kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по русскому языку "Обобщение по теме "Лексика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:обобщить и систематизировать знания по теме "Лексика".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку "Обобщение по теме "Лексика"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 3 г. Котельниково Волгоградской области






Учебно-методические материалы для урока




(технологическая карта)



Выполнила:

Лаврова Надежда Анатольевна

учитель русского языка

МКОУ СШ № 3



2019

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Урок: «Обобщение по теме «Лексика» (5 класс)


Тип урока: обобщение и систематизация знаний в условиях реализации ФГОС на основе применения проектно-исследовательской работы.

Форма урока: смешанный

Метод: : словесный, иллюстративный, практический,

Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю).

Реализуемая программа: Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы ФГОС \ автор-составитель М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Л.А.Тростенцова, А.Д.Дейкина. - Москва «Просвещение», 2014.

Оборудованиеучебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2014 , словарики со словами, смайлики, шаблоны медалей

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика».

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • развить умение находить устаревшие, новые слова в тексте;

  • формировать умение самостоятельной работы со словарями;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно - деятельностного подхода через проектную исследовательскую деятельность учащихся;

развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения формулировать проблему;

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика»;

  • работа с толковыми словарями разных авторов;

  • работа с текстами художественной литературы.

Метапредметные:

  • формирование ценностного отношения к русскому языку,

  • формирование нравственных ценностей.

Личностные:

  • воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

  • умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.


На уроке прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • здоровьесберегающая;

  • коммуникативная технология.


Технологическая карта урока русского языка 5 класс


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности



Приветственное слово учителя.

Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня замечательная погода, ясный, солнечный день. Надеюсь, настроение у вас будет такое же прекрасное в течение всего учебного дня. А наша совместная работа будет успешной и плодотворной.


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний















3. Постановка учебной задачи.






4. Закрепление опорных знаний



- Ребята, отгадайте загадку.

«Крыльев нет, 
А быстро летаю, 
Сам меня выпустишь — 
Да потом не поймаешь».

Да это слово. И говорить мы сегодня будем о словах. Что такое слово?

А какой раздел курса русского языка изучает словарный состав?

Какую роль играют слова в нашем языке?


Итак, сегодня мы с вами вспомним и повторим всё, что изучили по теме «Лексика».

Это в дальнейшем нам пригодится для успешной сдачи ГИА по русскому языку.

Откройте тетради, запишите число. Тему урока.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель.

- Конечно, на уроке мы вспомним, какие слова наполняют этот большой раздел. Перед этим мне хотелось бы познакомить вас с многообразием словарей (показ нескольких словарей, краткое описание)




Фронтальный опрос «Закончи предложение».

  1. Словарный состав языка образуется из …

  2. Лексическое значение слова разъясняется в …

  3. Слово имеет не только …, но и грамматическое значение.

  4. Однозначными называют слова, имеющие …

  5. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …

  6. Многозначные слова называют …

  7. Слово с переносным значением в художественном произведении используется как …

  8. Слова, вышедшие из употребления, называются .

  9. Слова одной части речи одинаковые по написанию и произношению, но абсолютно разные по лексическому значению …

  10. Неологизмы – это ….

  11. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но существенно различающиеся по лексическому значению - …

  12. Синонимы – это слова одной и той же части речи, обозначающие ….., но отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения.

  13. Антонимы – это слова одной и той же части речи с …

  14. Лексикон - это… .

Теперь я хочу рассказать вам о словарном запасе русских писателей и лингвистов!

  • Словарь В.И.Даля содержит более 200 тысяч слов.

  • Словарь С.И. Ожегова более 80 тысяч слов.

  • А.С.Пушкин имел запас более 20 тысяч слов.

  • М.Ю.Лермонтов имел запас более 15 тысяч слов.

  • И.С.Тургенев имел запас более 20 тысяч слов.

  • Л.Н.Толстой имел запас более 30 тысяч слов.

  • Н.В.Гоголь имел запас более 11 тысяч слов.

  • С.А.Есенин имел запас более 18 тысяч слов.

Нам необходимо постоянно пополнять словарный запас, повышать интерес чтению, к классической и современной литературе.




Предполагаемый ответ: «Слово».

Предполагаемый ответ: «Основная единица языка»

Предполагаемый ответ: «Лексика».

Предполагаемый ответ: «Для общения».






Запись учащимися числа, темы урока.

- Цель урока – повторить и обобщить изученное по теме «Лексика».


За правильный ответ дается жетон

Предполагаемые ответы:

  1. слов

  2. толковых словарях

  3. лексическое

  4. одно лексическое значение

  5. многозначными

  6. разные предметы, признаки, в чем-либо сходные между собой

  7. выразительное средство

  8. устаревшими словами

  9. омонимы

  10. новые слова

  11. синонимы

  12. одно и то же

  13. противоположенным лексическим значением,

  14. запас слов какого-то одного человека


Получивший больше всего жетонов награждается медалью «Умника»или «Умницы»














Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).







Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.


УУД коммуникативные:

(формирование умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умения оформлять свои мысли в устной форме; умения работать в группах).


5. Развитие учебно­языковых умений.

Комплексный анализ текста





















6.Выполнение заданий.














7. Работа с измененным текстом.



































8. Физминутка









9. Проверка групповой домашней работы.

Защита проектов.






Задание

Комплексный анализ текста (Приложение 1)

Перед вами текст. Выразительно прочитайте эпизод из известного произведения И.С. Тургенева и определите, какие устаревшие слова встречаются в нем. Выпишите их в столбик.

Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.

Вопросы

  1. Из какого произведения этот эпизод?

  2. Какая книга помогает нам в определении лексического значения непонятных слов?

  3. Подберите синоним к слову челядь.

  4. Назовите синоним слова исправный.

5)Какой синоним более точно подходит к слову безмолвие









Теперь послушайте этот же эпизод из рассказа, в котором устаревшие слова заменены общеупотребительными. Это задание с опережением выполнял учащийся дома. Напротив устаревших слов запишите общеупотребительные

Из числа всей ее прислуги самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина ростом 195 см, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Помещица взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым надежным несшим крепостную повинность крестьянином. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил двухметровым цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его не знающей устали работе. Славный он был человек, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили верхнее, долгополое мужское платье на лето, на зиму шубу, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.

Вопросы

- Удачно ли были заменены устаревшие слова общеупотребительными?

- Какой текст вам больше понравился? Почему?

- Какую роль устаревшие слова играют в русской литературе?







Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

(Наклоны, руки за голову, ноги на ширине плеч)

Раз – наклон,

Два – наклон,

Зашумел листвою клён.

(Кружатся, руки вверх)



Две группы учащихся выполняли индивидуальные проектные домашние задания.

  • 1 группа работала с повестью Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Учащиеся читали, анализировали произведение, изучали устаревшие слова, итогом их работы стал словарик, в который вошли слова, обозначавшие названия одежды героев повести. (Приложение 2)

  • 2 группа рассмотрела, проанализировала и систематизировала группу заимствованной лексики со значением "одежда", итогом их работы стал словарик, в который вошли новые слова, обозначавшие названия одежды. (Приложение 3)

– Какая группа желает защитить свой проект первой? Представитель группы защищает свое задание, демонстрируя небольшой словарик, составленный группой.



Учащиеся читают эпизод, отвечают на вопросы. Устаревшие слова записывают в рабочие тетради



















Предполагаемые ответы:

    1. Рассказ И.С.Тургенева «Муму».

    2. Толковый словарь.

    3. Слуги, рабы, крепостные.

    4. Аккуратный, внимательный, заботливый, надежный, послушный, точный

    5. молчание, тишина, тишь, затишье, спокойствие; ни звука, мертвая тишина, ни гласа ни воздыхания, безмятежность, молчанка)




Работа в рабочих тетрадях, один учащийся у доски.

Самоконтроль.























Предполагаемые ответы: 1.Слова были удачно заменены.

2.Больше понравился исправленный текст, т.к. был более понятен.

3.Помогают узнать историю страны, ее культуру, язык.





Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.

Настраиваются на позитивную дальнейшую работу.




Учащиеся работали по группам, предварительно читали, анализировали текст повести Н.В.Гоголя, изучали слова, работали со словарями, справочниками, составляли словарики.


Защита проектов .





УУД: регулятивные (работа с текстом: определяют тему и название произведения, определяют группу слов, встречающихся встречаются в нем).





УУД: коммуникативные:

(принимать участие в работе группами;

договариваться, приходить к общему решению)







Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)


Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).









УУД коммуникативные:

(построение связного монологического высказывания, умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, умение работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, использование речевых средств для решения коммуникативных задач).


УУД познавательные (самостоятельное

извлечение информации, представленной в разных формах, изложение содержания прочитанного текста, работа со словарями, справочниками, осуществление анализа и синтеза, построение рассуждения).












УУД коммуникативные:

(признание разных мнений, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, формулирование собственного мнения и позиции, оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, высказывание и осознание своей точки зрения, выступление перед аудиторией сверстников с сообщениями).


10. Этап обобщения и систематизации учебного материала.









































11.Рефлексия деятельности: итоги работы.




12. Домашнее задание



Задание 1.

Найди среди расположенных вокруг выделенного слова синонимы и антонимы.(на доске). Самостоятельно в тетрадях.

радостный

печальный

тоскливый

ликующий

невеселый



веселый

скучный

унылый

мажорный

жизнерадостный

грустный






Задание 2. Подберите к данным словам синонимы (работа в парах )

лес – бор
горе – беда
стужа – мороз
хотеть – желать
потёмки – сумерки
почтение – уважение
разрешать – позволять
искрящийся – сверкающий

Задание 3. Устно составьте словосочетания со словами, которые даны в скобках. Запишите те, в которых словосочетания будут иметь переносное значение. Один ученик выполняет у доски (под диктовку учителя)

  1. Горячий (молоко, печь, время)

Горячее время

  1. Разбить (чашка, лагерь, жизнь)

Разбить жизнь

  1. Легкий (пальто, характер, сумка)

Легкий характер


Обсуждение проделанной работы.

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Где можно применить новые знания?




- Оцените свою работу на уроке. Поднимите вверх те смайлики, которые соответствуют вашему настроению по прошествии урока. Награждение медалями

- Давайте выставим оценки и запишем домашнее задание.



    1. Продолжить исследовательскую работу по лексике Н.В.Гоголя: найти устаревшие слова в повести «Заколдованное место», подобрать к ним синонимы (по 5 примеров).

    2. Написать мини-сочинение «Вот так слово!» (о роли синонимов в русском языке).).(по желанию на дополнительную отметку)


Антонимы: Печальный

Тоскливый

Невесёлый

Скучный

Унылый

Грустный

Синонимы: Радостный

Ликующий

Мажорный

жизнерадостный

Учащиеся составляют словосочетания и находят слова с переносным значением



















Предполагаемые ответы:

1. Лексика

2. Знание лексики расширяет наш кругозор, делает нашу речь красивее, образнее.


Анализируют работу на уроке через самооценку.





Запись учащимися задания в дневники.




УУД коммуникативные:

(нахождение синонимов, антонимов, умение работать самостоятельно, умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения).


УУД регулятивные: (подбор синонимов).
















УУД коммуникативные:

(формулировать собственное мнение и позицию;

строить устные высказывания)


Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности.

Рефлексия:

УУД личностные:

(представление о причинах успеха в учебе)

УУД регулятивные:

оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий;







Литература:

  1. Ожегов С.И.,. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение,1997 г.

  2. Русский язык. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2014

  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Русский язык, 1998 г.

  4. http://library.rsu.edu.ru;


Приложение 1


  1. Эпизод из рассказа И.С.Тургенева «Муму».

Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.


  1. Эпизод из рассказа, в котором устаревшие слова заменены общеупотребительными.



Из числа всей ее прислуги самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина ростом 195 см, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Помещица взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым надежным несшим крепостную повинность крестьянином. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил двухметровым цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его не знающей устали работе. Славный он был человек, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили верхнее, долгополое мужское платье на лето, на зиму шубу, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.















Смайлики







Шаблоны медалей.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Методическая разработка урока по русскому языку "Обобщение по теме "Лексика"

Автор: Лаврова Надежда Анатольевна

Дата: 14.11.2020

Номер свидетельства: 563359

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Методическая разработка урока русского языка  Тема: «Исконно русские и заимствованные слова» (6 класс) "
    ["seo_title"] => string(105) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-tiema-iskonno-russkiie-i-zaimstvovannyie-slova-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "241007"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445167827"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Методическая разработка урока английского языка деловая игра «Компьютер «за» и «против» "
    ["seo_title"] => string(94) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-anghliiskogho-iazyka-dielovaia-ighra-komp-iutier-za-i-protiv"
    ["file_id"] => string(6) "174291"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105971"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Методическая разработка урока  по теме " Профессии. На работе". "
    ["seo_title"] => string(65) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-profiessii-na-rabotie"
    ["file_id"] => string(6) "158039"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421681696"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока по русскому языку 6 класс по теме: "Лексика" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-6-klass-po-tiemie-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "145117"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418840175"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства