План-конспект урока русского языка
на тему: «Грамматические нормы современного русского литературного языка» (11 класс)
Методические материалы:
При подготовке к уроку:
Программа школьного курса русского языка для общеобразовательных учреждений (10-11 класс)/ Н.Г. Гольцова, М.А.Мищерина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011;
Русский язык. 10 -11 класс. Учебник для общеобразовательных школ под редакцией Н.Г. Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мещериной. М.: Русский язык. ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011;
Русский язык. ЕГЭ-2015 / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. М: «Интеллект-Центр», 2015.
Интернет-ресурсы:1september.ru, http://www.bibliofond.ru, http://otherreferats.allbest.ru
На уроке:
Учебно-практическое оборудование: проектор, экран, компьютер.
Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков, урок-практикум.
Цели урока: расширить представление о грамматической норме; сформировать умение работать по алгоритму при выполнении задания 7; стимулировать развитие способности к самостоятельной работе с информацией.
Задачи:
Повторить изученный ранее материал.
Научиться работать по алгоритму.
Научиться видеть грамматические ошибки.
Выявить пробелы в знаниях.
Педагогические технологии – развитие критического мышления, поисково-проблемная.
Организационный момент
Цель: подготовить обучающихся к усвоению нового материала, нацелить на творческую работу.
Здравствуйте, дорогие друзья. Тема нашего урока «Грамматические нормы современного русского литературного языка».
(Слайд №1) Все вы готовитесь к ЕГЭ и знаете, что существует целый ряд заданий, в которых традиционно допускаются ошибки. К ним относится задание 7 части 1. Мы с вами постараемся найти такие формы подготовки к решению этого задания, чтобы исключить возможность ошибки и сократить время на его выполнение во время экзамена.
Сообщение темы и целей урока, постановка задач (слайды №2, 3)
Итак, давайте вместе попробуем сформулировать цели нашего урока: (слайд №2)
Постановка проблемного вопроса (слайд №3)
Все вы знакомы с творчеством такого писателя, как Антон Павлович Чехов, и, наверное, слышали о том, что он был блестящим знатоком русского языка. Но вот в его рассказе «Жалобная книга» мы встречаем такое предложение: (слайд №4)
«Подъезжая к … станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа»
И.Ярмонкин (Из рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга»)
Всё ли в порядке в этом предложении? Можем ли мы считать это предложение нормой? Почему? Вообще, задумывались ли вы о том, что такое языковые нормы, нужно ли соблюдать их сегодня? Какие языковые нормы вы знаете? Какие нормы относятся к грамматическим?
Проверим, правильно ли мы рассуждали. (Слайд №5)
ОСМЫСЛЕНИЕ. Знание грамматических норм проверяется на экзамене в задании 7. Цель: научиться, пользуясь алгоритмом, правильно выполнять задание 7.
Вспомните формулировку этого задания.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Какую позицию, на ваш взгляд, мы будет рассматривать?
(Рассмотрим позицию, которая сформулирована так: нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом. Задача: указать грамматически правильное продолжение предложения)
Помните! Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать, что действие, о котором идёт речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идёт в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом. (Слайд №6)
Алгоритм выполнения задания
Найдите грамматические основы каждого предложения.
Определите, может ли подлежащее выполнить добавочное действие, обозначенное деепричастием.
Если найденное вами подлежащее может выполнить действие, названное сказуемым и деепричастием, то вы нашли правильный ответ. (Слайд №7)
Задание I. «Пишу шпаргалку» Грамматически правильные продолжения предложения.
Самопроверка по образцу
Цель: обобщить полученные на уроке знания и систематизировать их с помощью таблицы.
Всем известно, как школьники и студенты любят шпаргалки. Сейчас мы попробуем изготовить одну.
Перед вами таблица, запишем в неё правило, которое нужно знать для выполнения задания 7.Определить форму глагола-сказуемого. Сделайте это самостоятельно.
Грамматически правильные продолжения предложения:
Разговаривая по телефону,
1. я всегда называю собеседника по имени
2. всегда называйте собеседника по имени.
3. надо всегда называть собеседника по имени.
4. всегда называю собеседника по имени.
1.Подлежащее в именительном падеже. Оно выполняет и основное, и добавочное действие.
2. Глагол-сказуемое в форме повелительного наклонения в определённо-личном предложении.
3. Составное глагольное сказуемое (слово состояния + инфинитив) в значении повелительного наклонения.
4. Глагол-сказуемое в 1-2 лице, в изъявительном наклонении в определённо-личном предложении. Подлежащее легко восстанавливается и выполняет оба действия.
Таблица (обучающиеся самостоятельно заполняют графы таблицы, помогают друг другу, учитель выступает в роли консультанта)
Начало предложения | Грамматически верное продолжение предложения |
Деепричастный оборот | |
|
|
|
Проверяем полученный результат (слайд № 9)
Должно получиться:
Начало предложения | Грамматически верное продолжение предложения |
Деепричастный оборот Разговаривая по телефону, | Сказуемое – глагол 1 лица, выполняет и основное, и добавочное действия я всегда называю собеседника по имени |
Глагол-сказуемое в форме повелительного наклонения в определённо-личном предложении всегда называйте собеседника по имени |
Составное глагольное сказуемое (слово состояния + инфинитив) в значении повелительного наклонения надо всегда называть собеседника по имени |
Глагол-сказуемое в 1 лице, в изъявительном наклонении в определённо-личном предложении. Подлежащее легко восстанавливается и выполняет оба действия. всегда называю собеседника по имени |
Закрепление. Цель: закрепить полученную информацию на практике.
Работа с карточками-заданиями по 2 вариантам.
Задание II. «Работаю по алгоритму». Укажите грамматически правильное продолжение предложения. (Рассуждайте по алгоритму: подчеркните грамматические основы, определите, может ли подлежащее выполнить добавочное действие, обозначенное деепричастием, обведите кружком правильный ответ).
Вариант 1
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Используя метафоры и сравнения,
текст становится эмоциональнее, ярче.
достигается эмоциональность и образность описания.
нам интереснее читать текст.
автор делает текст живым и ярким.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о богатстве языка,
в аудитории началась дискуссия.
у меня возник интерес к этой проблеме.
требуются конкретные проблемы.
мы касались главным образом его словарного запаса.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Преодолевая барьер,
выполняется самый красивый элемент.
его высота может быть разной.
лошадь в прыжке пролетает несколько метров.
наездником должны соблюдаться определённые правила.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Анализируя стихотворный текст,
мною был неверно определён размер.
помните об особенностях поэтической речи.
у нас завязался спор.
учениками часто не учитывается ритм.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая растения Средней полосы,
у меня появился интерес к этой проблеме.
некоторые из них используются для озеленения участков.
они были собраны в гербарий.
обратите внимание на их отличие от растений из других зон.
Задание III. «Работаю по алгоритму». Укажите грамматически правильное продолжение предложения. (Рассуждайте по алгоритму: подчеркните грамматические основы, определите, может ли подлежащее выполнить добавочное действие, обозначенное деепричастием, обведите кружком правильный ответ).
Вариант 2
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Составляя предложение,
мне было сделано замечание.
обдумывается его структура.
учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов.
должен учитываться стиль речи.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Стараясь убедить читателей,
автор иногда бывает слишком прямолинеен.
многое зависит от того, какие примеры вы приводите.
автору не всегда это удаётся.
часто достигается обратный результат.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Повторяя одни только старые истины,
это вряд ли приведёт к открытию.
логическим путём выводятся новые законы.
невозможно открыть новое.
нет постижения нового.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Начав заниматься музыкой,
у вас остаётся мало времени на развлечения.
в значительной степени развиваются творческие способности.
у меня появилось много новых знакомых.
я познакомился с нотной грамотой.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Закаляя характер,
учитываются отношения с окружающими людьми.
не потакайте своим слабостям.
меняются принципы, мысли, желания.
мне помогли в этом родители.
Взаимопроверка+самопроверка Цель: научить видеть грамматические ошибки.
А теперь поменяйтесь карточками, проверьте, нет ли ошибок, результат своей проверки внесите в оценочный лист.
Ответы
Вариант I | Вариант II |
№ 1 – 4 № 2 – 4 № 3 – 3 № 4 – 2 № 5 – 4 | № 1 – 3 № 2 – 1 № 3 – 3 № 4 – 4 № 5 – 2 |
Зарядка для глаз (физкультминутка)
Цель: снять психологическое и физическое напряжение.
Работник издательства, типографии, который правит тексты. Абсолютная грамотность – вот что обязательно должно быть у каждого представителя данной профессии. Сфера его компетенций – грамматика. Неправильно поставленная запятая, неверно употребленный падеж, ошибки в склонении – все это он должен заметить и исправить. В печатных изданиях представители этой профессии очень востребованы.
Задание III. «Я корректор».
Цель: закрепить полученную информацию на практике, научить видеть и исправлять грамматические недостатки текста.
1) Готовясь к уроку, мне попалась книга Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». 2) В ней писатель, размышляя о сохранении чистоты родного языка, советует каждому начинать с себя и даёт хорошие рекомендации. 3) Правильная речь играет большое значение в создании образа человека. 4) Читая произведения наших классиков, у нас создаётся представление о литературной речи. 5) Прикладывая определённые усилия, можно научиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи.
Грамотно ли написан этот текст?
Как называются ошибки, допущенные автором?
Сколько ошибок допущено?
Отредактируйте текст.
Задание IV. «Я корректор». | № предложений | Грамматически верный вариант |
1 | Готовясь к уроку, я прочитал книгу Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». |
2 | |
3 | Правильная речь имеет большое значение в создании образа человека |
4 | Когда мы читаем произведения наших классиков, у нас создаётся представление о литературной речи |
5 | |
Взаимопроверка+самопроверка
Вывод: таким образом, работа с синтаксическими конструкциями, включающими в себя деепричастный оборот, должна убедить нас в необходимости вдумчивого, внимательного подхода к их анализу, для того чтобы избежать грамматических и речевых ошибок; чтобы суметь в экзаменационной работе определить приём, в основу которого положено использование деепричастного оборота, а также для точности и выразительности собственной речи, как того требует критерий проверки и оценки выполнения задания 7.
IV. Задание «Я эксперт»
Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный-филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал, что «учиться хорошей речи надо долго и внимательно». Сегодня мы попытаемся, анализируя фрагмент письма из книги «Письма о добром и прекрасном», учиться у великого мастера слова мыслить, говорить и писать.
(1) Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
(2) Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде,-распространеннейшее явление, и оно свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе.
(3) Наш язык - это важнейшая часть нашего поведения. (4) И по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем имеем дело.
(5) Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (6) Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. (7)Поэтому учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии – следует заботиться прежде всего о точности мысли.
(8) Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянию среды.
(По Д. Лихачёву)
Задания к тексту.
1. Какую проблему поднимает автор текста?
2. Какова позиция Д.С.Лихачёва по поводу обозначенной проблемы?
3. Охарактеризуйте языковые средства и приёмы, используемые в тексте, и цель их употребления.
Проблема | Авторская позиция |
1. Проблема связи языка и культуры человека. (Культурная речь – визитная карточка современного человека. Владение ею требуется в любой профессии). | «Язык … свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения … но и нашей личности, души, ума, способности не поддаваться влиянию среды…» |
2. Проблема отношения к родному языку, своей речи. | «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая» |
Беседа по вопросам:
– Что можно определить по речи человека, имеет ли это значение? (Его пол, возраст, профессию, место жительства, национальность, степень образованности, а главное – уровень воспитанности, культуры)
– Каково значение умения создать свой речевой образ? (Соблюдая правила речевого этикета и культуры речи, говоря выразительно, правильно, соблюдая нормы языка и логику, учитывая обстановку, мы создаём благоприятный речевой образ, производим положительное впечатление на людей, с нами хотят общаться, нам доверяют, готовы помочь)
– Какой выразительный приём позволяет ярче представить проблему? (Текст строится на развёрнутом сопоставлении внешнего вида человека и его речи. Слово «одежда» выступает в прямом и метафорическом значении, соотносясь со словом «язык», позволяя выявить роль языка в отражении интеллектуального и нравственного облика человека. Также можно отметить использование риторического вопроса, с помощью которого автор заостряет внимание на проблеме и побуждает читателя к размышлению.)
Задание IV «Я эксперт» |
Критерии оценивания задания | Баллы |
К1 | Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет | 1 |
| Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. *Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов | 0 |
К3 | К3 Отражение позиции автора исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет | 1 |
| Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована | 0 |
| Всего баллов | |
РЕФЛЕКСИЯ
Цель: научить правильно оценивать результаты, обобщать, делать выводы, ставить задачу на будущее.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
Таблица баллов
| Максимальное количество баллов | Количество баллов, набранных на уроке |
Задание I. «Пишу шпаргалку» | 4 | |
Задание II. «Работаю по алгоритму» Грамматически правильное построение предложения с деепричастным оборотом. | 5 | |
Задание III. «Я корректор». | 3 | |
Задание IV. «Я эксперт» | 2 | |
Всего баллов | 14 | |
Оценка | «5» | |
Шкала перевода балла в оценку
«5» – 13 – 14 баллов
«4» – 11 – 12 баллов
«3» – 9 – 10 баллов
Подведём итоги. Узнали ли вы что-то новое и полезное на уроке? Выполнили ли мы с вами поставленные цели и задачи? Какие пробелы в своих знаниях вы обнаружили в ходе урока?
Задание на дом.
Попробуйте самостоятельно составить алгоритм выполнения задания 7, выбрав один из параметров. Составьте к алгоритму таблицу, подобную той, что мы заполняли на уроке. Подготовьте варианты задания для своих одноклассников.
При подготовке к уроку рекомендую воспользоваться следующей литературой: (слайд №12)