|   Актуализация знаний     |     5-6     |    Наблюдение, постановка опыта, самостоятельная работа.     |     Орфографическая работа. Чистописание.  
     
     На доске слова: чуткость, истинный, внимательность, красивое, знаменитость, ложный, безобразное, известность.     .                      
     
      Минутка чистописания       |     Организует повторение знаний, закрепление умений. Определяет типичные недостатки.           -Прочитайте слова   на доске. На какие две группы их можно разбить?      - Назовите прилагательные      - Что вы можете о них сказать?                  - Как определили род прилагательных.    -Запишите каллиграфически окончания прилагательных.           |    Демонстрируют знания, умения                        (существительные и прилагательные)                    истинный, красивое, ложный, безобразное      - Все прил. един. числа, истинный, ложный – мужского рода, красивое, безобразное- среднего рода        -По окончаниям: -ая, -яя-ж.род, -ый, -ий, -ой –муж.род,- ое,-ее – ср.род   |     -Познавательные:     постановка и решение проблемы;   - Регулятивные:   постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;   - Личностные:     развитие учебно-познавательных мотивации.  Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.   |  
  |   Целеполагание     |     2-3     |    Выход на тему урока. Учебная дискуссия.     |    - По какому признаку можно объединить существительные в пары?  (Слова синонимы: чуткость - внимательность, знаменитость – известность)  - Что такое синонимы?  - По какому признаку можно объединить в пары прилагательные?  (Истинный - ложный, красивое – безобразное.)  - Как называются эти слова?    (Антонимы)       |        |    Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском ОСД и личного совершенствования   |     - Регулятивные:  умение сотрудничать, вступать в дискуссию, умение ставить цели, планировать свою работу..   - Познавательные:  Анализировать доказывать, отстаивать свое мнение - Коммуникативные:  умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.   |  
  |    Открытие нового знания.                                                                                                                                                                                                                                                                 |     10-12                                                                                                                                                                     |     Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной ситуации.. Коллективные формы работы (в парах). Учебная дискуссия. Работа по плану.  Практическая работа.                                                                             Работа в тетради.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Работа в парах.                                           |     - Сегодня мы более подробно остановимся на словах-антонимах и постараемся дать более полное определение, опираясь на план.   ( На доске план: 1. …характеризуют…  …часть речи….  …не все….  …несколько….         5. = ; =   6. …-не, -бес          - Посмотрите, что общего в написании слов:  Синонимы  Антонимы  Омонимы  Паронимы  - Онима с греческого языка – слово, а приставка –анти – против. Подберите слова с приставкой -анти. (антибиотик, антипротест, антитеррор..).      - Запишите в столбик слова: молодость, здоровый, работать, жара, далеко.  - Допишите антонимы к этим словам.  - Ответьте на 2 пункт нашего плана, что характеризуют слова – антонимы?  - Сделайте полный вывод, что характеризуют антонимы?          - Подпишите части речи над словами.  - Что можно сказать о словах в парах, какой частью речи они выражены?  - Будут ли антонимами слова: болезнь – здоровый? (нет)Почему?      -Сейчас мы прочитаем стихотворение Г.Сапгира «Яблоко», а вы карандашом подчеркните слова-антонимы.      - Назовите антонимы, которые вы подчеркнули.  - А что явилось причиной раздора? (Яблоко)  - Подберите антоним к слову яблоко. (Нельзя подобрать)                      - Подберите антоним к слову мелкий. (Крупный).  - А если я скажу мелкий пруд? (Глубокий пруд).  - Запишите в столбик словосочетания:  Свежий хлеб –  Свежее молоко –    Свежий огурец –  - Образуйте антонимичную пару к данным. Что у вас получилось?  - К какому слову вы подбирали антонимы?    -Какой вывод можно сделать?  - Выделите окончания им. прилагательных, укажите род.  - Посмотрите на 5 пункт нашего плана. Можете сказать, о чем пойдет речь в следующем задании?      - Слова – антонимы могут быть однокоренными слова. Прочитайте стихотворение «Ветер» и найдите в нем антонимы, образованные от одного корня.    - Выпишите эту пару  Разберите её по составу.  - Какой вывод сделаем?  - И особую группу составляют антонимы, образованные с помощью приставок –не, и –бес.  -Поработайте в парах  - Какая из этих пар будет антонимичной, а какая не будет, как вы думаете?         - Приведите примеры антонимов с приставкой –бес.  - Какой вывод можно сделать?                  - Обобщите ваши знания об антонимах по плану. Сделайте общий вывод.           |     Создает учебную ситуацию. Побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в парах. Побуждает к анализу собственных действий.                                                                                                                                                                                           Задание на карточке                                                         У прохожих на виду  Висело яблоко в саду.  Ну кому какое дело?  Просто яблоко висело.  Только Конь сказал, что низко.  А мышонок –высоко.  Воробей сказал, что близко,    А улитка — далеко.  А Телёнок озабочен  Тем, что яблоко мало.  А Цыплёнок — тем, что очень  Велико и тяжело.  А котёнку всё равно:  Кислое — зачем оно?  - Что вы!  Шепчет червячок,-  Сладкий у него бочок.          (Г. Сапгир)                                                                                                                                                                                                                                   Молодой человек – немолодой человек  Аккуратный ребёнок – неаккуратный ребёнок  Большой дом – небольшой дом                                                                                                                |    Анализируют, делают выводы.                                                                                          Устные ответы              Выполняют упражнение                              Вывод1.Антонимы характеризуют …  (Молодость-старость, здоровый- больной – состояние людей.  Работать – отдыхать – деятельность.  Жара – холод – явления природы.  Далеко – близко – пространственные и временные представления.)                  Ответы детей?(Выражены разными частями речи)      Вывод 2. В антонимичных парах слова выражены одной частью речи.      Ученик читает стихотворение, дети подчеркивают антонимы.                              Вывод 3. Не ко всем словам можно подобрать антонимы.                              .                      Дети зачитывают ответы.                      -Свежий          Вывод 4. Одно слово может иметь несколько антонимичных пар                      -Об однокоренных словах и не однокоренных словах.                                  Умчится – примчится).              Вывод 5. Слова антонимы могут быть однокоренными и разнокорневыми словами.                  1 и 3 пары не будут антонимичными, т.к. немолодой человек не значит –старый человек, а небольшой дом не означает – маленький дом, может быть средний дом.      -Толковый - бестолковый, полезный – бесполезный      Вывод 6. Не всегда можно образовать антонимы с помощью приставок     -не и –бес. Антонимами будут те слова, в которых ярко выражен противоположный смысл.      Дети делают вывод по плану к уроку   |    - Познавательные:    формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.   - Личностные:    выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.    - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);   -Коммуникативные:  Формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.     - Регулятивные:   предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;       |  
  |    Первичное закрепление нового материала                                                                                             |     4-5                                                                                                                             |     Практическая работа. Коллективная работа (фронтально)                                                                                                    |      Вам надо закончить текст, начиная с последнего предложения, заменив выделенные слова антонимами. Обратите внимание на изменение времени глаголов      Долго я был плохим учеником. Был невнимательным, нестарательным. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? И вот уже  я считаюсь…     - Что у вас получится?         |     Организует практическую работу. Организует проговаривание нового знания и способа действия.           |     Дети устно составляют текст.   |    - Регулятивные:    Умение организовать учебную деятельность, составлять алгоритм действий.   - Личностные:    формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе. Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем.     - Познавательные:     поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;   - Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.   |  
  |    Самостоятельная работа. Повторение.     |     5 -7     |    Выполнение упражнений знаний и умений во взаимосвязи с уже известными знаниями и умениями, способами действий. Практическая индивидуальная работа.   |     - Допишите недостающие антонимы.  Учен..е — свет, а неучен..е - ... .   Знай бол..ше, а говори ... .   В учебе корень горек, зато плод ее ... .   Не бойся врага умного, бойся друга ... .   Лучшая вещь - новая, лучший друг - ... .   Мир строит, а война ... .   Смелый побеждает, а трус ... .   Ласточка день начинает, а соловей ... .    http://LearningApps.org/display?v=pp0f9g86j16       |    Организует ситуацию выбора в соответствии с возможностями, вариантность. Записать любые3-4 пословицы и объяснить смысл.   |    Использует приобретенные знания в практической деятельности. Самооценка.   |     - Познавательные:    умение использовать информацию и вычленять необходимую для решения учебной задачи.         - Личностные:    уточнение собственных возможностей   - Регулятивные:  формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.   |  
  |    Подведение итога.   |     3-4     |     Действие по обобщению: - анализ признаков объекта;   - выделение главных признаков;  - объединение признаков;  - оформление вывода.  Действия по оценке знаний умений и навыков.   |     Вывод учителя.  - Ребята, выясняя и оценивая то или иное явление, событие, мы обычно ставим вопрос о его положительной или отрицательной оценке и относим к одному из двух противоположных рядов, например: Сегодня тепло или холодно? Чемодан легкий или тяжелый? Он хороший или плохой работник? Этим объясняется, что антонимы тесно связаны между собой и часто используются в речи совместно.     С их помощью в литературе получает выражение контраст (антитеза), служащий исключительно ярким средством изображения и характеристики лиц, предметов, событий путем их сопоставления с противоположными лицами, событиями так же, как в живописи светлые краски получают яркость на фоне темных. На уроке литературного чтения мы подробнее на этом остановимся.   |     Организует систематизацию и обобщение совместных достижений..   |    Дети делают вывод по плану.    |     - Познавательные:    построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования.     - Коммуникативные:    высказывать сравнения по результатам сравнения.     - Личностные:    формирование собственных представлений о предмете изучения; реализация личностного потенциала; анализ личностного изменения в процессе учения.       |