Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку в 7 классе по теме " Деепричастие как часть речи"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Турочакская средняя общеобразовательная школа»
Учитель русского языка и литературы Манеева Наталья Сергеевна
Урок русского языка в 7 классе на тему «Деепричастие как часть речи»
Цель урока:
дать понятие о деепричастии как непредикативной форме глагола.
Задачи урока:
Образовательные: показать общее между деепричастием и глаголом, деепричастием и наречием.
Развивающие: развитие внимания, памяти, творческих способностей.
Воспитательные: в полной мере использовать межпредметные связи при работе над изучаемым материалом.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Структура урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока, его целей и задач.
III. Повторение теории о причастии
IV. Изучение нового материала.
Анализ предложений, записанных на доске.
Петя быстро вошёл в класс и закрыл за собой дверь.
Быстро войдя в класс, Петя закрыл за собой дверь.
Петя быстро вошёл в класс, закрыв за собой дверь.
- В каждом из трёх предложений названы два действия. Найдите предложение, в котором эти действия выступают как равноправные.
- В оставшихся предложениях определите главное и добавочное (второстепенное) действие.
- Какой частью речи выражено главное действие?
- Слова войдя и закрыв, обозначающие добавочное действие, являются деепричастиями – второй непредикативной формой глагола. Деепричастие как бы «дописывает», «дорисовывает» основное действие.
V. Активизация и закрепление изученного.
Работа с учебником. Устный разбор с последующей записью и объяснением орфограмм.
3. Работа по вариантам
Вариант 1.
Прочитайте теорию по учебнику по теме «Деепричастие как часть речи»
2. Дайте определение деепричастия.
3. Запишите признаки глагола и наречия у деепричастия в форме алгоритма.
4. Дайте характеристику деепричастию гремя.
Вариант 2.
Прочитайте теорию по учебнику по теме «Деепричастие как часть речи»
Дайте определение деепричастия.
Запишите признаки глагола и признаки наречия у деепричастия в форме алгоритма.
Дайте характеристику деепричастию подбоченясь.
№ п/п
Глагола(вид, возвратность
Наречия(НЕ изменяются,
В предложении зависит от глагола сказуемого
3
-
В предложении является обстоятельством)
Б)методичка
VI. Тестовые задания (на экране). Самопроверка.
1) В каких предложениях есть деепричастия?
Не зная брода, не суйся в воду.
Жалеешь – не давай, а дал – не жалей.
Не давши слова, крепись, а давши, держись.
2) Определить вид деепричастий
Чувствуя, удивляясь, будучи.
Припоминая, вспомнив, удивляясь.
Улыбнувшись, увидев, пробегая.
VII. Резервное задание. (Творческая работа)
(Учитель зачитывает начало предложения, ребята заканчивают его и записывают)
Под голубыми небесами великолепными коврами... (блестя на солнце снег лежит).
Раз царевна молодая, милых братьев ... (поджидая, пряла, сидя у окна).
Волк ночью … (думая залезть в овчарню, попал на псарню).
VIII. Подведение итогов урока, выставление оценок.
IX. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Домашнее задание:
Выучить параграф «Деепричастие как часть речи», выучить признаки глагола и наречия у деепричастий, выписать 5 предложений из художественной литературы с деепричастиями.