Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка для учащихся 8 класса»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
8 КЛАССА
Тема урока: «Определено-личные предложения»
(урок русского языка в 8 классе МБОУ Школа №75 г.Уфа»)
учитель русского языка и литературы Халиуллина С.Р.
Пояснительная записка
Урок по теме «Определенно-личные предложения» разработан для учащихся 8 Б класса, обучающихся по программе по русскому языку для основной школы, подготовленной под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева.
Для достижения цели данного урока используются возможности следующих форм организации познавательной деятельности: индивидуальной (на этапе актуализации знаний), групповой (на этапе введения проблемной ситуации и этапе познавательной деятельности по созданию новых знаний), коллективной (на этапе проверки понимания учебного материала).
На уроке проходит системная отработка универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Учитываются психологические особенности развития детей, выбирается интегральный подход к обучению, а именно когнитивный стиль, позволяющий использовать знания о психологическом различии детей в характере переработки информации.
Дидактическая цель урока: познакомить учащихся с определённо-личными предложениями, установить их особенности, правила употребления в речи.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действия через работу с опорным материалом
Образовательная цель: формирование понятийной базы о типах предложений с главным членом – сказуемым за счет включения в нее новых элементов
Развивающий аспект:развивать коммуникативные умения и навыки через индивидуальную, групповую и фронтальную работу, умение наблюдать, сравнивать, анализировать и синтезировать информацию.
Воспитательный аспект: воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к себе и другим людям, чувство любви к родной природе через работу с материалом, взятым из произведений искусства.
Цель этапа: обеспечить осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. Мотивировать к учебной деятельности
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Давайте вспомним, чем был интересен предыдущий урок?
(Мы учились создавать отзыв о любимом произведении в форме письма)
Учитель: Я надеюсь, что все отлично справились с домашним заданием и составили интересные письма-отзывы! Есть ли желающие прочитать отзыв?
(по желанию работы читают 1-2 ученика)
Учитель: Что помогало вам в работе?
Учитель: Прочитайте последнее предложение в своей работе.
(читают)
Учитель: Хорошо! Почти у всех получилось следующее «Обязательно прочитай эту книгу!» Давайте запишем его.
(ученики записывают, не забывая оставить одну строчку для темы урока)
Постановка цели и задач урока
Цель этапа: обеспечить осмысление учащимися цели урока, используя эвристический метод обучения, сформулировать цель урока, помочь выдвинуть версии относительно особенностей представленных синтаксических единиц.
Учитель: Ребята, предложите синонимичные конструкции на эту тему:
(Дети конструируют разные варианты предложений. После знакомства с вариантами учитель предлагает следующие, напечатанные на листах):
1.Эту книгу читают с удовольствием.2.Всегда много читаю!3.Какая интересная книга!4.Я всегда много читаю.5.Эту книгу нужно прочитать!
Учитель: Попробуйте сформулировать учебную задачу по данному материалу.
(Узнать, чем похожи и чем различны эти предложения?)
Работа в группах по нахождению сходств и различий. Результат оформляется в виде схемы.
Учитель: Итак, у нас получилась следующая схема: односоставные и двусоставные.
(на экране схема)
Предложения
Односоставные Двусоставные
Учитель: В какой группе возможно еще деление?
(Возможно, в группе односоставных, т.к. их много!)
Учитель: Действительно, в группе односоставных предложений есть разные виды. Посмотрите на экран. (на экране схема деления односоставных предложений на виды)
Учитель: Как вы думаете, а почему такое деление возможно?
(высказывают предположение)
Учитель: Выскажите предположение о теме сегодняшнего урока.
(возможно, мы будем изучать односоставные предложения, т.к. не знаем, почему они делятся на группы)
Учитель: Ребята, действительно, сегодня на уроке мы начнем знакомство с односоставными предложениями. И первый вид называется «Определенно-личные». Запишем тему урока. Можете ли вы найти среди предложений, находящихся на доске, определенно-личные?
(Конечно, нет. Мы не знаем, какие предложения называются «Определенно-личными»)
Учитель: Сформулируйте вопрос урока.
(Что такое определенно-личные предложения?)
Учитель: Предложите учебные задачи на урок.
Выяснить, что такое определенно-личные предложения.
Определить особенности таких предложений.
Узнать, зачем нужны в речи.
Первичное усвоение новых знаний.
Цель этапа: используя метод исследования и возможности работы в группах, создать учебный продукт.
Учитель: С чего начнем наблюдение?
(С выяснения, почему эти предложения имеют такое название)
Учитель: Есть ли у вас предположения?
(Может, в этих предложениях есть указание на действующее лицо?)
Учитель: Давайте выясним истину. Обратимся к предложению, которое мы записали в начале урока.
Обязательно прочитай эту книгу!
Учитель: Есть ли действующее лицо в данном предложении?
(Нет)
Учитель: Можем ли мы определить, к кому относится эта фраза?
(Да, к собеседнику)
Учитель: Что помогает определить действующее лицо?
(Форма глагола и местоимение, которое можно подставить – ты)
Учитель: Какой вывод можно сделать?
(Данный тип односоставных предложений имеет именно такое название, потому что можно определенно сказать, кто является действующим лицом)
Учитель: Предложите дальнейшую форму работы.
(Работа в группах, так как у нас много учебных задач)
Задания для групп в приложении
Учитель: Представьте классу свои наблюдения.
(Группы предъявляют выводы по предложенному им для наблюдения материалу)
В результате должны появиться выводы по следующим позициям:
Способ выражения сказуемого в определенно-личных предложениях.
Местоимения, которые возможно использовать в качестве подлежащего.
Самостоятельность глагола-сказуемого в указании на действующее лицо.
Невозможность использовать личное местоимение «Ты» в случае выражения сказуемого формой повелительного наклонения.
Синонимичность односоставных и двусоставных с подлежащими, выраженными личными местоимениями «Я, мы, ты, вы»
Учитель: Как выяснить правильность выводов?
(Сверить с учебником)
Учитель: Работаем с учебно-научной информацией с карандашом в руке. Как всегда на полях делаем пометы (прием «Инсерт»)
" V " - уже знал " + " – новое " - " - думал иначе " ? " - не понял, есть вопросы
Корректировка полученного «учебного продукта». Обмен мнениями с целью выяснения правильности полученного «учебного продукта».
Рефлексия этапа:
Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
Что Вам в этом помогло?
Какие трудности возникли?
Физкультминутка (зарядка под песню в исполнении Софии Ротару «Я, ты, он, она…»)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель этапа: решение в форме коммуникации (в группах, в парах) типовых заданий на новый способ действий с проговариванием решения вслух.
Выборочное списывание по материалу упр. 246. Задание: выписать определенно-личные предложения. Объяснить выбор. Работа индивидуальная с взаимопроверкой в группах. При наличии ошибок можно предложить детям сформулировать советы по нахождению определенно-личных предложений.
Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа: выявление границы применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Учитель: Что поможет быстро выполнить подобное задание? Сформулируйте для себя учебную задачу.
(Нужно создать алгоритм нахождения определенно-личных предложений)
Учитель: Я предлагаю вам лингвистический материал, на основании которого можно создать алгоритм выявления вида односоставного определенно-личного предложения. Свои выводы оформите в виде схемы. Алгоритм может быть предложен на обсуждение класса в виде презентации, шаблон для которой есть на рабочих столах ваших ноутбуков.
Работа в группах 3-4 минуты с материалом стихотворения А.А. Ахматовой.
А.Ахматова
Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И лёгкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, И песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поёшь.
Результаты предъявляются классу. Проходит коллективное обсуждение по составлению точного алгоритма
Рефлексия этапа:
Какую задачу ставили на данном этапе?
Получился ли у вас «рабочий» алгоритм?
Как проверить?
Запишите полученный в результате обсуждения алгоритм в тетрадь.
(работа в тетради)
Учитель: Давайте вернемся к стихотворению, которое помогло нам в работе. Каким настроением оно проникнуто? Какие предложения помогают определить настроение лирического героя? Зачем в речи определенно-личные предложения?
(Более лаконичные, динамичные)
Выскажите предположение о дальнейшей работе.
(Мы будем использовать в речи определенно-личные предложения)
Учитель: Конечно, нам важно не только узнать о новом виде предложений, но и научиться использовать его в речи. Я предлагаю вам совершить воображаемую прогулку в лес с помощью картины великого художника И.И. Шишкина. На рабочем столе вашего ноутбука есть ссылка на сайт «Шишкин-арт». (http://shishkin-art.ru/) Зайдите по ссылке и найдите картину, в которой вы бы хотели очутиться. Свои эмоции, наблюдения от «прогулки» запишите 2-3 определенно-личными предложениями.
(для обеспечения эмоционального вхождения в роль путешествующего по картине используется прием музыкального сопровождения с применением композиции «Времена года» А. Вивальди).
По окончании работы дети делятся своими наблюдениями.
Учитель: Давайте попробуем уточнить, в каком стиле речи уместны определенно-личные предложения?
(Высказывают предположения)
Учитель: Дайте ответ на основании наблюдения над материалом упр. 247.
(текст упражнения напечатан на листах. Дети не видят лексическое значение слова «эпистола»)
Учитель: Данный текст можно отнести к эпистолярному жанру.
(У детей возникает вопрос о лексическом значении непонятного для них слова «Эпистолярный»)
Учитель: Как можно выяснить лексическое значение слова «Эпистолярный»?
(Можно посмотреть в словаре).
Учитель: Вы знаете, что словари бывают не только бумажными, но еще и электронными. Где можно найти электронный словарь?
(В интернете)
Учитель: Я напоминаю вам, что в группах есть ноутбук с выходом в интернет. Попробуйте найти значение слова на сайте «Грамота.ру» Ссылка на сайт на рабочем столе.
(дети находят, делают вывод о значении и этимологии слова «Эпистолярный»)
Учитель: Ни для кого не секрет, что ваше пребывание во всемирной паутине не столь полезно, как это получилось сейчас. Где и как вы сможете воспользоваться полученными на уроке знаниями об односоставных определенно-личных предложениях?
(В социальных сетях мы общаемся каждый день. Друг другу посылаем сообщения, например такие: «Пойдем в кино!»)
Учитель: Я предлагаю смоделировать следующую ситуацию: вам нужно поделиться с другом своими знаниями по поводу особенностей определенно-личных предложений. Высказывания записывайте на листах, воспользовавшись полученными на уроке сведениями.
(Дети пишут фразы, например, такого типа: Знаю, что определенно-личные предложения – это…Теперь могу легко пользоваться определенно-личными предложениями в речи… и т.п.)
Учитель: Разместите свои сообщения на «стене». На столах есть необходимый материал для работы: листы А4 и фломастеры. «Сообщения» прикрепляем на доску. (данное задание поможет сделать вывод о степени понимания учащимися нового материала и умении использовать в речи)
Учитель: Давайте вернемся к учебно-научному тексту с вашими пометами. Остались ли вопросы?
(Проходит итоговая корректировка знаний)
Итоговая проверка понимания:
Учитель: Как проверить прочность полученных знаний?
(Еще раз обратиться к материалу)
Учитель: Предлагаю вам следующее задание. Оно аналогично представленным в текстах ГИА И ЕГЭ. Текст на экране.
Задание: найдите среди данных предложений определенно-личные. Запишите номера. Обратите внимание на то, что определенно-личные предложения могут входить в состав сложных.
1)А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. 2) Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. 3) Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому…4) Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (И.А. Бунин «Антоновские яблоки»)
Результат проверяется сразу через работу с сигнальными карточками. На партах карточки с цифрами 1,2,3,4
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цель этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Учитель: Ребята, вот и подходит к концу наш урок. В течение сегодняшнего занятия я видела, как вы активно стремитесь получить новые знания. Предлагаю не останавливаться на достигнутом. В качестве Д.З. выполните, пожалуйста, следующее:
Домашнее задание:
1 уровень: 1. Выучить материал в рамке стр. 182-183. 2. Выполнить упр. 250 3. По желанию: обсудить с одноклассниками возможность создания в социальных сетях группы «Любителей чтения» и оформления «стены» с высказываниями о впечатлениях после прочтения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с использованием только определенно-личных предложений.
2 уровень: 1. Выучить материал в рамке стр. 182-183. Написать творческую работу в эпистолярном жанре на основе картины любимого художника. 3. По желанию (как в 1 варианте)
8) Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Цель этапа: фиксирование нового содержания, изученного на уроке, и организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. В завершение – соотнесение ее цели и результата, фиксирование степени их соответствия, определение дальнейших целей деятельности.
Учитель: Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли мы результата? Что такое определенно-личные предложения?
(Ответы учащихся)
Рефлексия:
Что для вас было самым полезным на уроке?
Что для вас на уроке было самым интересным?
Что на уроке было трудным?
На что надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
Учитель: Желаю вам дальнейших открытий, ведь учебный день только начался! Успехов и новых интересных идей! Спасибо за активную деятельность на уроке!