kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М. ю. лермонтов. «бородино».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности учителя: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувство патриотизма, чувство собственно го достоинства за умение праотцов геройски сражаться с захватчиками; развивать навыки чтения стихотворного текста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М. ю. лермонтов. «бородино».»

Урок 22. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «БОРОДИНО».

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАФОС СТИХОТВОРЕНИЯ

Цели деятельности учителя: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувство патриотизма, чувство собственно го достоинства за умение праотцов геройски сражаться с захватчиками; развивать навыки чтения стихотворного текста.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I. Вступительное слово о событиях 1812 г.

Отечественная война 1812 г. — одна из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 г. французским императором Наполеоном Бонапартом (Наполеон I — 1769—1821 гг.), уроженцем Корсики.

Это был решительный, строгий военачальник, вел победоносные захватнические войны. В результате активной военной деятельности сумел значительно расширить территорию французской республики, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы. Армия Наполеона составляла 610 тысяч человек. (Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек.)

Наполеоновской армии не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противодействовала не только армия, но и весь народ России.

Русская армия в боях терпела поражения. Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками генерал фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов применил тактику изматывающих боев. Именно это позволило завлечь французскую армию в глубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России.

Решающее сражение было дано на поле около села Бородина, что в Можайском районе Московской области. Потери у французов — 30 тысяч человек, у русских — 44 тысячи человек. Это сражение вошло в историю под названием «Бородинское». Оно было проиграно.

Москва была оставлена русскими. Наполеон несколько часов ждал ключи от покоренной столицы, которые так и не были ему вручены.

Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Французы стали отступать. Наполеон бежал. Война была выиграна, закончилась она в 1814 г. в Париже.

II. Беседа о жизни и творчестве поэта с последующим чтением статьи в учебнике (с. 150).

Двадцатипятилетней годовщине Бородинской битвы посвятил свое стихотворение Михаил Юрьевич Лермонтов — самый загадочный поэт ХIХ столетия, гений русской литературы, талантливый художник, скульптор, шахматист, спортсмен, математик, способный музыкант.

Жизнь этого человека коротка и трагична, вместе с тем полна интересными событиями, творческими успехами. Богатое литературное наследие писателя благодарный читатель — народ — сохранил до наших дней.

Вопросы для закрепления материала статьи учебника о писателе учитель подготовит самостоятельно.

III. Словарная работа.

Объяснение терминов: редут, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, уланы, драгуны — дано в сносках учебника.

Недаром — не без причины, не случайно.

Нынешнее племя — современники.

Доля — судьба.

Досадно — жаль, обидно.

Ворчали Старики — выражали недовольство (служба в армии длилась 25 лет).

Чужие изорвать мундиры — уничтожить врага в штыковой атаке.

Ушка на макушке — повышенное внимание.

Ликовать — выражать восторг.

Лихость — удаль.

Поведать — рассказать.

Постоять головою — отдать жизнь в бою.

Поле грозной сечи — поле боя.

IV. Чтение стихотворения учителем (учебник, с. 151-154).

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1-7 в учебнике «Размышление о прочитанном», с. 155.

V. Беседа по произведению.

Вопросы и задания:

1. Подумайте, почему поэт назвал свое произведение «Бородино».

2. Сформулируйте главную мысль стихотворения. (Безмерная любовь русского народа к родной земле, его беззаветная преданность, желание защитить страну от ненавистных иноземцев — вот главная мысль произведения.)

3. Кто начинает диалог о событиях 1812 г.?

4. Каким вы увидели человека, ведущего повествование о Бородинском сражении?

5. Почему рассказывать должен именно бывалый, старый солдат?

6. Опишите картины, поразившие вас.

7. Чем возмущены, опечалены, а затем горды простые солдаты?

8. Почувствовали вы пафос (приподнятость) стихотворения? В чем?

В первой строфе стихотворения читатель становится невольным свидетелем душевной беседы молодого солдата и ветерана Бородинского сражения. Со второй строфы диалог переходит в монолог-рассказ старого воина.

Рассказывая, он мысленно переносится в прошлое, заново переживает давно минувшие события; его вновь охватывают чувства, пережитые много лет назад: стыд и досада за отступление, неумолимое желание дать отпор врагу, не позволить захватчикам топтать родную землю, отомстить за гибель товарищей.

Д. Е. Максимов сказал о героях произведения: «Рассказчик в стихотворении «Бородино» — старый солдат и дядя и вместе с тем русский народ, а мысль народа заключает в себе неизмеримо больше того, что заключено в мыслях каждого из его рядовых представителей». Отсюда вывод: в этом произведении воедино слиты голос самого поэта, голос ветерана, голос народа.

VI. Чтение стихотворения учащимися.

Учитель подсказывает учащимся нужную интонацию при чтении текста.

Домашнее задание:

Выучить стихотворение наизусть (задание 8, с. 155); подготовить рассказ о М. Ю. Лермонтове.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
М. ю. лермонтов. «бородино».

Автор: Муртазалиева Рукият Омаровна

Дата: 26.12.2025

Номер свидетельства: 679849

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Урок по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов."Бородино" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-po-litieraturie-na-tiemu-m-iu-liermontov-borodino"
    ["file_id"] => string(6) "122409"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414243043"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Урок литературы в 5-м классе  по теме «М.Ю. Лермонтов «Бородино».  Историческая основа и патриотический пафос стихотворения» "
    ["seo_title"] => string(130) "urok-litieratury-v-5-m-klassie-po-tiemie-m-iu-liermontov-borodino-istorichieskaia-osnova-i-patriotichieskii-pafos-stikhotvorieniia"
    ["file_id"] => string(6) "129035"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415629128"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (акцентное вычитывание лироэпического текста) "
    ["seo_title"] => string(77) "m-iu-liermontov-borodino-aktsientnoie-vychityvaniie-liroepichieskogho-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "125736"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415038192"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Урок по литературе по теме: М. Ю. Лермонтов «Бородино» .История создания стихотворения."
    ["seo_title"] => string(80) "urokpolitieraturiepotiemiemiuliermontovborodinoistoriiasozdaniiastikhotvorieniia"
    ["file_id"] => string(6) "265101"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449843051"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "М.Ю. Лермонтов "Бородино"- героико - историческая баллада" "
    ["seo_title"] => string(58) "m-iu-liermontov-borodino-ghieroiko-istorichieskaia-ballada"
    ["file_id"] => string(6) "126840"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415215377"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства