Разработка урока по литературе в 5 классе
учителя русского языка и литературы, 1 категории КУ «Алчевская информационно-технологическая гимназия» Пилипенко Н.Е.
Тема: М.Ю. Лермонтов «Бородино». Героический подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Цель: познакомить учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино»; показать историческое значение Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года; развивать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, навыки работы с компьютерной техникой; воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма.
Оборудование: нетбуки у каждого ученика с выходом в Интернет;
проектор для демонстрации материалов;
потрет М.Ю. Лермонтова, фотографии Кутузова и Наполеона;
презентация «М.Ю. Лермонтов» (биография поэта, домашняя работа группы учащихся);
видеофильм «Бородино»;
видеоролик «Гимн русскому воинству».
Ход урока
- Сообщение темы, целей, задач урока.
- Вступительное слово учителя.
Перед вами портрет великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Молодое открытое лицо. Большие грустные глаза как будто смотрят прямо вам в душу. Он ушёл из жизни молодым, полным сил, творческих планов, надежд, когда ему не исполнилось ещё и 27 лет.
Давайте дадим слово группе биографов, подготовивших презентацию и рассказ о М.Ю.Лермонтове.
(Группе учащихся на предыдущем уроке было дано задание познакомиться с биографией М.Ю. Лермонтова, на этом материале подготовить биографическую справку и презентацию)
3. Представление учащимися подготовленной презентации и рассказ о биографии Лермонтова.
- Рассказ учителя.
Русское государство часто становилось участником великих сражений, известных всему миру, таких как Куликовская битва, битва под Полтавой, война 1812 года.
Лермонтов всегда живо интересовался историей России, историей русского народа. С детских лет он слышал рассказы об Отечественной войне 1812 года, о знаменитом Бородинском сражении. За свою короткую жизнь он создал множество гениальных творений. Но нет, пожалуй, среди них более популярного, чем стихотворение «Бородино».
Бородино - это название небольшой деревни, находящейся недалеко от Москвы, на старой Смоленской дороге. Оно стало известным всему миру после того, как 5 сентября 1812 года там произошла великая битва: русские войска под командованием фельдмаршала М.И. Кутузова разбили французскую армию, которую возглавлял император Наполеон. В этой битве решалась судьба всего русского народа.
Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды французской конницы. Семь раз огнем и штыком русские воины отбрасывали врага. Бородино стало началом поражения великой и дотоле непобедимой армии Наполеона. Потери обеих армий были огромны: с русской стороны они составили 40 000 человек, с французской – 32 000 человек.
История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю. Лермонтова, написанного в честь 25-й годовщины Отечественной войны. В нём он рассказывает о мужестве и героизме простых русских солдат.
5. Беседа.
- Как вы понимаете значение слова «мужество»? Подберите синонимы к нему. (Отвага, храбрость)
- А что такое героизм? Патриотизм? Какого человека называют патриотом?
6. Словарная работа.
В стихотворении вам встретятся незнакомые слова. Нам необходимо выяснить их значение, чтобы правильно понять содержание произведения.
Работа учащихся в парах на нетбуках.
(Каждая пара получает карточку, на которой написано незнакомое учащимся слово из стихотворения «Бородино»).
Задание: найти в Интернете значение данного слова и иллюстрацию. В программе Power Point создать один слайд и по локальной сети отправить презентацию учителю.
(Учитель по мере поступления слайдов вставляет их в заготовленную презентацию).
Демонстрация слайдов коллективно созданной работы. Знакомство со значением слов лафет, кивер, бивак, штык, сеча, редут, картечь, уланы, драгуны.
7. Знакомство с содержанием стихотворения «Бородино».
Просмотр видеоматериала (озвученный диафильм «Бородино).
Задание: проследите, как меняется интонация рассказчика на протяжении всего стихотворения.
8. Беседа.
- Как построено стихотворение?
- Когда происходит разговор солдат: по окончании боя или через много лет?
- Почему герой-рассказчик не назван по имени? Каким вы представляете себе его?
- Что значат слова «Полковник наш рождён был хватом» ?
- Кто такие «басурманы»?
- Как описывает Лермонтов картину боя?
- Как заканчивает автор стихотворение?
9. Закрепление полученных знаний.
Самостоятельная работа на нетбуках (в текстовом редакторе Word) по установлению соответствия между словом и его значением.
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Задание: установить соответствие
Кутузов М.И. Полевое укрепление
Драгун Враг.
Картечь Станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия
Лафет Холодное оружие
Кивер Сражение, битва
Наполеон Артиллерийский снаряд для поражения противника на близком расстоянии
Штык Стоянка войск под открытым небом
Хват Высокий круглый военный головной убор
Сеча Русский полководец
Басурман Удалой, смелый человек
Редут Солдат кавалерийской части в дореволюционной армии
Бивак Французский полководец
10. Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя.
В стихотворении «Бородино» Лермонтов показал ратный труд солдат. Герои стихотворения - простые солдаты, русские люди, победившие в войне с французами, Они беззаветно преданы Родине, поэтому геройски её защищают. Лермонтов представил битву глазами простого солдата. До Лермонтова таких описаний в русской поэзии не было.
«Бородино» принадлежит к тем редким произведениям поэзии, которые понимают и любят дети и по многу раз перечитывают взрослые.
Давайте ещё раз посмотрим кадры, рассказывающие о героизме русских солдат, и послушаем «Гимн русскому воинству».
11. Просмотр видеоролика «Гимн русскому воинству».
12. Домашнее задание: подготовиться к выразительному чтению стихотворения вслух, выучить отрывок наизусть.