Конспект обобщающего урока по теме «Лексика» в 6 классе
Тема урока: обобщение знаний по теме «Лексика».
Цель урока: обобщить и повторить материал, изученный в разделе; повторить основные орфограммы: развивать речь учащихся при написании продолжения текста в виде сочинения-миниатюры.
Оборудование урока: напечатанный текст сказки и толковый словарик (для каждого ученика).
Ход урока
Организационный момент
Сообщение задачи урока.
-На сегодняшнем уроке мы с вами повторим изученное.
Итак, первый вопрос:
-Какую тему мы с вами изучали?
-Что же такое лексика?
-А как мы называем раздел, изучающий словарный запас языка?
-Что изучается в этом разделе?
-А теперь обратим внимание на текст ,который лежит перед каждым из вас.
Прочитайте его самостоятельно.
3. Самостоятельное чтение текста.
Ж..л – был на свете Иван Бе..дельник. И прозвали его так не ради красного словца,а потому ,что он привык с самого рождения баклуши бить. Любил без дела с..деть да из пустого (в) порожнее перел..вать.
Отец да мать пытались учить его уму-разуму, да (не) хотел Иван ничего знать и ничего делать , только и мог он целый день на печ.. лежать да песни петь .
Однажды надоело ему слушать попреки отца да видеть слезы матери, и пош..л наш Иван по белу свету.
Долго ли, коротко ли ш..л Иван,да забрел он в сторону чужедальнюю. Смотрит Иван по сторонам. Диви (т,ть)ся , да загляделся и попал в яму ( на) дороге . Как не пытался Иван-никак не может ноги выт..щить . Тут ехал крестьянин и г..ворит ему:
-Ну что же ты в мозгу *- то попал? По ст..ронам смотреть надо, - и помог нашему путешественнику.
Хотел было спросить его наш Иван про слово, которое он сказал, да след спасителя уже пропал.
Идет Иван дальше, видит – город большой, решил « Зайду, на людей посмотрю, себя покажу ».
Вод идет Иван по широкой улице и диву видится : одеты люди, как в его родной стороне – мужики в армяках* , кукушками* подпоясаны, бабы – в кокошниках* расписных, да только разг..воры ведут они непонятные, только и слышно со всех ст..рон : балясник*, лапотник*, яр*. Ничего (не) поймет Иван. Вдруг видит он – два мужика разг..аривают, решил к ним подойти , спросить . Подошел и разговор слышит ,один другому г..ворит:
-Ярманка* нынче х..рошая! Товару много!
-Да! - соглашается второй.
-Купил я лошадь у барышника*,-хвастается первый.
А второй г..ворит:
-И я жену свою обрадую .Лент, гребенок у коробейника* ей купил.
Слушал Иван, слушал, да так ничего и (не) понял , а спрашивать побоялся - вдруг засм..ют.
Пошел он дальше. Видит церковь огромную ,(за) ходит и слыш..т ш..пот двух ст..рушек :
-…И гласу* его внимают…
А вторая поддакивает:
- А врата *, врата – то поз..лоченные, словно в раю…
Совсем изумился наш Иван. Задумался: «Это что же я такой бе..грамотный ?!
Ничего (не) понимаю! Вернусь-ка я домой и пойду учи(т,ть)ся»
И правда. вернулся он домой, взял книги и пош..л в школу. И никто теперь Ивана Бездельником (не) зовет, тем более что после уч..бы..
4. Анализ текста
- А теперь почитаем текст вслух.
- В каком стиле написан этот текст?
- А к какому жанру вы бы его отнесли?
- Давайте озаглавим эту сказку.
-Попробуем определить основную мысль сказки.
- О чем она?
- А теперь поработаем над текстом.
5. Орфографическая работа.
Вставьте, пожалуйста, пропущенные буквы и графически обозначьте орфограммы. (Учащиеся самостоятельно работают над текстом)
- Назовите, пожалуйста, орфограммы и прокомментируйте их.
- Встретились ли в тексте слова, которые понятны вам, да и всем, кто слышал сказку? Назовите эти слова.
-Как называются такие слова? Почему они так называются? Приведите другие примеры общеупотребительных слов.
- А какие еще слова встречаются в тексте? Найдите такие слова в тексте.
- Дайте им толкование, используя ваши «Толковые словарики».
6. Работа с толковыми словариками
- Как вы узнали, что эти слова диалектные?
- Вы сказали, что в сказке встречаются и другие устаревшие слова. Почему они так называются?
- На какие две категории мы делим такие слова? Охарактеризуйте их. (Архаизмы и историзмы.)
- Выпишите в два столбика архаизмы и историзмы. Устно дайте им толкование
- Как вы определили, что это устаревшие слова?
- Приведите примеры слов этой категории.
- Прочитайте еще раз начало текста.
- Как автор характеризует главного героя сказки?
- Какие лексические средства он при этом использует?
- Вспомните, что мы называем фразеологизмами? Чем они отличаются от свободных словосочетаний?
- Дайте толкование фразеологизмов, встречающихся в тексте?
- Определите, каким членом предложения являются фразеологизмы.
- Скажите, пожалуйста, как появились в нашем языке фразеологизмы?
- А теперь обратимся к тексту. Как вы считаете, почему Иван ничего не понял из разговора жителей города?
- Определите основную мысль сказки.
-Подберите свои пословицы об учебе.
7. Запись пословиц
-Вы видите, что сказка не окончена. А какой у нее может быть конец?
- Давайте допишем сказку, используя профессиональные слова. Но для начала вспомним, что мы называем профессиональными словами, профессионализмами.
- Приведите примеры профессиональных слов. Назовите профессии, в которых эти слова используются.
- Допишите, пожалуйста, сказку – станьте на несколько минут сказочниками.
После того как работа над сочинением-миниатюрой закончена, ученики читают и обсуждают свои окончания сказки.
8.Рефлексия. Подведение итогов урока
Домашнее задание: дописать сказку до конца