kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме "Виды синтаксической связи (словосочетание), 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Виды синтаксической связи  ( словосочетание)».


 

Цели урока:

 образовательные: повторение  и обобщение  знаний о способах связи главного и зависимого слова в  словосочетании, о  видах  подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

развивающие: развивать мышление и общеучебные навыки; развивать познавательную самостоятельность.

воспитательные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуре учебного труда.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Виды синтаксической связи (словосочетание), 11 класс »




Тема урока: «Виды синтаксической связи ( словосочетание)». 12 класс.



Цели урока:

образовательные: повторение и обобщение знаний о способах связи главного и зависимого слова в словосочетании, о видах подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.


развивающие: развивать мышление и общеучебные навыки; развивать познавательную самостоятельность.


воспитательные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуре учебного труда.


Ход урока

I. Оргмомент:

Cообщение цели.


  1. Актуализация опорных знаний:

- Что такое словосочетание? ( сочетание двух и более знаменательных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу).

Главным ( стержневым) словом в словосочетании считается то, от которого задаётся вопрос к другому слову. Зависимым словом называется то, к которому задаётся вопрос в словосочетании.

- Назовите виды словосочетаний (глагольные, именные, наречные). Приведите примеры.

По главному слову можно выделить следующие типы словосочетаний:

Глагольное - если главное слово выражено спрягаемой формой глагола, инфинитивом: причастием, деепричастием. Писать ( кому?) другу.

Именным ( если главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным и местоимением). Тёплый день, красный от смущения, два ученика, мы с тобой.

Наречным ( если главное слово выражено наречием).

Мне весело.

Какой вид синтаксической связи используют в словосочетании?

( подчинительный , а средствами связи слов являются: предлог, интонация, союз, окончание).


  1. Словарный диктант

Лексикон, гарантировать, стратегия, реформа, ресурсы, архитектор, генерал, гармония, возражать, газон, дипломат, великолепный, комментировать, узорчатый, лиловый, витрина, фиолетовый, панорама, сиреневый, ландшафт.

 Задание: составьте с данными словами 3 глагольных словосочетания.

На доске написаны варианты, из которых выбрать и записать словосочетания.

Солнечный день, перед дождём, где-нибудь во дворе, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, висеть на телефоне, любимое занятие, будет петь, упорно трудиться.

- почему остальные варианты нам не подходят?

( Предполагаемые ответы: сочетание самостоятельного со служебным; сочетание слов в составе фразеологизмов; подлежащее и сказуемое.

Правила сочетаемости слов:

1.Сочетаются в словосочетании, если они называют связанные между собой явления.

2. Нуждаются в лексической совместимости.

3. Связаны определённым грамматическим способом.


Учитель. Как мы уже говорили, словосочетания строятся на основе подчинительной связи, где зависимое слово находится в подчинении у главного. Главное слово, заняв «исходную позицию», подаёт сигнал своему «подчинённому», а тот уже принимает определённую форму в зависимости от своих морфологических возможностей.


Способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Новый дом.( главное слово выражено именем существительным, которому свойственны род, число, падеж, зависимое слово «уподобляется» главному, приняв род, число, падеж. ( согласование). Те же морфологические категории свойственны прил., прич., поряд. числит-м.


Посеять пшеницу, освоение космоса, изученный учёными, кто-то из товарищей.

Главное слово выражено глаголом, именем сущ-м, причастием, местоимением).

Связывает зависимое слово с главным определённый - падеж. Данный вид связи – управление.


Весело смеяться, быстро говорить- примыкание, когда зависимое слово не имеет форм изменения. Этому условию отвечают наречия, глаголы в инфинитиве, деепричастия.



IV. Запишите словосочетания и составьте схемы

x x

По пыльной дороге (прил. + сущ.)

x x

Проходил борки (глаг. + сущ.)

x x

Суетливо вившуюся (нар.+ прич.)



  1. Составим схему «Виды связи в словосочетании»



Словосочетание


подчинительная связьсогласование  управление  примыкание

Зависимое слово присоединяется к главному по смыслу

Главное слово требует определенный падеж от зависимого

Зависимое и главное слово имеют одну формы числа и падежа (в ед.ч. – рода

Бежать быстро,

очень быстро

Писать письмо,

думать о письме,

зайти за письмом

На белой скатерти,

белую скатерть

Смешного мальчика

смешному мальчику


Самостоятельная работа. Дифференцированные задания.


1.Спишите и укажите вид подчинительной связи слов в словосочетании. Укажите формы зависимого слова, по которым вы узнали вид связи.

Читать книгу, слегка прикоснуться предложить помощь, очень хорошо, касательная линия, недалеко от дома, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок, обжигающий жар, запах черёмухи.



2. Составить словосочетания со словами обсудить, подчеркнуть, объяснить, определить, продумать, рекламировать, изложить, чтобы в них была подчинительная связь – управление. Зависимое слово необходимо употребить в винительном падеже.

Образец: Обсудить (что?) книгу (в.п.)


3. Определить вид подчинительной связи.

Желтеющие листья,  падают вниз, срезать грибы, идти с братом, тяжелая корзина, трещит впереди, добросовестные труженики, легко дышится, владеть речью, уверенность в будущем, пестрый ковер, помогать по-соседски.


4. Лингвистическая задача.


Ученик получил задание выписать из предложения словосочетания и сочетания слов. Он долго думал и решил, что в задании ошибка, ведь словосочетания и сочетания слов - это одно и то же! Помогите ему (мотивируйте свой ответ).

А теперь отыщите в предложении словосочетания и сочетания слов.

Золотым дождем упадут листья на землю, зашуршат печально.


VII. Рефлексия. Подведение итогов

  • Назовите типы связи в словосочетаниях? (Согласование, управление и примыкание)

  • Что такое согласование? Управление? Примыкание? (Согласование – это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное. Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога. Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив)

  • Что не является словосочетанием? (Грамматическая основа предложения)

  • Расскажите алгоритм определения способов связи слов в словосочетании.

  • Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей? Если нет, то почему?

  • Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Бондарик Галина Григорьевна

Дата: 16.04.2015

Номер свидетельства: 202172

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "214718"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432450049"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Методическая разработка технологической карты урока по теме "Словосочетание. Виды словосочетаний" "
    ["seo_title"] => string(110) "mietodichieskaia-razrabotka-tiekhnologhichieskoi-karty-uroka-po-tiemie-slovosochietaniie-vidy-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "157618"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421609949"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-eti-nieprostyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402506887"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Урок русского языка с элементами исследования по теме:"однородные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-russkogho-iazyka-s-eliemientami-issliedovaniia-po-tiemie-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "167095"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423048493"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства