- личностно-ориентированного обучения.
Методическая разработка урока предназначена для изучения темы «Множественное число имен существительных» в рамках изучения раздела «Морфология. Орфография. Культура Речи» на уроке русского языка.
Этап урока | Цель урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1. Организационный момент. Психологическая установка. | Включение учащихся в учебную деятельность | Слайд 1. Один поэт сказал: «Считай, ты потерял день, в какой не улыбнулся». А чтобы он не был потерянным, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, мысленно пожелайте успехов. Успех – это: У - умение учиться и работать С - сотрудничество П - преодоление трудностей Е – единство Х - хорошее настроение Все эти составляющие необходимы для нашего урока. Я вам желаю хорошего настроения, улыбок и успеха. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут находчивость, внимание и смекалка. Сегодня мы с вами продолжаем увлекательное путешествие по стране Морфология – одной из самых красивых и богатых стран в мире. Открываем тетради, записываем: «… марта. Классная работа». | Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание. | Познавательные: ставят перед собой учебную цель Регулятивные: самоопределяются, настраиваются на урок Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
2. Актуализация опорных знаний | Повторение по теме «Имя существительное». | - Ребята, что изображено на слайде? Слайд 2. Сегодня на уроке мы будем строить картину из пазлов. Можно ли связать урок русского языка и пазлы? Чтобы построить нашу картину, нам потребуются ваши знания по русскому языку. Итак, 1 пазл: Какая часть речи… Слайд 3. - отвечает на вопросы КТО? ЧТО? - обозначает предмет; - бывает собственным и нарицательным; - бывает одушевленным и неодушевленным; - изменяется по родам, по числам, по падежам. | Отвечают на вопросы, высказывая собственные суждения, опираясь на жизненный опыт. Имя существительное. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: работают в парах, учатся сотрудничеству. |
3.Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создание проблемной ситуации. | - Ребята наш путь сегодня лежит в самую древнюю область, которая называется «Имя существительное». - А какое у нас сейчас время года? Конец зимы – начало весны. - А какие ассоциации у вас возникают с этим словом? И в память об уходящем времени года давайте посмотрим, какие слова нам принес снеговик. Слайд 4. Лыжи, снег, коньки, снежинки, ёлка, мороз, лёд, хоккей, хлопоты, санки, каникулы. - Скажите, что общего у всех этих слов? - Ребята, попробуйте в своих тетрадях распределить эти слова на две группы. По какому признаку вы это будете делать? Слайд 5. - Молодцы, ребята. Скажите, а какая колонка со словами больше? слова во множественном числе или все-таки в единственном? - Давайте попробуем подвести итог. Скажите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Над какой темой мы сегодня будем работать? 2 пазл. Тема урока: «Множественное число имен существительных». Слайд 6. - Запишем тему нашего урока в тетрадь. - Если я вас попрошу образовать существительные множественного числа, вы сможете это сделать? Гриб - , стул - , окно - , цветок - , договор - . Слайд 7, 8. А какую форму мн.числа мы образуем от слова «договор»? договора или договоры? - Вот видите, проблема. Какое же окончание правильное? Какое правило нам нужно сегодня узнать? - Что должны мы узнать сегодня на уроке, чему научиться, какие сформировать умения? Какие цели поставим перед собой? 3 пазл. Цели: познакомиться с именами существительными, множественного числа, научиться правильно писать окончания у существительных во мн.числе и правильно употреблять их в речи. Слайд 9. | Отвечают на вопросы, высказывая собственные суждения, опираясь на жизненный опыт. Это существительные. Ед.число и мн.число. Во мн.числе. О множественном числе имен существительных. В процессе диалога с учителем формулируют тему и цель урока. Правило правописания окончаний у имен существительных множественного числа. Мы должны научиться правильно писать окончания у существительных во множественном числе. | Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные:; обнаруживают отклонения, вносят коррективы, в случае с расхождения с эталоном Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество, контроль, коррекция действий партнера |
4. Первичное усвоение новых знаний. | Организация изучение нового материала через беседу. | - Ребята, у вас на столах лежат листочки с заданием. Посмотрите в них. Посовещайтесь в парах, расставьте окончание, какое на ваш взгляд будет правильным. Болото – болот.., войско – войск.., век – век.. шелк – шелк..., инженер – инженер…, директор – директор…, мысль – мысл…, буква – букв… Слайд 10, 11. - Как узнать, правильно ли вы выполнили задание? - Можно ли как–то сгруппировать слова? - Правильно, по роду. Вы заметили, что встречаются и простые, и более сложные примеры. Выпишем сначала слова мужского рода, затем женского и среднего рода. Давайте посмотрим на окончания, запишем их. 4 пазл. 1. мужской род - а (- я); - ы (- и) 2. женский род - и ( - ы) 3. средний род - а ( - я) - Сравните полученную таблицу с таблицей в учебнике с. 74. Слайд 12. - Вот такая у нас с вами получилась схема - окончания имен существительных во множественном числе именительного падежа. -А теперь давайте вместе проанализируем. Правильно ли употреблены в предложениях слова во мн.числе? Есть у вас в продаже свежие торта? На поля выйдут новые трактора. Слайд 13,14. | Учащиеся выполняют задание. Изучение нового материала через проблемную ситуацию. спросить у учителя, найти в словаре. 1. мужской род 2. женский род 3. средний род Сверяют свою проделанную работу. Торты Трактора, тракторы | Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение |
Физкультминутка | Выполнить зарядку, связать ее с изучаемыми темами. | Физминутка «Веселый зоопарк». Слайд 15. | Выполняют задание | Коммуникативные: умение работать в группе. |
5. Первичная проверка понимания. | Учиться работать с информацией, корректировать тексты с грамматическими ошибками. | - Можно ли четко сформулировать правило написания окончаний имен существительных во множественном числе? (Для женского и среднего рода все однозначно, для мужского есть варианты окончаний). Поэтому в случае затруднения лучше обратиться к словарю. Выполним упражнение 550 на стр.74. Слайд 16. Директор-директора, доктор-доктора, мастер-мастера, профессор-профессора, шелк-шелка. Слайд 17. Госпиталь-госпитали, инженер-инженеры, месяц-месяцы, офицер-офицеры, очередь-очереди, плоскость-плоскости, подпись-подписи, почерк-почерки, тренер-тренеры, торт-торты, шофер-шоферы. Слайд 18. Маляр-маляры, приз-призы, столяр-столяры. Слайд 19. | Выполняют самостоятельно задания в группах, парах. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: работают в группах, анализируют, исправляют ошибки, выражают свои мысли. |
6. Закрепление | Закрепление полученных знаний и умений. | - В речи мы часто употребляем существительные во множественном числе. Но не всегда это делаем правильно. Нужно запомнить грамматические формы некоторых существительных. Особое внимание следует проявлять к родительному падежу множественного числа. В нем в устной речи, как правило, употребляют существительные с нулевым окончанием и окончанием ОВ. 5 пазл. Слайд 20. - Выполним упражнение 554 на стр.75 по образцу. Слайд 21. Слайд 22. Пара валенок, сапог, чулок. Много мест, яблок, макарон. Песни осетин, армян, молдаван, болгар, татар, цыган, солдат, партизан. Килограмм мандаринов, помидоров, томатов. Группа офицеров, тренеров, шоферов. | Выполняют самостоятельно задания в группах, парах. | Познавательные: выполняют самостоятельно упражнение Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникшие трудности Коммуникативные: работают индивидуально, в парах |
7. Рефлексия. Оценка результатов работ | Выяснить качество усвоения учебного материала. | Слайд 23. - Ребята, наш урок подошел к концу, давайте вспомним нашу цель урока? - Скажите, мы ее достигли? научились определять окончание существительных во множественном числе? Значит, наш урок удался. Хорошо. Я бы хотела отметить наиболее активных ребят… - А теперь обратите внимание, у каждого на столе лежит снежинка и солнышко - это ваши оценки. Солнышко символизирует вашу удачу на сегодняшнем уроке, что вы все успели, поняли, ваше хорошее настроение. А снежинка - символ вашего смятения, может кто-нибудь не проснулся еще, не успел что-то выполнить или не до конца успел раскрыть себя. Поднимите, пожалуйста, ваши оценки. Молодцы, спасибо! | Ребята оценивают деятельность друг друга, урока в целом. | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
8. Информация о домашнем задании. | Создать условия для осознанного принятия д.з. | Слайд 24. - Составьте, пользуясь материалами учебника и урока, ребус на тему «Множественное число имен существительных». | Задают вопросы по выполнению д/з. | Познавательные: усвоение способов выполнения домашнего задания Регулятивные: выделение того, что усвоено и что подлежит усвоению Коммуникативные: выражают свои мысли, выслушивают мнение одноклассников |