Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 6 классе (ролевая игра «Заседание учёного совета»).»
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе
Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного
(ролевая игра «Заседание учёного совета»).
Составила Козлова Н.А.
учитель русского языка
и литературы.
Братск – 2008.
Цели урока: систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока;
Задачи: - развивать умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной формах;
-закрепить ЗУН об имени прилагательном на практических заданиях, поддерживая
дух соревновательности;
-продолжать развивать навык правильного написания имен прилагательных определения грамматических форм, употребления их в речи
- развивать умение выступать перед аудиторией, доказывать своё мнение;
- активизировать эмоциональную сферу учащихся.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.
Вид урока: ролевая игра.
Технология: игровая.
Оборудование: трибуна для председателя учёного совета, «протоколы» заседания на каждого ученика, опорные схемы докладчиков.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
Приветствие учителя.
II.Работа по теме урока.
1.Вступительное слово учителя:
-Ребята, вы закончили изучение темы «Имя прилагательное». Сегодня нам предстоит обобщить изученное по этой теме. Вы должны показать свои знания по следующим вопросам:
+ Степени сравнения имён прилагательных
+ Разряды имён прилагательных
+ Синтаксическая роль имени прилагательного
+ Одна и две буквы НН в суффиксах прилагательных
+ Написание сложных прилагательных
Урок мы проведём в форме заседания учёного совета. Членами учёного совета будут все учащиеся класса. Функции учёного совета – участвовать в обсуждении вопросов на равных правах, советоваться, совещаться, помогать в выборе правильного решения. Роли распределятся следующим образом: председатель учёного совета, докладчики, рецензенты, секретари. Вспомним, что докладчик - тот, кто готовит доклад по заранее выбранному вопросу; рецензент – тот, кто даёт критическую оценку прозвучавшему докладу. Выбирается председатель учёного совета (лучше -учитель). Утверждается регламент: докладчику – 3-4 минуты, рецензенту – 1-2 мин.
2.Слово председателю учёного совета.
-Уважаемые коллеги! Заседание учёного совета считаю открытым. Первым вопросом, предлагаемым вашему вниманию, будет вопрос о степенях сравнения имён прилагательных. С докладом выступит ______________________________________.
-Вопрос исчерпан. Весь состав учёного совета выполняет практическую работу. (См. задание № 1в протоколе заседания). Задание А: от данных прилагательных образовать степени сравнения(милый, редкий, берёзовый, простой, морской).От каких слов нельзя образовать степень сравнения? Почему? (берёзовый, морской).Задание Б:исправить речевые ошибки в предложениях: Эта тема менее труднее. Возле моста речка более глубже. Петербург – самый красивейший город. (Задание можно выполнить устно).
3.Председатель учёного совета:
- Вторым вопросом, предлагаемым вашему вниманию, будет вопрос о разрядах имён прилагательных.
- С докладом выступит ___________________________________________________.
-Вопрос исчерпан. Весь состав учёного совета выполняет практическую работу.
Задание: (См. задание № 3 в протоколе) выполнить синтаксический разбор предложений: 1.Книга – это самое мудрое творение человека.2. дорога к знаниям длинна, но прекрасна. 3.Осенний лес багряный, золотой.
5. Председатель учёного совета:
-Четвёртым вопросом, предлагаемым вашему вниманию, будет вопрос о написании одной и двух НН в суффиксах имён прилагательных.
- С докладом выступит __________________________________________________.
- Слово предоставляется рецензенту _______________________________________.
- Вопрос исчерпан. Весь состав учёного совета выполняет практическую работу.
Задание: диктант на замену (с распределением).См.задание №4 в протоколе.
- охота, которая ведётся с помощью соколов;
- почта, осуществляемая с помощью голубей;
- меню, в котором указаны блюда, предлагаемые на обед;
- бюро, которое организует экскурсии;
- растения, их которых делают лекарства;
- кувшин, сделанный из глины,
- дом, построенныйиз камня.
Слова занести в таблицу протокола.
6. Председатель учёного совета:
-Пятым вопросом, предлагаемым вашему вниманию, будет вопрос о правописании сложных прилагательных.
- С докладом выступит __________________________________________________.
- Слово предоставляется рецензенту________________________________________.
- Вопрос исчерпан. Весь состав учёного совета выполняет практическую работу.
Задание:образовать сложное прилагательное из каждой пары слов (словосочетаний).
-бледный, зелёный (бледно-зелёный);
-чёрные брови (чернобровый);
-факультет, где изучают физику и математику (физико-математический);
-север и восток (северо-восточный);
-словарь, в котором собраны русские и испанские слова(русско-испанский);
-Дальний Восток (дальневосточный).
III.Подведение итогов урока.
Председатель учёного совета:
-Уважаемые коллеги! Все вопросы, представленные на рассмотрение учёного совета, освещены. Вы показали свои знания и умения по теме урока. Предлагаю вам высказать своё мнение об уроке. Охарактеризуйте урок, своё отношение к нему при помощи 3-4 прилагательных. Запишите их в протоколе.
IY. Протоколы заседания учёного совета сдаются на проверку.
Y. Выставление оценок.
Протокол заседания учёного совета от ____________________________________
Повестка: обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»
Протокол ведёт (Ф.И.) ___________________________________________________
Задание № 1. А:образуйте степени сравнения от данных прилагательных
сравнительная
превосходная
Милый
Редкий
Берёзовый
Простой
Морской
Б: исправьте речевые ошибки в предложениях
1) Эта тема менее труднее.
2) Возле моста река более глубже.
3) Петербург – самый красивейший город нашей страны.
Задание № 2. На месте пропусков вставьте подходящие по смыслу прилагательные разных разрядов.
Возле леса стоит избушка старика-охотника. Дом его похож не то на жильё рыбака, не то на охотничью палатку. На полке рядом с __________ ружьём лежит ___________ сапоги. Старый охотник - ____________ рассказчик. Он хорошо разбирается в ______________ повадках, в ________
хитростях.
Задание № 3. Подчеркнуть прилагательные как члены предложения.
1.Книга – это самое мудрое творение человека.
2.Дорога к знаниям длинна, но прекрасна.
3.Осенний лес багряный и золотой.
Задание № 4.Прослушав диктант на замену, заполните полученными прилагательными колонки данной таблицы, обозначьте суффиксы.
- ан-(-ян-)
-онн-
-ин-
-енн-
-н-
Задание № 5.От данных слов и словосочетаний образовать сложные прилагательные.
1. бледный и зелёный _________________________________________________________