kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Антонимы - прилагательные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

«Антонимы - прилагательные»

Тип урока

Открытия нового знания

Цели урока

Образовательные:

  • познакомить учащихся со словами, противоположными по значению
  • научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
  • расширить лексический запас учащихся;
  • познакомить учащихся с использованием антонимов в речи.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать умение работать в группах;
  • развивать умение работать с текстом;
  • развивать сообразительность, мышление, внимание, память.

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;
  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
  • воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

(предметные)

уточнение роли имен прилагательных в речи, закрепление понятия “антонимы”;

Личностные умения

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Метапредметные умения:

познавательные 

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Представлять информацию в виде схемы. Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Ориентироваться на развороте учебника.

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

регулятивные

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию,

контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так  и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

коммуникативные

Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.Умение работать в паре.

Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.

Составлять задания в группе по изученному материалу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Антонимы - прилагательные»

1.УМК «Школа 2100», 4 класс.

2. Светлана Васильевна Игнатова

3. Программно-методическое обеспечение: ОС «Школа 2100», рабочая программа по русскому языку для 4 класса, учебник «Русский язык», 4 класс, ч. 2, с.76-77 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (Издательство «Баласс», 2012)

Тема

«Антонимы - прилагательные»

Тип урока

Открытия нового знания

Цели урока

Образовательные:

  • познакомить учащихся со словами, противоположными по значению

  • научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;

  • расширить лексический запас учащихся;

  • познакомить учащихся с использованием антонимов в речи.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

  • развивать умение работать в группах;

  • развивать умение работать с текстом;

  • развивать сообразительность, мышление, внимание, память.

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;

  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;

  • воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;

  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.


Планируемые результаты:

(предметные)


уточнение роли имен прилагательных в речи, закрепление понятия “антонимы”;


Личностные умения

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Метапредметные умения:

познавательные









регулятивные







коммуникативные

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Представлять информацию в виде схемы. Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Ориентироваться на развороте учебника.

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию,

контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.


Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.Умение работать в паре.

Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.

Составлять задания в группе по изученному материалу.

Образовательные ресурсы

Компьютер, экран, мультимедийный проектор.


звание этапа

Время, мин

Форма работы

Содержание взаимодействия с учащимися

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный



 1-2
 

Включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой на работу
 

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите друг другу теплые слова.


 Мотивирует обучающихся к учебной деятельности, Контролирует готовность к уроку
 

Проявление интереса. Эмоциональный настрой на урок.
  





- Регулятивные:

контроль

- Личностные:

самоопределение к деятельности - Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний  

 5-6
 

Наблюдение, постановка опыта, самостоятельная работа.
 

 Орфографическая работа. Чистописание.





На доске слова: чуткость, истинный, внимательность, красивое, знаменитость, ложный, безобразное, известность.

.










Минутка чистописания


 Организует повторение знаний, закрепление умений. Определяет типичные недостатки.



-Прочитайте слова

на доске. На какие две группы их можно разбить?


- Назовите прилагательные


- Что вы можете о них сказать?





- Как определили род прилагательных.

-Запишите каллиграфически окончания прилагательных.



Демонстрируют знания, умения






(существительные и прилагательные)





истинный, красивое, ложный, безобразное


- Все прил. един. числа, истинный, ложный – мужского рода, красивое, безобразное- среднего рода


-По окончаниям: -ая, -яя-ж.род, -ый, -ий, -ой –муж.род,- ое,-ее – ср.род

-Познавательные:

постановка и решение проблемы;

- Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

- Личностные:

развитие учебно-познавательных мотивации.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Целеполагание
 

 2-3
 

Выход на тему урока. Учебная дискуссия.

- По какому признаку можно объединить существительные в пары?

(Слова синонимы: чуткость - внимательность, знаменитость – известность)

- Что такое синонимы?

- По какому признаку можно объединить в пары прилагательные?

(Истинный - ложный, красивое – безобразное.)

- Как называются эти слова?

(Антонимы)


Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском ОСД и личного совершенствования

- Регулятивные:

умение сотрудничать, вступать в дискуссию, умение ставить цели, планировать свою работу..

- Познавательные:

Анализировать доказывать, отстаивать свое мнение - Коммуникативные:

умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

 Открытие нового знания.
 
































































 10-12
 









































 Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной ситуации.. Коллективные формы работы (в парах). Учебная дискуссия. Работа по плану.

Практическая работа.
 



















Работа в тетради.































































































Работа в парах.











 - Сегодня мы более подробно остановимся на словах-антонимах и постараемся дать более полное определение, опираясь на план.

  1. ( На доске план: 1. …характеризуют…

  2. …часть речи….

  3. …не все….

  4. …несколько….

5. = ; =

6. …-не, -бес



- Посмотрите, что общего в написании слов:

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Паронимы

- Онима с греческого языка – слово, а приставка –анти – против. Подберите слова с приставкой -анти. (антибиотик, антипротест, антитеррор..).


- Запишите в столбик слова: молодость, здоровый, работать, жара, далеко.

- Допишите антонимы к этим словам.

- Ответьте на 2 пункт нашего плана, что характеризуют слова – антонимы?

- Сделайте полный вывод, что характеризуют антонимы?



- Подпишите части речи над словами.

- Что можно сказать о словах в парах, какой частью речи они выражены?

- Будут ли антонимами слова: болезнь – здоровый? (нет)Почему?


-Сейчас мы прочитаем стихотворение Г.Сапгира «Яблоко», а вы карандашом подчеркните слова-антонимы.


- Назовите антонимы, которые вы подчеркнули.

- А что явилось причиной раздора? (Яблоко)

- Подберите антоним к слову яблоко. (Нельзя подобрать)






- Подберите антоним к слову мелкий. (Крупный).

- А если я скажу мелкий пруд? (Глубокий пруд).

- Запишите в столбик словосочетания:

Свежий хлеб –

Свежее молоко –

Свежий огурец –

- Образуйте антонимичную пару к данным. Что у вас получилось?

- К какому слову вы подбирали антонимы?

-Какой вывод можно сделать?

- Выделите окончания им. прилагательных, укажите род.

- Посмотрите на 5 пункт нашего плана. Можете сказать, о чем пойдет речь в следующем задании?


- Слова – антонимы могут быть однокоренными слова. Прочитайте стихотворение «Ветер» и найдите в нем антонимы, образованные от одного корня.

- Выпишите эту пару

Разберите её по составу.

- Какой вывод сделаем?

- И особую группу составляют антонимы, образованные с помощью приставок –не, и –бес.

-Поработайте в парах

- Какая из этих пар будет антонимичной, а какая не будет, как вы думаете?


- Приведите примеры антонимов с приставкой –бес.

- Какой вывод можно сделать?





- Обобщите ваши знания об антонимах по плану. Сделайте общий вывод.



 Создает учебную ситуацию. Побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в парах. Побуждает к анализу собственных действий.











































Задание на карточке












У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко.

А мышонок –высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка — далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок — тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно:

Кислое — зачем оно?

- Что вы!

Шепчет червячок,-

Сладкий у него бочок.          (Г. Сапгир)














































Молодой человек – немолодой человек

Аккуратный ребёнок – неаккуратный ребёнок

Большой дом – небольшой дом























Анализируют, делают выводы.























Устные ответы




Выполняют упражнение








Вывод1.Антонимы характеризуют …

(Молодость-старость, здоровый- больной – состояние людей.

Работать – отдыхать – деятельность.

Жара – холод – явления природы.

Далеко – близко – пространственные и временные представления.)





Ответы детей?(Выражены разными частями речи)


Вывод 2. В антонимичных парах слова выражены одной частью речи.


Ученик читает стихотворение, дети подчеркивают антонимы.








Вывод 3. Не ко всем словам можно подобрать антонимы.








.






Дети зачитывают ответы.






-Свежий



Вывод 4. Одно слово может иметь несколько антонимичных пар






-Об однокоренных словах и не однокоренных словах.









Умчится – примчится).




Вывод 5. Слова антонимы могут быть однокоренными и разнокорневыми словами.





1 и 3 пары не будут антонимичными, т.к. немолодой человек не значит –старый человек, а небольшой дом не означает – маленький дом, может быть средний дом.


-Толковый - бестолковый, полезный – бесполезный


Вывод 6. Не всегда можно образовать антонимы с помощью приставок

-не и –бес. Антонимами будут те слова, в которых ярко выражен противоположный смысл.


Дети делают вывод по плану к уроку

- Познавательные:

формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

- Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

-Коммуникативные:

Формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Регулятивные:

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;


 Первичное закрепление нового материала
 























 4-5
 































 Практическая работа. Коллективная работа (фронтально) 

























  Вам надо закончить текст, начиная с последнего предложения, заменив выделенные слова антонимами. Обратите внимание на изменение времени глаголов  

 Долго я был плохим учеником. Был невнимательным, нестарательным. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? И вот уже  я считаюсь…

- Что у вас получится?


 Организует практическую работу. Организует проговаривание нового знания и способа действия.



Дети устно составляют текст.

- Регулятивные:

Умение организовать учебную деятельность, составлять алгоритм действий.

- Личностные:

формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе. Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем.

- Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

- Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Самостоятельная работа. Повторение.
 

 5 -7
 

Выполнение упражнений знаний и умений во взаимосвязи с уже известными знаниями и умениями, способами действий. Практическая индивидуальная работа.

- Допишите недостающие антонимы.

Учен..е — свет, а неучен..е - ... .

Знай бол..ше, а говори ... .

В учебе корень горек, зато плод ее ... .

Не бойся врага умного, бойся друга ... .

Лучшая вещь - новая, лучший друг - ... .

Мир строит, а война ... .

Смелый побеждает, а трус ... .

Ласточка день начинает, а соловей ... .

 http://LearningApps.org/display?v=pp0f9g86j16


Организует ситуацию выбора в соответствии с возможностями, вариантность. Записать любые3-4 пословицы и объяснить смысл.

Использует приобретенные знания в практической деятельности. Самооценка.

- Познавательные:

умение использовать информацию и вычленять необходимую для решения учебной задачи.


- Личностные:

уточнение собственных возможностей

- Регулятивные:

формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

 Подведение итога.

 3-4
 

 Действие по обобщению: - анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

- объединение признаков;

- оформление вывода.

Действия по оценке знаний умений и навыков.

 Вывод учителя.

- Ребята, выясняя и оценивая то или иное явление, событие, мы обычно ставим вопрос о его положительной или отрицательной оценке и относим к одному из двух противоположных рядов, например: Сегодня тепло или холодно? Чемодан легкий или тяжелый? Он хороший или плохой работник? Этим объясняется, что антонимы тесно связаны между собой и часто используются в речи совместно.

С их помощью в литературе получает выражение контраст (антитеза), служащий исключительно ярким средством изображения и характеристики лиц, предметов, событий путем их сопоставления с противоположными лицами, событиями так же, как в живописи светлые краски получают яркость на фоне темных. На уроке литературного чтения мы подробнее на этом остановимся.

 Организует систематизацию и обобщение совместных достижений..

Дети делают вывод по плану. 

- Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования.

- Коммуникативные:

высказывать сравнения по результатам сравнения.

- Личностные:

формирование собственных представлений о предмете изучения; реализация личностного потенциала; анализ личностного изменения в процессе учения.


Рефлексия учебной деятельности

2-3

Беседа

-Продолжите фразы:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я попробую…

Я выполнял задания…

Для меня было открытием…

Мне показалось важным…

Урок навёл на меня на размышления…

Выявление уровня осознания содержания пройденного на уроке материала.


Анализирует деятельность.

- Регулятивные:

оценка своих достижений на уроке.

- Личностные:

самоопределение

- Познавательные:

Рефлексия мотивации, способов деятельности общения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Антонимы - прилагательные

Автор: Игнатова Светлана Васильевна

Дата: 24.04.2016

Номер свидетельства: 322093

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Роль антонимов прилагательных""
    ["seo_title"] => string(77) "prezentatsiia_k_uroku_russkogo_iazyka_v_4_klasse_rol_antonimov_prilagatelnykh"
    ["file_id"] => string(6) "640298"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1700560633"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Роль прилагательных-антонимов в речи"
    ["seo_title"] => string(40) "rol-prilaghatiel-nykh-antonimov-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "281913"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453623475"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Внеклассное  мероприятие "В гостях у антонимов""
    ["seo_title"] => string(52) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-ghostiakh-u-antonimov"
    ["file_id"] => string(6) "258878"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448602207"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему "Закрепление имени прилагательного" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zakrieplieniie-imieni-prilaghatiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "185822"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426243954"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Урок на тему: "Имя прилагательное" 7 класс"
    ["seo_title"] => string(44) "urok-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "290863"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455029880"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства