kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по русскому языку в казахских классах "Разряды местоимений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Обобщающий урок «Разряды местоимений»

Цели урока:

  • Систематизировать знания о грамматических признаках местоимений.
  • Сформировать умения правильно определять морфологические признаки местоимений.
  • Закреплять умения выполнять морфологический разбор местоимений.
  • Показать особенности использования местоимений в литературных текстах.
  • Способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.
  • Продолжить развитие устной речи учащихся, логического мышления, скорости мыслительных процессов.
  • Воспитать интерес к русскому языку.
  • Воспитать в детях взаимовыручку, ответственность за свою команду, чувство коллективизма.
  •  
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по русскому языку в казахских классах "Разряды местоимений" »

Тема: Обобщающий урок «Разряды местоимений»

Цели урока:

  • Систематизировать знания о грамматических признаках местоимений.

  • Сформировать умения правильно определять морфологические признаки местоимений.

  • Закреплять умения выполнять морфологический разбор местоимений.

  • Показать особенности использования местоимений в литературных текстах.

  • Способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.

  • Продолжить развитие устной речи учащихся, логического мышления, скорости мыслительных процессов.

  • Воспитать интерес к русскому языку.

  • Воспитать в детях взаимовыручку, ответственность за свою команду, чувство коллективизма.


Ход урока:

I Орг. момент

Вступительное слово.

- Сегодня, ребята, мы работаем под девизом:

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна, 
Я заменяю имена!

- Ребята, мы завершаем сегодня тему «Местоимение». Как вы думаете, что мы с вами будем делать на уроке?

Цель нашего занятия – обобщить и закрепить полученные знания об этой части речи.

- Ребята, какой праздник приближается? (День первого Президента)

- Кого мы называем Президентом? (Это тот человек, который правит государством)

- Кто назовет Президента нашей Республики?

- Местоимение – часть речи необычная, и урок у нас сегодня пройдет не совсем обычно: мы с вами отправимся в путешествие в город Астана. И накануне этого государственного праздника мы с вами посетим новый Развлекательно-познавательный центр «Грамотей». Как бывалые туристы начнем со сборов рюкзаков и дорожных сумок. Мы с вами собираем в чемоданы багаж знаний о местоимениях.

2. Проверка домашних заданий.

- Дайте, пожалуйста, определение местоимению.

- На какие части речи похоже по грамматическим признакам местоимение? Попросим наших консультантов занести в таблицу самое главное.

На существительное, так как указывает на предмет и отвечает на вопросы кто? что?; изменяется по падежам.

На прилагательное, так как указывает на признак предмета и отвечает на вопросы какой?, чей?, каков? Изменяется по родам, падежам, числам.

На числительное, так как указывает на количество предметов сколько?, столько, несколько.

- Какова синтаксическая роль местоимения в предложении?

Когда оно указывает на предмет (т.е.заменяет существительное) может быть в предложении подлежащим (в И.П.) или дополнением (в косвенных падежах).

Когда указывает на признак предмета (т.е. заменяет прилагательное) – определением.

Когда указывает на количество предметов, тот вместе с существительным может быть или подлежащим или дополнением.

Делаем вывод: синтаксические признаки зависят от того, какую часть речи местоимение заменяет.

- Хорошо. Мы собрали рюкзаки. Едем в Астану. Вот мы в развлекательно-познавательном центре «Грамотей».

- Посмотрите! Это специально для нас приготовленная игра « Засели меня».

- Мы говорили об изменяемых признаках местоимения, а каковы постоянные признаки этой части речи?

Обратите внимания на количество зданий в этом макете городка. Их 9, поче-му? (Разрядов местоимений тоже 9.)

 Давайте познакомимся поближе: личные, возвратное «себя», относительные, вопросительные, отрицательные, неопределенные, указательные, притяжательные, определительные.

- Обратите внимание на этажность зданий. Сколько этажей? Почему? Посмотрите, каковы названия этажей? Почему одно из зданий пятиэтажное? (Возвратное местоимение себя не имеет формы И.П.)

- А почему два здания скреплены между собой? (Это относительные и вопросительные местоимения как близнецы братья, но как у всех близнецов, несмотря на внешнюю схожесть, имеют характеры: вопрос и его отсутствие.)

Заселяем с примерами всех жителей в свои дома.

Мой, другой, вы, кто, что-то, каждый, который, я, они, столько, ничей, некто, себя, кое-какой, весь, нечего, свой, несколько, всякий, что, сам, этот, ваш, что-либо, какой, какой-нибудь, таков, никто, всякий, нисколько, то, собой, несколько, любой, сколько.


Название разрядов местоимений

 Примеры местоимений

Личные

 

Возвратное

 

Вопросительные/Относительные

 

Указательные

 

Неопределенные

 

Отрицательные

 

Притяжательные

 

Определительные

 


- Молодцы! Мы всех заселили правильно.

- Следующий аттракцион «Удиви меня»

Какие же мы знаем пословицы, фразеологизмы, названия телепередач, в которых употребляются местоимения фразеологизмы.

Не чуять под собой ног.

Держать себя в руках.

На тебе лица нет.

Сам себе на уме.


  • пословицы или поговорки, в которых употребляются местоимения.

Укажите разряд этих местоимений.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Не кричи о себе, пусть другие о тебе тихо скажут.

Кто много знает, тот плохо спит.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Что упало, то пропало.

  • названия телепередач, в которых употребляются местоимения. Укажите разряд этих местоимений.

«Сам себе режиссер».

«Пока все дома».

«Жди меня».

«Вы очевидец».

«Самый умный».

«Эти забавные животные».

«Мы».

«Кто хочет стать миллионером».

«Наш сад».

«Своя игра».

«Кино, которое было».


  • Как здорово мы всех удивили!

  • Ребята, сам Грамотей хочет задать вам несколько заданий.

  • Давайте попробуем ответить на эти необычные вопросы.

  1. Какие местоимения встречаются на дороге? (ямы)

  2. Когда наши руки могут быть местоимениями? (Когда руки вы-мы-ты)

  3. Какое местоимение требует чистоты? (мой)

  4. Какие личные местоим. имеют значения любого рода? (я, мы, ты, вы)

  5. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево (тот, оно)

  • Письменная работа

Эти волшебники расскажут тебе о далеком прошлом, поведают о настоящем, увлекут в мир будущего. Они развивают ум, помогают вырабатывать характер.

- Определите синтаксическую роль местоимений в предложении.

Вывод: местоим. в предл. могут быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством

  • Склонение местоимений

Загадки. Стоит дом кто в него войдёт

Тот и ум преобретёт.

(школа)

Говорит она безвучно

А понятно и не скучно

Ты беседуй чаще с ней

Станешь вчетверо умней

(книга)

Живёт в нём вся вселенная

А вещь обыкновенная

(телевизор, компьютер)

Склонение по падежам словосочетания «мест. + сущ.» моя книга, этот компьютер.

Вывод: Личные, указат, притяж. мест. изменяются по родам, числам, падежам.


  • Итак, мы справились со всеми заданиями. Но так как это развлекательно-познавательный центр мы должны перед выходом оплатить за посещение. А самое интересное не деньгами, а знаниями.

Тестовая работа с компьютерами.

1.Укажи предложение с местоимением третьего лица.

 а) У него работа в руках горит.

 б) Я люблю наблюдать за работой отца.

 в) Тебе покажется необычными его поделки.

2..Найди слова, которые указывают на предмет, но не называют его.

 а) океан, река

 б) он, она

 в) течет, льется.

3.Как пишутся предлоги с местоимениями?

 а) слитно

 б) слитно с личными местоимениями

 в) раздельно

4.Укажи предложения с местоимениями 1-ого лица единственного числа.

а) Я люблю прогулки по зимнему лесу.

 б) Они вдохновляют поэтов и художников.

 в) Мы делали зарисовки зимних деревьев.

5..В каком словосочетании местоимение имеет форму винительного падежа единственного числа?

 а) поинтересоваться у него

 б) приехать к нему

 в) попасть в него

6.Какого лица местоимения с ним, для них?

 а) 3-его

 б) 2-ого

 в) 1-ого

7.Местоимения 3-его лица изменяются…

 а) по родам, числам, падежам

 б) числам, лицам

 в) не изменяются

8.Укажи группу слов с личными местоимениями.

 а) мы, у тебя, для меня

б) через, после, перед

 в) два, сто, три

9. Укажи предложение с местоимением 3 -его лица в родительном падеже.

 а) К нам приехали гости из разных стран.

б) Для них было приятно видеть старых друзей.

 в) Мы с радостью принимали гостей.

10./Укажи начальную форму местоимений со мной, для нас.

 а) я, мы

б) ты, вы

 в) он, они


  • Молодцы, ребята! Мы возвращаемся домой. А по дороге посмотрим на Астану.

  • Подведение итогов урока. Оценивание знаний учащихся.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок по русскому языку в казахских классах "Разряды местоимений"

Автор: Серикбаева Карлыгаш Сагынтаевна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138791


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства