kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка по теме "Части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

              Данный урок разработан в рамках УМК «Школа России». Урок с презентацией по теме  «Части речи» 2 класс. Исходя из целей и задач урока был спланирован тип урока - обобщение  изученного. Тип урока определяет его структуру.   На этом уроке учащиеся закрепляют умение  распознавать части речи. С помощью слайдов они более подробно получают информацию. Выполняют разные упражнения. Разнообразные задания развивают внимание учащихся и вызывают интерес к теме.

         При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и  реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, трудности в  запоминании и усвоении материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Городищенская основная общеобразовательная школа»




















Тип урока: закрепление новых знаний.

Цель: Создать условия для обобщения и закрепления знаний учащихся о частях речи.

Планируемые результаты:

предметные – закрепить умение определять части речи как большие группы с определенными признаками, находить различия между частями речи, определять их грамматическую роль в предложении;

личностные – уметь проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу, пытаться анализировать причины неуспеха в своей работе.

Задачи: воспитательная – учиться отстаивать своё мнение, стремиться выполнять правила работы в коллективе; развивающая – учиться выявлять отличительные признаки каждой части речи; обучающая – уметь применять алгоритм при решении учебных задач.

Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, карточки разных цветов (по уровню сложности) для выполнения заданий, кружки разных цветов для определения настроения.


Ход урока


1. Вводно-мотивационный этап. Психологический настрой.

Проверить готовность к уроку (Слайд 2)

Ну, ответь скорей, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ли вместе?
Что ж, пора нам начинать
Тему новую узнать!


Закройте глаза и повторяйте за мной “Я все умею, у меня все получится”

(Слайд 3)

- Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к уроку русского языка?

Оцените, с каким настроением вы пришли на урок ( дети выкладывают на край стола кружочки разного цвета в зависимости от настроения).

2. Определение темы и цели урока

У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы сейчас узнаете. Посмотрите на экран. (Слайд 4)

Перед вами стихотворения, прочитайте их, определите о ком идет речь, и чем мы сегодня будем заниматься.

1. Есть один седой старик,

Превращаться он привык

В шляпу, в бабушку, в котлеты,

В тапочки, в слона, в конфеты.

2. Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какое? Какая? Какие?

3. Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду – всё в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады

И хлеб в полях растет.

(Дети отвечают на поставленный вопрос, формулируют тему и цель урока)

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную страну под названием «Части речи». Путешествуя по ней, вы покажите, как знаете части речи, умеете ли вы их различать, как научились задавать вопросы к частям речи. Мы побываем в гостях у жителей страны под названием «Речь». Путешествовать мы будем на замечательном волшебном поезде под названием «Части речи». (Слайд 5)

- Работать вы будете тремя группами, сядьте так, чтобы в каждой группе был красный, зелёный и жёлтый жетон. Капитаны групп – с красными жетонами.

(красные – высокий уровень, зелёный – средний, жёлтый – низкий уровень)

-Итак, в путь!

( звучит мелодия из песни «Голубой вагон»)

3. Операционно – познавательный этап 

1 станция «Имя существительное»

- А вот и наша первая остановка. - Кто это встречает нас здесь, отгадайте:

Есть один седой старик

Превращаться он привык

В шляпу, в бабушку, в котлету,

В кактус, в зонтик и в газету.

В тапочки, в слона, в конфеты

Словом, в разные предметы.

- Кто же это? (Дедушка имя Существительное)

На слайде появляется портрет имени существительного. (Слайд 6)

- А что называется именем существительным?

- А почему к одним предметам мы задаем вопрос КТО? , а к другим ЧТО?

(На слайде появляются вопросы КТО? ЧТО?)(Слайд 7)

- Действительно дедушка имя Существительное может превращаться в неживые и живые предметы, и он приготовил вам задание.

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

(заполнение тетрадей)

- На следующей строке напишите два вопроса:

Кто? Что?

Задание: Вы должны распределить предметы, которые видите на экране по вопросам, на которые они отвечают. Но будьте очень внимательны это не просто предметы, а словарные слова.

Выполнение работы учащимися.

В роли проверяющих – капитаны групп.

- Ручки положили, теперь давайте проверим, как вы выполнили работу.

На экране появляется правильно выполненное задание и количество баллов за выполненное задание. (Слайд 8)

Капитаны проставляют баллы в оценочные листы.

- Ребята, а что вы еще знаете про имя существительное? (существительное изменяется по числам)

- Как определить ед.число или мн.число у существительного? (если существительное обозначает один предмет – ед.число, а если много одинаковых предметов – мн.число)

- Молодцы, у вас на столах лежат разные карточки. Приготовьте листы с номером 1 (карточки разных цветов по уровню сложности) и раздайте их ребятам в группе в соответствии с цветом на эмблеме.

Задание: Распределить слова по группам ед.число или мн.число они обозначают.

- Давайте проверим, как вы выполнили работу(Слайд 9)

На экране появляется правильно выполненное задание и количество баллов за выполненное задание.

Капитаны проставляют баллы в оценочные листы.

4. Физминутка (Слайд 10)

Я гуляю по дорожке (шаги на месте)

А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)

Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика»)

Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком)

Пусть сидит он лучше в травке(шаги на месте, ладошки «держат кузнечика)

Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»)


5. Продолжение работы по теме урока

-А теперь продолжим наше путешествие (звучит музыка)


2 станция «Имя прилагательное»


- Вот наша вторая остановка.

-Ребята, посмотрите какая красивая полянка, а на ней – нарядный

разноцветный домик, раскрашенный яркими красками. (Слайд 11)

Как вы считаете, кто может жить в таком красивом домике? (Имя прилагательное)

- Действительно, это имя прилагательное. Наша героиня замечательная художница. И все к чему прикасается её волшебная кисточка, удивительным образом преображается. Каждый предмет становится каким-нибудь особенным.

- А что мы называем именем прилагательным?

Игра «Прятки» (Слайд 12)

Имя Прилагательное предлагает вам поиграть с ней в прятки. Хотите?

- Перед вами на экране изображение предмета, вы должны назвать его признаки, т.е. назвать имена прилагательные.

(сладкий, вкусный, красивый, воздушный, питательный, замечательный и др.)

Группы обсуждают и записывают признаки предмета. Затем проверка. Капитаны зачитывают, какие признаки предмета смогла найти группа у данного предмета.

6. Физминутка «Спят цветочки». (Слайд 13)

- Спят цветочки….

Вот раскрылись лепесточки.

Раз согнуться, разогнуться,

Дружно к солнцу потянуться.

7. Продолжение работы по теме урока.

-Продолжаем путешествие (звучит музыка)

- А вот и наша следующая остановка. (Слайд 14)

- Кто же здесь живет? Об этом вы узнаете, прослушав стихотворение.

Я страшное дело какой деловой:

В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.

Укроп поливаю, кусты подстригаю

И чисто-пречисто весь двор подметаю.

Дорожки в саду я песком посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

- Кто же это? (Дядюшка Глагол)

- Да, вы правы, это часть речи – глагол.

Дядюшка Глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног.

(на экране появляется иллюстрация)

- А что называется глаголом?

- Что еще вы знаете о глаголе? (он изменяется по временам и числам).

-Приведите примеры.

- Теперь мы выполним задание в тетради, которое нам приготовил дядюшка Глагол. (Слайд 15)

-Перед вами на слайде две группы слов. Определите, что за слова находятся в первой группе.( имена существительные)

- Почему?

- Какие слова находятся во второй группе? (глаголы)

Задание: Составить и записать предложения, используя слова из первой и второй группы.

Группа выполняет работу в тетрадях после обсуждения.

Проверка. Капитаны зачитывают составленные предложения.

- Ребята, дядюшка Глагол много чего умеет делать, но самое главное он все всегда делает сам. Вот и вам он предлагает выполнить работу самостоятельно. Для этого он просит вас записать в тетради следующее:

Сущ. Прил. Гл.

-На столах лежат карточки разных цветов с номером 2.

Задание: записать слова, которые вы видите перед собой в три столбика, в зависимости от части речи.

Самостоятельное выполнение работы учащимися по уровню сложности.

- Давайте проверим, как вы выполнили работу(Слайд 16)

На экране появляется правильно выполненное задание и количество баллов за выполненное задание.

Капитаны проставляют баллы в оценочные листы.

V. Подведение итогов урока.

- Ребята! Чем мы сегодня занимались на уроке? (писали, вспоминали орфограммы, составляли текст, узнали, какие части речи есть в русском языке, для чего они нужны в нашей речи, делали физкультурную минутку)

- Как вы думаете, в жизни вам все это пригодится? Как?

- А теперь давайте подведём итоги нашей работы. (Слайд 17)

На экране начало предложения, продолжите высказывания:

-Сегодня на уроке мне удалось…..

- Сегодня на уроке я узнал….

- Сегодня на уроке я понял…

- Мне ещё нужно…

Капитаны отчитываются по оценочным листам за набранные на уроке баллы.

Выставление оценок.

IV. Рефлексия.

(Слайд 18)

* Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой.

Вы научились и можете помочь другим.

* Вы считаете, что научились определять части речи, но вам ещё нужна помощь.

* Вы считаете, что было трудно на уроке.

- Спасибо за урок!







Пояснительная записка

Данный урок разработан в рамках УМК «Школа России». Урок с презентацией по теме «Части речи» 2 класс. Исходя из целей и задач урока был спланирован тип урока - обобщение изученного. Тип урока определяет его структуру. На этом уроке учащиеся закрепляют умение распознавать части речи. С помощью слайдов они более подробно получают информацию. Выполняют разные упражнения. Разнообразные задания развивают внимание учащихся и вызывают интерес к теме.

При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, трудности в запоминании и усвоении материала.


Просмотр содержимого презентации
«части речи»

Урок русского языка  по теме «Части речи»  2 класс

Урок русского языка

по теме «Части речи»

2 класс

Проверим готовность к уроку  Ну, ответь скорей, дружок,  Ты готов начать урок?  Все ль на месте?  Все ли вместе?  Что ж, пора нам начинать  Тему новую узнать!

Проверим готовность к уроку

Ну, ответь скорей, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ли вместе? Что ж, пора нам начинать Тему новую узнать!

Закройте глаза  и повторяйте  за мной  “ Я все умею, у меня все получится !”

Закройте глаза

и повторяйте

за мной

“ Я все умею, у меня все получится !”

1. Есть один седой старик,  Превращаться он привык В шляпу, в бабушку, в котлеты,  В тапочки, в слона, в конфеты.  2. Художницу нашу знает весь свет.  Раскрасит художница всякий предмет,  Ответит всегда на вопросы такие:  Какой? Какое? Какая? Какие? 3. Что без меня предметы?  Лишь названия.  А я приду – всё в действие придет.  Летит ракета,  Люди строят здания,  Цветут сады  И хлеб в полях растет.

1. Есть один седой старик,

  • Превращаться он привык
  • В шляпу, в бабушку, в котлеты,
  • В тапочки, в слона, в конфеты.

2. Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какое? Какая? Какие?

3. Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду – всё в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады

И хлеб в полях растет.

1 станция   «Имя существительное»   Есть один седой старик Превращаться он привык В шляпу, в бабушку, в котлету, В кактус, в зонтик и в газету. В тапочки, в слона, в конфеты Словом, в разные предметы.

1 станция «Имя существительное»

Есть один седой старик

Превращаться он привык

В шляпу, в бабушку, в котлету,

В кактус, в зонтик и в газету.

В тапочки, в слона, в конфеты

Словом, в разные предметы.

Кто? Что?

Кто? Что?

Кто? Что?  / /  С о рока Л о пата  / /  Л я гушка Б а рабан  / /  Л и сица П о мидор  Без ошибок – 3 балла 1 - 2 ошибки – 2 балла 3 и более – 1 балл

Кто? Что?

/ /

С о рока Л о пата

/ /

Л я гушка Б а рабан

/ /

Л и сица П о мидор

Без ошибок – 3 балла

1 - 2 ошибки – 2 балла

3 и более – 1 балл

ПРОВЕРИМ Ед.ч.  Мн.ч.  поле звёзды  собака ученики  книга столы   Ед.ч.  Мн.ч. страна табуретки дневник города берёза дети портфель волны магазин очки Ед.ч.  Мн.ч. друг миски голубь очки дерево страны корабль паруса листок птицы Без ошибок – 3 балла 1 - 2 ошибки – 2 балла 3 и более – 1 балл

ПРОВЕРИМ

Ед.ч. Мн.ч.

поле звёзды

собака ученики

книга столы

Ед.ч. Мн.ч.

страна табуретки

дневник города

берёза дети

портфель волны

магазин очки

Ед.ч. Мн.ч.

друг миски

голубь очки

дерево страны

корабль паруса

листок птицы

Без ошибок – 3 балла

1 - 2 ошибки – 2 балла

3 и более – 1 балл

ФИЗМИНУТКА Я гуляю по дорожке (шаги на месте) А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)  Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика») Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком) Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика») Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»)

ФИЗМИНУТКА

Я гуляю по дорожке (шаги на месте)

А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)

Наклонюсь, возьму в ладошки

(наклониться «взять кузнечика»)

Здесь скакать ему не надо

(погрозить пальчиком)

Пусть сидит он лучше в травке

(шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)

Там с ним будет все в порядке

(наклониться «отпустить кузнечика»)

2 станция   «Имя прилагательное»

2 станция «Имя прилагательное»

Поиграем?

Поиграем?

ФИЗМИНУТКА - Спят цветочки….  Вот раскрылись лепесточки.  Раз согнуться, разогнуться, Дружно к солнцу потянуться.

ФИЗМИНУТКА

- Спят цветочки….

Вот раскрылись лепесточки.

Раз согнуться, разогнуться,

Дружно к солнцу потянуться.

2 станция   «………?………»  Я страшное дело какой деловой: В любые дела ухожу с головой. Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю. Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю. Укроп поливаю, кусты подстригаю И чисто – пречисто весь двор подметаю. Дорожки в саду я песком посыпаю, А после работы в тени отдыхаю.

2 станция «………?………»

Я страшное дело какой деловой:

В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.

Укроп поливаю, кусты подстригаю

И чисто – пречисто весь двор подметаю.

Дорожки в саду я песком посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

Составь предложения Греет  Надвигается  Пищит  Растёт   Туча  Дерево  Солнце  Мышка

Составь предложения

Греет

Надвигается

Пищит

Растёт

Туча

Дерево

Солнце

Мышка

Сущ . Прил . Гл. Дом Зелёный Бежит Кот Белый Стоит Девочка Большой Кричит  Сущ . Прил . Гл . Ребята Яркий Свистит  Колокольчик Красный Шипит  Мальчик Круглый Идёт Сущ . Прил . Гл . Дерево Красивый Шумит Солнце Большой Квакает Пчела Светлый Радуется Люди Чёрный Стоит Без ошибок – 3 балла 1 - 2 ошибки – 2 балла 3 и более – 1 балл

Сущ . Прил . Гл.

Дом Зелёный Бежит

Кот Белый Стоит

Девочка Большой Кричит

Сущ . Прил . Гл . Ребята Яркий Свистит Колокольчик Красный Шипит Мальчик Круглый Идёт

Сущ . Прил . Гл .

Дерево Красивый Шумит

Солнце Большой Квакает

Пчела Светлый Радуется

Люди Чёрный Стоит

Без ошибок – 3 балла

1 - 2 ошибки – 2 балла

3 и более – 1 балл

Итог урока  - Сегодня на уроке мне удалось….. - Сегодня на уроке я узнал…. - Сегодня на уроке я понял… - Мне ещё нужно…

Итог урока

- Сегодня на уроке мне удалось…..

- Сегодня на уроке я узнал….

- Сегодня на уроке я понял…

- Мне ещё нужно…

Рефлексия Оцени свою работу на уроке:  Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. Вы считаете, что научились определять части речи, но вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке.

Рефлексия

Оцени свою работу на уроке:

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.

Вы считаете, что научились определять части речи, но вам ещё нужна помощь.

Вы считаете, что было трудно на уроке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока русского языка по теме "Части речи"

Автор: Межерицкая Светлана Викторовна

Дата: 05.04.2016

Номер свидетельства: 315202

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "214718"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432450049"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "130822"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415992312"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "138008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457190"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(111) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "145257"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418885182"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства