Это урок №1 из 10-ти уроков по программе ГОСО РК. Разработка включает использование всех 7 модулей Программы III- уровневых курсов. Ребята самостоятельно ведут дневники исследования в течение урока и в конце делают вывод для себя, что достигли, а что им нужно ещё доработать. На уроке обязательное использование информационно-коммуникационных технологий, так как это облегчит работу учителя, а также предоставит возможность сократить время для дальнейшей письменной работы. На данном уроке я использовала форму работы – парную, где разделила учащихся: сильных посадила со слабыми. Это плюс, так как освоить новый материл слабым учащимся, помогали более сильные дети. Закрепление провела в виде заполнения таблицы ЗУН. Старалась не мешать, говорила мало, больше предоставляла слово детям. Вместо указанных упражнений можно использовать тексты любого характера на карточках, насыщенных местоимениями разных разрядов. Это позволит учащимся увидеть употребление местоимений и сделать вывод, какую роль местоимения играют в речи, а также такой вид работы научит детей находить местоимения и определять их разряд. Конечно, это вводный урок, поэтому карточки, которые учащиеся будут заполнять в паре, указывая разряды местоимений и приводя примеры, могут быть использованы и на последующих уроках. Можно разнообразить урок и другими видами работы, это на усмотрение самого учителя. Желаю удачи!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Местоимение как часть речи. »
Тема№59:Местоимение как часть речи.
Цель: знакомство с разрядами данной части речи и её отличительными признаками
Задачи: образовательная: познакомить с признаками местоимения как части речи; показать значимость местоимений в речи; учить находить местоимение в тексте.
развивающая: развивать мыслительную деятельность уч-ся, устную речь
воспитательная: воспитывать интерес к предмету через самостоятельное достижение цели урока
Тип урока: урок-исследование (изучение новой темы)
Форма работы: индивидуальная, коллективная, парная
Наш веселый школьный звонок, Пригласил нас всех на урок. Урок исследования сегодня у нас, Компьютер будет работать для нас. На наших гостей вы сейчас оглянитесь, Доброй улыбкой всем улыбнитесь. Много сегодня работы у нас, И всем я желаю успехов сейчас!
А теперь представьте себе, что вы исследователи и перед вами лежит задача сделать какое-нибудь открытие, исследовать его и внести вклад в развитие русского языка. А для этого у любого исследователя всё должно быть под рукой, давайте откроем глаза и проверим, всё ли у вас есть к уроку - я называю предметы, а вы их поднимаете: ручка, карандаш, линейка, тетрадь, учебник. Молодцы! И конечно же, у любого исследователя должен быть дневник, где он делает свои краткие записи (дневники на столах у каждого уч-ся)
И эпиграфом нашего исследования будут слова из китайской пословицы:
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».
Ну что, готовы к открытию?
ІІ Обучающий этап
Выявление темы и цели урока
Запись числа, классная работа
Дифференцированный подход
Словарная работа – сильные уч-ся записывают под диктовку, уч-ся с ОВ чистописание:
- взаимопроверка, взаимооценивание по критериям (2о – 5, 4о – 4, 6о – 3, более ошибок - 2)
- к каким частям речи относятся данные слова? (сущ., прил., числ.)
МОЛОДЦЫ!!!
- Посмотрите на доску, подготовьте выразительное чтение текста
Сегодня в мире говорят на пяти тысячах диалектов. Только в Индии их насчитывается восемьсот сорок пять. Первое место по числу говорящих занимает мандаринский диалект китайского языка. По данным тысяча девятьсот восемьдесят девятого года, им пользуется шестьдесят восемь процентов населения Китая, что составляет примерно семьсот сорок восемь миллионов человек. Второе место занимает английский язык, который является наиболее распространённым языком в мире. Около трехсот тридцати миллионов человек считают его родным языком, а вдвое больше называют его вторым или третьим языком. (Из «Книги рекордов Гиннесса»)
- объяснить значение выделенного слова «диалект»
- назовите выделенные слова? К какой части речи они относятся? (местоимение)
- сделайте вывод: какая тема нашего сегодняшнего исследования?
Запись темы в дневник исследования
- давайте подумаем: какую цель может перед собой поставить исследователь, т.е. вы, исходя из темы занятия?
Запись цели в дневник исследования
- какие местоимения вы знаете? Запишите в свой дневник
Устная работа
Заменить выделенные слова местоимениями
Слоны шли к водопою по узкой тропе. Узкую тропу слоны проложили лет сто тому назад. Во всяком случае, сто лет помнил эту тропу их вожак - старый слон.
Прочитайте отредактированный текст.
Слоны шли к водопою по узкой тропе. Эту тропу они проложили лет сто тому назад. Во всяком случае, столько лет помнил эту тропу их вожак - старый слон.
Ответьте на вопросы: Вместо слов каких частей речи используются местоимения? На какие вопросы они отвечают? С какой целью используются? Какими членами предложения являются? (Подчеркните). Каковы их грамматические признаки? (Определите падеж; род, число (если есть).
Они-слоны. (Кто?)
Эту-узкую (Какую?)
Столько-сто лет (Сколько?)
Вывод: данные слова-местоимения. Они отвечают на вопросы тех частей речи, вместо которых употребляются. Отвечают на вопросы именных частей речи. Имеют признаки данных частей речи, то есть способность меняться по родам, числам, падежам и выполнять определённую синтаксическую роль. Делают текст более благозвучным.
- на какие вопросы отвечают местоимения?
- значит, на что может указывать местоимение? (на предмет, признак, количество)
- сделайте вывод, что называется местоимением?
Запись определения в дневник исследования
Знакомство с разрядами местоимений (самостоятельно) стр.уч.197-213 – парная форма работы
Разряды местоимений
личные
возвратное
вопросительное
относительное
неопределённое
отриц.
притяж.
указат.
опред.
- заполнение таблицы
- проверка записей по интер.доске
4.Выразительное чтение текста (найти местоимение, определить разряд) – сильные уч-ся, слабые – запис.через запятую местоимения, указывают разряд
Среди более пяти тысяч языков, существующих сегодня в мире, русский язык занимает видное место по своему значению и функциям, которые он выполняет.
Любой язык является, прежде всего, средством общения для носителей данного языка. Это одна из главных его функций. Русский язык является средством общения на довольно большой территории.
Но нашу страну населяют многие народы. Таким образом, русский язык, являясь официальным языком, служит также средством межнационального общения. Но и в тех странах, где русский язык не признан государственным, он все равно остается средством общения для многих людей. Вместе с тем, русский язык является обязательным языком для изучения в качестве иностранного языка во многих школах мира.
Велико и международное значение русского языка. Он является одним из восьми рабочих языков Организации Объединенных Наций. То есть, документы, регламентирующие отношения между государствами, написаны также и на русском языке. Это говорит о его значимости в современном мире. На различных международных научных конференциях, симпозиумах используется русский язык.
Хочется еще отметить, что по красоте, по мелодичности, по возможностям для выражения мыслей, чувств, состояний русский язык не имеет себе равных в мире. Язык Пушкина и Толстого, Есенина и Булгакова – самый выразительный. Это отметил еще М.В.Ломоносов. А П.Мериме сказал, что « русский язык является богатейшим из всех европейских наречий». Он создан «для выражения тончайших оттенков».
- сделайте вывод: для чего используются местоимения в нашей речи?
Разминка
- Молодцы, и это испытание мы прошли. А теперь отдохнем на равнине сказок под звуки природы. - Встаньте из- за столов поднимите руки вверх, потянитесь, выполните круговые движения руками, повороты в сторону. Закройте глаза и сядьте как вам удобно.
«На поляне»
Представьте себе поляну, на которой растет мягкая травка. Вы лежите на ней, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук… Лучики гладят …(имя, и так каждого ребенка). Вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и насчет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.
Работа по учебнику упр.497 – выписать местоимения в 3 столбика: указ.на количество, предмет, признак
Запись д/з пар.70 упр.498
Закрепление
Просклонять по падежам указанные местоимения в дневнике исследования
Взаимопроверка
- посоветуйте однокласснику, что ему нужно повторить
8. Оценить свои знания и записать оценку в дневник исследования
ІV Итог урока
Заполнение таблицы ЗУН
знаю
умею
надо повторить
На стикерах написать своё настроение (приклеить на доску)