Реализация индивидуально – образовательных маршрутов учащихся как способ формирования учебной мотивации младших школьников.
Сегодня, в период реализации национальной политики в сфере образования, школы находятся в поиске новых подходов, форм, средств обучения.
Несомненно, вопрос формирования учебной мотивации может быть назван центральным, приоритетным. Ведь мотив - источник деятельности, а одним из показателей развития личности ученика является его уровень сформированности учебной мотивации.
Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для того, чтобы заложить основу желания и умения учиться.
Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь его познавать. От этого зависит потухнет или нет в глазах ребенка пытливый огонёк.
Современная психолого – педагогическая литература называет следующие причины учебных затруднений :
- неумение учиться;
- отсутствие интереса к учёбе;
- неуверенность в своих силах.
Чтобы преодолеть эти затруднения, нужно ориентироваться на внутренние силы ребенка, опираться на значимые для него стимулы. Следовательно, ученику нужна педагогическая поддержка.
Педагогическая поддержка – это педагогическая культура, призванная помочь ребенку в успешном продвижении по своей индивидуальной траектории развития.
Можно выделить три основные составляющие этой культуры:
- образовательная (обеспечение стандарта образования и высокого уровня знаний);
- психологическая, основанная на развитии мотивации учения;
- личностно – ориентированная.
Тенденции составляющих педагогической культуры нашли своё отражение в реализации индивидуально – ориентированной программы (ИОП) учителя по ликвидации пробелов знаний у учащихся, испытывающих трудности в обучении и учащихся с низким уровнем мотивации.
Цели и задачи индивидуально – ориентированной программы:
1.Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся.
2.Психолого – педагогическая поддержка учащихся.
3.Повышение уровня учебной мотивации.
Основными идеями реализации программы являются:
- реализация государственного стандарта образования, формирование ключевых компетентностей учащихся;
- индивидуализация процесса обучения;
- личностный подход;
- формирование познавательных интересов и потребностей;
- создание ситуации успеха.
Этапы реализации
Формы и способы деятельности
Практический выход
Диагностический
Проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение
Материал для исследования
Аналитико - исследовательский
1.Анализ диагностических работ, анкетирование, наблюдения.
2.Выявление успешности обучения по конкретным темам.
Информация о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, сопоставление с реальными учебными возможностями (РУВ), индивидуальных затруднениях, учебной мотивации.
Организационно - проектировочный
Поиск путей педагогической коррекции
1.Определение темы ЗУН(знаний, умений, навыков), ОУУН (общеучебных навыков) учащихся.
2.Выбор форм и способов работы.
3.Сроки.
4.Составление ИОМ (индивидуально – образовательного маршрута) ученика.
5.Разработка пояснений для родителей к ИОМ ученика.
ИОМ (индивидуально – образовательный маршрут) ученика, пояснение для родителей к ИОМ ученика.
Коррекционный
Работа по ИОМ ученика с целью ликвидации пробелов.
Ликвидация пробелов по предмету.
Итоговый
Анализ работы по коррекции
- Выявление нереализованного (причины)
- Определение перспектив для дальнейшей работы
- Продумывание системы мер по предупреждению ошибок на скорректированные.
Диагностический этап работы предполагает проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение. В результате чего учитель получает материал для исследования и планирования дальнейшей работы.
Аналитико – исседовательский этап дает информацию о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, учебной мотивации. Учитель имеет возможность сопоставить результаты обученности на данном этапе с реальными возможностями (РУВ) учащихся.
На организационно – проектировочном этапе учитель ведет поиск путей педагогической коррекции и составляет ИОМ (индивидуально – образовательный маршрут) ученика, а также пояснения для родителей.
ИОМ (индивидуально – образовательный маршрут) ученика представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными особенностями своего развития.
ИОМ
(индивидуально – образовательный маршрут)
Ученика (цы) _____ класса (фамилия, имя ученик) учитель ___________________________
Цель : ликвидация пробелов по предмету _________________________________________
Тема
ЗУН
ОУУН
Задания,
Способы
работы
Сроки
Формы контроля
Отметка о выполнении
Родители (ознакомлены)_________________Классный руководитель __________________
Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально – образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, где, какие знания, умения, навыки приобретет ребенок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.
Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор «своего» домашнего задания, темы творческой работы.
Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными с особенностями ребенка.
В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребенка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально – образовательного маршрута).
Рекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким уровнем учебной мотивации.
1.При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.
2.Расширять и осваивать разные приемы развития познавательных интересов детей.
3.Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.
4.Обеспечит на занятиях преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы доброжелательности.
5.Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.
6.Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.
7.Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействия учителя истощает запас нервно – психологической прочности ребенка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.
Важность такого подхода в образовании детей очевидна.
ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществит психолого – педагогическую поддержку ребенка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
Обеспечение в школе реализации индивидуально – образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определение цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.
В результате работы с индивидуально – образовательными маршрутами учеников заметна положительная динамика качества обучения в классе, повысился уровень общеучебных умения и навыков (логических и коммуникативных), знаний, умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно – познавательной деятельности.
Работа с индивидуально – образовательными маршрутами реализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и , несомненно, даёт шанс ребенку открыть себя как индивидуальность, как личность.
Рекомендации по планированию работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
- Пропуски занятий по болезни;
- Слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
- Задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в отсутствие классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
- Педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
- Прогулы.
Важно, чтобы в первую очередь классный руководитель знал, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники. Учителя при беседе с классным руководителем узнают эту информацию от него и используют в работе.
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Мероприятия
Сроки
1.Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации
Сентябрь
2.Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, особенно, в ходе беседы с самим ребенком.
Сентябрь
3.Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.
Сентябрь
Обновление по мере необходимости
4.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.
В течение учебного года.
5.Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учеников класса. Лучше вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.
В течение учебного года.
6.Отражать индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками в рабочих или специальных тетрадях по предмету.
В течение учебного года.
В повседневной работе удобно использовать таблицы требований по отдельным темам и общему разделу.
Таблица требований по теме: «Алфавит. Заглавная буква в именах собственных.»
Учени_____________________________________________________________________
Правописание фамилий, имён, отчеств людей
Написание слов в алфавитном порядке.
Правописание географических названий.
Правописание кличек животных.
На заседаниях школьных методических объединений обязательно следует обсуждать вопросы работы
со слабоуспевающими учащимися и обмениваться опытом. Эта работа приводит к очень хорошим результатам.