М. Шолохов. «Судьба человека». Тема жизненных испытаний.
М. Шолохов. «Судьба человека». Тема жизненных испытаний.
М. Шолохов. «Судьба человека». Тема жизненных испытаний.
Цели:
- познакомить с творчеством М.Шолохова и его рассказом, начать анализ произведения с точки зрения темы жизненных испытаний, использованных автором изобразительно–выразительных средств, пейзажных зарисовок; закреплять знания содержания текста;
- развивать навыки пересказа, беглого и выразительного чтения, способствовать развитию монологической речи;
- воспитывать внимание и уважение к людям, неприятие зла, войны.
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Сообщение учащегося о М. Шолохове.
М. Шолохов родился 24 мая 1905 г. на хуторе Кружилином станицы Вешенской Донецкого округа (ныне Базковского района Ростовской области) в семье служащего торгового предприятия. Всю жизнь жил среди знакомой с детства природы родной донской степи, которую воспел в своих произведниях, среди людей, которым посвятил свои книги.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«М. Шолохов. «Судьба человека». Тема жизненных испытаний.»
Байбалиева Л.К. учитель
русского языка и литературы
КГУ «СШ №4 с ДМЦ», г.Текели
М. Шолохов. «Судьба человека». Тема жизненных испытаний.
Цели:
- познакомить с творчеством М.Шолохова и его рассказом, начать анализ произведения с точки зрения темы жизненных испытаний, использованных автором изобразительно–выразительных средств, пейзажных зарисовок; закреплять знания содержания текста;
- развивать навыки пересказа, беглого и выразительного чтения, способствовать развитию монологической речи;
- воспитывать внимание и уважение к людям, неприятие зла, войны.
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Сообщение учащегося о М. Шолохове.
М. Шолохов родился 24 мая 1905 г. на хуторе Кружилином станицы Вешенской Донецкого округа (ныне Базковского района Ростовской области) в семье служащего торгового предприятия. Всю жизнь жил среди знакомой с детства природы родной донской степи, которую воспел в своих произведниях, среди людей, которым посвятил свои книги.
Учился в Богучарской гимназии, но в 1918 г., когда началась гражданская война, оставил её. И суровой школой стала ему сама жизнь.
«С 1920 г.,– пишет он в автобиографии, – служил и мыкался по донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами… и банды гонялись за нами… Приходилось бывать в разных переплётах…»
Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом, он видел разгром фашистов под Сталинградом.
Так и познавал будущий писатель жизнь, участвуя во всех исторических событиях страны, накапливая наблюдения, щедро обогатившие его творчество.
2. Слово учителя.
Печататься М. Шолохов начал в 1923 г. Его произведения отражают все исторические вехи развития страны. Период коллективизации нашел отражение в романе «Поднятая целина». В военные годы он начал работу над романом «Они сражались за Родину». А через 11 лет после победы в Великой Отечественной войне, в 1956 г., он снова обращается к военной тематике в рассказе «Судьба человека».
– Как думаете, почему спустя 11 лет писатель вновь обращается к военной теме? (Эхо сражений, тревожная память о перенесённых народом страданиях не даёт покоя. Слишком свежо всё в памяти и никогда не забудется.)
3. Чтение рассказа (до стр. 26.)
IV. Применение. Формирование умений и навыков
Беседа.
– Какое впечатление вызывает начало рассказа? Почему?
– Каким образом писатель уже с первых строк сумел создать тревожное настроение, смутное предчувствие, при этом все же поддерживая надежду? (С помощью описания природы.)
– Какой описана природа?
– Какие языковые художественные средства использует автор? (Весна – символ обновления, утверждения жизни, её красоты и благополучия. И в то же время писатель говорит о непроездных дорогах, разлившейся реке, т. е. препятствиях, мешающих быстро преодолеть небольшое расстояние, равное 60 км,)
– Начав читать рассказ с таким названием – «Судьба человека», вдумаемся в авторский знак, намёк, который он нам даёт через первую пейзажную зарисовку, и попытаемся предположить, как будет развиваться судьба героя, о которой рассказано дальше? (Это будет жизнь, наполненная и радостью, и горем, переживаниями, тревогами.)
– Судьба какого человека описана в рассказе?
– Реальным или вымышленным лицом является главный герой произведения?
– Расскажите об основных этапах жизни Андрея Соколова.
– Можно ли уже сделать вывод, что жизнь главного героя была полна испытаний?
2. Выборочное чтение – Слова А. Соколова, дающие оценку всей его прошедшей жизни.
(Мы ещё не прочли о том, что пришлось пережить герою на войне, самой страшной и беспощадной за всю историю человечества. Но Шолохов уже даёт нам возможность понять, что герой «хлебнул горюшка по ноздри и выше».)
– Каким же ещё способом автор наталкивает нас на мысль о тяжёлых жизненных испытаниях главного героя в военное время? (Через детали портрета: глаза –присыпанные пеплом; руки – чёрствые, твёрдые, как дерево; поведение во время рассказа о своей жизни – он сидел, склонив голову, только большие безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы. Такой взгляд говорит о великих страданиях человека, а поведение – о волнении.)
Вывод – полный связный ответ с перечислением испытаний, которые пришлось пережить герою.
V. Этап информации о домашнем задании
1. Стр.123-124 (читать)
2. Дочитать рассказ до конца.
3. Подготовить пересказ эпизодов, отражающих военные тяготы жизни, испытания, которые принесла война.
4. Можно нарисовать иллюстрации.
5. Повторить по ТЛ понятия: внешний портрет, психологический портрет.