kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М. Шолохов. «Судьба человека». Тема жизненных испытаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

М. Шолохов. «Судьба человека». Тема жизненных испытаний.

Цели:

- познакомить с творчеством М.Шолохова и его рассказом, начать анализ произведения с точки зрения темы жизненных испытаний, использованных автором изобразительно–выразительных средств, пейзажных зарисовок; закреплять знания содержания текста;

- развивать навыки пересказа, беглого и выразительного чтения, способствовать развитию монологической речи;

- воспитывать внимание  и уважение к людям, неприятие зла, войны.

Оборудование: рисунки-иллюстрации к произведению.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

Проверка домашнего задания. Устная характеристика султана Бейбарса.

III. Формирование новых понятий и способов действия

1. Сообщение учащегося о М. Шолохове.

М. Шолохов родился 24 мая 1905 г. на хуторе Кружилином станицы Вешенской Донецкого округа (ныне Базковского района Ростовской области) в семье служащего торгового предприятия. Всю жизнь жил среди знакомой с детства природы родной донской степи, которую воспел в своих произведниях, среди людей, которым посвятил свои книги.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М. Шолохов. «Судьба человека». Тема жизненных испытаний.»

Байбалиева Л.К. учитель

русского языка и литературы

КГУ «СШ №4 с ДМЦ», г.Текели


М. Шолохов. «Судьба человека». Тема жизненных испытаний.

Цели:

- познакомить с творчеством М.Шолохова и его рассказом, начать анализ произведения с точки зрения темы жизненных испытаний, использованных автором изобразительно–выразительных средств, пейзажных зарисовок; закреплять знания содержания текста;

- развивать навыки пересказа, беглого и выразительного чтения, способствовать развитию монологической речи;

- воспитывать внимание и уважение к людям, неприятие зла, войны.


Оборудование: рисунки-иллюстрации к произведению.


Ход урока


I. Организационный этап

II. Актуализация

Проверка домашнего задания. Устная характеристика султана Бейбарса.


III. Формирование новых понятий и способов действия

1. Сообщение учащегося о М. Шолохове.

М. Шолохов родился 24 мая 1905 г. на хуторе Кружилином станицы Вешенской Донецкого округа (ныне Базковского района Ростовской области) в семье служащего торгового предприятия. Всю жизнь жил среди знакомой с детства природы родной донской степи, которую воспел в своих произведниях, среди людей, которым посвятил свои книги.

Учился в Богучарской гимназии, но в 1918 г., когда началась гражданская война, оставил её. И суровой школой стала ему сама жизнь.

«С 1920 г.,– пишет он в автобиографии, – служил и мыкался по донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами… и банды гонялись за нами… Приходилось бывать в разных переплётах…»

Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом, он видел разгром фашистов под Сталинградом.

Так и познавал будущий писатель жизнь, участвуя во всех исторических событиях страны, накапливая наблюдения, щедро обогатившие его творчество.

2. Слово учителя.

Печататься М. Шолохов начал в 1923 г. Его произведения отражают все исторические вехи развития страны. Период коллективизации нашел отражение в романе «Поднятая целина». В военные годы он начал работу над романом «Они сражались за Родину». А через 11 лет после победы в Великой Отечественной войне, в 1956 г., он снова обращается к военной тематике в рассказе «Судьба человека».

– Как думаете, почему спустя 11 лет писатель вновь обращается к военной теме? (Эхо сражений, тревожная память о перенесённых народом страданиях не даёт покоя. Слишком свежо всё в памяти и никогда не забудется.)


3. Чтение рассказа (до стр. 26.)

IV. Применение. Формирование умений и навыков

  1. Беседа.

– Какое впечатление вызывает начало рассказа? Почему?

– Каким образом писатель уже с первых строк сумел создать тревожное настроение, смутное предчувствие, при этом все же поддерживая надежду? (С помощью описания природы.)

– Какой описана природа?

– Какие языковые художественные средства использует автор? (Весна – символ обновления, утверждения жизни, её красоты и благополучия. И в то же время писатель говорит о непроездных дорогах, разлившейся реке, т. е. препятствиях, мешающих быстро преодолеть небольшое расстояние, равное 60 км,)

– Начав читать рассказ с таким названием – «Судьба человека», вдумаемся в авторский знак, намёк, который он нам даёт через первую пейзажную зарисовку, и попытаемся предположить, как будет развиваться судьба героя, о которой рассказано дальше? (Это будет жизнь, наполненная и радостью, и горем, переживаниями, тревогами.)

– Судьба какого человека описана в рассказе?

– Реальным или вымышленным лицом является главный герой произведения?

– Расскажите об основных этапах жизни Андрея Соколова.

– Можно ли уже сделать вывод, что жизнь главного героя была полна испытаний?

2. Выборочное чтение – Слова А. Соколова, дающие оценку всей его прошедшей жизни.

(Мы ещё не прочли о том, что пришлось пережить герою на войне, самой страшной и беспощадной за всю историю человечества. Но Шолохов уже даёт нам возможность понять, что герой «хлебнул горюшка по ноздри и выше».)

– Каким же ещё способом автор наталкивает нас на мысль о тяжёлых жизненных испытаниях главного героя в военное время? (Через детали портрета: глаза – присыпанные пеплом; руки – чёрствые, твёрдые, как дерево; поведение во время рассказа о своей жизни – он сидел, склонив голову, только большие безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы. Такой взгляд говорит о великих страданиях человека, а поведение – о волнении.)

Вывод – полный связный ответ с перечислением испытаний, которые пришлось пережить герою.

V. Этап информации о домашнем задании

1. Стр.123-124 (читать)

2. Дочитать рассказ до конца.

3. Подготовить пересказ эпизодов, отражающих военные тяготы жизни, испытания, которые принесла война.

4. Можно нарисовать иллюстрации.

5. Повторить по ТЛ понятия: внешний портрет, психологический портрет.

VI. Подведение итогов урока

VII. Этап рефлексии



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
М. Шолохов. «Судьба человека». Тема жизненных испытаний.

Автор: Байбалиева Лайла Кикеновна

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 268649

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Методические рекомендации к выполнению задания с развёрнутым ответом (С2) на ЕГЭ по литературе "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-vypolnieniiu-zadaniia-s-razviornutym-otvietom-s2-na-iege-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "106331"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402997891"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства