Методическая разработка урока русского языка (письма) в 9 классе адресована учителям специальных (коррекционных) школ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В методическую разработку входит конспект урока, презентация.
Урок русского языка составлен для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), рассчитан на повышение у обучающихся мотивации к учению и развитию интереса к изучению родного языка. Все задания подобраны с учетом возможностей обучающихся данного класса. Задания спланированы так, чтобы обучающиеся самостоятельно делали выводы, учились составлению мини-проекта. Работа на уроке проходит в тесном сотрудничестве «учитель, ученик».
Цель: создание условий для проявления учащимися активности и самостоятельности умственных действий в выборе правильного ответа при выполнении заданий, в суждениях, в использовании социального опыта.
Задачи:
1. Обобщение и закрепление знания детей по изученной теме, выявление качества знаний, умение самостоятельно применять их на практике, составлять мини-проект.
2. Развитие у обучающихся инициативы, выработка умения анализировать изученный материал, обучение самостоятельному мышлению; развитие речевой активности, памяти, внимания, мышления, познавательных интересов, текстовой грамотности; коррекция интеллектуальной пассивности, пополнение словарного запаса.
- Первое предложение лишнее, так как оно простое, а второе и третье предложения сложные.
- Докажите.
- В первом предложении одна грамматическая основа (наступила весна), а во втором и третьем две грамматические основы (наступила весна, зажурчали ручейки ; капают сосульки, лужи застывают) (дети называют грамматические основы).
- Верно.
- Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- Мы будем говорить на уроке о сложных предложениях.
- Сформулируйте тему урока.
- Тема урока «Сложные предложения». (слайд 1)
- Сегодня мы обобщим имеющиеся у нас знания, проверим, насколько хорошо усвоили учебный материал, выявим, над чем ещё нам с вами предстоит поработать.
- Запись числа в рабочие тетради.
2. Артикуляционная разминка ( карточки на столах по вариантам)
- Работа со скороговоркой
1 вариант: Весной весенние цветы под солнцем лезут из травы.
2 вариант: Цветут весной цветы, поют весной коты.
- Какое это предложение?
- 1вариант: простое.
- 2 вариант: сложное.
- Сколько в нём простых предложений?
- Назовите грамматические основы.
( Цветы лезут; цветут цветы, поют коты).
- Отметить лучших.
3. Актуализация знаний.
Блиц – опрос:
- Что такое предложение?
- Что такое нераспространённое предложение?
- Какие предложения называем распространёнными?
- Какие члены предложения вы знаете?
- Что такое простое предложение?
- Чем простое предложение отличается от сложного?
- Чем соединяются простые предложения в составе сложного?
- Чем разделяются?
Грамматический разбор. Повторение.
Письмо под диктовку с разбором предложения(один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
В лесу появились первые проталины, запахли смолой душистые почки, и сквозь старую прелую листву пробились первые подснежники.
4. Письмо по памяти (прочитать стихотворение с доски, расставить знаки препинания, записать по памяти) Самуил Маршак «Апрель».
Проверка работы по слайду (слайд 2)
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
Повторение. Работа по развитию речи (слайд 3)
Перед вами картина А. Саврасова «Грачи прилетели». Мы будем рисовать пейзаж и так как у нас весна, наш пейзаж будет весенним.
Дети составляют мини-рассказ:
Взошло солнце, и наступил весенний день. Разыгрался тёплый ветерок, белые облака легко плывут по небу. Прилетели грачи.
- Скажите, что мы видим на переднем плане?
- На заднем плане?
6. Словарная работа.
- Что значит слово окрестность?
1 ученик объясняет значение.
ОКРЕСТНОСТЬ, -и, ж. (старославянское слово) Местность, прилегающая к чему-нибудь, окружающее пространство. Окрестности столицы. В окрестности деревни.
- Крест (раньше при въезде в населённые пункты стояли кресты, поэтому близлежащая территория и называется окрестность).
ТоТолковый словарь Ушакова: этимологически это слово заимствовано из сстарославянского (производное от слова крест) и буквально означало "местность вокруг креста":
- РРазбор: о - приставка, крест - корень, н - суффикс, ость - суффикс. Но еще нне забудьте нулевое окончание).
7. Разбор слов по составу: окрестность, кресты, покрестили (один ученик работает у доски).
8. Самостоятельная работа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». (слайд 3).
Составить 1 сложное предложение и разобрать (взаимопроверка работ)
10.Закрепление изученного материала.
Работа в парах: соотнести пословицы со схемами (у каждого ученика карточки).
- Поработайте с лексическим материалом – соотнесите схемы с пословицами, подчеркните главные члены предложения.