МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА "ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА "
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА "ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА "
Данная разработка посвящена изучению методики проведения словарной работы в начальной школе. Конспект проведения занятия представлен двумя уроками, форма организации учебной работы – лекционно-семинарская, так как она наиболее эффективна в учреждении среднего профессионального образования в том случае, когда тема по содержанию небольшая. Сначала учебный материал преподносится лекционным методом, а затем прорабатывается на семинарском занятии путём выполнения практических заданий. Такие занятия способствуют реализации поставленных целей, выдаче содержания материала, учёту специфики познавательной активности студентов.
Кроме конспекта урока в разработке представлен лекционный материал и задания для практической работы студентов.
Данная разработка может быть использована преподавателями на занятиях в профессиональных образовательных учреждениях по специальности «Преподавание в начальных классах» на втором курсе обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данная разработка посвящена изучению методики проведения словарной работы в начальной школе. Конспект проведения занятия представлен двумя уроками, форма организации учебной работы – лекционно-семинарская, так как она наиболее эффективна в учреждении среднего профессионального образования в том случае, когда тема по содержанию небольшая. Сначала учебный материал преподносится лекционным методом, а затем прорабатывается на семинарском занятии путём выполнения практических заданий. Такие занятия способствуют реализации поставленных целей, выдаче содержания материала , учёту специфики познавательной активности студентов.
Кроме конспекта урока в разработке представлен лекционный материал и задания для практической работы студентов.
Данная разработка может быть использована преподавателями на занятиях в профессиональных образовательных учреждениях по специальности «Преподавание в начальных классах» на втором курсе обучения.
Введение
Изменения, происходящие в обществе, ставят качественно новые задачи перед современной системой профессионального образования. Образовательное пространство современного студента должно быть наполнено разными учебными предметами и включать такие виды деятельности, которые способствуют познавательной активности.
Современные требования для молодых специалистов начальной школы включают в себя знания многих методик обучения, но одной из основных является методика преподавания русского языка, так как её содержание направлено на обучение школьников по предметам: обучение грамоте (уроки чтения и письма в первом классе), литературное чтение, русский язык в начальных классах.
Теоретическая цель методики – исследовать процесс овладения знаниями и умениями, определить принципы обучения, обосновать методы, определить научные основы конструирования технологий уроков, форм обратной связи.
Практическая цель – обогатить студентов системой методов и приёмов обучения по овладению языковыми навыками и умениями, необходимыми для их профессиональной деятельности.
Прогрессивные методисты прошлого и настоящего основной задачей изучения русского языка в школе считали и считают развитие речи учащихся. Следовательно, важнейшим аспектом изучения методики русского языка является словарная работа. К семи годам ребёнок пользуется языком в целях повседневного общения и мышления. С приходом в школу начинается новый этап в его языковом развитии: он осознаёт языковые средства, которыми овладел в дошкольный период. Однако часто той лексики, которую ребёнок слышит и которой пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения своих чувств, мыслей, эмоций, а при обучении в школе – и для понимания изучаемого материала. Ребёнок к моменту прихода в начальную школу понимает больше, чем может передать словами. Особенно мал активный словарь и не сформировано умение строить логически правильную речь.
Основным средством обогащения словарного запаса школьников является словарная работа, объект которой – слова, «трудные» для учащихся не только в орфографическом, но и в семантическом плане. Для того, чтобы словарный запас обогатился, работа со словом должна вестись систематически и на межпредметном уровне.
Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения, поскольку, по данным М.Р.Львова, до четвёртого класса половина новых слов входит в словарь учащихся через уроки русского языка и литературы.
При изучении методики преподавания русского языка под словарной работой принято понимать: усвоение новых слов и значений, оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов, омонимов; активизацию словаря, то есть использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях; устранение из активного словаря диалектных, просторечных, вульгарных слов.
Студенты должны владеть теоретическим материалом, полученным на уроках русского языка, и методическими приёмами, с помощью которых можно формировать словарный запас учащихся.
Тема: Лексическая работа на уроках русского языка в начальной школе.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: лекция с элементами самостоятельной работы
Краткая характеристика урока: по учебному плану на данную тему отводится два часа аудиторной работы и два часа на самостоятельную внеаудиторную работу. На уроках русского языка были изучены лингвистические основы лексической работы, поэтому данные уроки направлены на уточнение и осмысление ряда понятий, которые будут нужны студентам в практической деятельности на уроках русского языка в начальной школе.
Общая дидактическая цель: создать условия для формирования и осмысления понятий по теме.
Цель методическая: овладение способами учебно-педагогической деятельности.
Образовательный аспект: способствовать осмыслению лексических понятий: многозначность, синонимы, антонимы, фразеологизмы, необходимых для их практической деятельности. Обеспечить усвоение знаний по проведению словарной работы в начальной школе (основные направления, приёмы объяснения значений слов).
Развивающий аспект: способствовать развитию познавательных интересов, профессиональных качеств в процессе выполнения заданий.
Воспитательный аспект: формирование личностных качеств, обеспечивающих стремление к достижению поставленной цели, активности в решении поставленных задач.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
УМК Перспектива. Учебники русского языка Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной для 2, 3, 4 класса
Словари для начальной школы. О.А.Ерёмина «Тематический словарь»; Е.Леонович «Орфографический словарь»
Раздаточный материал для самостоятельной работы
Технологическая карта урока
Этап урока
Время
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Формирование
компетенций
Орг. момент
2 мин.
Приветствие. Проверка готовности к занятию.
Готовятся, настраиваются на урок.
Мотивация и целеполагание
10мин
Послушайте стихотворение Ольги Дриз «Привет».
Прислала мне тётя печенья, конфет, варежки, шарф и горячий привет.
Вот варежки, шарф и конфеты с печеньем…
Где же привет?
Я смотрю с нетерпеньем,
И с чем он?
С грибами?
С капустой?
С вареньем?
Наверное, мама
Привет этот прячет, Чтобы остыл, -
Видно очень горячий.
Значение какого слова не знал мальчик? Из каких строчек ясно, что он не понимает значение выражения горячийпривет?
Какая тема нашего сегодняшнего урока?
Какие цели можем поставить перед собой?
Какие вопросы можно включить в план изучения данной темы?
Выслушиваю все предложения студентов, совместно составляем план изучения темы.
Слушают, отвечают на вопросы.
Определяют, что будем говорить о понимании значений слов, объяснении слов, что в школе детям нужно объяснять трудные слова.
Правильно определили, что тема связана с лексической работой.
Предлагают выявить задачи словарной работы, приёмы обучения
Записывают в тетрадях план изучения материала.
ОК 1. Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность
Усвоение новых знаний
40 мин
Изложение теоретического материала по записанному плану (приложение 1)
Стимулирует студентов к рассуждению: как вы думаете, что входит в направление работы по обогащению словаря? Что такое активный словарь? Какое направление самое значимое?
Какие приёмы объяснений значений слов можете назвать?
Дополняет ответы, приводит примеры.
Найдите примеры словарной работы в учебниках русского языка.
Поощряет, подчёркивает, что знание приёмов объяснения слов потребуется для проведения пробных уроков.
Предлагает сделать вывод по содержанию материала.
Дополняет ответы студентов.
Рассуждают.
По ходу рассуждения записывают основные направления словарной работы: обогащение, уточнение, активизация словаря, устранение нелитературных слов.
Делают вывод, что все направления взаимосвязаны
Показывают толковые словари, находят примеры.
Работа с учебниками русского языка, находят примеры словарной работы.
Стараются сформулировать выводы
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач
Проверка усвоения полученных знаний через самостоятельную работу (приложение 2)
Рефлексия, подведение итогов
Информация о домашнем задании: подобрать игры, упражнения для проведения лексической работы с учащимися начальных классов
30мин
5 мин.
3 мин.
Предлагает выполнить самостоятельную работу, проводит инструктаж по выполнению
Даёт оценку работе по достижению цели. Какие трудности испытывали?
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Слушают, уточняют отдельные пункты, выполняют самостоятельно работу по вариантам
Выражают отношение к своим достижениям на занятии
Уточняют объём предстоящей работы
ОК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК 2. Оценивать собственную деятельность
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач
Заключение
Методика преподавания русского языка – одна из важнейших дисциплин в подготовке учителей начальных классов. Она знакомит будущего учителя с лингвистическими и психолого-педагогическими положениями, а также практическими умениями и навыками, необходимыми для обучения младших школьников.
В содержание методики входит теоретический материал и практические задания, направленные на совершенствование у студентов умений и навыков умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации и других. Большое внимание уделяется развитию речи будущих учителей. Цель словарной работы – обогащение и активизация терминологического словаря. Это необходимо для обучения младших школьников, так как количественное и качественное совершенствование словаря происходит посредством обогащения и уточнения значений слов. Объект словарной работы – слово – важнейшая единица языка, имеющая самостоятельное лексическое и грамматическое значение, входящая в более крупные языковые единицы, составляющие синтаксический уровень языка: словосочетание, предложение, текст.
Разные учебно-методические комплекты для начальной школы включают обязательную работу по организации словарной работы с учащимися. Студенты должны уметь ориентироваться в многообразии упражнений, заданий, направленных на обогащение словаря учащихся. Знание и использование современных педагогических технологий, например, проектная технология, информационно-коммуникационная, проблемного диалога, развивающего обучения, помогают реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей студентов, их уровня обученности, склонностей.
Конечной целью обучения согласно ФГОС является формирование общих и профессиональных компетенций, которые можно оценить в практической деятельности при проведении пробных уроков в начальных классах, на преддипломной практике, в будущей профессиональной деятельности.
Литература
Львов М.Р. методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., Академия, 2007, 420 стр.
Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. – М., ВЛАДОС, 2002, 95 стр.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. – М., Академия, 1998, 384 стр.
Лексическая работа на уроках русского языка в начальной школе.
Лекционный материал.
Теоретические вопросы.
Основные направления словарной работы.
Приёмы работы над значением новых слов.
Способы образование новых слов.
Слово – важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы, отвлечённые понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли.
Лексическая работа в начальной школе предусматривает четыре основных направления.
Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имеются в их словарном запасе.
Уточнение словаря – это словарно-стилистическая работа, развитие точности и выразительности, которая включает:
-наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, сопоставлением и сравнением с другими словами;
-усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;
Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный, слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.
Устранение нелитературных слов, перевод их из словаря активного в пассивный (диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды).
Все названные направления словарной работы постоянно взаимодействуют, даются на практической основе, главным образом с опорой на текст.
Обогащение словаря – это объяснение значений новых слов.
Для этого используются приёмы работы над значениями нового слова.
Наилучший толкователь значений слов – контекст, в толковых словарях приводятся цитаты-иллюстрации, в которых высвечиваются и основные, и дополнительные значения слов, их сочетаемость.
Включение нового слова в контекст, составленный детьми, приём активизации учащихся.
Выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по сноскам или словарю.
Показ предмета, макета, картинки.
Развёрнутое описание, состоящее из нескольких слов или предложений.
Способ логического определения помогает раскрыть значение слова через видовые и родовые признаки: крейсер – военный корабль.
Способ подбора синонимов: нарёкся – назвался, витязь – воин.
Приём подбора антонимических пар: старт – финиш, хорошо – плохо.
Словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова, н., от какого слова образовано это слово? Почему так назвали: подосиновик, подберёзовик, леденец?
Сопоставление слов в целях выяснения различий, для разграничения значений паронимов: землянка и земляника, серебряный и серебристый.
Т.о., разнообразие приёмов и повышение активности учащихся в объяснении значений слов – важная задача словарной работы на уроках русского языка.
Объём работы по уточнению словаря очень велик. Сюда включаются упражнения в использовании изобразительных средств языка (сравнение, эпитеты, метафоры) и задания, связанные с усвоением синонимов и антонимов. Работа над паронимами (смешиваемыми словами) помогает уточнить значение слов и их сочетаний: войти и зайти, одеть и надеть. Многозначность слов встречается ещё при обучении грамоте, поэтому основой работы является анализ слов, разграничение их значений. Фразеологизмы встречаются в учебных книгах, поэтому объяснение следует проводить не только путём замены соответствующими синонимами, но и с помощью развёрнутого объяснения.
Активизация словаря – перевод слов из пассивного словаря в активный. Конечная роль словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить их правильно использовать в своей речи.
Устранение нелитературных слов. Основные источники обогащения и совершенствования словаря – тексты учебных книг, речь учителя, произведения художественной литературы. Но на речь учащихся влияют и неправильные источники: друзья, родители, средства массовой информации.
Словообразование в практическом плане встречается уже в первом классе:
появление у слова нового значения (лексико-семантический способ): земля – почва, Земля – планета;
новое слово образовалось по модели (морфологический способ): приземлился – опустился на Землю, прилунился – опустился на Луну;
новое слово образовалось сложением корней: лун-о-ход;
новое слово образовалось суффиксально-префиксальным способом: от слова вода – под-вод-н-ый.
В следующих классах формирование словообразовательных понятий проводится по модели: наблюдение над составом слов – языковой анализ (морфемный) – выделение признаков, способов образования новых слов – практическое образование слов различными способами – анализ семантики – употребление в собственной речи.
Т.о., постоянная, последовательная работа над лексикой, семантикой, морфемным составом слов, словообразованием, связями между ними формирует вывод: слово служит важнейшей единицей языка. В нём всё связано между собой: слово с его значением – модели и механизмы образования слов – их морфемный состав – использование в речи, в общении, в жизни.
Приложение 2
Практическая работа по теме:
«Лексическая работа на уроках русского языка
в начальной школе»
Вариант 1 Вариант 2
Задание 1. Определите, какое понятие должны знать дети, чтобы
отгадать стихотворные загадки, дайте его определение.
Он всюду – в поле и в саду, Бросил палку кверху Мишка:
Но в дом не попадёт. –Падай в шапку с ели, шишка!-
Но никуда я не иду, Шишка хлоп по голове –
Покуда он идёт. Сразу шишек стало две.
Задание 2. Подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят ещё два хороших слова.
Грязный - … широкий - …
Искусственный - … твёрдый - …
Трусливый - … старый - …
Мягкий - … скучный - …
Грубый - … бесполезный - …
Замкнутый - … неряшливый - …
Слабый - …
Светлый -…
+ь
Задание 3. Детям предлагается выполнить следующее упражнение.
На улице Антонимов в белых домиках живут весёлые, светлые слова, а в чёрных – прямо противоположные по смыслу. Какие? Слова из чёрных домиков не любили осень. Текст назвали «Хмурый осенний день».
Сегодня холодный, пасмурный день. Стоит ненастная погода. Сеет мелкий осенний дождик. Дует резкий ветер. Небо мутное, низкое. Под ногами грязь. Скучная, унылая пора!
Прочитали этот текст слова из белых домиков и возмутились: не согласны! Разрешите нам встать на ваши места в тексте, мы покажем, какая это прекрасная пора – осень.
Какой текст получится? Напишите.
Что общего в первом и втором описаниях?
Чем они отличаются? Какие слова помогли создать такие непохожие тексты?
Какова цель данного упражнения?
Задание 4. Упражнение «Расшифровка».
Прочитайте пары слов. Сгруппируйте их в соответствии с шифром. Для этого определите смысловую связь внутри каждого из шифров. Составленные группы запишите.
Шифр: 1) школа – учитель; 2) озеро – река, 3) трусость – храбрость.
На каком этапе работы можно использовать такие задания?
Задание 5. Угадайте, что это, запишите.
Вариант 1.
- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, задаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела.
- Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
Вариант 2.
-Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться.
- Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; из неё иногда выходят сухими нечестные люди.
*Задание 6. Зашифруйте понятия, изученные на уроке, в символы: схема, модель, логическая цепочка.