Актуализация знаний | 5-6 | Наблюдение, постановка опыта, самостоятельная работа. | Орфографическая работа. Чистописание.
На доске слова: чуткость, истинный, внимательность, красивое, знаменитость, ложный, безобразное, известность. .
Минутка чистописания | Организует повторение знаний, закрепление умений. Определяет типичные недостатки. -Прочитайте слова на доске. На какие две группы их можно разбить? - Назовите прилагательные - Что вы можете о них сказать? - Как определили род прилагательных. -Запишите каллиграфически окончания прилагательных. | Демонстрируют знания, умения (существительные и прилагательные) истинный, красивое, ложный, безобразное - Все прил. един. числа, истинный, ложный – мужского рода, красивое, безобразное- среднего рода -По окончаниям: -ая, -яя-ж.род, -ый, -ий, -ой –муж.род,- ое,-ее – ср.род | -Познавательные: постановка и решение проблемы; - Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; - Личностные: развитие учебно-познавательных мотивации. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Целеполагание | 2-3 | Выход на тему урока. Учебная дискуссия. | - По какому признаку можно объединить существительные в пары? (Слова синонимы: чуткость - внимательность, знаменитость – известность) - Что такое синонимы? - По какому признаку можно объединить в пары прилагательные? (Истинный - ложный, красивое – безобразное.) - Как называются эти слова? (Антонимы) | | Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском ОСД и личного совершенствования | - Регулятивные: умение сотрудничать, вступать в дискуссию, умение ставить цели, планировать свою работу.. - Познавательные: Анализировать доказывать, отстаивать свое мнение - Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. |
Открытие нового знания. | 10-12 | Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной ситуации.. Коллективные формы работы (в парах). Учебная дискуссия. Работа по плану. Практическая работа. Работа в тетради. Работа в парах. | - Сегодня мы более подробно остановимся на словах-антонимах и постараемся дать более полное определение, опираясь на план. ( На доске план: 1. …характеризуют… …часть речи…. …не все…. …несколько…. 5. = ; = 6. …-не, -бес - Посмотрите, что общего в написании слов: Синонимы Антонимы Омонимы Паронимы - Онима с греческого языка – слово, а приставка –анти – против. Подберите слова с приставкой -анти. (антибиотик, антипротест, антитеррор..). - Запишите в столбик слова: молодость, здоровый, работать, жара, далеко. - Допишите антонимы к этим словам. - Ответьте на 2 пункт нашего плана, что характеризуют слова – антонимы? - Сделайте полный вывод, что характеризуют антонимы? - Подпишите части речи над словами. - Что можно сказать о словах в парах, какой частью речи они выражены? - Будут ли антонимами слова: болезнь – здоровый? (нет)Почему? -Сейчас мы прочитаем стихотворение Г.Сапгира «Яблоко», а вы карандашом подчеркните слова-антонимы. - Назовите антонимы, которые вы подчеркнули. - А что явилось причиной раздора? (Яблоко) - Подберите антоним к слову яблоко. (Нельзя подобрать) - Подберите антоним к слову мелкий. (Крупный). - А если я скажу мелкий пруд? (Глубокий пруд). - Запишите в столбик словосочетания: Свежий хлеб – Свежее молоко – Свежий огурец – - Образуйте антонимичную пару к данным. Что у вас получилось? - К какому слову вы подбирали антонимы? -Какой вывод можно сделать? - Выделите окончания им. прилагательных, укажите род. - Посмотрите на 5 пункт нашего плана. Можете сказать, о чем пойдет речь в следующем задании? - Слова – антонимы могут быть однокоренными слова. Прочитайте стихотворение «Ветер» и найдите в нем антонимы, образованные от одного корня. - Выпишите эту пару Разберите её по составу. - Какой вывод сделаем? - И особую группу составляют антонимы, образованные с помощью приставок –не, и –бес. -Поработайте в парах - Какая из этих пар будет антонимичной, а какая не будет, как вы думаете? - Приведите примеры антонимов с приставкой –бес. - Какой вывод можно сделать? - Обобщите ваши знания об антонимах по плану. Сделайте общий вывод. | Создает учебную ситуацию. Побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в парах. Побуждает к анализу собственных действий. Задание на карточке У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, что низко. А мышонок –высоко. Воробей сказал, что близко, А улитка — далеко. А Телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А Цыплёнок — тем, что очень Велико и тяжело. А котёнку всё равно: Кислое — зачем оно? - Что вы! Шепчет червячок,- Сладкий у него бочок. (Г. Сапгир) Молодой человек – немолодой человек Аккуратный ребёнок – неаккуратный ребёнок Большой дом – небольшой дом | Анализируют, делают выводы. Устные ответы Выполняют упражнение Вывод1.Антонимы характеризуют … (Молодость-старость, здоровый- больной – состояние людей. Работать – отдыхать – деятельность. Жара – холод – явления природы. Далеко – близко – пространственные и временные представления.) Ответы детей?(Выражены разными частями речи) Вывод 2. В антонимичных парах слова выражены одной частью речи. Ученик читает стихотворение, дети подчеркивают антонимы. Вывод 3. Не ко всем словам можно подобрать антонимы. . Дети зачитывают ответы. -Свежий Вывод 4. Одно слово может иметь несколько антонимичных пар -Об однокоренных словах и не однокоренных словах. Умчится – примчится). Вывод 5. Слова антонимы могут быть однокоренными и разнокорневыми словами. 1 и 3 пары не будут антонимичными, т.к. немолодой человек не значит –старый человек, а небольшой дом не означает – маленький дом, может быть средний дом. -Толковый - бестолковый, полезный – бесполезный Вывод 6. Не всегда можно образовать антонимы с помощью приставок -не и –бес. Антонимами будут те слова, в которых ярко выражен противоположный смысл. Дети делают вывод по плану к уроку | - Познавательные: формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. - Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); -Коммуникативные: Формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; |
Первичное закрепление нового материала | 4-5 | Практическая работа. Коллективная работа (фронтально) | Вам надо закончить текст, начиная с последнего предложения, заменив выделенные слова антонимами. Обратите внимание на изменение времени глаголов Долго я был плохим учеником. Был невнимательным, нестарательным. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? И вот уже я считаюсь… - Что у вас получится? | Организует практическую работу. Организует проговаривание нового знания и способа действия. | Дети устно составляют текст. | - Регулятивные: Умение организовать учебную деятельность, составлять алгоритм действий. - Личностные: формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе. Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем. - Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; - Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Самостоятельная работа. Повторение. | 5 -7 | Выполнение упражнений знаний и умений во взаимосвязи с уже известными знаниями и умениями, способами действий. Практическая индивидуальная работа. | - Допишите недостающие антонимы. Учен..е — свет, а неучен..е - ... . Знай бол..ше, а говори ... . В учебе корень горек, зато плод ее ... . Не бойся врага умного, бойся друга ... . Лучшая вещь - новая, лучший друг - ... . Мир строит, а война ... . Смелый побеждает, а трус ... . Ласточка день начинает, а соловей ... . http://LearningApps.org/display?v=pp0f9g86j16 | Организует ситуацию выбора в соответствии с возможностями, вариантность. Записать любые3-4 пословицы и объяснить смысл. | Использует приобретенные знания в практической деятельности. Самооценка. | - Познавательные: умение использовать информацию и вычленять необходимую для решения учебной задачи. - Личностные: уточнение собственных возможностей - Регулятивные: формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
Подведение итога. | 3-4 | Действие по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - объединение признаков; - оформление вывода. Действия по оценке знаний умений и навыков. | Вывод учителя. - Ребята, выясняя и оценивая то или иное явление, событие, мы обычно ставим вопрос о его положительной или отрицательной оценке и относим к одному из двух противоположных рядов, например: Сегодня тепло или холодно? Чемодан легкий или тяжелый? Он хороший или плохой работник? Этим объясняется, что антонимы тесно связаны между собой и часто используются в речи совместно. С их помощью в литературе получает выражение контраст (антитеза), служащий исключительно ярким средством изображения и характеристики лиц, предметов, событий путем их сопоставления с противоположными лицами, событиями так же, как в живописи светлые краски получают яркость на фоне темных. На уроке литературного чтения мы подробнее на этом остановимся. | Организует систематизацию и обобщение совместных достижений.. | Дети делают вывод по плану. | - Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования. - Коммуникативные: высказывать сравнения по результатам сравнения. - Личностные: формирование собственных представлений о предмете изучения; реализация личностного потенциала; анализ личностного изменения в процессе учения. |