Урок русского языка был проведён в 4 В классе 14 февраля 2014 года. 2 урок по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих», блок «Правописание». Содержание урока соответствует содержанию учебника русского языка для 4 класса С. В. Иванова и программе по русскому языку, составленной с использованием материалов ФГОС НОО и Примерной программы по русскому языку для начальной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Мягкий знак на конце слов после шипящих" »
Урок русского языка, проведённый учителем МОУ СОШ № 2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области Барановой Светланой Георгиевной.
Урок русского языка был проведён в 4 В классе 14 февраля 2014 года. 2 урок по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих», блок «Правописание». Содержание урока соответствует содержанию учебника русского языка для 4 класса С. В. Иванова и программе по русскому языку, составленной с использованием материалов ФГОС НОО и Примерной программы по русскому языку для начальной школы.
Деятельностная цель:формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель:закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий и алгоритмов.
Задачи:
формировать навык осознанного применения правила написания ь после шипящих на конце слов разных частей речи;
развивать интеллектуальные качества мышления, внимания, речь;
воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, умения работать индивидуально и коллективно.
Тип урока: урок рефлексии.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.
На уроке использовались различные педагогические технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающие, интерактивные.
При построении урока использовались принципы: научности, проблемности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности.
(Сл. 1) Ж Ш Ч Щ Ь
-Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О правописании ь после шипящих)
- Верно! Скажите, эта тема для вас новая? (Нет)
-Тогда прежде чем мы приступим к работе, пусть каждый из вас подумает и решит на какой ступени «лестницы успеха» вы себя видите в начале нашего урока. (рефлексия «Лестница успеха» на доске)
-В каких частях речи встречается эта орфограмма? (сущ., прил., глагол, наречие)
-Всегда ли в этих частях речи пишется ь? (в течение всего урока составляется кластер)
-Запишите в ваших тетрадях число, классная работа.
1.Первая часть речи – имя существительное.
Я предлагаю вам сыграть в игру «Четвёртый лишний» (устно, фронтально). Найдите лишнее слово, вставьте пропущенные буквы и объясните их постановку:
Доч…, ноч…, молодёж…, луч… .
Мяч…, сторож…, чертёж…, сокровищ… .
Туч…, рощ…, дач…, мыш… .
Вывод: ь знак пишется только в существительных 3-го склонения. (кластер)
2. Вторая часть речи – имя прилагательное.
Запишите словосочетания, образовав краткую форму прилагательного от полной формы. (самостоятельно в тетрадях с проверкой по эталону)
Дремучий лес –
Хороший вкус –
Певучий голос –
Свежий хлеб –
Рыжий волос –
лес дремуч
вкус хорош
голос певуч
хлеб свеж
волос рыж
Вывод: в кратких прилагательных ь знак не пишется. (кластер)
3. Третья часть речи – глагол.
Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Тише едешь – дальше будешь.
Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
Вывод: мягкий ь знак после шипящих в глаголах пишется всегда. (кластер)
4. Четвёртая часть речи – наречие.
Составьте из слов предложения. Запишите. Подчеркните наречия.
царевна, Ивана-царевича, за, вышла, замуж.
открыты, были, ворота , настежь.
все, Родион, прочь, сомнения, отбросил.
Вывод: в наречиях после шипящих всегда пишется ь знак, кроме слов исключений: уж, замуж, невтерпёж. (кластер)
Физминутка
-Наш кластер готов. Попробуем теперь применить эти знания на практике.
Поработаем в парах. Вставьте ь где необходимо и обоснуйте свой выбор.
ноч…
рож…
тиш…
глуш…
туч…
рощ…
дач…
луж…
колюч…
пригож…
хорош…
могуч…
карандаш…
чертёж…
сторож…
калач…
реж…
делаеш…
прилеч…
намаж…
вскач…
сплош…
напроч…
настеж…
уж…
замуж…
невтерпёж…
Выступления детей.
Работа по учебнику.
-упр1 с.80-81, два человека у доски, остальные в тетради)
Разбор допущенных ошибок.
Речь (сущ. 3 скл.)
Клеишь (глаг.)
Ложь (сущ. 3 кл.)
Хочешь (глаг.)
Мелочь (сущ. 3 скл.)
Прочь (нареч.)
Невмочь (нареч.)
Утешься (глаг.)
Вскачь (нареч.)
Дышишь (глаг.)
Жечь (глаг.)
Настежь (нареч.)
Стечь (глаг.)
Не плачь (глаг.)
Крыш (Р.п., мн.ч.)
Пахуч (кр. прил.)
Замуж (нареч., искл.)
Крепыш (2 скл. м.р.)
Хорош (кр. прил.)
Линюч (кр. прил.)
Борщ (2 скл. м.р.)
Мяч (2 скл. м.р.)
Рощ (Р.п., мн.ч.)
Трескуч (кр. прил.)
Встреч (Р.п., мн.ч.)
Горюч (кр. прил.)
Запись домашнего задания.
- А теперь вернёмся к нашей лестнице успеха. Кто-нибудь хочет переместить свой магнитик на другую ступень после нашего урока?
Оценка работы учащихся. Домашнее задание: Написать 4-5 предложений, используя слова с орфограммой «Мягкий знак после шипящих».
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(247) "Урок русского языка на тему: "Обобщение знаний о правописании мягкого знака на конце слов после шипящих в разных частях речи" в 4 классе "
["seo_title"] => string(160) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-obobshchieniie-znanii-o-pravopisanii-miaghkogho-znaka-na-kontsie-slov-poslie-shipiashchikh-v-raznykh-chastiakh-riechi-v-4-klassie"
["file_id"] => string(6) "111146"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1407140288"
}
}