kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка. Тема: «Сложное предложение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка урока предназначена для педагогов коррекционной школы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка. Тема: «Сложное предложение»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Пермский край, 618554, г. Соликамск, ул. 20 лет Победы, 138

Тел./факс: 8(34253) 7-58-87, 7-58-83.

ИНН/КПП 5919017553/591901001

korrshcool@rambler.ru




Методическая разработка урока русского языка.

Тема: «Сложное предложение»






Автор: Шаклеина Ирина Борисовна,

учитель русского языка и литературы

первой категории
















г. Соликамск

2019 г.






Пояснительная записка


Методическая разработка урока русского языка (письма) в 9 классе адресована учителям специальных (коррекционных) школ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В методическую разработку входит конспект урока, презентация.

Урок русского языка составлен для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), рассчитан на повышение у обучающихся мотивации к учению и развитию интереса к изучению родного языка. Все задания подобраны с учетом возможностей обучающихся данного класса. Задания спланированы так, чтобы обучающиеся самостоятельно делали выводы, учились составлению мини-проекта. Работа на уроке проходит в тесном сотрудничестве «учитель, ученик».


Цель: создание условий для проявления учащимися активности и самостоятельности умственных действий в выборе правильного ответа при выполнении заданий, в суждениях, в использовании социального опыта.

Задачи:

1. Обобщение и закрепление знания детей по изученной теме, выявление качества знаний, умение самостоятельно применять их на практике, составлять мини-проект.

2. Развитие у обучающихся инициативы, выработка умения анализировать изученный материал, обучение самостоятельному мышлению; развитие речевой активности, памяти, внимания, мышления, познавательных интересов, текстовой грамотности; коррекция интеллектуальной пассивности, пополнение словарного запаса.

3

























. Воспитание самостоятельности, аккуратности, прилежания.

Оборудование:

- презентация к уроку «Сложные предложения»;

- индивидуальные рабочие тетради;

- карточки для самостоятельной работы;

- толковый словарь.








У

















рок русского языка

9 класс

Тема: «Сложное предложение».

Ход урока:

    1. Организационный момент.

- У вас на столах карточки. Выделите грамматические основы в предложениях, уберите лишнее предложение.

1. Наступила долгожданная весна.

2. Наступила долгожданная весна, зажурчали весёлые ручейки.

3. Днём капают сосульки, а ночью лужи застывают.

- Какое предложение лишнее?

- Первое предложение лишнее, так как оно простое, а второе и третье предложения сложные.

- Докажите.

- В первом предложении одна грамматическая основа (наступила весна), а во втором и третьем две грамматические основы (наступила весна, зажурчали ручейки ; капают сосульки, лужи застывают) (дети называют грамматические основы).

- Верно.

- Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Мы будем говорить на уроке о сложных предложениях.

- Сформулируйте тему урока.

- Тема урока «Сложные предложения». (слайд 1)

- Сегодня мы обобщим имеющиеся у нас знания, проверим, насколько хорошо усвоили учебный материал, выявим, над чем ещё нам с вами предстоит поработать.

- Запись числа в рабочие тетради.

2. Артикуляционная разминка ( карточки на столах по вариантам)

- Работа со скороговоркой

1 вариант: Весной весенние цветы под солнцем лезут из травы.

2 вариант: Цветут весной цветы, поют весной коты.

- Какое это предложение?

- 1вариант: простое.

- 2 вариант: сложное.

- Сколько в нём простых предложений?

- Назовите грамматические основы.

( Цветы лезут; цветут цветы, поют коты).

- Отметить лучших.

3. Актуализация знаний.

Блиц – опрос:

- Что такое предложение?

- Что такое нераспространённое предложение?

- Какие предложения называем распространёнными?

- Какие члены предложения вы знаете?

- Что такое простое предложение?

- Чем простое предложение отличается от сложного?

- Чем соединяются простые предложения в составе сложного?

- Чем разделяются?

Грамматический разбор. Повторение.

Письмо под диктовку с разбором предложения (один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).

В лесу появились первые проталины, запахли смолой душистые почки, и сквозь старую прелую листву пробились первые подснежники.

4. Письмо по памяти (прочитать стихотворение с доски, расставить знаки препинания, записать по памяти) Самуил Маршак «Апрель».

Проверка работы по слайду (слайд 2)

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

  1. Повторение. Работа по развитию речи (слайд 3)

Перед вами картина А. Саврасова «Грачи прилетели». Мы будем рисовать пейзаж и так как у нас весна, наш пейзаж будет весенним.

Дети составляют мини-рассказ:

Взошло солнце, и наступил весенний день. Разыгрался тёплый ветерок, белые облака легко плывут по небу. Прилетели грачи.

- Скажите, что мы видим на переднем плане?

- На заднем плане?

6. Словарная работа.

- Что значит слово окрестность?

1 ученик объясняет значение.

ОКРЕСТНОСТЬ, -и, ж. (старославянское слово) Местность, прилегающая к чему-нибудь, окружающее пространство. Окрестности столицы. В окрестности деревни.

- Крест (раньше при въезде в населённые пункты стояли кресты, поэтому близлежащая территория и называется окрестность).


ТоТолковый словарь Ушакова: этимологически это слово заимствовано из сстарославянского (производное от слова крест) и буквально означало "местность вокруг креста":


- РРазбор: о - приставка, крест - корень, н - суффикс, ость - суффикс. Но еще нне забудьте нулевое окончание).





7. Разбор слов по составу: окрестность, кресты, покрестили (один ученик работает у доски).

8. Самостоятельная работа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». (слайд 3).

Составить 1 сложное предложение и разобрать (взаимопроверка работ)

10.Закрепление изученного материала.

Работа в парах: соотнести пословицы со схемами (у каждого ученика карточки).

- Поработайте с лексическим материалом – соотнесите схемы с пословицами, подчеркните главные члены предложения.

Прилетела бы чайка, а весна будет.

Убери пень в вешний день, и тот красив будет.

Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

Солнце светит, солнце сияет, вся природа воскресает.
11. Составление мини-проекта (слайд 4).

Памятка «Сложное предложение»

- выделить грамматические основы;

- расставить знаки препинания;

- начертить схему предложения;

- определить вид предложения.


Памятка.
Чтобы определить, какое предложение по структуре

1.Определи, сколько основ в предложении

одна две и более

Предложение Предложение

простое сложное

2. Расставь знаки препинания (между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая).

3. Начерти схему.

[- =], [- =]. [- =], и [- =].

[- =], а [- =]. [- =], но [- =].


Вывод: Простые предложения имеют одну грамматическую основу, а сложные имеют две грамматические основы и более (слайд 5)

12. Рефлексия

- Весеннее ли у вас настроение? (Да)

- Значит наш урок удался! Значит мы с хорошим весенним настроением будем и дальше так же хорошо учиться и трудиться.

- Ученики выбирают для себя подходящую фразу. (слайд 6).
1. Урок полезен, все понятно.

2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3. Еще придется потрудиться.
4. Да, трудно все-таки учиться!

13. Домашнее задание.

Выписать из учебника чтения 2 сложных предложения. Разобрать.

14. Подведение итогов урока.

Выставление оценок за урок.





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока русского языка. Тема: «Сложное предложение»

Автор: Шаклеина Ирина Борисовна

Дата: 03.12.2019

Номер свидетельства: 530038

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Согласные звонкие и глухие" "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-soghlasnyie-zvonkiie-i-ghlukhiie"
    ["file_id"] => string(6) "175299"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424259573"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Методическая разработка урока русского языка. Тема урока: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но»."
    ["seo_title"] => string(116) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-tiema-uroka-zapiataia-v-slozhnom-priedlozhienii-s-soiuzami-i-a-no"
    ["file_id"] => string(6) "249244"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446868503"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(297) "Методическая разработка урока русского языка с использованием психолого-педагогических технологий проектирования УУД по теме: «Простые и сложные предложения»."
    ["seo_title"] => string(183) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_russkogho_iazyka_s_ispol_zovaniiem_psikhologho_piedaghoghichieskikh_tiekhnologhii_proiektirovaniia_uud_po_tiemie_prostyie_i_slozhnyie_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "345508"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474655431"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-eti-nieprostyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402506887"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства