Просмотр содержимого документа
«Материалы открытого урока по русскому языку на тему "Антонимы"»
Тасбулакская средняя школа
Открытый урок по русскому языку
Тема: "Антонимы"
Подготовила: Смаилова Толеухан Туруспаевна
2016-2017 учебный год
Открытый урок по русскому языку на тему "Антонимы"
Тема урока: «Антонимы»
Цели урока:Учащиеся должны
Знать:
- понятие «антонимы
- о роли использования антонимов в речи.
Уметь:
- находить антонимы в предложениях;
- работать в группе;
- подбирать антонимы к словам;
- использовать антонимы в речи.
-оценивать свою деятельность и работу других членов группы.
Проявлять:
- положительную мотивацию к уроку русского языка;
- любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку;
- доброе отношение друг к другу
Ожидаемый результат: Ученики знают противоположные по смыслу слова, умеют находить антонимические пары, используют антонимы в речи. Работают в группе, умеют давать самооценку, оценивают работу своих товарищей. Проявляют активность на уроке.
Ресурсы: листы с заданиями, маркеры, корзиночка, листы для самооценивания учащихся, бортовые журналы учащихся, разноцветные стикеры для деления на группы, листики 4 цветов для оценивания, ватман, презентация к уроку
Ход урока.
1.Организационный момент.
Тренинг «Волшебная корзина».
Условия тренинга.
Учащиеся на листке бумаги записывают хорошие пожелание для друзей и «скаладывают» в корзину. Учитель расплескивает эти пожелания на учеников для того, чтобы им интересно и легко было работать на уроке.
2. Деление на группы. Стратегия «Слова-синонимы». Класс должен быть подготовлен для работы 3 групп. И у каждой группы на партах должны быть названия. Учащиеся, выбрав листочек с надписью, должны найти синоним этого слова и определится в одну из групп.
2- группа - «Быстрые» ( проворный, прыткий, резвый)
3-группа – «Старательные» (прилежный, усердный).
1. Стадия вызова.
1.1. «Кроссворд».
Учитель должен называть слово, а учащиеся найти слово с противоположным значением. В итоге на экране по вертикали высветится тема урока.
горький- сладкий
начинать—кончать
нашел-потерял
простой-сложный
трудолюбивый-ленивый
короткий-длинный
свет-темнота
По завершению кроссворда учитель должен провести опрос учащихся.
• На какой вопрос отвечают слова в этих парах, какой частью речи они выражены?
• Одинаковы ли они по написанию? (Нет).
• А каково лексическое значение этих слов относительно друг друга? (Противоположное).
Ответив на вопросы, учащиеся должны сформулировать определение антонимов и обозначить цели на урок.
1.3. Самостоятельное целеполагание.
1.4. Прием «Бортовой журнал».
Бортовой журнал ученика
Что я знаю по теме урока Что я узнал(а) об антонимах
на уроке Чего я не понял?
2. Стадия осмысления.
-Чтобы работа прошла интересно и понятно, учащимся нужно вспомнить правила для работы в группах.
Правила для работы в группах:
• Говорить по очереди
• Активно слушать
*Соблюдать время
• Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы
• Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других
• Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других
• Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения
• Помогать и просить о помощи
• Пояснять и оценивать идеи
• Принимать групповые решения и приходить к единому мнению
1. Работа в группах.
«Смелые». Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:
Добрый друг - …(Злой враг)
Теплый день - …(Холодная ночь)
Хорошее начало - …(Плохой конец)
Полезный труд - …(Вредное безделье)
Утренний уход - …(Вечерний приход)
Последнее поражение - …(Первая победа)
«Быстрые». К словам левой колонки подберите антонимы из правой.
близкий -Злой
честь -Холодный
редкий -Незнакомый
правдивый -Новый
узкий -Молчать
известный -Дальний
говорить –Ложный
активный -Густой
Старый -Бесчестье
горячий -широкий
«Старательные». Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.
Маленькая ложь за собой большую ведет.
Добрая ссора лучше худого согласия.
Правой рукой строит, а левой разрушает.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Сытый голодного не разумеет.
Выступление групп.
Взаимооценивание групп стикерами.
Зеленый стикер - выступили отлично.
Оранжевый стикер - выступили хорошо
Красный стикер - не справились с заданием.
После выполнения заданий учитель должен сделать обобщение информации по данной теме.
Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.
Но необходимо помнить, что антонимические пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий - низкий, радость – горе и т.д.
Антонимы – это обязательное слово одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.
При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель).
Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т.д.
Музыкальная физминутка.
2. Самостоятельная работа. Тестирование.
Найди неверно составленную пару антонимов.
1. трудолюбивый – ленивый
молодость – старость
справа – слева
низкий – высоко
2. веселый – грустно
вперед – назад
светлый – темный
худой – толстый
Найди однокоренные антонимы
3. правда – ложь
друг – враг
счастье – несчастье
верх – низ
4. война – мир
правда – неправда
дело – безделье
молодость – старость
Найти глаголы – антонимы, образованные при помощи приставок:
5. налить – разлить
открыть – закрыть
сойтись – разойтись
завязать – привязать
6. появляться – исчезать
расцветать – отцветать
расшириться – сузиться
улыбаться – хмуриться
Найди слово, которое не имеет антонима:
7. вход
рука
неприятель
толстый
8. молчать
друг
худой
глиняный
Вставь подходящий по смыслу антоним:
9. Не было бы счастья, да………помогло.
10. Хороша веревка длинная, а речь ……….
Оценивание.
За каждый правильный ответ дается по 1 баллу.
9-10 баллов- «5».
6-8 баллов- «4».
4-5 баллов- «3»
Ниже трех баллов- «2»
3. Стадия рефлексии.
3.1. Прием «Трехминутное эссе». Используя картинки, учащиеся должны написать эссе.
3.2. Учащиеся заполняют второй и третий столбики «Бортового журнала».
4. Домашнее задание: повторить правило, выполнить упражнения на странице 128. Дополнительно можно раздать индивидуальные карточки
Каждому учащемуся выдается индивидуальная карточка с пословицей или поговоркой. Дети должны вставить пропущенное слово – антоним.
Большому уму и в (…) голове тесно.
Глупый осудит, а (…) рассудит.
Дождик вымочит, а красное солнышко (…).
Корень учения горек, да плод его (…).
Труд кормит, (…) портит.
Кто хочет много знать, тому надо (…) спать.
Маленькое дело лучше (…) безделья.
Ученье – свет, а неученье (…).
Лучшая вещь новая, лучший друг (…).
Друг спорит, а (…) поддакивает.
В конце урока учащиеся на листах самооценки должны вписать свои фамилии и поставить себе оценку за работу, а также обвести рисунок, который выражает их настроение в конце урока.