 11)
Как вы считаете, кто может жить в таком красивом домике? (Имя прилагательное)
- Действительно, это имя прилагательное. Наша героиня замечательная художница. И все к чему прикасается её волшебная кисточка, удивительным образом преображается. Каждый предмет становится каким-нибудь особенным.
- А что мы называем именем прилагательным?
Игра «Прятки» (Слайд 12)
Имя Прилагательное предлагает вам поиграть с ней в прятки. Хотите?
- Перед вами на экране изображение предмета, вы должны назвать его признаки, т.е. назвать имена прилагательные.
(сладкий, вкусный, красивый, воздушный, питательный, замечательный и др.)
Группы обсуждают и записывают признаки предмета. Затем проверка. Капитаны зачитывают, какие признаки предмета смогла найти группа у данного предмета.
6. Физминутка «Спят цветочки». (Слайд 13)
- Спят цветочки….
Вот раскрылись лепесточки.
Раз согнуться, разогнуться,
Дружно к солнцу потянуться.
7. Продолжение работы по теме урока.
-Продолжаем путешествие (звучит музыка)
- А вот и наша следующая остановка. (Слайд 14)
- Кто же здесь живет? Об этом вы узнаете, прослушав стихотворение.
Я страшное дело какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю
И чисто-пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
- Кто же это? (Дядюшка Глагол)
- Да, вы правы, это часть речи – глагол.
Дядюшка Глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног.
(на экране появляется иллюстрация)
- А что называется глаголом?
- Что еще вы знаете о глаголе? (он изменяется по временам и числам).
-Приведите примеры.
- Теперь мы выполним задание в тетради, которое нам приготовил дядюшка Глагол. (Слайд 15)
-Перед вами на слайде две группы слов. Определите, что за слова находятся в первой группе.( имена существительные)
- Почему?
- Какие слова находятся во второй группе? (глаголы)
Задание: Составить и записать предложения, используя слова из первой и второй группы.
Группа выполняет работу в тетрадях после обсуждения.
Проверка. Капитаны зачитывают составленные предложения.
- Ребята, дядюшка Глагол много чего умеет делать, но самое главное он все всегда делает сам. Вот и вам он предлагает выполнить работу самостоятельно. Для этого он просит вас записать в тетради следующее:
Сущ. Прил. Гл.
-На столах лежат карточки разных цветов с номером 2.
Задание: записать слова, которые вы видите перед собой в три столбика, в зависимости от части речи.
Самостоятельное выполнение работы учащимися по уровню сложности.
- Давайте проверим, как вы выполнили работу(Слайд 16)
На экране появляется правильно выполненное задание и количество баллов за выполненное задание.
Капитаны проставляют баллы в оценочные листы.
V. Подведение итогов урока.
- Ребята! Чем мы сегодня занимались на уроке? (писали, вспоминали орфограммы, составляли текст, узнали, какие части речи есть в русском языке, для чего они нужны в нашей речи, делали физкультурную минутку)
- Как вы думаете, в жизни вам все это пригодится? Как?
- А теперь давайте подведём итоги нашей работы. (Слайд 17)
На экране начало предложения, продолжите высказывания:
-Сегодня на уроке мне удалось…..
- Сегодня на уроке я узнал….
- Сегодня на уроке я понял…
- Мне ещё нужно…
Капитаны отчитываются по оценочным листам за набранные на уроке баллы.
Выставление оценок.
IV. Рефлексия.
(Слайд 18)
* Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой.
Вы научились и можете помочь другим.
* Вы считаете, что научились определять части речи, но вам ещё нужна помощь.
* Вы считаете, что было трудно на уроке.
- Спасибо за урок!
Пояснительная записка
Данный урок разработан в рамках УМК «Школа России». Урок с презентацией по теме «Части речи» 2 класс. Исходя из целей и задач урока был спланирован тип урока - обобщение изученного. Тип урока определяет его структуру. На этом уроке учащиеся закрепляют умение распознавать части речи. С помощью слайдов они более подробно получают информацию. Выполняют разные упражнения. Разнообразные задания развивают внимание учащихся и вызывают интерес к теме.
При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, трудности в запоминании и усвоении материала.