Просмотр содержимого документа
«М.А. Шолохов." Судьба человека"»
Общеобразовательная школа №2 города Янгиюля
РАЗРАБОТКА
урока по литературе в 11 классе на тему:
М.А. Шолохов «Судьба Человека»
Составитель: Н.Э.Умирзакова
2021
Дата: 28.02.2021г.
Предмет: Литература
Класс: 11
Тема урока:М.А. Шолохов «Судьба Человека»
Цели урока:
1) Образовательная: знакомство с творчеством М.А. Шолохова. Анализировать и интерпретировать художественный текст, производить сопоставительный анализ произведений близкой тематики, выявить шолоховскую концепцию гражданской войны
2) Развивающая: развивать информационной культуры; формировать умений строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- развивать критического мышления.
3) Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры;
Вид урока: изучение нового материала
Метод урока: вопрос-ответная беседа
Оборудование: портрет писателя, раздаточные материалы, доска
№
Части урока
Время
1
Организационный момент
5 минут
2
Проверка домашнего задания
5 минут
3
Новая тема. Словарная работа. Объяснение учителя
10 минут
4
Закрепление. Просмотр видео. Исполнение песни.
22 минуты
5
Подведение итога урока. Оценивание.
3 минуты
Ход урока
1.Организационный момент. Взаимоприветствие , проверка готовности к уроку
2.Проверка домашнего задания
3.Повторение пройденного материала
Цель урока: знакомство с творчеством А. Шолохова и анализ рассказа «Судьба человека».
Изложение нового материала.
Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» проникнут глубокой, светлой верой в человека. Его заглавие символично: это не просто судьба солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, простого солдата, вынесшего на себе все тяготы войны.
Писатель показывает, какой огромной ценой была завоевана победа в Великой Отечественной войне и кто был настоящим героем этой войны. Образ Андрея Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравственную силу русского человека. В «Судьбе человека» Шолохов напоминает читателю о тех бедствиях, которые принесла русскому народу Великая Отечественная война, о стойкости человека, выдержавшего все мучения и не сломившегося. Рассказ Шолохова пронизан безграничной верой в душевные силы русского человека.
Сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье. Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе.
1- ученик:
В основу сюжета Шолоховым была положена реальная история, рассказанная автору в первый послевоенный год, простым шофером, только что вернувшимся с войны. В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов — главный герой. Второй голос—голос автора, слушателя, случайного собеседника.
2- ученик:
Голос Андрея Соколова в рассказе — это откровенная исповедь. Обо всей своей жизни он рассказал незнакомому человеку, выплеснул все то, что годами держал в душе. Удивительно безошибочно найден пейзажный фон для рассказа Андрея Соколова. Стык зимы и весны. И кажется, только в таких обстоятельствах история жизни русского солдата могла прозвучать с захватывающей откровенностью исповеди.
3- ученик:
Этому человеку нелегко пришлось в жизни. Он уходит на фронт, попадает в плен с нечеловеческими условиями существования. А ведь у него был выбор, он мог бы обеспечить себе сносную жизнь, согласившись доносить на собственных товарищей.
Однажды на работах Андрей Соколов неосторожно высказался о немцах. Его высказывание нельзя назвать репликой, брошенной в адрес врага, это был крик души: «Да одного квадратного метра этих каменных плит много для могилы каждого из нас».
Заслуженной наградой явилась возможность повидать семью. Но, приехав домой, Андрей Соколов узнает, что семья era погибла, а на месте, где стоял родной дом — глубокая яма, поросшая бурьяном. Сын Андрея погибает в последние дни войны, когда до долгожданной победы было рукой подать.
Голос автора помогает нам осмыслить человеческую жизнь как явление целой эпохи, увидеть в ней общечеловеческое содержание и смысл. Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос—звонкий, чистый детский голосок, казалось, не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю. Появившись в начале рассказа столь беззаботно-звонко, он уйдет затем, этот мальчик, чтобы в финальных сценах стать непосредственным участником, действующим лицом высокой человеческой трагедии.
4- ученик: Все, что осталось в жизни Соколова — воспоминания о семье и нескончаемая дорога. Но жизнь не может состоять из одних черных полос. Судьба Андрея Соколова свела его с мальчуганом лет шести, таким же одиноким, как и он сам. Никому не нужен был чумазый парнишка Ванятка. Только Андрей Соколов пожалел сироту, усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь.
Чтение текста учениками.
Это был подвиг, подвиг не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом. В отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами.
Шолохов акцентирует внимание читателя не только на эпизоде встречи Соколова с сиротой Ваней. Очень колоритной также является сцена в церкви. Немцы расстреляли человека только из-за того, что он попросился выйти на улицу, дабы не осквернить Божий храм. В той же церкви Андрей Соколов убивает человека. Соколов убил труса, который готов был предать своего командира.
Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но не озлобился на судьбу, на людей, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным любить и сострадать. Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги и товарищества — эти качества не только остались неизменными в характере Андрея Соколова, но и приумножились. Шолохов учит гуманизму. Это понятие никак нельзя превращать в красивое слово. Ведь даже самые изощренные критики, рассуждая на тему гуманизма в рассказе «Судьба человека», говорят о великом нравственном подвиге. Присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком.
Словарная работа.
Закрепление пройденного материала :
Просмотр видео.
Исполнение песни.
Здесь птицы не поют.Деревья не растут.
И только мы плечом к плечу врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета. Над нашей Родиною дым.
И значит нам нужна одна победа,
Одна на всех, мы за ценой не постоим (2)
Нас ждет огонь смертельный
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь уходит в ночь отдельный.
Десятый наш десантный батальон.
Десятый наш десантный батальон.
Лишь только бой угас. Звучит другой приказ.
И почтальон сойдёт с ума разыскивая нас.
Взлетает красная ракета. Бьёт пулемёт неутомим.
И значит нам нужна одна победа.
Одна на всех, мы за ценой не постоим. (2)
От Курска и Орла война нас довела
До самых вражеских ворот, такие брат дела!
Когда-нибудь мы вспомним это,
И не поверится самим. А нынче нам нужна одна победа.
Одна на всех, мы за ценой не постоим.(2)
Подведение итого урока: Выставление оценок.
Домашнее задание: Подготовиться к пересказу. Ответить на вопросы.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(293) "Урок по русскому языку в национальной школе по теме СПП с несколькими придаточными М. А. Шолохов, «Судьба человека» с использованием мультимедийных технологий."
["seo_title"] => string(146) "urokporusskomuiazykuvnatsionalnoishkoliepotiemiesppsnieskolkimipridatochnymimasholokhovsudbachieloviekasispolzovaniiemmultimiediinykhtiekhnologhii"
["file_id"] => string(6) "302176"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1457084203"
}
}