1 | Организационный (этап мотивации) Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель: | 1. Славных лиц в России много: Тех, кто край родной любя, Укреплял Державу строго, Не жалел в трудах себя. Тот эскадру вёл отважно, Тот солдат, тот славный князь. Дел узор вплетали важный В историческую вязь. В сердце каждого потомка Оставляли яркий след Честной службой, битвой громкой, Славой доблестных побед. Нить истории прекрасна Златом добрых славных дел. Жизнь того лишь не напрасна, За Отчизну кто радел. Евгений Трушин 2. -Какова тема этого стих-я? - Ребята, а что такое подвиг? Сегодня 9 декабря День Героев Отечества в России — это памятная дата, которая отмечается в нашей стране ежегодно. Мы восхваляем героев, что проявили мужество и бесстрашие . Далеко не каждый способен броситься спасать другого человека, «не жалея живота своего». -Тема подвига русского народа всегда волновала и волнует наших писателей и поэтов, композиторов, художников. -Перед вами иллюстрации ,как вы думаете какому сражению они посвящены? 3. Прошу подобрать ассоциации к слову БОРОДИНО (битва, бой, поединок, победа, воин, баталия, пушка, схватка, поход, смерть, боль, Лермонтов, война, слезы.) - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? - Сегодня мы обратимся к сюжетному лирическому произведению на историческую тему «Бородино», попытаемся понять замысел поэта. | Слушают вопросы учителя и отвечают на них. Называют ассоциации, связанные со словом БОРОДИНО Формулируют тему урока. М. Ю. Лермонтов «Бородино» История создания стихотворения. | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: актуализация учебного содержания, необходимого для изучения нового материала; актуализация мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение; фиксация затруднений при выполнении учащимися пробного учебного действия | Создаю проблемную ситуацию. -Почему Лермонтову интересна тема Отечественной войны? - Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам просмотреть видеофильм (просмотр) Организует обсуждение содержания выступлений учащихся. Вспомним то, что мы свами знаем о М.Ю. Лермонтове. Послушаем сообщения подготовленные вашими товарищами. (Р. Коротков, Д. Копейкина. О. Михеева) Физ. минутка. | Учащиеся просматривают видеоролик о Бородинской битве, по ходу просмотра выписывают основные этапы битвы. | Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения. |
5 | Применение новых знаний Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цель: тренировка способности к самоконтролю и самооценке; проверка своего умения применять полученные знания; развитие умения самостоятельной проверки по эталону. | А теперь обратимся к стихотворению. У вас на партах лежат задания. Группа №1 «Лингвисты» Задание: 1. Пользуясь «Словарём устаревших слов русского языка» и «Словарём иностранных слов», дайте толкование лексического значения следующих слов: редут, мусью, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, улан, драгун, басурман, поле грозной сечи, постоять головою. 2. Как называются такие слова? Почему М.Ю. Лермонтов использовал именно эти слова? Можно ли было их заменить другими? 3. Оформите полученные знания в виде карточек-подсказок или плаката Группа 2. «Актёры» Задание: 1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. 2. Обратите внимание на смену настроений и интонаций в стихотворении. Чем она вызвана? 3. Охарактеризуйте героев стихотворения. Что заставило молодого солдата задать вопрос: «Скажи-ка, дядя,..»? Каким вы видите центральный образ солдата-артиллериста? Что вы можете о нём сказать? Давайте нарисуем его словесный портрет. Группа 3 «Литературоведы» - Поработайте над качествами русского солдата. Заполните таблицу словами из стихотворения качества русского сол | ата цитаты из текста | патриотизм | | мужество | | решитель- ность | | гордость, воинское братство | | -Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата? Группа № 4 «Историки» Задание: 1Какие реальные события лежат в основе слов старого солдата? Отвечая на вопрос, проиллюстрируйте свои слова цитатами из стихотворения. 2. Каков исход сражения? 3. Чем можно объяснить, что при чтении стихотворения возникает ощущение победы? Какую оценку вы дадите исторической битве? - Какими словами передал Лермонтов весь ужас войны, напряжение боя? - В каких строчках своего рассказа старый солдат определяет основную задачу русских воинов? - Найдите слова, характеризующие настроение солдат после боя. - О каких чертах народного характера это говорит? - Как называют человека, обладающего такими чертами характера? (патриот) Вывод: русские солдаты были не только отважными воинами, они были патриотами. | Исследовательская работа в группах. Учащиеся записывают в тетради устаревшие слова. &Словарная работа: Лафет- станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия. Кивер – высокий круглый военный головной убор из твёрдой кожи. Бивак – стоянка войска под открытым небом. Редут – полевое укрепление. Картечь – артиллерийский снаряд. Улан, драгун – так называли солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии.. (по толковому словарю объясняется значение слов). Словесное рисование. Старый солдат, артиллерист, человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы седые, на лице остались шрамы - следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный.(чтение 7строфы Стремление больше узнать о истории своего народа. Учащиеся заполняют таблицу, затем зачитывают. Патриотизм, готовность сложить голову за Родину: «Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа); Мужество: «Вам не видать таких сражений…» (11 строфа); Решительность:«Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?» (3 строфа); Воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой… Как наши братья умирали…» (9 строфа) «…наш рукопашный бой!» (12 строфа) Гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них. «Звучал булат», «картечь визжала», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Слова полковника: «Умрёмте ж под Москвой!». «…были готовы наутро бой затеять новый» Отвага, храбрость, стремление отстоять свободу Родины любой ценой. Патриот - человек, обладающий отвагой, храбрость, стремлением отстоять свободу Родины. Учащиеся зачитывают историческую справку. 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, в деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны .Русской армией, командовал Кутузов, а французской – Наполеон. Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. Сломить русское войско не удалось. Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком. | Личностные УУД: самоопределение Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка |
6 |
Рефлексия деятельности Домашнее задание Цель: | Предлагают выбрать домашнее задание. Домашнее задание. 1. Выучить понравившийся отрывок из стихотворения наизусть. 2. Дополнительное домашнее задание (на выбор учащихся): -нарисовать иллюстрацию к стихотворению (на выбор учащихся) -написать небольшую заметку «В жизни всегда есть место подвигу» (на выбор учащихся) - В чём заключается основная мысль стихотворения? Вывод: герои тех событий - простые люди, но великие, могучие, сильные духом, настоящие патриоты Родины. Это и стремился показать в первую очередь в своём произведении М. Ю. Лермонтов. Давайте закончим наш урок ярким салютом в честь настоящих патриотов Родины. У меня на столе лежат звезды : Красные 1. Урок для меня показался … Жёлтые 2. Некоторые задания на уроке вызвали затруднения. Зеленые. 3.Материал урока мне не понятен. | Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров. Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание. | Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные УУД: доказательство |