Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия для студентов СПО»
Методическая разработка занятия
Для: студентов СПО
Предмет: русский язык.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели:
Образовательные:
распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;
выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания;
группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;
анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи;
научиться проводить синтаксический разбор словосочетания.
содействовать воспитанию интереса к русскому языку;
воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;
формировать навыки контроля и самоконтроля.
Оборудование для преподавателя: компьютер, проектор, презентация PowerPoint
Оборудование для студентов: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования «Русский язык» под редакцией Е.С. Антонова, Т. М. Воителева (Академия, 2016), «Самостоятельная работа» (по вариантам).
Ход занятия
I. Организационный этап.
Вступительное слово преподавателя.
Ребята, на прошлом занятии речь шла о словосочетаниях. С ними мы продолжим работать на сегодняшнем занятии, тему и цель которого вам предстоит определить самостоятельно. Достичь этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение, но никто не должен опровергать его без аргументов.
II. Актуализация знаний.
Работа в парах
Преподаватель: Давайте выясним, что мы знаем о словосочетании.
Студенты.
По очереди озвучивают свои предположения, не повторяя предыдущих ответов.
Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.
Преподаватель: Выберите только словосочетания из предложенных вариантов
Дракон освобожден, интересный собеседник, книги и брошюры, громко разговаривать, сбор урожая, как по маслу, в продолжение лета
– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?
Студенты.
Высказывают своё мнение:
Дракон освобожден – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое
Книги и брошюры – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь
В продолжение лета – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи
Как по маслу – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов
Преподаватель: Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:
Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
Служебная + самостоятельная часть речи
Фразеологический оборот
– Мы проверили знания, полученные на прошлом занятии. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего – приступим к следующему заданию.
III. Постановка учебной задачи.
Преподаватель: Слушаем и записываем словарный диктант. Распределите по группам словосочетания и запишите их. Время на выполнение – 20 минут.
– По каким признакам можно было объединить словосочетания?
Объясняя орфограммы, которые использовались при составлении данного диктанта, студенты озвучивают свои предположения:
По главному слову:
Восхитительная иллюминация, талантливый режиссер, биография президента
Разговаривать громко, мечтать учиться
По зависимому слову:
Подлинное искусство, поразительные изменения, искусный мастер, неприступные горы
Шорохи леса, аттестат зрелости, биография президента
Примыкание: Разговаривать громко, мечтать учиться
Согласование: Неприступные горы, талантливый режиссер
Управление: Шорохи леса, аттестат зрелости, биография президента
Задание 1.
Укажите словосочетание, образованное по способу согласования:
из-за осенней мглы
неподвижно висевшей
покрытое облаками
мягкость света
из-за осенней мглы
Задание 2.
Определите способ подчинительной связи в словосочетании отдохнуть на отмели:
согласование
управление
примыкание
управление
Задание 3.
Укажите, в каком ряду словосочетания образованы одним и тем же способом связи:
видел листву, загорались вдали, лежал по утрам
особенно мягкие, ищите под берёзками, увидеть ночью
золотыми монетками, в дружественном государстве, падающих листьев
раздвинула листья, вспоминает о ней, бродил подолгу
золотыми монетками, в дружественном государстве, падающих листьев
Задание 4.
Укажите словосочетание, которое соответствует данной характеристике: главное слово выражено деепричастием, зависимое – наречием, способ связи – примыкание:
зимой покрылась
опустилась медленно
поступив по-человечески
улыбаясь глазами
поступив по-человечески
Задание 5
Определите правильный ответ:
невидимый работяга – (способ связи – согласование)
помогал всегда – (способ связи – управление)
люблю леса – (способ связи – примыкание)
защищающий родину – (способ связи – согласование)
невидимый работяга – (способ связи – согласование)
Задание 6
Укажите словосочетание, не образованное по способу управления:
видел объявление
доволен поездкой
полностью согласен
портфель отца
полностью согласен
Задание 7
Укажите, в каком ряду словосочетания образованы по способу примыкания:
по-осеннему горько, было грустно, охвачено тишиной
встретить летом, бредёшь не спеша, придёт непременно
оттеняет синеву, говорит шёпотом, медленно светает
дышала теплотой, вспоминать любя, сказал шутя
встретить летом, бредёшь не спеша, придёт непременно
Задание 8
Какими способами связи может образоваться словосочетание, в составе которого имеется глагол?
примыкание и согласование
управление и согласование
управление и примыкание
управление и примыкание
Задание 9
Укажите способ связи в словосочетании мечта уехать:
управление
примыкание
согласование
примыкание
Задание 10
Укажите, в каком ряду словосочетания образованы разными способами связи:
хочу ответить, появился справа
бегущая по волнам, цветущая роза
лёжа на диване, отправился в школу
близким друзьям, прочитанной книгой
бегущая по волнам, цветущая роза
Преподаватель: изучаем порядок синтаксического разбора словосочетания
выделяем словосочетание из предложения (рассматривая сначала главные члены: группу подлежащего и группу сказуемого, потом – второстепенные члены);
указываем состав словосочетания:
а) простое или сложное
б) способы выражения главного и зависимого слов;
указываем грамматическое (смысловое) значение словосочетания и определяем способ его выражения (окончание, предлог и окончание, смысловая связь);
определяем тип синтаксической связи: согласование, управление примыкание.
Образец: Под ногами шуршит опавший лист (Г. Федосеев).
Словосочетания: опавший лист, под ногами шуршит.
Опавший лист – простое именное словосочетание, состоит из двух знаменательных слов. Главное слово выражено существительным лист, зависимое – действительным причастием. Грамматическое значение – определительное. Тип связи – согласование. Грамматическая связь выражена с помощью окончания зависимого слова –ий.
Преподаватель: ознакомившись с примером синтаксического разбора, проведите разбор второго словосочетания самостоятельно. После этого проведите синтаксический разбор таких словосочетаний как птичий шум, грибные места, окраины города.
Студенты.
Обучающиеся, выполняя это задание, аргументируют свои ответы.
Изучить § 41, выучив типы связи слов в словосочетании, алгоритм их определения, синтаксический разбор словосочетания и их виды.