Методическая разработка по русскому языку в 7 классе по теме: "Не с деепричастиями"
Методическая разработка по русскому языку в 7 классе по теме: "Не с деепричастиями"
Урок изучения и закрепления нового материала "Не с деепричастиями", включающий попутное повторение темы"Знаки препинания с деепричастными оборотами", "Устаревшие слова", "Не с глаголами". Урок предполагает использование дифференцированных заданий, выполнение самостоятельной работы учащихся с толковыми словарями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Воспитывать бережное отношение к языку на примере работы с устаревшими словами.
Оборудование к занятию.
Учебник «Русский язык 7 класс» М. Т. Баранов, М., «Просвещение», 2009г.
«Словарь русского языка» С. И. Ожегов, М., «Русский язык»,2000г.
Раздаточный материал.
Используемая литература:
1. Г. А. Богданова
«Уроки русского языка в 7 классе », М., Просвещение,1991г.
2. Н. Г. Горашова «Поурочное планирование по русскому языку в 7 классе», М., Экзамен,2006г.
3.Тростенцова Л.А.«Дидактический материал по русскому языку 7 класс. Книга для учителя», М., Просвещение, 2002г.
Ход урока.
1.Проверка домашнего задания.(10 минут)
На прошлом уроке мы познакомились с определением деепричастного оборота и условиями постановки запятой в предложении с деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.
Вопросы классу:
*Дайте определение деепричастного оборота.
*Расскажите о выделении на письме одиночных деепричастий и деепричастных оборотов.
Проверка домашнего упражнения №165.
*Прочитайте предложение, объясните постановку знаков препинания в нем.
(Учащиеся читают предложение, называют деепричастия, деепричастные обороты с главным словом, а также отвечают на вопрос, что связывает в предложении союз И , нужна ли перед ним запятая).
Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка только покрякивая.
Я поскорее вскарабкался на другую сторону и пошёл, забирая влево, вдоль осинника.
Тарантас въехал во двор, шурша колёсами по крапиве, и остановился перед крыльцом.
Через полминуты соловей пустил высокую мелкую дробь и, испробовав таким образом свой голос, начал петь.
В небе неподвижно стояли ястребы, распластав крылья и устремив глаза свои в траву.
*С какими устаревшими словами вы встретились в упражнении? Каково их лексическое значение?
(Учащиеся называют лексическое значение слов облучок, тарантас, дрога.)
Облучок - то же, что козлы, сиденье для кучера в передке экипажа.
Тарантас - дорожная четырёх колёсная повозка на длинных дрогах.
Дрога - продольный брус в повозках, соединяющий переднюю ось с задней
*Дайте определение устаревших слов.
(Слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими)
*Вспомните, на какие группы делятся устаревшие слова.
(Архаизмы и историзмы)
*К какой группе отнесём слова из упражнения? Почему?
(Это историзмы, т.е. слова, вышедшие из употребления вместе с предметами, которые они называли)
*С какой целью писатели употребляют в своих произведениях историзмы?
(Историзмы помогают писателям воссоздать в своих произведениях колорит эпохи, о которой авторы говорят)
*Почему нужно бережное отношение к устаревшим словам и их изучение?
(Это история русского языка и народа)
2.Подготовка к изучению новой темы.(10 минут)
Сегодня на уроке мы продолжим работу с устаревшими словами. Предложенное упражнение позволит перейти к новой теме занятия.
У каждого ученика карточка с текстом и толковый словарь.
Расставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните их постановку. Найдите в тексте устаревшие слова, выясните их значение по толковому словарю.
Из города уже выступало (не)приятельское войско гремя в литавры и трубы. Подбоченившись Выезжали паны окружённые (не)сметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы грозя нацеливаясь пищалями сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло поле а запорожцы всё палили не останавливаясь.
Литавры - ударный музыкальный инструмент в форме двух полушарий, обтянутых кожей.
Доспехи – воинское снаряжение, латы, кольчуга.
Табор – лагерь войска с обозом у казаков.
Пан – помещик, барин в старой Польше, Литве.
Запорожец – казак из Запорожской Сечи – украинского казацкого войска 16-18 веков.
*Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок.
(Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»)
*Назовите глаголы, рисующие основное действие.
(Выступало, выезжали, стали наступать, затянуло, палили)
*Какими средствами Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий?
(Использует деепричастия и деепричастные обороты)
*Какова роль деепричастий в речи?
(Они дописывают, дорисовывают основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым)
Постановку знаков препинания и их графическое объяснение проверяет учитель у каждого ученика.
*Объясните правописание слов неприятельское и несметными. Укажите часть речи.
*Какое ещё слово с НЕ вам встретилось? Какая это часть речи?
(Не останавливаясь – деепричастие - особая форма глагола)
3.Изучение новой темы.(5 минут)
(Учащиеся записывают в тетрадях число и тему урока: «НЕ с деепричастиями».)
Сегодня на уроке мы познакомимся с правилом правописания НЕ с деепричастиями. Данное правило вы сформулируете самостоятельно. Для этого вам понадобиться вспомнить условия слитного и раздельного написания НЕ с глаголами (орфограмма №21)
На доске записаны слова. После анализа их правописания учащиеся записывают их в тетрадь.
Не прочитать, не создавать Не прочитав, не создавая
Ненавидеть, негодовать Ненавидя, негодуя
*Сопоставьте слова из первой и второй группы. Сначала сформулируйте правило правописания НЕ с глаголами, а потом с деепричастиями. Проверьте себя по учебнику стр.80 орфограмма №56
4.Закрепление материала.(15 минут)
*Выполним упражнение №170.
(Первое предложение выполняется с комментариями у доски, остальные предложения самостоятельно в тетрадях и четыре человека у доски)
Не зная броду, не суйся в воду. (Ученик обозначает графически деепричастный оборот и орфограмму «НЕ с деепричастиями»).
* Работа со словом.
Брод – мелкое место реки, озера, удобное для перехода.
Не убив медведя, шкуры не продают.
Не поглядев на пирог, не говори, что сыт.
Не поклонясь до земли, грибка не подымешь.
Не работая, сыт не будешь.
*Каждому ученику задаётся по одному дополнительному вопросу, после чего выставляется оценка.
Дайте определение деепричастия.
Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?
Какова синтаксическая роль деепричастия?
Что такое деепричастный оборот?
*Вопрос классу.
Сформулируйте правило правописания НЕ с деепричастиями.
*Работа с выделенным словом ПОКЛОНЯСЬ.
Поддерите к выделенному слову однокоренные слова, запишите и расставьте ударение.
На доске приготовлена заранее запись:
ПОКЛОНЯСЬ - ПОКЛОН – КЛАНЯТЬСЯ
Учитель формулирует правило правописания чередующихся гласных О, А в корнях КЛОН, КЛАН, подчёркивая, что подбирать проверочные слова нельзя.
Дополнительный вопрос.
Назовите два лингвистических термина-слова с корнем КЛОН (наклонение, склонение).
Какие части речи имеют эти морфологические признаки? (глагол, существительное).
*Деепричастия с НЕ могут входит не только в пословицы, но и во фразеологические обороты.
Что такое фразеологизм?
*Замените выделенное слово деепричастием с НЕ, запишите фразеологизм в тетрадь
Работал без отдыха, бежал без остановки, слушал недоверчиво, пристально смотрел.
(Работал не покладая рук, бежал не переводя дух, слушал не веря своим ушам, смотрел не спуская глаз).
5. Подведение итогов урока.(2минуты)
С каким правилом познакомились на уроке. Сформулируйте его.
Какое правило постановки запятой вспомнили. Сформулируйте его.
6.Выставление оценок за урок.(1минуты)
7.Домашнее задание.(2минуты)
Стр.80, орфограмма №56;
Упр.171. По словарю выясните лексическое значение слова БАЛАГАН.