Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Текст - описание"»
Текст – описание. 3 класс.
Урок по русскому языку на тему : Текст - описание.
Учитель : Шаяхметова Альбина Рависовна.
МБОУ «Лицей№ 52» учитель начальных классов
Цели: познакомить учащихся с особенностями текста – описания; формировать умение составлять текст – описание, воспитывать интерес к предмету.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
- Назовите слова , орфограммы которых можно проверить только по словарю.
- С какими существительными связаны имена прилагательные в тексте?
III. Минутка чистописания. На доске записано стихотворение:
Рыбке рак – ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
В.Лунин.
- Прочитайте стихотворение. Какую букву мы будем писать на минутке чистописания? ( Мы будем писать букву р, она встречается почти во всех словах стихотворения.) - Остальные согласные буквы вы найдёте в корнях слов, они являются проверяемыми орфограммами. Какие это буквы? (В слове рыбка орфограмма – буква б, проверочное слово – рыба. В словах друг и враг орфограмма – буква г, проверочные слова – с другом, враги. Значит, мы будем писать буквы б, г.)
IV. Словарно - орфографическая работа. - Отгадайте загадку:Дышит и растёт, а ходить не умеет. (Растение ) - Растение – это организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, питающийся веществами почвы, воздуха. Растение.- Какое может быть растение? Напишите словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного. (Красивое растение, редкое растение, молодое растение, садовое растение, полевое растение, ядовитое растение, … ) --Какие словосочетания вы составили? - В корнях имён прилагательных подчеркните безударные гласные, проверяемые ударением. - С одним из словосочетаний составьте предложение. Запишите его, разберите по частям речи.Прил. Сущ. М. гл. пр. сущ.
(Разные растения мы встретили в лесу.)На доске записана пословица: Растение – земли украшение. - Прочитайте пословицу. Объясните, как вы её понимаете. Физкультминутка. V. Наблюдение над особенностями текста-описания. - Что такое текст - описание? - Прочитайте об особенностях текста – описания. VI. Распознавание текста – описания. 1.Чтение учителем текста: Все знают эти простые цветы. Они похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками – лучами. Всё лето цветут одуванчики. Созревшие семена этих цветов собраны в лёгкий шарик. Дунешь на шарик – полетят в воздухе летучие семена. (По Соколову – Микитову). - Можно ли назвать этот текст текстом – описанием? Обоснуйте свой ответ. 2. Работа над упражнением . VII. Составление текста – описания. (обучающее сочинение). - Какое животное вы хотели бы описать? Желательно, чтобы все согласились описывать одно и то же животное. - Мы опишем только внешний вид животного. - Что мы будем доказывать своим описанием? Какова будет основная мысль нашего текста? Например: Синица.
Какая яркая и красивая птица – синица! Головка у синички чёрненькая. Щёчки беленькие. Спина и крылья зеленовато – серые. Грудка жёлтая с чёрным галстучком. Глаз не отведёшь!
Волк. Волк – мощный зверь. Он похож на крупную серую собаку, но голова у него гораздо больше, лоб шире. Шея толстая. Хвост опущен и висит ,как полено. Его толстые уши стоят торчком. Глаза расставлены косо и горят злобно желтоватым блеском. Волчья шерсть грубая, густая и длинная. Она окружает шею зверя, как воротник, поэтому шея кажется особенно толстой . (По А.Клыкову). VIII. Итог урока.