Организационный момент. Психологический настрой на занятие 1 мин | «Учите русский годы кряду С душой, с усердием, с умом. Вас ждёт великая награда И та награда в нём самом» | Подготовка класса к работе. Проверяют готовность к уроку, занимают свои места. | Личностные УУД: самоопределение Регулятивные УУД: целеполагание Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 5 мин | Запись на доске [мол] [м´ол] - Что записано на доске? - Что мы называем транскрипцией? - Какими звуками различаются данные слова? - Что объединяет эти звуки? - Какой буквой обозначаем эти звуки? Чистописание М м Мм м м ма ме мо му мы Ммм мМм - Как вы считаете, какими буквами будут различаться эти слова? - Проверим. Сделайте буквенную запись. мол моль - Почему во втором слове мы обозначили звук [о] буквой –ё-? - Запишите соединения строчной буквы –м- с буквами, обозначающими мягкость согласных звуков на письме. Проверка | - Транскрипция. - Транскрипция – это запись звуков - Дети анализируют звуковой состав слов. - Эти звуки согласные. Звонкие, непарные. - буквой «эм» - Предположения детей. - Вспоминают способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные УУД: логические, анализ объектов с целью выделения признаков |
3 Постановка учебной задачи 3 мин | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. - Рассмотрите транскрипции слов и исследуйте их. Я утверждаю, что в каждом слове надо писать мягкий знак, чтобы показать мягкость согласных звуков. Запись на доске [кон´к´и], [бан´т´ик], [мол´] ( два ученика работают с обратной стороны доски) - Почему в слове – бантик - нет мягкого знака? - В каком слове корневая орфограмма? - Укажите способ образования слова – бантик – - Докажите выбор суффикса - Найдите «лишнее» слово - Посмотрите на доску. Определите тему урока. | - Дети заменяют транскрипцию буквенной записью, анализируя состав слова. После аналитической работы определяют тему урока. - Корень –бант- - Коньки - Суффиксальный - Нет бантика -Разные варианты | Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные УУД: самостоятельное выделение – формулирование Познавательной цели; формулирование проблемы |
4 Построение проекта выхода из затруднений 6 мин Физминутка 1 мин | Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации. - Итак, какую функцию мягкого знака мы уже повторили на примере данных слов? Вывод. Карточка на доске Ь Проблема - Вернёмся к нашим словам, записанным в самом начале урока. Какое слово является существительным. - Что обозначает это слово? - Где можно найти точное значение слова? Слайд 3 Словарь Ожегова: «Мол - примыкающее одним концом к берегу оградительное сооружение для защиты порта от морских волн» Слайд 4, 5 - Составьте предложение с этим словом. - Я предлагаю такое предложение. Слайд 6 Морские волны с силой бьются о мол и затихают. - Спишите предложение - Дайте характеристику предложению, найдите основу. - Почему между однородными сказуемыми нет запятой? Морские волны с силой бьют о мол и затихают. - Найдите орфограммы гласных в словах этого предложения. - Какие звуки разделяет мягкий знак? Слайд 7 - Докажите это, сделав транскрипцию Вывод. Карточка на доске Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять- Не сидится им опять! Постучали, повертели И работать захотели. Тихо все на место сели. | - Показатель мягкости - Слово «мол» - В словаре - Варианты ответов Дети проводят синтаксический разбор предложения, повторяют правило постановки запятой при однородных членах предложения. - Безударные гласные проверяемые ударением. - Согласные мягкие | Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование; Познавательные УУД: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5 Первичное закрепление 10 мин | Слайд 8 Прочитайте слова: Вьюга, ельник, варенье, дочь, тишь, линька, пень - Что общего у всех этих слов? - Запишите на 1 строчке слова с разделительным мягким знаком, на 2 строчке – с мягким знаком - показателем мягкости - Какие слова остались? Слайд 9 - Какую роль выполняет Ь в этих словах? - Дайте характеристику звукам [ч´] и [ш] - Прочитайте в учебнике высказывание Феди. Согласны ли вы с ним? - Рассмотрите столбики слов. Слайд 10 клю[ч´] ве[щ´] чертё[ж] пе[ч´] кирпи[ч ´] ро[ж] - Что их объединяет? - Запишите слова, заменяя транскрипцию буквенной записью. - В каких словах написали мягкий знак? Слайд 11 ключ вещь чертёж печь кирпич рожь - Верно ли утверждение, что в данных словах мягкий знак – показатель мягкости? - К какому склонению относятся данные существительные? Вывод. Карточка на доске с ущ. 3 скл. Ь после ш, щ, ж, ч Слайд 12 Работа с учебником с. 45 упражнение 2(устно) - Почему в слове –мышь- написали мягкий знак, а в слове – малыш- нет? | - Во всех словах есть Ь. - Тишь, дочь. - В этих словах Ь указывает на грамматический признак – род имён существительного. - cущ., ед.ч., И. п., заканчиваются на шипящие звуки - Нет - Нет, неверно. - К 3 склонению - Существительное мышь женского рода, поэтому после шипящего пишем Ь, а слово малыш мужского рода – мягкий знак не пишем. | Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция; Познавательные УУД: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные УУД: управление поведением партнёра – контроль, коррекция. |
6 Самопроверка, самостоятельная работа 11 мин Физминутка 1 мин | О рганизует деятельность по применению новых знаний. Слайд 13 Ребус : да З адача (1скл) задачи (мн. ч) (Р. п.) задач? - Возникла проблема. Как её решить? Работа по карточкам в парах. Карточка Сделайте выводы о правописании слов. Имена существительные, мн. ч., Р. п. (нет) задач, туч, груш, удач, луж Вывод мн. ч. Р. п. Ь после шипящих и ц По дорожке шли, шли, Много камешков нашли. Присели, собрали И дальше пошли. Работа по выбору. 1 ученик на компьютере выполняет индивидуальную работу. Карточка №1 Подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род. а) Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь, тишина. Карточка №2 Изменить слова в Р.П мн. ч. (нет) б) тучи, задачи, дачи, каши, лужи, рощи. Карточка №3 Зашифровать слова: смерч, рожь, полночь, глушь. Запись в транскрипции. Слайд 14 - Подберите прилагательные к существительному «заяц» Слайд 15 Трусливый, белый, хороший - Определите категорию прилагательных Х ороший хорош? Слайд 16 В. Маяковский «Этот мальчик так хорош, загляденье просто» Вывод краткие прил. Ь после ш, щ, ц, ж Слайд 17 Игра: называю прилагательные, а вы записываете краткие прилагательные у себя в тетради. (2 учащихся работают с обратной стороны доски) Могучий – могуч, хороший …, дремучий …, кипучий …, горячий…, скрипучий …, свежий…, пахучий | Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Дети предлагают варианты написания слов. С помощью исследовательской работы в парах находят верное решение, выводят правило. Применение полученных знаний. Дети выполняют разную по уровню сложности работу. Один ученик проходит тест на компьютере. Работа с классом | Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные УУД: самоопределение. |
7 Обобщение 5 мин 8 Рефлексия 1 мин Домашнее задание 1 мин | Слайд 18 Ключ.. Вещ.. Могуч.. (много) задач.. Чертеж.. ноч.. дремуч.. (нет) груш Кирпич.. рож.. хорош.. (желаю) удач.. - Я предлагаю вам поработать в парах. На ваших столах есть листки со столбиками слов. - Подумайте, обсудите и объясните, что объединяет слова каждой группы. - В словах какого столбика вы напишите Ь? - Почему? Запись предложений под диктовку. Возле дач…среди рощ…бьёт холодный ключ. Пойдёшь в лес и увидишь ландыш. Он свеж и пахуч. А ночью такая тишь! Слайд 19 - Проверка с объяснением. Тест. 1.Мягкий знак в словах тишь, мощь, вещь, ночь: а) разделительный; б) выполняет грамматическую функцию; в) показатель мягкости. 2.Разделительный Ь пишется: а) между двумя согласными буквами; б) между согласной и гласной буквой; в) между двумя согласными звуками. 3.Мягкий знак у сущ. ж.р. 3 скл. Указывает: а) на число; б) на род. 4. Мягкий знак в русском языке выполняет: а) 1 функцию, б) 2 функции; в) 3 функции. 5. Мягкий знак не пишется: а) у сущ. ж.р. 3 скл.; б) у кратких прилаг.; в) у сущ. в Р.п. мн. ч. Организует рефлексию Слайд 20 - У вас на столах листки самооценки. Оцените свое участие в уроке. Слайд 21 Если вы считаете, что работали активно, старались отвечать на все вопросы учителя, обведите простым карандашом смайл наверху пирамиды. Если старались не всегда – посередине, если были простым наблюдателем – внизу. Подобрать пословицы, в которых встречается Ь, назвать его функцию. Например: Поспешишь – людей насмешишь. | Дети действуют в соответствии с предложенным алгоритмом - В словах второго столбика есть существительные женского рода. 3 скл., И. п. В этих словах после шипящих пишем Ь Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: рефлексия. Личностные УУД: смыслообразование. Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные УУД: самоопределение. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: смыслообразование. |