Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку «Значения суффиксов» в 5 классе »
Методическая разработка урока по русскому языку «Значения суффиксов» в 5 б классе для проведения практического семинара «Преемственность между начальной школой и средним звеном обучения»
Цели :
1) образовательная:
создать условия для формирования устойчивых представлений о роли морфемы в словах и значениях наиболее употребляемых суффиксов;
2) развивающая:
развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений, организационные навыки самостоятельной деятельности в группах;
3) воспитательная:
воспитание норм поведения в учебной обстановке, культуры делового общения.
Ключевые слова темы: морфема, суффикс, лексическое значение морфемы.
Тип урока: открытие новых знаний.
Тип знаний: комбинированный: понятия и правила.
Оборудование урока: учебники, листы-задания и листы-“ответы изображения, тетради.
Ход урока
Урок начинается с приветствия учителем учащихся, установления положительного эмоционального настроя.
Учащиеся сидят за своими столами, но в том порядке, который предполагает быстрое формирование групп постоянного состава.
I этап урока. Постановка учебной проблемы.
Запись числа в тетради, вида работы.
а) создание проблемной ситуации через побуждающий диалог (столкнуть мнения учащихся практическим заданием), открытие темы урока.
На доске открывается запись:
ОНОК НИК ТЕЛЬ ИН ИСТ ОВ ОЧК ЁНОК ЧИК Б К
Побуждающий диалог (ответы учеников фиксируются на доске):
- Что это за слова на доске?
- Это не слова, потому что ничего не понятно. Есть слова, похожие на них, но не они. Это разорванные слова.
- Что можно сказать об их значении?
- Сами эти части слов наверное ничего не обозначают , но их можно услышать в словах, например: тигр – тигрёнок. Можно изменить лексическое значение слова при помощи такой части. Наверное, это суффиксы, но они не ко всем словам присоединяются. Надо узнать, когда их писать в словах и как писать, есть похожие друг на друга.
- Вы хотите больше узнать об этих суффиксах?
- Да.
- Как можно сформулировать тему урока?
- Суффиксы и их значения.
- Запишите тему урока в тетради.
б) организация работы в группах - поиск решения (через выдвижение и проверку гипотез).
Группы работают самостоятельно, готовя выводы после наблюдения, выявляя значения тех или иных суффиксов, выявляя правила написания, употребления, словообразования.
Самостоятельно, используя тексты учебника, готовят вопросы на понимание и задания для письменного выполнения классу.
Задания группам:
1 группа
2 группа
Наблюдение: упр.177(182).
Наблюдение: упр.178(183).
Суффиксы со значением “детёныш”.
Суффиксы со значением “принадлежность животному”.
Правописание этих суффиксов.
Правописание этих суффиксов.
Задание классу.
Задание классу.
3 группа
4 группа
Наблюдение: упр. 179(185).
Наблюдение: упр. 180(186).
Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.
Суффиксы, обозначающие род занятий людей.
Правописание этих суффиксов.
Правописание этих суффиксов.
Задание классу.
Задание классу.
5 группа
6 группа
Наблюдение: упр.181(187).
Наблюдение: упр.182.(188)
Суффиксы со значением “лицо женского пола”.
Суффиксы со значением “процесс, действие”.
Правописание слов с этими суффиксами.
Правописание этих суффиксов.
Задание классу.
Задание классу.
II этап урока. Воспроизведение знаний.
- Учащиесягруппы № 1 рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы со значением “детёныш”, предлагают решение проблемы написания суффиксов: -онок- после шипящих (ж ,ч, ш, щ,), -ёнок- после звонких и его хорошо слышим.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Я предлагаю вам работу в парах.
У каждого на парте список слов. Посмотрите и попытайтесь ответить на вопрос: когда в словах пишется суффикс –ёнок-, а когда –онок-?
лосёнок мышонок
тигрёнок волчонок
гусёнок бельчонок
лисёнок галчонок
телёнок скворчонок
львёнок медвежонок
- Какие есть предположения?
Чтобы не ошибаться в написании суффиксов–онок- и –ёнок-, нужно:
выделить корень
определить, какой согласный звук перед суффиксом
если это твёрдый согласный и шипящие [ш], [ж], [ч], пишем суффикс –онок-, если нет, пишем суффикс –ёнок-.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок поставьте на полях +, кто немного сомневается - ?, кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться поставьте - .
- Что не получается?
- Над чем ещё нужно работать?
.
Образуйте слова с суффиксами –онок- и –ёнок от слов:
слон корова тигр
волк лев страус
лиса барсук орёл
белка мышь еж
- Какой вывод мы сегодня сделали?
-
(Работа в парах).
(Некоторые дети затрудняются ответить на вопрос, другие - высказывают своё мнение.)
(Дети задают друг другу вопросы по теме).
- В каких случаях в словах пишется суффикс –онок-?
- Какой суффикс нужно написать в слове утёнок?
- Какой суффикс –онок- или –ёнок- нужно писать после мягких согласных, кроме [ч]?
И т.д.
(Дети самостоятельно выполняют упражнение).
(Дети на полях тетради оценивают свою работу знаками).
В образовании нового слова не участвует корень слова (свинья, человек, лошадь-жеребёнок)
- Учащиеся группы № 2 рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы со значением “Принадлежность животному”, предлагают познакомиться с новым правилом: В суффиксе –ов- никогда не пишем А, в суффиксе –ин- нельзя писать удвоенную Н (при показе слов с суффиксом –ин- из класса звучит реплика: ошибка!), объясняют, что это правило лучше запомнить, потому что это орфограмма.
Задание классу: образуйте слова с суффиксами –ов- -ин- от слов.
слон, утка, петух, морж, тигр, лошадь, енот, ёж.(Синонимичными называют разные суффиксы, имеющие сходные значения. Суффиксы –ин- и –ов- обозначают признак предмета и его принадлежности животному). Суффиксы-синонимы.
Затруднение вызывает слово слон, выдвигается версия слониный, группа исправляет неверную версию, приводя пример, известный детям: слоновий хобот.
- Учащиесягруппы №3 рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, рассказывают о сфере употребления этих слов, напоминают о правилах правописания сочетаний –нч-, -чк-, -чу-, -щу-,возникающих при вводе суффиксов в слово. Суффиксы-омонимы.
Задание: А) Выпишите только те слова, в которых есть уменьшительно-ласкательные суффиксы. Оденьте на них суффиксы.
- Жил-был старик со старухой, у них было три сына: двое умных, третий – Иванушка-дурачок. (ИванУШКа-дураЧОК). (Слайд № 12) -Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. (репКа ). (Слайд № 13).
- Снегурочке все бы тень да холодок, а то и лучше – частый дождичек. (СнегурОЧКе. холодОК, дождиЧЕК ) (Слайд № 14)
- Съел петушок бобовое зернышко и подавился. (петушОК, зернЫШКо). (Слайд № 15). - Медведь, медведь, отпусти меня в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев отнесу. А Машеньке того и надо. (бабУШКе, дедУШКе, МашЕНЬКе) (Слайд № 16).
Г) Работа со скороговоркой.
Скороговорки – это шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков для исправления неправильного произношения слогов. -Послушайте скороговорку. (Слайд № 18). Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка Чертили чёрными чернилами чертёж. Какие слова в ней имеют уменьшительно – ласкательное значение? Какой звук в ней чаще всего повторяется? Попробуй четко и ясно повторить эту скороговорку.
- Учащиеся группы № 4 рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы, обозначающие людей по роду занятий, профессии, рассказывают о сфере употребления этих слов; ставят перед классом проблему образования слов с суффиксом -чик- : резать – резчик, переплетать – переплётчик.
Задание классу: образуйте слова с суффиксами –тель- - чик- -ист- -ник- от слов
Омонимичные суффиксы:-тель- имеет значение «действующего лица» (учитель) и «конкретного предмета» (удлинитель)
Группа обратила внимание на слова перевозить, грузить, воспроизведя их на доске для предупреждения возможных ошибок.
- Учащиеся группы №5, рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы, обозначающие лицо женского пола, рода, рассказывают о сфере употребления этих слов; рассказывают о многозначности суффикса –к- и предлагают
Задание классу: найдите слова с суффиксом -к- в значении “лицо женского рода, пола”:
Задание вызвало интерес, так как снова нельзя работать по аналогии: надо выявлять лексическое значение слова, идти “от обратного” - находить слово с таким же лексическим значением, но мужского рода.
- Учащиеся группы №6, рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы, обозначающие действие, процесс, рассказывают о сфере употребления этих слов, о правилах словообразования. Суффикс своеобразен, малоупотребителен, имеет свои трудности: озвончает глухие согласные, стоящие перед ним, поэтому группа предлагает предупредить возможные ошибки: молотить – молотьба.
Задание классу: образуйте слова с суффиксом -б- от слов
ходить, косить, резать.
Задание классу: прочитайте схемы слов:
____ть _____л
_Подберите слова к ним
-Можно ли подобрать одно и то же слово к суффиксам?
-Что изменяется у слова?
-Сделайте вывод о роли этих суффиксов
-Чем отличаются эти суффиксы от суффиксов выполненных заданий?
Вывод : суффикы- словообразующие и формообразующие
III этап урока. Итог. Рефлексия.
Учитель спрашивает, что узнали нового, полезен ли был урок, понравилось ли работать в группе, какие трудности в изучении языка сегодня преодолели?
Домашнее задание: повторить значения суффиксов по записям в тетради (параграф 18 (учебника), сделать краткую запись “Значения суффиксов».