kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Местоимение как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок в теме "Местоимение". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Местоимение как часть речи»

Дата: 1.03.2014.

Школа, класс: МБОУ гимназия № 48, 6-Б класс.

Тема урока: местоимение как часть речи.

Тип урока: Объяснение нового материала. Урок по морфологии.

Оборудование:

  • доска;

  • рабочая тетрадь к учебнику М.Т. Барановой, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык». 6 класс. В 2 ч. Ч 2./О.Б. Адаева [ и др.].- 3-е изд., стереотип. – Челябинск: Взгляд, 2012. – 127 с.: ил.;

  • Русский язык. 6 класс учеб. для общеобразоват. учреждений/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 33-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 254 с., [4]л. ил.

  • Мультимедийное оборудование

  • Презентация Power Point

Цели урока:

Познавательные:

  1. Повторить склонение числительных;

  2. Дать более широкое понятие о местоимении как части речи;

  3. Познакомить со значением местоимения





Местоимение как часть речи

Оргмомент.


Тема + ЦУ, 2 мин

С сегодняшнего урока мы начинаем изучение новой большой темы «местоимение». Откройте тетради и запишите число и тему урока «Местоимение как часть речи». Местоимений в языке немного—около 70, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных. Сегодня мы разберемся, что представляет собой местоимение как часть речи, как оно изменяется, какими членами предложения могут быть, какие разряды местоимений выделяют и какова роль местоимений в речи (возможно, представить цели в качестве плана).

  1. Значение местоимений

  2. Изменение местоимений

  3. Синтаксическая роль

  4. Разряды местоимений

  5. Употребление в речи


Объяснение нового материала. Беседа. 8 мин

Для начала давайте выясним, какое значение имеют местоимения.

Обратите внимание на доску:


Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.

Спишите данное предложение.

Вам понятен смысл этого предложения? Кто он? От кого узнал? Какая именно погода? Через сколько дней она установится?

Непонятно

Являются ли слова он, от них, такая, несколько названиями предметов, обозначением признака или количества предметов?

нет

Какой частью речи являются выделенные слова?

Местоимениями

Теперь давайте немного изменим это предложение

(учитель диктует предложение и записывает на доску)

Вова узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через семь дней.


Кто он?

Вова

От кого узнал?

От синоптиков

Какая погода установится?

Солнечная

Через сколько дней?

Через семь дней

Итак, вместо каких слов были употреблены местоимения он, от них, такая, несколько?

Вова, от синоптиков, солнечная, через семь дней.

А какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают?

Сущ, сущ, прил, числ. Предмет, признак, количество.

Таким образом, местоимение употребляется вместо имени существительного, прилагательного и числительного.

МЕСТОИМЕНИЕ – с латинского pronomen – «вместо имени», то есть занимает «место имени», но при этом не называет сам предмет, его признак или количество, как имена, а лишь указывает на предмет, признак или количество. (слайд)

Со значением местоимения мы разобрались. Теперь переходим во второму пункту нашего плана и выясним, как изменятся местоимения.

Местоимения, как и имена, изменяются по падежам. Давайте вернемся к первому предложению и определим, в каком падеже, стоят местоимения.


Он (кто? И.п.) узнал от них (от кого, Р.п.), что такая (какая? И.п.) погода установится через несколько (сколько? В.п.) дней.

Кроме того некоторые местоимения изменяются по родам и числам. Например, местоимение такая стоит в ед.ч, ж.р.

Переходим к вопросу о синтаксической функции местоимений. Продолжаем работать с данным предложением. Давайте определим, какими членами предложения являются местоимения.


Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.


Таким образом, в качестве каких членов предложения могут выступать местоимения?

Ответ ученика

Итак, мы разобрались с первыми тремя пунктами нашего плана. Давайте сделаем промежуточный вывод.

Вместо каких частей речи употребляются местоимения?

На что указывают местоимения?

Как изменяются местоимения?

Какими членами предложения могут быть?



Объяснение нового материала. 7 мин.


Примеры местоимений:

Никто, ничей

Себя

Я, ты, мы, вы, он

Кто? Что? Каков? Чей?

Мой, твой, ваш, наш

Кто, что, каков, чей

Некто, кое-что

Весь, другой, иной

Тот, этот

Разряд местоимений:

Личные

Возвратные

Вопросительные

Относительные

Неопределенные

Отрицательные

Притяжательные

Указательные

Определительные


По значению и грамматическим особенностям выделяют несколько разрядов местоимений. Сейчас я прочитаю вам сказку о разрядах местоимений. Вы внимательно слушаете и на выданных вам распечатках стрелочками показываете, к каким разрядам относятся указанные в первом столбике местоимения.


В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна- Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города: Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный, Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый. Жили в этой сказочной стране великое множество местоимений, селились они по городам по своим интересам и характерам.


Так в городе Личный жили личные местоимения. Гордые и независимые жители Я живут на улице Яколки. Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ.



На улице Тыколки живут воспитанные взрослые – ВЫ и их озорные детки – ТЫ.


На Дружной улице живут брат ОН, сестра ОНА и их фантастическое животное ОНО. Их видят всегда вместе и зовут просто – ОНИ.

Самый маленький город в стране - Возвратный. В нём живёт только одна семья – себялюбки, так их называют в других городах. Потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ.


Третий город – Притяжательный. В нём живут очень дружные жители – местоимения - МОЙ, ТВОЙ, ЕГО, ЕЁ, НАШ, ВАШ, ИХ, СВОЙ. Они всегда готовы помочь не только жителям своего города, но и жителям всей страны.


В городе Указательный живут самые невоспитанные местоимения. Они только и делают, что показывают друг на друга пальцем и говорят: ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ.

Самые любознательные жители страны собрались в одном городе. Они постоянно задают друг другу и всем, кто к ним приезжает вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? Поэтому своему городу они дали самое правильное название Вопросительный.

А вот в городе Относительный вопросов нет. Там живут очень спокойные жители, хотя внешне слова, которые они произносят и похожи на слова их соседей: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО. Только говорят они их спокойно. Например, вот так мама может сказать своему непослушному ребёнку: “Ах, в который раз ты не слушаешься меня...”

В городе Определительный живут разные местоимения. У них очень разные интересы, но все они очень добрые и работящие жители: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ.


Самые упрямые местоимения живут в городе Отрицательный. Они ни с кем никогда не соглашаются и всегда всё отрицают: НИКТО, НИЧТО, НИЧЕЙ, НИКАКОЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО. Они часто говорят: “Никого, ничего никто не видел. Ничего никто не брал. И вообще я ничего не знаю».


Самый последний город в Стране Местоимений – это город Неопределённый. У жителей этого города есть одна любимая сказка, которая начинается словами: “В НЕКОТОРОМ царстве, в НЕКОТОРОМ государстве жили-были НЕСКОЛЬКО НЕКТО и НЕЧТО. НЕКОТОРЫЙ КТО-ТО ЧТО-ТО ГДЕ-ТО видел красивое, но нам с вами об этом не расскажет…” Потому что это уже совсем другая история.


Давайте проверим, что получилось.

«никто, ничей» относится к какому разряду?

отрицательные

И т.д. по каждому примеру.

Объяснение нового материала. мин. 5 мин.

Мы переходим к вопросу об употреблении местоимений в речи. Обратите внимание на текст на экране. (учитель читает текст)

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

Что не так в этом тексте?

Часто повторяется «ёжик»

А теперь попробуем заменить часто повторяющееся слово «ёжик» местоимением. ***, как будет звучать первое предложение, если мы заменим во втором случае слово «ежик» местоимением.

В доме у нас жил ёжик, он был ручной.

***, замени местоимениями слово «ёжик» во втором предложении.

Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким.

***, прочитай нам третье предложение без слова «ежик».

За это мы его прозвали Пушком.

***, прочитай нам получившийся текст.

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.

Давайте сделаем вывод, для чего нужны местоимения в нашей речи?

Чтобы разнообразить ее, избежать повторов.

Давайте поработаем еще с одним текстом.

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

Что не так с этим текстом?

Ничего не понятно

Верно, местоимения, конечно, помогают разнообразить нашу речь, но перенасыщать ее ими все-таки не стоит.


В литературе часто используется особенность местоимения только указывать на предмет, но не называть его. Мы с вами сейчас будем работать с текстом А.П. Чехова, который называется «моя она», судя по называнию, как вы думаете, о чем может быть этот текст?

Ответы учеников

Теперь давайте прочитаем сам текст (учитель читает текст).

Откройте Р.Т. на стр 30, упр 38.

Прием, который использует автор, называется прием «обманутого ожидания», только в конце текста открывается имя.

Словарная работа. 5 мин. ( если будет время)

В тексте нам встретилось слово «комфорт». Это новое слово, которое мы запишем в словарь. Обратите внимание на слайд.

Данное слово - заимствованное в начале 19 века английское comfort. Словари выделяют прямое и переносное значение .

Запишите в словарь.

Какие однокоренные слова вы можете подобрать к данному слову?

Ответы учеников.

Закрепление, 15 мин.


Давайте, все же вернемся к местоимениям, чтобы закрепить полученные знания, выполним упражнение № 390, на стр 165. (письменное с доской).

Опрос.2 мин

Давайте подведем итоги урока. Обратимся к нашему плану.

  1. Каково общее значение местоимения?

  2. Как изменяются местоимения?

  3. Какими членами предложения могут являться?

  4. Какие разряды местоимений выделяют, можете воспользоваться распечаткой?

  5. С какой целью местоимения употребляются в речи.

Д/з

Р.Т. стр 31, упр 40.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Местоимение как часть речи

Автор: Оксана Сергеевна Шульга

Дата: 28.05.2020

Номер свидетельства: 551710

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "конспект урока  "Местоимение как часть речи""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-miestoimieniie-kak-chast-riechi-2"
    ["file_id"] => string(6) "306513"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458142093"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Урок русского языка в 6  классе « В чём загадка местоимения как части речи?» "
    ["seo_title"] => string(83) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-v-chiom-zaghadka-miestoimieniia-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "128140"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415444508"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2, 3 лица ед. и мн. числа. "
    ["seo_title"] => string(98) "obshchiie-sviedieniia-o-miestoimienii-kak-chasti-riechi-miestoimieniia-1-2-3-litsa-ied-i-mn-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "189936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427051127"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "конспект урока на тему "Местоимение как часть речи""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokanatiemumiestoimieniiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "265829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450027737"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Местоимение как часть речи "
    ["seo_title"] => string(31) "miestoimieniie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "106096"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402941051"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства