kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материалы открытого урока по русскому языку на тему "Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:Учащиеся должны

Знать:

- понятие «антонимы

- о роли использования антонимов в речи.

Уметь:

- находить антонимы в предложениях;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материалы открытого урока по русскому языку на тему "Антонимы"»

Тасбулакская средняя школа















Открытый урок по русскому языку

Тема: "Антонимы"









Подготовила: Смаилова Толеухан Туруспаевна



















2016-2017 учебный год

Открытый урок по русскому языку на тему "Антонимы"

Тема урока: «Антонимы»

Цели урока:Учащиеся должны

Знать:

- понятие «антонимы

- о роли использования антонимов в речи.

Уметь:


- находить антонимы в предложениях;

- работать в группе;

- подбирать антонимы к словам;

- использовать антонимы в речи.

-оценивать свою деятельность и работу других членов группы.


Проявлять:


- положительную мотивацию к уроку русского языка;

- любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку;

- доброе отношение друг к другу


Ожидаемый результат: Ученики знают противоположные по смыслу слова, умеют находить антонимические пары, используют антонимы в речи. Работают в группе, умеют давать самооценку, оценивают работу своих товарищей. Проявляют активность на уроке.

Ресурсы: листы с заданиями, маркеры, корзиночка, листы для самооценивания учащихся, бортовые журналы учащихся, разноцветные стикеры для деления на группы, листики 4 цветов для оценивания, ватман, презентация к уроку

Ход урока.

1.Организационный момент.

Тренинг «Волшебная корзина».

Условия тренинга.

Учащиеся на листке бумаги записывают хорошие пожелание для друзей и «скаладывают» в корзину. Учитель расплескивает эти пожелания на учеников для того, чтобы им интересно и легко было работать на уроке.

2. Деление на группы. Стратегия «Слова-синонимы». Класс должен быть подготовлен для работы 3 групп. И у каждой группы на партах должны быть названия. Учащиеся, выбрав листочек с надписью, должны найти синоним этого слова и определится в одну из групп.

1-группа - «Смелые» (храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный).

2- группа - «Быстрые» ( проворный, прыткий, резвый)

3-группа – «Старательные» (прилежный, усердный).

1. Стадия вызова.

1.1. «Кроссворд».

Учитель должен называть слово, а учащиеся найти слово с противоположным значением. В итоге на экране по вертикали высветится тема урока.

горький- сладкий

начинать—кончать

нашел-потерял

простой-сложный

трудолюбивый-ленивый

короткий-длинный

свет-темнота

По завершению кроссворда учитель должен провести опрос учащихся.

• На какой вопрос отвечают слова в этих парах, какой частью речи они выражены?

• Одинаковы ли они по написанию? (Нет).

• А каково лексическое значение этих слов относительно друг друга? (Противоположное).

Ответив на вопросы, учащиеся должны сформулировать определение антонимов и обозначить цели на урок.

1.3. Самостоятельное целеполагание.

1.4. Прием «Бортовой журнал».

Бортовой журнал ученика

Что я знаю по теме урока Что я узнал(а) об антонимах

на уроке Чего я не понял?

2. Стадия осмысления.

-Чтобы работа прошла интересно и понятно, учащимся нужно вспомнить правила для работы в группах.

Правила для работы в группах:

• Говорить по очереди

• Активно слушать

*Соблюдать время

• Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы

• Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других

• Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других

• Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения

• Помогать и просить о помощи

• Пояснять и оценивать идеи

• Принимать групповые решения и приходить к единому мнению


1. Работа в группах.

«Смелые». Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:

Добрый друг - …(Злой враг)

Теплый день - …(Холодная ночь)

Хорошее начало - …(Плохой конец)

Полезный труд - …(Вредное безделье)

Утренний уход - …(Вечерний приход)

Последнее поражение - …(Первая победа)

«Быстрые». К словам левой колонки подберите антонимы из правой.

близкий -Злой

честь -Холодный

редкий -Незнакомый

правдивый -Новый

узкий -Молчать

известный -Дальний

говорить –Ложный

активный -Густой

Старый -Бесчестье

горячий -широкий


«Старательные». Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.

Маленькая ложь за собой большую ведет.

Добрая ссора лучше худого согласия.

Правой рукой строит, а левой разрушает.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Сытый голодного не разумеет.

Выступление групп.

Взаимооценивание групп стикерами.

Зеленый стикер - выступили отлично.

Оранжевый стикер - выступили хорошо

Красный стикер - не справились с заданием.


После выполнения заданий учитель должен сделать обобщение информации по данной теме.

Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.

Но необходимо помнить, что антонимические пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий - низкий, радость – горе и т.д.

Антонимы – это обязательное слово одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.

При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель).

Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т.д.

Музыкальная физминутка.

2. Самостоятельная работа. Тестирование.

Найди неверно составленную пару антонимов.

1. трудолюбивый – ленивый

молодость – старость

справа – слева

низкий – высоко

2. веселый – грустно

вперед – назад

светлый – темный

худой – толстый

Найди однокоренные антонимы

3. правда – ложь

друг – враг

счастье – несчастье

верх – низ

4. война – мир

правда – неправда

дело – безделье

молодость – старость

Найти глаголы – антонимы, образованные при помощи приставок:

5. налить – разлить

открыть – закрыть

сойтись – разойтись

завязать – привязать

6. появляться – исчезать

расцветать – отцветать

расшириться – сузиться

улыбаться – хмуриться

Найди слово, которое не имеет антонима:

7. вход

рука

неприятель

толстый

8. молчать

друг

худой

глиняный

Вставь подходящий по смыслу антоним:

9. Не было бы счастья, да………помогло.

10. Хороша веревка длинная, а речь ……….

Оценивание.

За каждый правильный ответ дается по 1 баллу.

9-10 баллов- «5».

6-8 баллов- «4».

4-5 баллов- «3»

Ниже трех баллов- «2»


3. Стадия рефлексии.

3.1. Прием «Трехминутное эссе». Используя картинки, учащиеся должны написать эссе.

3.2. Учащиеся заполняют второй и третий столбики «Бортового журнала».


4. Домашнее задание: повторить правило, выполнить упражнения на странице 128. Дополнительно можно раздать индивидуальные карточки

Каждому учащемуся выдается индивидуальная карточка с пословицей или поговоркой. Дети должны вставить пропущенное слово – антоним.

Большому уму и в (…) голове тесно.

Глупый осудит, а (…) рассудит.

Дождик вымочит, а красное солнышко (…).

Корень учения горек, да плод его (…).

Труд кормит, (…) портит.

Кто хочет много знать, тому надо (…) спать.

Маленькое дело лучше (…) безделья.

Ученье – свет, а неученье (…).

Лучшая вещь новая, лучший друг (…).

Друг спорит, а (…) поддакивает.


В конце урока учащиеся на листах самооценки должны вписать свои фамилии и поставить себе оценку за работу, а также обвести рисунок, который выражает их настроение в конце урока.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Материалы открытого урока по русскому языку на тему "Антонимы"

Автор: Смаилова Толеухан Туруспаевна

Дата: 10.11.2016

Номер свидетельства: 357345

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока русского языка на тему: "Слова-Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slova-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "172765"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423852834"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "План работы кружка по русскому языку «Любители русского языка» "
    ["seo_title"] => string(66) "plan-raboty-kruzhka-po-russkomu-iazyku-liubitieli-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "136954"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417235602"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "План-конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе  		казахской школы    по теме « Антонимы»"
    ["seo_title"] => string(99) "plan-konspiekt-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-kazakhskoi-shkoly-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "276184"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452687442"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по теме "Правописание безударных гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokapotiemiepravopisaniiebiezudarnykhghlasnykhvkornieslova"
    ["file_id"] => string(6) "255998"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448031566"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Антонимы - прилагательные"
    ["seo_title"] => string(26) "antonimy-prilaghatiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "322093"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461507246"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства