Просмотр содержимого документа
«Местоимение открытый урок»
Тема урока. Указательные местоимения
Цель урока: познакомить обучающихся с разрядом указательных местоимений, их значением, употреблением в речи.
Задачи урока: формировать умение находить указательные местоимения в тексте; использовать их как средство связи предложений в тексте;
развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом;
воспитывать любовь к книгам, чтению, внимательное отношение к слову; способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Оформление рабочих тетрадей.
II. Повторение пройденного материала.
Учитель читает стихотворение. Оно представлено на слайде №1.
Никто никому ничего не сказал,
Что Некто и с кем-то куда-то попал. Никто ведь об этом ничто не узнал,
Что Некто зачем-то куда-то пропал.
А Некто с кого-то пример не берёт.
Он только худеет, не ест и не пьёт,
Не видит он даже, что некто идёт,
Он знает, что кто-то кого-то не ждёт.
В какой день недели, в котором часу
Тот Некто усвоит, что грусть не к лицу
Кому бы то ни было: этой, тому,
Нашему, вашему, даже ему?
Вернется когда-нибудь Некто к себе,
Не спросит он больше: "Доколе?" и "Где?",
В любой день недели он будет всегда
Повсюду, везде улыбаться тогда.
Беседа.
– Можно сказать, что это веселое стихотворение?
─ Что создает шутливый тон в стихотворении?
- Как данная иллюстрация подтверждает это?(Слайд №2)
─ Какая часть речи является здесь главным героем?
─Найти местоимения, определить разряд.
─ Выпишите отрицательные местоимения, объяснить их написание. (Работа в парах: взаимопроверка).
Игра « Дружная цепочка». Устная диктовка. (слайд №3). Повторение написания отрицательных местоимений. Обращение к таблице.
Никто, ничей, ни у кого, ничто, ничем, не у кого, некоторый, несколько, ни для кого, ни перед кем, ни у чего.
Выход на тему.
- Найти местоимения, которые указывают на признак или количество предметов.
Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.).
III. Определение темы урока (Слайд №4).
1. Активизация темы.
Исследовательская работа. Групповая работа по текстам ( 3 группы). Найти и выделить в тексте указательные местоимения по значениям. Какую часть речи они заменяют? Каждая группа заполняет таблицу и сравнивает свои записи с информацией в таблице.
Примеры текстов.
1).Найдите и выделите в тексте указательные местоимения. Какую часть речи они заменяют? Определите, каким членом предложения является.
Разослали гонцов по всему королевству, обещая награду тому, кто исполнит этот убор, но никто не являлся. Никто не мог выдумать такого убора.
Наконец пришел к Изольде старик, много и долго странствовавший по свету , и сказал, что может сделать убор, только на это уйдет много времени. ( Н.Д. Телешов)
2).Между окнами помещался книжный шкаф; я еще никогда не видел столько книг сразу.
Над шкафом висел поясной портрет моряка с широким лбом, сжатыми челюстями и живыми глазами.
Я заметил тот же портрет, только поменьше и в столовой, а еще поменьше – в Катиной комнате над маленькой кроватью. (В.Каверин)
3). -Да,- отвечала Изольда. – Я никогда не видала такой прекрасной весны.
- А видишь ли среди тех камышей, среди этих цветов белые хлопья? То не цветы и не хлопья. Это лежат белые цапли. Их убили, столько убили, чтобы завладеть их хохолками. ( Н.Д. Телешов)
2. Доказать верность или неправильность информации в таблице.
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Изменяются по
МЕСТОИМЕНИЯ -ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
МЕСТОИМЕНИЯ –
ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
МЕСТОИМЕНИЯ -СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Родам
Изм.
Нет
Изм.
Числам
Изм.
Нет
Изм.
Падежам
Изм.
Изм.
Изм.
Синтаксическая
роль
Определение, сказуемое
Подлеж; дополн.
Подлеж; дополн.
Функции в речи.
Позволяют избежать нежелательных повторов; конкретность, значение высшей оценки качества.
3. Творческая работа. Эти тексты взяты из книг замечательных авторов. Повторить, что такое текст.
Работа по учебнику (упр.437). Чтение задания. Устно указать падеж, число указательных местоимений. Найти в тексте предложения, которые связаны с помощью указательных местоимений. Выполняется устно.
Лексическое значение. Какую роль играет в этом тексте использование указательных местоимений? ( Представить огромную значимость книг, их ценность, важность).
Заменить местоимения прилагательными. Работа в группах. Прослушивание измененных предложений. Примерные слова: таких – больших; этих ─ необычных; таких – бесценных, замечательных; в те времена ─ далекие; столько труда – много.
4.Выполнение упражнения 438. Загадка склонения местоимения столько. Учащийся склоняет это местоимение у доски.
6. Синтаксическая пятиминутка. Синтаксическая роль указательных местоимений. Запись предложений под диктовку. Обратить внимание на использование указательных местоимений в сложноподчиненных предложениях.
Кто много обещает, тот мало делает.
Какова яблонька ─ таковы и яблоньки.
Чего сам не любишь ─ того людям не желай.
Восстановление указательных местоимений в тексте. Определение грамматических признаков местоимений. Выписать самостоятельно местоимения в тетрадь. Взаимопроверка.
Если бьет
Дряной драчун слабого мальчишку, я …
Не хочу даже
Вставить в книжку. … вот кричит:
— Не трожь, …
Кто меньше ростом! —… мальчик
Так хорош, загляденье просто!
(В. Маяковский)
IV. Подведение итогов урока. Выступление координаторов групп с сообщением об указательных местоимениях.
V. Домашнее задание. Выписать из текстов прочитанных нами произведений 5 предложений с указательными местоимениями.