I. Организационный момент. - 1 мин. | Концентрация основных психических процессов на образовательный процесс. | Выработка внимания, самоорганизации, дисциплинирован- ности. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт и погружает обучающихся в психологически комфортную атмосферу. | Показывают готовность к уроку. Настрой на процесс сотворчества. | Принцип психологической комфортности. |
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в учебном действии. Цель этапа: Повторение изученного материала, подтверждение связи темы урока с темой четверти, выход на проблему, через определение темы урока. | - Формирование, вызов мотивации обучающихся к изучению новой темы. - Активизация работы обучающихся. - Воспроизведение знаний, полученных раннее на уроках обществознания. - Обдумывание, предложение возможных способов действий своей работы | Решение проблемной ситуации (познавательные УУД) Учащиеся сопоставляют, выделяют главное, находят ответ на вопрос учителя, делают выводы. Анализ и синтез, классификация, обобщение. Распознавание существенных признаков и свойств явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа. (коммуникативные УУД) Коммуникация, потребность поделится со сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других. Совместный поиск ответа на заданные учителем вопросы, участие и взаимодействие в процессе этого поиска. (регулятивные УУД) Оценивают предлагаемые для анализа произведения искусства. Способность принимать и сохранять поставленную на уроке цель. | Дети слушают русскую народную песню «Во поле берёза стояла.» - Какой жанр сейчас мы прослушали? - К какому виду музыки он относится? - какие виды вокальной музыки знаете? Что такое романс? Вокальная музыка? Появился бы этот вид музыки, если бы не было литературы? Почему? Назовите тему четверти. А народная песня связана с литературой? Как называется народное творчество? (Фольклор.) Какие виды фольклора вы знаете? Сегодня мы познакомимся с музыкой, которая появилась на свет только благодаря фольклору – сказанию русского народа. Итак назовём тему нашего урока: «Фольклор в музыке русских композиторов». Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока, используя опорные фразы на доске: узнать, что такое (симфоническая миниатюра), в чём особенности этого (жанра), в чём взаимосвязь музыки и литературы в произведении А.Лядова | Ответы: песня Вокальная музыка. Песня. Романс. Дают определения жанрам. Называют тему четверти. Говорят о взаимосвязи музыки и литературы в вокальных жанрах. Фольклор – музыкальный, прикладной, литературный. Тема урока : «Фольклор в музыке русских композиторов» | Проблемно-поисковый Блиц-опрос Рассуждают, отвечают. Анализируют, выходят на проблему. |
3.Проблемное объяснение нового знания, усвоение новых знаний Цель этапа: Обеспечение восприятия и осмысления нового знания об инструментальной музыке, симфонической миниатюре, а так же о взаимодействии музыки с литературой. Формирование целей и задач, необходимых для изучения этой темы. | - Организация активной индивидуальной и групповой работы обучающихся с новой темой. - Самостоятельное изучение и осмысление информации. - Систематизация знаний. | Анализируют настроение, характер, атмосферу, выявляют сходство и различие образов (опираясь на ранее изученный материал). Выделяют существенную информацию из особенностей музыки, выдвигают свои гипотезы и обосновывают их. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Слушают собеседника, высказывают свое мнение, взаимодействуют путем взаимопонимания.. | Учитель подводит учащихся к пониманию того, что симфоническая миниатюра – это небольшое инструментальное «программное» произведение, в основе которого лежит литературное произведение. Выявить единство выразительности и изобразительности в создании музыкального образа «Кикиморы» 1. Звучит вступление к музыке А.Лядова «Кикимора» 2.Учитель просит выдвинуть предположение об образной сфере, в котором написана эта музыка. 3.Организует беседу, выявляющую знания учащихся о жанре «симфоническая миниатюра». 4.Знакомит с автором литературной основы музыки А.Лядова - фольклористом-собирателем И.Сахаровым. | Отвечая на вопросы учителя, рассуждают и размышляют о том, что общего в литературной и музыкальной «Кикиморе» | Взаимодействие с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. |
4.Первичное закрепление. Цель этапа: Закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала. | Воспроизведение знаний, полученных на уроке, и оценивание результатов своей работы | (Познавательные УУД) Устанавливают аналогии особенностей музыки русских композиторов. Делают выводы.. (Коммуникативные УУД) Общаются и взаимодействуют в процессе нахождения общего и разного в литературе и музыке. (Регулятивные УУД) Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками. | Показ презентации Слушание музыки. Как музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору изобразить эти сказочные события? Сравнить язык двух художественных произведений. Появился бы жанр «симфоническая миниатюра», если бы не было литературы? | Учащиеся читают отрывок И.Сахарова в учебнике, затем слушают музыку А.Лядова. Познают особенности музыкального языка. Сравнивают с литературным описанием Кикиморы. Выявляют неотъемлемую связь музыки и литературы. | |
5. Самостоятельная работа Какой из образов музыкального сказа запомнился больше других? Почему? 6. Итог урока Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса. | Восполнение пробелов в знаниях | Планировали способы и приемы работы. Путем рефлексии на свои действия, корректировали формы совместной работы. Оценивали собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока. | На доске слайд с вопросами: Сегодня я узнал, что без фольклора… Меня удивило… Сегодняшние знания я смогу применить…. Больше всего мне понравилось….. Я расскажу о Лядове (кому?)… Я понял, что «симфоническая миниатюра» - это…. Я узнал о фольклоре….. | Выполняют в тетради письменно. | Индивидуальная. Дифферинцированный (разноуровневый подход) |