Методическая разработка урока по русскому языку "Имя прилагательное"
Методическая разработка урока по русскому языку "Имя прилагательное"
Активизировать знания об имени прилагательном как части речи; развивать умение определять слова с твердой и мягкой основой; обогащать словарный запас учащихся.Учащиеся определяют, какой частью речи являются главные слова в словосочетании, затем делают вывод: главными словами в словосочетаниях являются существительные, а зависимыми – прилагательные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку "Имя прилагательное" »
Тема: имя прилагательное
Ц е л и: активизировать знания об имени прилагательном как части речи; развивать умение определять слова с твердой и мягкой основой; обогащать словарный запас учащихся.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают словосочетания под диктовку:
На востоке показалось, появились на тополе, бродил с собакой, тянулись над долиной, причалили к пристани.
– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.
О б р а з е ц:
II. Актуализация опорных знаний.
1. В в е д е н и е в тему.
Учитель заранее готовит черно-белое изображение грибов лисичек. Читает текст.
Лисички
Лисички , как морковь. Ножка грибка сразу переходит в зонтик. В середине дрожит росинка.
Этот гриб рано появляется в лесу. Смотрит стайка лисичек из мха.
Учитель организует беседу по тексту.
– Можно ли по этому описанию «узнать» эти грибы в лесу?
– А теперь скучную картинку «раскрасьте» словами-признаками.
Учитель снова читает текст, делая паузы в местах, где нужно добавить прилагательные. После произнесения прилагательного накладывает цветную часть на черно-белую.
Учащиеся вставляют в предложения подходящие по смыслу прилагательные.
Учитель продолжает беседу по вопросам:
– Какие слова помогли «разукрасить» иллюстрацию? Дайте определения этих слов. К какой части речи они относятся?
– Дайте определение имени прилагательного.
2. М о т и в а ц и о н н ы й к о м п о н е н т урока.
Учитель делит доску на две части: «знаем», «хотим узнать». Затем предлагает учащимся вспомнить, что им уже известно об имени прилагательном, что они хотели бы узнать. (Учащиеся заполняют первую часть – «знаем» – известными сведениями: род, число, вопросы, твердая и мягкая основа.
Во второй части – «хотим знать» – ученики предполагают: имеют ли прилагательные склонение, изменяются ли по падежам и др.)
Учитель подводит учащихся к постановке задачи урока: в ходе изучения имени прилагательного найти ответы на все вопросы из части «Хотим знать».
III. Работа с учебником.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 1 на с. 149 с объяснением на доске.
Учащиеся объясняют смысл выделенного предложения, определяют, какой частью речи являются слова живые и тонкие, выбирают из текста все имена прилагательные и доказывают свой выбор.
– Признаками каких слов являются эти прилагательные? (Существительных.)
– Как называются связанные между собой существительные и прилагательные? (Пары слов, связанные между собой, называются словосочетаниями.)
– Выпишите из упражнения словосочетания по формуле:
прил. + сущ.; докажите зависимость слов в них.
О б р а з е ц:
2. Выполнение упражнения 2 на с. 149 по заданию учебника, с комментированием.
● Лексическая работа. Учитель объясняет значение слова балагур.(Балагур – человек, который любит балагурить, шутник, весельчак. Балагурить – весело, с шутками болтать. (Ожегов С. И.)
IV. Работа по словообразованию.
– Как образуются прилагательные?
1. В ы п о л н е н и е упражнения 3 по заданию учебника.
(О т в е т:
Другие прилагательные образованы при помощи суффиксов: )
Разбор слов по составу (морфемам) учащиеся выполняют на доске.
2. В ы п о л н е н и е упражнения 4 по заданию учебника.
Учитель обращает внимание на правописание слов:
– Подумайте, как доказать правописание в этих словах нн.
– Разберите эти слова по составу.
– Закончите предложения: «В слове утренний нужно запомнить правописание суффикса…» «В слове ранний написаны две буквы н, потому что…».
– Обратите внимание на слово деревянный. Выучите правописание этого словарного слова и запомните его.
V. Упражнение в употреблении форм прилагательных.
Н а д о с к е записаны прилагательные с существительными (словосочетания), в которых учащимся нужно договорить окончания в прилагательных:
Учащиеся определяют, какой частью речи являются главные слова в словосочетании, затем делают вывод: главными словами в словосочетаниях являются существительные, а зависимыми – прилагательные.
VI. Итог урока.
– Для чего используют в речи имена прилагательные?
– Закончите предложение: «Если бы не было слов, обозначающих признаки предметов, то…».