kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку 6 класс по теме: "Лексика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка урока предназначена для использования в 6 классе для
повторения и обобщения темы «Лексика».

    Особенностью разработки является интеграция двух учебных предметов: русского языка и литературы. Обобщение темы «Лексика» происходит через обращение к сказке. Дети самостоятельно работают с толковым словариком, приобщаясь к тайнам родного языка, используя новые слова в речевой практике, сочиняют продолжение сказки. В связи с этим целью урока является закрепление умений и навыков по разделу «Лексика», что осуществляется через решение образовательных, развивающих и воспитательных задач.

    Урок построен с использованием технологии критического мышления, учитывая возрастные особенности учащихся.  В конспекте урока представлены разные типы заданий: выразительное чтение текста, его анализ, соотношение слова и его лексического значения; поиск в тексте диалектных слов, общеупотребительных, слов в переносном значении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок по теме лексика»


Конспект обобщающего урока по теме «Лексика» в 6 классе

Тема урока: обобщение знаний по теме «Лексика».


Цель урока: обобщить и повторить материал, изученный в разделе; повторить основные орфограммы: развивать речь учащихся при написании продолжения текста в виде сочинения-миниатюры.

Оборудование урока: напечатанный текст сказки и толковый словарик (для каждого ученика).

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Сообщение задачи урока.

-На сегодняшнем уроке мы с вами повторим изученное.

Итак, первый вопрос:

-Какую тему мы с вами изучали?

-Что же такое лексика?

-А как мы называем раздел, изучающий словарный запас языка?

-Что изучается в этом разделе?

-А теперь обратим внимание на текст ,который лежит перед каждым из вас.

Прочитайте его самостоятельно.

3. Самостоятельное чтение текста.

Ж..л – был на свете Иван Бе..дельник. И прозвали его так не ради красного словца,а потому ,что он привык с самого рождения баклуши бить. Любил без дела с..деть да из пустого (в) порожнее перел..вать.

Отец да мать пытались учить его уму-разуму, да (не) хотел Иван ничего знать и ничего делать , только и мог он целый день на печ.. лежать да песни петь .

Однажды надоело ему слушать попреки отца да видеть слезы матери, и пош..л наш Иван по белу свету.

Долго ли, коротко ли ш..л Иван,да забрел он в сторону чужедальнюю. Смотрит Иван по сторонам. Диви (т,ть)ся , да загляделся и попал в яму ( на) дороге . Как не пытался Иван-никак не может ноги выт..щить . Тут ехал крестьянин и г..ворит ему:

-Ну что же ты в мозгу *- то попал? По ст..ронам смотреть надо, - и помог нашему путешественнику.

Хотел было спросить его наш Иван про слово, которое он сказал, да след спасителя уже пропал.

Идет Иван дальше, видит – город большой, решил « Зайду, на людей посмотрю, себя покажу ».

Вод идет Иван по широкой улице и диву видится : одеты люди, как в его родной стороне – мужики в армяках* , кукушками* подпоясаны, бабы – в кокошниках* расписных, да только разг..воры ведут они непонятные, только и слышно со всех ст..рон : балясник*, лапотник*, яр*. Ничего (не) поймет Иван. Вдруг видит он – два мужика разг..аривают, решил к ним подойти , спросить . Подошел и разговор слышит ,один другому г..ворит:

-Ярманка* нынче х..рошая! Товару много!

-Да! - соглашается второй.

-Купил я лошадь у барышника*,-хвастается первый.

А второй г..ворит:

-И я жену свою обрадую .Лент, гребенок у коробейника* ей купил.

Слушал Иван, слушал, да так ничего и (не) понял , а спрашивать побоялся - вдруг засм..ют.

Пошел он дальше. Видит церковь огромную ,(за) ходит и слыш..т ш..пот двух ст..рушек :

-…И гласу* его внимают…

А вторая поддакивает:

- А врата *, врата – то поз..лоченные, словно в раю…

Совсем изумился наш Иван. Задумался: «Это что же я такой бе..грамотный ?!

Ничего (не) понимаю! Вернусь-ка я домой и пойду учи(т,ть)ся»

И правда. вернулся он домой, взял книги и пош..л в школу. И никто теперь Ивана Бездельником (не) зовет, тем более что после уч..бы..

4. Анализ текста

- А теперь почитаем текст вслух.

- В каком стиле написан этот текст?

- А к какому жанру вы бы его отнесли?

- Давайте озаглавим эту сказку.

-Попробуем определить основную мысль сказки.

- О чем она?

- А теперь поработаем над текстом.

5. Орфографическая работа.

Вставьте, пожалуйста, пропущенные буквы и графически обозначьте орфограммы. (Учащиеся самостоятельно работают над текстом)

- Назовите, пожалуйста, орфограммы и прокомментируйте их.

- Встретились ли в тексте слова, которые понятны вам, да и всем, кто слышал сказку? Назовите эти слова.

-Как называются такие слова? Почему они так называются? Приведите другие примеры общеупотребительных слов.

- А какие еще слова встречаются в тексте? Найдите такие слова в тексте.

- Дайте им толкование, используя ваши «Толковые словарики».

6. Работа с толковыми словариками


- Как вы узнали, что эти слова диалектные?

- Вы сказали, что в сказке встречаются и другие устаревшие слова. Почему они так называются?

- На какие две категории мы делим такие слова? Охарактеризуйте их. (Архаизмы и историзмы.)

- Выпишите в два столбика архаизмы и историзмы. Устно дайте им толкование

- Как вы определили, что это устаревшие слова?

- Приведите примеры слов этой категории.

- Прочитайте еще раз начало текста.

- Как автор характеризует главного героя сказки?

- Какие лексические средства он при этом использует?

- Вспомните, что мы называем фразеологизмами? Чем они отличаются от свободных словосочетаний?

- Дайте толкование фразеологизмов, встречающихся в тексте?

- Определите, каким членом предложения являются фразеологизмы.

- Скажите, пожалуйста, как появились в нашем языке фразеологизмы?

- А теперь обратимся к тексту. Как вы считаете, почему Иван ничего не понял из разговора жителей города?

- Определите основную мысль сказки.

-Подберите свои пословицы об учебе.

7. Запись пословиц

-Вы видите, что сказка не окончена. А какой у нее может быть конец?

- Давайте допишем сказку, используя профессиональные слова. Но для начала вспомним, что мы называем профессиональными словами, профессионализмами.

- Приведите примеры профессиональных слов. Назовите профессии, в которых эти слова используются.


- Допишите, пожалуйста, сказку – станьте на несколько минут сказочниками.

После того как работа над сочинением-миниатюрой закончена, ученики читают и обсуждают свои окончания сказки.

8.Рефлексия. Подведение итогов урока
Домашнее задание: дописать сказку до конца










Просмотр содержимого документа
«толковый словарь»

Толковый словарик



Музга- яма, наполненная водой.

Армяк- кафтан из толстого сукна. Верхняя одежда.

Кушак- широкий матерчатый пояс.

Кокошник- нарядный женский головной убор.

Балясник- место возле дома, где растут цветы, деревья.

Лапотник- тот, кто носит лапти, крестьянин.

Яр- крутой, обрывистый берег реки.

Ярманка- ярмарка, большой торг с увеселениями.

Барышник- человек, занимающийся перепродажей ради прибыли.

Коробейник- мелкий торговец, продающий товар с лотка.

Глас- голос.

Внимают- слушают.

Врата- ворота.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку 6 класс по теме: "Лексика"

Автор: Артемьева Елена Михайловна

Дата: 17.12.2014

Номер свидетельства: 145117

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока французского языка по теме "Еда во Франции" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-frantsuzskogho-iazyka-po-tiemie-ieda-vo-frantsii"
    ["file_id"] => string(6) "231434"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442499776"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект урока русского языка на тему:«Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного» "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-podghotovka-k-sochinieniiu-opisaniiu-domashniegho-zhivotnogho"
    ["file_id"] => string(6) "216855"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433165420"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства