Методическая разработка урока русского языка в 7 классе на тему "Деепричастия совершенного и несовершенного вида"
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе на тему "Деепричастия совершенного и несовершенного вида"
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: познакомить учащихся со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного вида
Задачи урока:
образовательные:
формировать комплекс умений учащихся, необходимых для распознавания и преодоления типичных затруднений в образовании деепричастий и определении их видов, знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с деепричастным оборотом (познавательные и регулятивные УУД);
формировать умение образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид;
развивающие:
способствовать развитию у учащихся УУД поиска и отбора исследовательского материала, отражающего типичные затруднения в образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида, расстановке знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с деепричастным оборотом (познавательные УУД);
способствовать развитию у учащихся навыков публичного представления учебного продукта (коммуникативные УУД);
воспитательные:
способствовать развитию у учащихся УУД нравственно-этического оценивания ситуаций межличностного взаимодействия с учителем и при работе в малых группах (личностные, коммуникативные УУД);
способствовать развитию у учащихся УУД ценностного отношения (смыслообразования) к осваиваемому на уроке приёму самоконтроля в учебной деятельности (личностные УУД).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 7 классе на тему "Деепричастия совершенного и несовершенного вида" »
План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему: "Деепричастия совершенного и несовершенного вида"
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: познакомить учащихся со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного вида
Задачи урока:
образовательные:
формировать комплекс умений учащихся, необходимых для распознавания и преодоления типичных затруднений в образовании деепричастий и определении их видов, знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с деепричастным оборотом (познавательные и регулятивные УУД);
формировать умение образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид;
развивающие:
способствовать развитию у учащихся УУД поиска и отбора исследовательского материала, отражающего типичные затруднения в образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида, расстановке знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с деепричастным оборотом (познавательные УУД);
способствовать развитию у учащихся навыков публичного представления учебного продукта (коммуникативные УУД);
воспитательные:
способствовать развитию у учащихся УУД нравственно-этического оценивания ситуаций межличностного взаимодействия с учителем и при работе в малых группах (личностные, коммуникативные УУД);
способствовать развитию у учащихся УУД ценностного отношения (смыслообразования) к осваиваемому на уроке приёму самоконтроля в учебной деятельности (личностные УУД).
Оборудование: учебник по русскому языку под ред. Т.А. Ладыженской, презентация.
ХОД УРОКА
Мотивация к учебной деятельности.
− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа, прочитайте хором слова, записанные на слайде (Слайд 1).
- Ребята, что может означать для вас данное высказывание? Согласны ли вы с этим высказыванием?
- А можете ли вы утверждать, что обладаете достаточным объемом знаний, чтобы считать себя умными?
- Тогда как этот афоризм может быть связан с содержанием сегодняшнего урока? (Мы будем открывать новое знание.)
− Молодцы! Желаю вам удачи!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Чтобы вы сегодня могли самостоятельно открыть новые знания вам надо вспомнить именно то, что потребуется для открытия, и используем для этого вначале игру «Закончи фразу» (слайды 2-3), а затем - словарный диктант. Задание: распределить записанные на доске слова в 2 столбика.
- Сможете ли вы определить вид деепричастия? (Нет)
- Почему у вас возникло затруднение? (Я пока не знаю правила, по которому можно определить вид деепричастия.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какова цель вашей деятельности? (Узнать правило определения видов деепричастий.)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Деепричастия совершенного и несовершенного вида.)
- Итак, когда выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание? (На закономерность.)
- Постройте план проекта. (Установить закономерность, сделать вывод, создать эталон.)
Запись темы в рабочую тетрадь (Слайд 4)
5. Реализация построенного проекта.
- Итак, на этапе актуализации знаний мы вспомнили глагольные признаки деепричастия. Вернитесь к пробному заданию, попробуйте сами выявить эталон: как определить вид деепричастия? (работа в парах).
- Определите вид деепричастий. Проверка
- Выпишите суффиксы деепричастий в тетрадь. (Проверка)
Совершенный вид
Несовершенный вид
-в-
-а-
-вши-
-я-
-ши-
-а- (-я-)
- А теперь в соответствии с вашими наблюдениями сформулируйте вывод в устной форме, строя фразу следующим образом: « Деепричастия совершенного (несовершенного) вида обозначают…. и образуются при помощи…».
- Сопоставьте наши выводы с правилом в учебнике (стр. 84,86).
6. Физминутка
7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
- Спишите предложения, заменяя глаголы в скобках деепричастиями. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Расставьте знаки препинания. Определите вид деепричастий (слайды 5-6). Учащиеся работают у доски.
(Встречаться) со взросл..ми или (входить) в помещение зд…ровайся первым.
(Садиться) в автобус или тр…мвай пр…пусти первой в двери свою спутницу.
- Что мы повторили с вами? (этикет)
- Кто знает золотое правило этики? (Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой)
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- От данных глаголов образуйте и запишите деепричастия, определите вид, выделите суффиксы, поставьте ударение (слайд 7).
Включение в систему знаний и повторения. Закрепление
- Продолжим закреплять полученные знания. А помогать нам в этом будет замечательная картина известного художника В.М.Васнецова «Аленушка» (слайды 8-9)
- Какие картины Васнецова вам известны? («Богатыри», «Иван-царевич на сером волке», «Снегурочка», «Царевна-несмеяна», «Царевна-лягушка» и др.)
- Итак, объединившись в 3 группы, придумайте как можно больше деепричастий, которые помогут вам описать эту картину. Кто больше? (Учащиеся поочередно называют деепричастия)
- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием!
10. Рефлексия (слайд 10)
- Наш урок окончен. Подведем итоги.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я могу себе поставить отметку…
11. Домашнее задание (слайд 11)
- Написать мини-сочинение, которое можно будет начать словами: «Глядя на картину В.М.Васнецова «Аленушка»…», используя деепричастия совершенного и несовершенного вида; выучить правило стр.84, 86