kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - обобщения знаний по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить, в каких случаях на конце слов после шипящих мягкий знак не пишется.

Задачи:

- Повторить, в каких случаях на конце слов после шипящих пишется мягкий знак, в каких случаях он не пишется; повторить написание словарных слов.

-  Развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развивать умение работать в парах, группах.

-  Воспитывать  аккуратность

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - обобщения знаний по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих»»

Урок - обобщения знаний по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих» проводился в 4 классе. Дети повторили правила употребления мягкого знака в словах, принадлежащим различным частям речи. На уроке использована компьютерная презентация.

  1. Автор (фамилия, имя, отчество полностью) загружаемого материала

Хвастунова Вероника Серафимовна

  1. Место работы (полное наименование ОУ, город, область, должность)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 7 им. А. С. Пушкина

  1. Предмет

Русский язык

  1. Класс

4 (10 – 11 лет)

  1. Название материала

Урок с мультимедийным приложением

  1. Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, методические рекомендации, тренажёр. статья и т.п.

Разработка учебного занятия

  1. Название темы или раздела учебного курса

Урок по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

  1. УМК, авторы образовательной программы

УМК «Школа 21 века», автор программы Иванов С. В.

  1. Цели, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.

Цель:

-Научить, в каких случаях на конце слов после шипящих мягкий знак не пишется.

Задачи:

- Повторить, в каких случаях на конце слов после шипящих пишется мягкий знак, в каких случаях он не пишется; повторить написание словарных слов.

- Развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развивать умение работать в парах, группах.

- Воспитывать аккуратность

  1. Среда, редактор, в котором выполнен продукт

Microsoft Office Word 2007

Microsoft Office Point 2007

  1. Необходимое оборудование и материалы для занятия

Мультимедийная установка для показа презентации, опорные карточки к правилам, карточки с заданиями разного уровня сложности, карточки для рефлексии, учебник «Русский язык» С. В. Иванова, 4 класс, рабочая тетрадь №1 «Пишем грамотно» М. И. Кузнецова 4 класс.

  1. Как реализуется на уроке (время и место, форма использования)

Компьютер используется на всех этапах урока: как средство диагностики и контроля, при проверке пройденного материала; как источник информации, при объяснении нового материала.

  1. Комплектация работы (при наличии дополнительных материалов указать названия файлов, размещённых в загруженной папке)

Текстовый документ.

  1. Краткое описание, методические рекомендации по использованию.

Данный ресурс представляет собой урок с мультимедийным приложением. Он проводится в форме исследования.

  1. Список используемых источников

  1. Иванов С. В. Учебник «Русский язык» для 4 класса

  2. М. И. Кузнецов. Рабочая тетрадь №1 «Русский язык» для 4 класса

  3. Фотография мола с сайта

  1. Если авторский материал был ранее где-то опубликован или размещён, то укажите его местонахождение или адрес сайта (ссылку). Либо сделайте пометку: данный материал ранее нигде не публиковался и не размещался.

Данный материал ранее нигде не публиковался и не размещался.

  1. Список используемой литературы. Ссылки на Интернет-источники.

vsiako1vesy.wordppress.com/2010/11/08



















Ход урока

Структура занятия, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент.

Психологический настрой на занятие

1 мин

«Учите русский годы кряду

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом»


Подготовка класса к работе.

Проверяют готовность к уроку, занимают свои места.

Личностные УУД: самоопределение

Регулятивные УУД: целеполагание

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

5 мин

Запись на доске [мол] [м´ол]

- Что записано на доске?

- Что мы называем транскрипцией?

- Какими звуками различаются данные слова?

- Что объединяет эти звуки?

- Какой буквой обозначаем эти звуки?


  1. Чистописание

М м Мм м м

ма ме мо му мы

Ммм мМм


- Как вы считаете, какими буквами будут различаться эти слова?

- Проверим. Сделайте буквенную запись.

мол моль

- Почему во втором слове мы обозначили звук [о] буквой

–ё-?

- Запишите соединения строчной буквы –м- с буквами, обозначающими мягкость согласных звуков на письме. Проверка




- Транскрипция.

- Транскрипция – это запись звуков


- Дети анализируют звуковой состав слов.

- Эти звуки согласные. Звонкие, непарные.

- буквой «эм»







- Предположения детей.






- Вспоминают способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

Познавательные УУД:

логические, анализ объектов с

целью выделения признаков

3 Постановка учебной задачи

3 мин

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

- Рассмотрите транскрипции слов и исследуйте их. Я утверждаю, что в каждом слове надо писать мягкий знак, чтобы показать мягкость согласных звуков.

Запись на доске

[кон´к´и], [бан´т´ик], [мол´]

( два ученика работают с обратной стороны доски)

- Почему в слове – бантик - нет мягкого знака?

- В каком слове корневая орфограмма?

- Укажите способ образования слова – бантик –

- Докажите выбор суффикса

- Найдите «лишнее» слово

- Посмотрите на доску. Определите тему урока.













- Дети заменяют транскрипцию буквенной записью, анализируя состав слова. После аналитической работы определяют тему урока.

- Корень –бант-


- Коньки



- Суффиксальный

- Нет бантика


-Разные варианты

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение –

формулирование

Познавательной цели; формулирование проблемы

4 Построение проекта выхода из затруднений

6 мин




























































Физминутка

1 мин

Организует обучающихся по

исследованию проблемной ситуации.

- Итак, какую функцию мягкого знака мы уже повторили на примере данных слов?


Вывод. Карточка на доске

Ь



Проблема

- Вернёмся к нашим словам, записанным в самом начале урока. Какое слово является существительным.

- Что обозначает это слово?

- Где можно найти точное значение слова?

Слайд 3

Словарь Ожегова: «Мол - примыкающее одним концом к берегу оградительное сооружение для защиты порта от морских волн»

Слайд 4, 5

- Составьте предложение с этим словом.

- Я предлагаю такое предложение.

Слайд 6

Морские волны с силой бьются о мол и затихают.


- Спишите предложение

- Дайте характеристику предложению, найдите основу.

- Почему между однородными сказуемыми нет запятой?



Морские волны с силой бьют о мол и затихают.


- Найдите орфограммы гласных в словах этого предложения.

- Какие звуки разделяет мягкий знак?

Слайд 7

- Докажите это, сделав транскрипцию


Вывод. Карточка на доске


Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять-

Не сидится им опять!
Постучали, повертели
И работать захотели.
Тихо все на место сели.








- Показатель мягкости








- Слово «мол»





- В словаре










- Варианты ответов






Дети проводят синтаксический разбор предложения, повторяют правило постановки запятой при однородных членах предложения.








- Безударные гласные

проверяемые ударением.



- Согласные мягкие











Регулятивные УУД: планирование,

прогнозирование;

Познавательные УУД:

моделирование,

решение проблемы, построение

логической цепи рассуждений,

доказательство, выдвижение

гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

5 Первичное закрепление

10 мин

Слайд 8

Прочитайте слова: Вьюга, ельник, варенье, дочь, тишь, линька, пень

- Что общего у всех этих слов?

- Запишите на 1 строчке слова с разделительным мягким знаком,

на 2 строчке – с мягким знаком - показателем мягкости

- Какие слова остались?

Слайд 9

- Какую роль выполняет Ь в этих словах?

- Дайте характеристику звукам [ч´] и [ш]

- Прочитайте в учебнике высказывание Феди. Согласны ли вы с ним?

- Рассмотрите столбики слов.

Слайд 10


клю[ч´] ве[щ´]

чертё[ж] пе[ч´]

кирпи[ч ´] ро[ж]

- Что их объединяет?

- Запишите слова, заменяя транскрипцию буквенной записью.

- В каких словах написали мягкий знак?


Слайд 11

ключ вещь

чертёж печь

кирпич рожь


- Верно ли утверждение, что в данных словах мягкий знак – показатель мягкости?

- К какому склонению относятся данные существительные?



Вывод. Карточка на доске

с ущ. 3 скл. Ь после

ш, щ, ж, ч



Слайд 12


Работа с учебником с. 45 упражнение 2(устно)

- Почему в слове –мышь- написали мягкий знак, а в слове – малыш- нет?






- Во всех словах есть Ь.







- Тишь, дочь.

- В этих словах Ь указывает на грамматический признак – род имён существительного.


- cущ., ед.ч., И. п., заканчиваются на шипящие звуки

- Нет























- Нет, неверно.



- К 3 склонению















- Существительное мышь женского рода, поэтому после шипящего пишем Ь, а слово малыш мужского рода – мягкий знак не пишем.

Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные УУД:

общеучебные – умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания, умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий

действия;

Коммуникативные УУД:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция.

6 Самопроверка, самостоятельная работа

11 мин




























Физминутка

1 мин



О рганизует деятельность по

применению новых знаний.

Слайд 13

Ребус :

да


З адача (1скл) задачи (мн. ч) (Р. п.) задач?

- Возникла проблема. Как её решить?


Работа по карточкам в парах.

Карточка

Сделайте выводы о правописании слов.

Имена существительные, мн. ч., Р. п.

(нет) задач, туч, груш, удач, луж


Вывод мн. ч. Р. п.

Ь

после шипящих и ц


По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали
И дальше пошли.




Работа по выбору. 1 ученик на компьютере выполняет индивидуальную работу.

Карточка №1 Подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

а) Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь, тишина.

Карточка №2 Изменить слова в Р.П мн. ч. (нет)

б) тучи, задачи, дачи, каши, лужи, рощи.

Карточка №3 Зашифровать слова: смерч, рожь, полночь, глушь.

Запись в транскрипции.


Слайд 14


- Подберите прилагательные к существительному «заяц»

Слайд 15

Трусливый, белый, хороший

- Определите категорию прилагательных

Х ороший хорош?

Слайд 16

В. Маяковский «Этот мальчик так хорош, загляденье просто»


Вывод краткие прил.

Ь после ш, щ, ц, ж


Слайд 17

Игра: называю прилагательные, а вы записываете краткие прилагательные у себя в тетради.

(2 учащихся работают с обратной стороны доски)

Могучий – могуч, хороший …, дремучий …, кипучий …, горячий…, скрипучий …, свежий…, пахучий


Самостоятельная работа.

Осуществляет самопроверку,

пошагово сравнивая с эталоном.

Дети предлагают варианты написания слов.













С помощью исследовательской работы в парах находят верное решение, выводят правило.




















Применение полученных знаний. Дети выполняют разную по уровню сложности работу. Один ученик проходит тест на компьютере.


















Работа с классом

Регулятивные УУД: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено

и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня

усвоения;

Личностные УУД: самоопределение.

7 Обобщение

5 мин



























































8 Рефлексия

1 мин
















Домашнее задание

1 мин

Слайд 18

Ключ.. Вещ.. Могуч.. (много) задач..

Чертеж.. ноч.. дремуч.. (нет) груш

Кирпич.. рож.. хорош.. (желаю) удач..


- Я предлагаю вам поработать в парах. На ваших столах есть листки со столбиками слов.

- Подумайте, обсудите и объясните, что объединяет слова каждой группы.

- В словах какого столбика вы напишите Ь?

- Почему?

Запись предложений под диктовку.

Возле дач…среди рощ…бьёт холодный ключ. Пойдёшь в лес и увидишь ландыш. Он свеж и пахуч. А ночью такая тишь!

Слайд 19


- Проверка с объяснением.



Тест.

1.Мягкий знак в словах тишь, мощь, вещь, ночь:

а) разделительный;

б) выполняет грамматическую функцию;

в) показатель мягкости.

2.Разделительный Ь пишется:

а) между двумя согласными буквами;

б) между согласной и гласной буквой;

в) между двумя согласными звуками.

 

3.Мягкий знак у сущ. ж.р. 3 скл. Указывает:

а) на число;

б) на род.

4. Мягкий знак в  русском языке  выполняет:

а) 1 функцию,

б) 2 функции;

в) 3 функции.

 

5. Мягкий знак не пишется:

а) у сущ. ж.р. 3 скл.;

б) у кратких прилаг.;

в) у сущ. в Р.п. мн. ч.






Организует рефлексию

Слайд 20

- У вас на столах листки самооценки. Оцените свое участие в уроке.

Слайд 21


Если вы считаете, что работали активно, старались отвечать на все вопросы учителя, обведите простым карандашом смайл наверху пирамиды. Если старались не всегда – посередине, если были простым наблюдателем – внизу.


Подобрать пословицы, в которых встречается Ь, назвать его функцию.

Например: Поспешишь – людей насмешишь.









Дети действуют в соответствии с предложенным алгоритмом












- В словах второго столбика есть существительные женского рода. 3 скл., И. п. В этих словах после шипящих пишем Ь














































Осуществляют самооценку

собственной учебной

деятельности, соотносят цель и

результаты, степень их

соответствия.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: рефлексия.

Личностные УУД:

смыслообразование.




















Регулятивные УУД: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено

и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня

усвоения;

Личностные УУД: самоопределение.



























Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:

смыслообразование.


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок - обобщения знаний по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Автор: Абакарова Марина Алиевна

Дата: 28.10.2019

Номер свидетельства: 524605

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Урок русского языка на тему: "Обобщение знаний о правописании мягкого знака на конце слов после шипящих в разных частях речи" в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(160) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-obobshchieniie-znanii-o-pravopisanii-miaghkogho-znaka-na-kontsie-slov-poslie-shipiashchikh-v-raznykh-chastiakh-riechi-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "111146"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407140288"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок - обобщения знаний по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих» 4 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_obobshcheniia_znanii_po_teme_miagkii_znak_na_kontse_slov_posle_shipiashch_1"
    ["file_id"] => string(6) "529111"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574887006"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока " Мягкий знак на конце существительных" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "139612"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417765509"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока  русского языка "Имена существительные  сшипящими на конце". "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imiena-sushchiestvitiel-nyie-sshipiashchimi-na-kontsie"
    ["file_id"] => string(6) "168343"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423224322"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русского языка "Имя существительное.Повторение" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "111633"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407697191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства