kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Местоимение как часть речи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ. 
1. Познакомить с местоимениями и их ролью в речи.   

ЗАДАЧИ. 

1.Коррекционно–образовательные. 
- Формировать представление о местоимении как части речи.
- Формировать умение слышать и видеть местоимения в устной и письменной речи. 
- Учить соотносить местоимения с именами существительными.

2.Коррекционно-развивающие. 
- Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую).
- Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании   местоимений. 
- Развивать память, наблюдательность, внимание. 
- Обогащать словарный запас учащихся. 
- Развивать речь путем формулирования полных, доказательных ответов. 

3.Коррекционно-воспитательные. 
- Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к родному языку, интерес к предмету. 
- Воспитывать навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими учащимися класса. 

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация,  карточки. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Местоимение как часть речи".»

ГКОУ «Поводимовская школа-интернат»













КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ПО ТЕМЕ « МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»



7 класс



















Разработала и провела:

учитель русского языка

Паняева М.А.



ЦЕЛЬ. 
1. Познакомить с местоимениями и их ролью в речи.  

ЗАДАЧИ. 

1.Коррекционно–образовательные. 
- Формировать представление о местоимении как части речи.
- Формировать умение слышать и видеть местоимения в устной и письменной речи. 
- Учить соотносить местоимения с именами существительными.

2.Коррекционно-развивающие. 
- Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую).
- Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании местоимений. 
- Развивать память, наблюдательность, внимание. 
- Обогащать словарный запас учащихся. 
- Развивать речь путем формулирования полных, доказательных ответов. 

3.Коррекционно-воспитательные. 
- Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к родному языку, интерес к предмету. 
- Воспитывать навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими учащимися класса. 

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки.



Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Заливистый школьный звонок

Позвал нас опять на урок

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Садитесь.



  1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда-

И та награда в нем самом!

- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)

- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)

  1. Актуализация опорных знаний .



Какие части речи мы с вами знаем? (имя существительное, имя прилагательное, глагол)

Что вы знаете об имени существительном? (Имя существительное обозначает предметы и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?). Приведите примеры.

Что вы знаете об имени прилагательном? (Имя прилагательное обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?)

Что такое глагол? Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной частью речи.

Учитель: Прочитайте текст и скажите, какая ошибка в нем допущена.

Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши. ( на слайде)

О какой птице говорится в данном тексте? ( о сове)

Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? ( Повтор слова сова)

Как исправить эту ошибку? ( Заменить слова сова другим словом.)

Каким словом можно заменить слово сова? ( Птица, она)

Какой текст получится? Прочитайте.

Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У нее мощные когти и чуткие уши.

4. Сообщение темы и учебных задач урока.

Какой частью речи является слово сова? ( именем существительным)

Вместо какой же части речи мы употребили слово она? ( вместо имени существительного).

Мы с вами будем говорить о местоимении.

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему- Местоимение.

Мы должны узнать, что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи.



  1. Работа над новой темой.

Словарная работа.

А каких ещё хищных птиц вы знаете? (ястреб, сокол, орёл, беркут)

Давайте запишем эти слова в тетрадь. Пишем с комментированием. Давайте составим предложения.

Открытие нового знания.

Для начала выясним, почему же эта часть речи получила такое название?

Оказывается, слово местоимение произошло от двух греческих слов анти

( вместо) и онима ( имя)

Итак, местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)

Про друга ? ( он)

Про подругу? ( она)

Про детей ? ( они)

Как бы вы обратились к другу ? ( ты)

А к взрослому человеку? ( Вы)

Слова Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО, МЫ, ВЫ, ОНИ – это местоимения. Они не называют предмет, а только указывают на него.

Давайте прочитаем правило на стр. 147.

Ребята, послушайте текст.

Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать! А крепкий!Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит!Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок вести его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена.

Кто же это « он»? (….)

Почему вы отвечаете по-разному? ( слово он не называет предмета.)

Послушайте продолжение текста.

Но вот приехали на завод по переработке льна и мастер воскликнул:

« Какой замечательный лен!»



В чем же различие существительного и местоимения?

( Существительное называет предмет, а местоимение только указывает на предмет, не называя его.)

Местоимений в русском языке немного, всего 69, но они часто потребляются в нашей речи.

С какой целью мы употребляем местоимения в нашей речи?(Чтобы сделать нашу речь разнообразной, помогают избежать повторов.)



Прочитайте отрывок из стихотворения про себя, приготовьтесь прочитать вслух.



Я, ты, он, она – Вместе дружная семья,

Вместе целая страна. В слове МЫ сто тысяч Я.

Это стихотворение написал Роберт Рождественский.

О чём это стихотворение? (О дружбе всех людей.)

Ваша задача: списать стихотворение, найти местоимения. Сколько местоимений вы нашли? (6 местоимений)

Физкультминутка

Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.

Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно.

Упражнение для плеч. Руки на пояс.

Правым плечом пишем свою фамилию, левым- имя. Подбородком-отчество.



Работа по учебнику.

Упражнение 184


Прочитайте предложения, найдите местоимения.


Прочитайте предложения, догадайтесь, о каких героях литературных произведений говорится в них. Какие слова заняли место имен существительных в предложениях?

1. Она так спешила, что потеряла хрустальный башмачок. 2. Он в темный лес ягненка уволок. 3. Когда дед разорился, я пошел в «люди». 4. «Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали…» 5. «Или бурей завываньем ты, мой друг, утомлена?»

1 предложение: она – Золушка; 2 предложение: он – волк; 3 предложение: я – Максим Горький; 4 предложение: мы – русские солдаты; 5 предложение: ты – няня А.С. Пушкина.

Работа по карточкам.

Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? («Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке»).

На карточке вы видите отрывки из сказки Пушкина. Но в них пропущены местоимения. Давайте прочитаем отрывки, вставим местоимения карандашом.

На какие существительные указывают местоимения в этих отрывках?



1) Ветер, ветер!

………. могуч! (Ты)



2) Чем ………. , гости,

Торг ведёте

И куда теперь плывёте? (вы)



3) Корабельщики в ответ:

«……….. объехали весь свет.» (мы)



4) Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

……….. бежит себе в волнах

На раздутых парусах. (Он)



5) Под окном Гвидон сидит,

Молча на море глядит:

Не шумит ………… , не хлещет. (оно)



6) А царица над ребёнком,

Как орлица над орлёнком;

Шлёт с письмом ……….. гонца,

Чтоб обрадовать отца. (она)



Из какой сказки эти строчки? ( «Сказка о царе Салтане»)

Физкультпауза.

Давайте немного отдохнём, положите ручки.

Закройте глаза.

Откройте глаза, посмотрите друг на друга с удивлением.

Закройте глаза.

Откройте глаза, посмотрите друг на друга с радостью.

Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг.

Закройте ещё раз глаза, откройте.

Продолжаем работать дальше.





6. Закрепление пройденного материала.

Ребята, я вам предлагаю небольшой тест по теме « Местоимение –часть речи»

7. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.

Вспомните ,какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?

Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного)


8. Домашнее задание.

Упражнение 187, стр. 148





Литература:

1.Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

2.Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 - 9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: «Просвещение», 2002.

3.Воронкова В. В., Перова МН, Экк В. В. и др. Программы для 5 - 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

4.Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык: Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: «Просвещение», 2004.

1. Н.Н.Бабешина, Ф.Н.Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе. 5-8 класс. – М., «Просвещение», 1970. 
2. Н.М.Барская, Л.А.Нислевич. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1992. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Местоимение как часть речи".

Автор: Паняева Марина Александровна

Дата: 26.01.2016

Номер свидетельства: 283257

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "конспект урока  "Местоимение как часть речи""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-miestoimieniie-kak-chast-riechi-2"
    ["file_id"] => string(6) "306513"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458142093"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Урок русского языка в 6  классе « В чём загадка местоимения как части речи?» "
    ["seo_title"] => string(83) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-v-chiom-zaghadka-miestoimieniia-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "128140"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415444508"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2, 3 лица ед. и мн. числа. "
    ["seo_title"] => string(98) "obshchiie-sviedieniia-o-miestoimienii-kak-chasti-riechi-miestoimieniia-1-2-3-litsa-ied-i-mn-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "189936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427051127"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "конспект урока на тему "Местоимение как часть речи""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokanatiemumiestoimieniiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "265829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450027737"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Местоимение как часть речи "
    ["seo_title"] => string(31) "miestoimieniie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "106096"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402941051"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства