Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Городищенская основная общеобразовательная школа»
  
 
  
 
   
  
 
  
 
    
  
  
 
  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Тип урока: закрепление новых знаний.
  Цель: Создать условия для обобщения и закрепления знаний учащихся о частях речи.  
  Планируемые результаты:
   предметные – закрепить умение определять части речи как большие группы с определенными признаками, находить различия между частями речи, определять их грамматическую роль в предложении;  
  личностные – уметь проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу, пытаться анализировать причины неуспеха в своей работе.
  Задачи: воспитательная – учиться отстаивать своё мнение, стремиться выполнять правила работы в коллективе; развивающая – учиться выявлять отличительные признаки каждой части речи; обучающая – уметь применять алгоритм при решении учебных задач.
  Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, карточки разных цветов (по уровню сложности) для выполнения заданий, кружки разных цветов для определения настроения.
  
 
  Ход урока
  
 
  1. Вводно-мотивационный этап. Психологический настрой.
  Проверить готовность к уроку (Слайд 2)
  Ну, ответь скорей, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ли вместе?
Что ж, пора нам начинать
Тему новую узнать!
  
 
  Закройте глаза и повторяйте за мной “Я все умею, у меня все получится”
  (Слайд 3)
  - Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к уроку русского языка?  
  Оцените, с каким настроением вы пришли на урок ( дети выкладывают на край стола кружочки разного цвета в зависимости от настроения).
  2. Определение темы и цели урока
  У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы сейчас узнаете. Посмотрите на экран. (Слайд 4)  
  Перед вами стихотворения, прочитайте их, определите о ком идет речь, и чем мы сегодня будем заниматься.  
  1. Есть один седой старик,
   Превращаться он привык
  В шляпу, в бабушку, в котлеты,
   В тапочки, в слона, в конфеты.
   2. Художницу нашу знает весь свет.
   Раскрасит художница всякий предмет,
   Ответит всегда на вопросы такие:
   Какой? Какое? Какая? Какие?
  3. Что без меня предметы?
   Лишь названия.
   А я приду – всё в действие придет.
   Летит ракета,
   Люди строят здания,
   Цветут сады
   И хлеб в полях растет.
  (Дети отвечают на поставленный вопрос, формулируют тему и цель урока)
  Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную страну под названием «Части речи». Путешествуя по ней, вы покажите, как знаете части речи, умеете ли вы их различать, как научились задавать вопросы к частям речи. Мы побываем в гостях у жителей страны под названием «Речь». Путешествовать мы будем на замечательном волшебном поезде под названием «Части речи». (Слайд 5)
  - Работать вы будете тремя группами, сядьте так, чтобы в каждой группе был красный, зелёный и жёлтый жетон. Капитаны групп – с красными жетонами.
  (красные – высокий уровень, зелёный – средний, жёлтый – низкий уровень)
  -Итак, в путь!
  ( звучит мелодия из песни «Голубой вагон»)
  3. Операционно – познавательный этап 
  1 станция «Имя существительное»
  - А вот и наша первая остановка. - Кто это встречает нас здесь, отгадайте:  
  Есть один седой старик
  Превращаться он привык
  В шляпу, в бабушку, в котлету,
  В кактус, в зонтик и в газету.
  В тапочки, в слона, в конфеты
  Словом, в разные предметы.
  - Кто же это? (Дедушка имя Существительное)
  На слайде появляется портрет имени существительного. (Слайд 6)
  - А что называется именем существительным?
  - А почему к одним предметам мы задаем вопрос КТО? , а к другим ЧТО?
  (На слайде появляются вопросы КТО? ЧТО?)(Слайд 7)
  - Действительно дедушка имя Существительное может превращаться в неживые и живые предметы, и он приготовил вам задание.  
  - Откройте тетради и запишите число, классная работа.
  (заполнение тетрадей)
  - На следующей строке напишите два вопроса:
  Кто? Что?  
  Задание: Вы должны распределить предметы, которые видите на экране по вопросам, на которые они отвечают. Но будьте очень внимательны это не просто предметы, а словарные слова.
  Выполнение работы учащимися.  
  В роли проверяющих – капитаны групп.
  - Ручки положили, теперь давайте проверим, как вы выполнили работу.  
  На экране появляется правильно выполненное задание и количество баллов за выполненное задание. (Слайд 8)
  Капитаны проставляют баллы в оценочные листы.
  - Ребята, а что вы еще знаете про имя существительное? (существительное изменяется по числам)
  - Как определить ед.число или мн.число у существительного? (если существительное обозначает один предмет – ед.число, а если много одинаковых предметов – мн.число)
  - Молодцы, у вас на столах лежат разные карточки. Приготовьте листы с номером 1 (карточки разных цветов по уровню сложности) и раздайте их ребятам в группе в соответствии с цветом на эмблеме.
  Задание: Распределить слова по группам ед.число или мн.число они обозначают.
  - Давайте проверим, как вы выполнили работу(Слайд 9)
  На экране появляется правильно выполненное задание и количество баллов за выполненное задание.  
  Капитаны проставляют баллы в оценочные листы.
  4. Физминутка (Слайд 10)
  Я гуляю по дорожке (шаги на месте)  
  А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)  
  Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика»)  
  Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком)  
  Пусть сидит он лучше в травке(шаги на месте, ладошки «держат кузнечика)
  Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»)
  
 
  5. Продолжение работы по теме урока
  -А теперь продолжим наше путешествие (звучит музыка)
  
 
  2 станция «Имя прилагательное»
  
 
  - Вот наша вторая остановка.
  -Ребята, посмотрите какая красивая полянка, а на ней – нарядный  
  разноцветный домик, раскрашенный яркими красками. (Слайд 11)
  Как вы считаете, кто может жить в таком красивом домике? (Имя прилагательное)
  - Действительно, это имя прилагательное. Наша героиня замечательная художница. И все к чему прикасается её волшебная кисточка, удивительным образом преображается. Каждый предмет становится каким-нибудь особенным.
  - А что мы называем именем прилагательным?
  Игра «Прятки» (Слайд 12)
  Имя Прилагательное предлагает вам поиграть с ней в прятки. Хотите?
  - Перед вами на экране изображение предмета, вы должны назвать его признаки, т.е. назвать имена прилагательные.
  (сладкий, вкусный, красивый, воздушный, питательный, замечательный и др.)
  Группы обсуждают и записывают признаки предмета. Затем проверка. Капитаны зачитывают, какие признаки предмета смогла найти группа у данного предмета.  
  6. Физминутка «Спят цветочки». (Слайд 13)
  - Спят цветочки….
  Вот раскрылись лепесточки.
  Раз согнуться, разогнуться,
  Дружно к солнцу потянуться.  
  7. Продолжение работы по теме урока.
  -Продолжаем путешествие (звучит музыка)
  - А вот и наша следующая остановка. (Слайд 14)
  - Кто же здесь живет? Об этом вы узнаете, прослушав стихотворение.
  Я страшное дело какой деловой:
  В любые дела ухожу с головой.
  Задачи решаю, на скрипке играю,
  Сынишку соседки в коляске катаю.
  Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,
  И на стадионе голы забиваю.
  Укроп поливаю, кусты подстригаю
  И чисто-пречисто весь двор подметаю.
  Дорожки в саду я песком посыпаю,
  А после работы в тени отдыхаю.
  - Кто же это? (Дядюшка Глагол)
  - Да, вы правы, это часть речи – глагол.
  Дядюшка Глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног.
  (на экране появляется иллюстрация)
  - А что называется глаголом?
  - Что еще вы знаете о глаголе? (он изменяется по временам и числам).  
  -Приведите примеры.
  - Теперь мы выполним задание в тетради, которое нам приготовил дядюшка Глагол. (Слайд 15)
  -Перед вами на слайде две группы слов. Определите, что за слова находятся в первой группе.( имена существительные)  
  - Почему?  
  - Какие слова находятся во второй группе? (глаголы)
  Задание: Составить и записать предложения, используя слова из первой и второй группы.  
  Группа выполняет работу в тетрадях после обсуждения.  
  Проверка. Капитаны зачитывают составленные предложения.
  - Ребята, дядюшка Глагол много чего умеет делать, но самое главное он все всегда делает сам. Вот и вам он предлагает выполнить работу самостоятельно. Для этого он просит вас записать в тетради следующее:
  Сущ. Прил. Гл.
  -На столах лежат карточки разных цветов с номером 2.
  Задание: записать слова, которые вы видите перед собой в три столбика, в зависимости от части речи.  
  Самостоятельное выполнение работы учащимися по уровню сложности.
  - Давайте проверим, как вы выполнили работу(Слайд 16)
  На экране появляется правильно выполненное задание и количество баллов за выполненное задание.  
  Капитаны проставляют баллы в оценочные листы.
  V. Подведение итогов урока.
  - Ребята! Чем мы сегодня занимались на уроке? (писали, вспоминали орфограммы, составляли текст, узнали, какие части речи есть в русском языке, для чего они нужны в нашей речи, делали физкультурную минутку)
  - Как вы думаете, в жизни вам все это пригодится? Как?
  - А теперь давайте подведём итоги нашей работы. (Слайд 17)
  На экране начало предложения, продолжите высказывания:
  -Сегодня на уроке мне удалось…..
  - Сегодня на уроке я узнал….
  - Сегодня на уроке я понял…
  - Мне ещё нужно…
  Капитаны отчитываются по оценочным листам за набранные на уроке баллы.
  Выставление оценок.
  IV. Рефлексия.
  (Слайд 18)
  * Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой.  
  Вы научились и можете помочь другим.
  * Вы считаете, что научились определять части речи, но вам ещё нужна помощь.
  * Вы считаете, что было трудно на уроке.
  - Спасибо за урок!
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Пояснительная записка
   Данный урок разработан в рамках УМК «Школа России». Урок с презентацией по теме «Части речи» 2 класс. Исходя из целей и задач урока был спланирован тип урока - обобщение изученного. Тип урока определяет его структуру.  На этом уроке учащиеся закрепляют умение распознавать части речи. С помощью слайдов они более подробно получают информацию. Выполняют разные упражнения. Разнообразные задания развивают внимание учащихся и вызывают интерес к теме.
  При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, трудности в запоминании и усвоении материала.