ЦЕЛЬ.
1. Познакомить с местоимениями и их ролью в речи.
ЗАДАЧИ.
1.Коррекционно–образовательные.
- Формировать представление о местоимении как части речи.
- Формировать умение слышать и видеть местоимения в устной и письменной речи.
- Учить соотносить местоимения с именами существительными.
2.Коррекционно-развивающие.
- Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую).
- Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании местоимений.
- Развивать память, наблюдательность, внимание.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать речь путем формулирования полных, доказательных ответов.
3.Коррекционно-воспитательные.
- Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к родному языку, интерес к предмету.
- Воспитывать навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими учащимися класса.
Просмотр содержимого документа
«"Местоимение как часть речи".»
ГКОУ «Поводимовская школа-интернат»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
ПО ТЕМЕ « МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»
7 класс
Разработала и провела:
учитель русского языка
Паняева М.А.
ЦЕЛЬ. 1. Познакомить с местоимениями и их ролью в речи.
ЗАДАЧИ.
1.Коррекционно–образовательные. - Формировать представление о местоимении как части речи. - Формировать умение слышать и видеть местоимения в устной и письменной речи. - Учить соотносить местоимения с именами существительными.
2.Коррекционно-развивающие. - Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую). - Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании местоимений. - Развивать память, наблюдательность, внимание. - Обогащать словарный запас учащихся. - Развивать речь путем формулирования полных, доказательных ответов.
3.Коррекционно-воспитательные. - Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к родному языку, интерес к предмету. - Воспитывать навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими учащимися класса.
Мы должны узнать, что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи.
Работа над новой темой.
Словарная работа.
А каких ещё хищных птиц вы знаете? (ястреб, сокол, орёл, беркут)
Давайте запишем эти слова в тетрадь. Пишем с комментированием. Давайте составим предложения.
Открытие нового знания.
Для начала выясним, почему же эта часть речи получила такое название?
Оказывается, слово местоимение произошло от двух греческих слов анти
( вместо) и онима ( имя)
Итак, местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)
Про друга ? ( он)
Про подругу? ( она)
Про детей ? ( они)
Как бы вы обратились к другу ? ( ты)
А к взрослому человеку? ( Вы)
Слова Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО, МЫ, ВЫ, ОНИ – это местоимения. Они не называют предмет, а только указывают на него.
Давайте прочитаем правило на стр. 147.
Ребята, послушайте текст.
Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать! А крепкий!Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит!Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок вести его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена.
Кто же это « он»? (….)
Почему вы отвечаете по-разному? ( слово он не называет предмета.)
Послушайте продолжение текста.
Но вот приехали на завод по переработке льна и мастер воскликнул:
« Какой замечательный лен!»
В чем же различие существительного и местоимения?
( Существительное называет предмет, а местоимение только указывает на предмет, не называя его.)
Местоимений в русском языке немного, всего 69, но они часто потребляются в нашей речи.
С какой целью мы употребляем местоимения в нашей речи?(Чтобы сделать нашу речь разнообразной, помогают избежать повторов.)
Прочитайте отрывок из стихотворения про себя, приготовьтесь прочитать вслух.
Я, ты, он, она – Вместе дружная семья,
Вместе целая страна. В слове МЫ сто тысяч Я.
Это стихотворение написал Роберт Рождественский.
О чём это стихотворение? (О дружбе всех людей.)
Ваша задача: списать стихотворение, найти местоимения. Сколько местоимений вы нашли? (6 местоимений)
Физкультминутка
Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.
Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно.
Упражнение для плеч. Руки на пояс.
Правым плечом пишем свою фамилию, левым- имя. Подбородком-отчество.
Работа по учебнику.
Упражнение 184
Прочитайте предложения, найдите местоимения.
Прочитайте предложения, догадайтесь, о каких героях литературных произведений говорится в них. Какие слова заняли место имен существительных в предложениях?
1. Она так спешила, что потеряла хрустальный башмачок. 2. Он в темный лес ягненка уволок. 3. Когда дед разорился, я пошел в «люди». 4. «Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали…» 5. «Или бурей завываньем ты, мой друг, утомлена?»
1 предложение: она – Золушка; 2 предложение: он – волк; 3 предложение: я – Максим Горький; 4 предложение: мы – русские солдаты; 5 предложение: ты – няня А.С. Пушкина.
Работа по карточкам.
Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? («Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке»).
На карточке вы видите отрывки из сказки Пушкина. Но в них пропущены местоимения. Давайте прочитаем отрывки, вставим местоимения карандашом.
На какие существительные указывают местоимения в этих отрывках?
1) Ветер, ветер!
………. могуч! (Ты)
2) Чем ………. , гости,
Торг ведёте
И куда теперь плывёте? (вы)
3) Корабельщики в ответ:
«……….. объехали весь свет.» (мы)
4) Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
……….. бежит себе в волнах
На раздутых парусах. (Он)
5) Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит ………… , не хлещет. (оно)
6) А царица над ребёнком,
Как орлица над орлёнком;
Шлёт с письмом ……….. гонца,
Чтоб обрадовать отца. (она)
Из какой сказки эти строчки? ( «Сказка о царе Салтане»)
Физкультпауза.
Давайте немного отдохнём, положите ручки.
Закройте глаза.
Откройте глаза, посмотрите друг на друга с удивлением.
Закройте глаза.
Откройте глаза, посмотрите друг на друга с радостью.
Ребята, я вам предлагаю небольшой тест по теме « Местоимение –часть речи»
7. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.
Вспомните ,какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?
Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного)
8. Домашнее задание.
Упражнение 187, стр. 148
Литература:
1.Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
2.Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 - 9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: «Просвещение», 2002.
3.Воронкова В. В., Перова МН, Экк В. В. и др. Программы для 5 - 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
4.Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык: Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: «Просвещение», 2004.
1. Н.Н.Бабешина, Ф.Н.Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе. 5-8 класс. – М., «Просвещение», 1970. 2. Н.М.Барская, Л.А.Нислевич. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1992.