kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М. Шолохов. «Судьба человека». Тема жизненных испытаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

М. Шолохов. «Судьба человека». Тема жизненных испытаний.

Цели:

- познакомить с творчеством М.Шолохова и его рассказом, начать анализ произведения с точки зрения темы жизненных испытаний, использованных автором изобразительно–выразительных средств, пейзажных зарисовок; закреплять знания содержания текста;

- развивать навыки пересказа, беглого и выразительного чтения, способствовать развитию монологической речи;

- воспитывать внимание  и уважение к людям, неприятие зла, войны.

Оборудование: рисунки-иллюстрации к произведению.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

Проверка домашнего задания. Устная характеристика султана Бейбарса.

III. Формирование новых понятий и способов действия

1. Сообщение учащегося о М. Шолохове.

М. Шолохов родился 24 мая 1905 г. на хуторе Кружилином станицы Вешенской Донецкого округа (ныне Базковского района Ростовской области) в семье служащего торгового предприятия. Всю жизнь жил среди знакомой с детства природы родной донской степи, которую воспел в своих произведниях, среди людей, которым посвятил свои книги.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М. Шолохов. «Судьба человека». Тема жизненных испытаний.»

Байбалиева Л.К. учитель

русского языка и литературы

КГУ «СШ №4 с ДМЦ», г.Текели


М. Шолохов. «Судьба человека». Тема жизненных испытаний.

Цели:

- познакомить с творчеством М.Шолохова и его рассказом, начать анализ произведения с точки зрения темы жизненных испытаний, использованных автором изобразительно–выразительных средств, пейзажных зарисовок; закреплять знания содержания текста;

- развивать навыки пересказа, беглого и выразительного чтения, способствовать развитию монологической речи;

- воспитывать внимание и уважение к людям, неприятие зла, войны.


Оборудование: рисунки-иллюстрации к произведению.


Ход урока


I. Организационный этап

II. Актуализация

Проверка домашнего задания. Устная характеристика султана Бейбарса.


III. Формирование новых понятий и способов действия

1. Сообщение учащегося о М. Шолохове.

М. Шолохов родился 24 мая 1905 г. на хуторе Кружилином станицы Вешенской Донецкого округа (ныне Базковского района Ростовской области) в семье служащего торгового предприятия. Всю жизнь жил среди знакомой с детства природы родной донской степи, которую воспел в своих произведниях, среди людей, которым посвятил свои книги.

Учился в Богучарской гимназии, но в 1918 г., когда началась гражданская война, оставил её. И суровой школой стала ему сама жизнь.

«С 1920 г.,– пишет он в автобиографии, – служил и мыкался по донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами… и банды гонялись за нами… Приходилось бывать в разных переплётах…»

Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом, он видел разгром фашистов под Сталинградом.

Так и познавал будущий писатель жизнь, участвуя во всех исторических событиях страны, накапливая наблюдения, щедро обогатившие его творчество.

2. Слово учителя.

Печататься М. Шолохов начал в 1923 г. Его произведения отражают все исторические вехи развития страны. Период коллективизации нашел отражение в романе «Поднятая целина». В военные годы он начал работу над романом «Они сражались за Родину». А через 11 лет после победы в Великой Отечественной войне, в 1956 г., он снова обращается к военной тематике в рассказе «Судьба человека».

– Как думаете, почему спустя 11 лет писатель вновь обращается к военной теме? (Эхо сражений, тревожная память о перенесённых народом страданиях не даёт покоя. Слишком свежо всё в памяти и никогда не забудется.)


3. Чтение рассказа (до стр. 26.)

IV. Применение. Формирование умений и навыков

  1. Беседа.

– Какое впечатление вызывает начало рассказа? Почему?

– Каким образом писатель уже с первых строк сумел создать тревожное настроение, смутное предчувствие, при этом все же поддерживая надежду? (С помощью описания природы.)

– Какой описана природа?

– Какие языковые художественные средства использует автор? (Весна – символ обновления, утверждения жизни, её красоты и благополучия. И в то же время писатель говорит о непроездных дорогах, разлившейся реке, т. е. препятствиях, мешающих быстро преодолеть небольшое расстояние, равное 60 км,)

– Начав читать рассказ с таким названием – «Судьба человека», вдумаемся в авторский знак, намёк, который он нам даёт через первую пейзажную зарисовку, и попытаемся предположить, как будет развиваться судьба героя, о которой рассказано дальше? (Это будет жизнь, наполненная и радостью, и горем, переживаниями, тревогами.)

– Судьба какого человека описана в рассказе?

– Реальным или вымышленным лицом является главный герой произведения?

– Расскажите об основных этапах жизни Андрея Соколова.

– Можно ли уже сделать вывод, что жизнь главного героя была полна испытаний?

2. Выборочное чтение – Слова А. Соколова, дающие оценку всей его прошедшей жизни.

(Мы ещё не прочли о том, что пришлось пережить герою на войне, самой страшной и беспощадной за всю историю человечества. Но Шолохов уже даёт нам возможность понять, что герой «хлебнул горюшка по ноздри и выше».)

– Каким же ещё способом автор наталкивает нас на мысль о тяжёлых жизненных испытаниях главного героя в военное время? (Через детали портрета: глаза – присыпанные пеплом; руки – чёрствые, твёрдые, как дерево; поведение во время рассказа о своей жизни – он сидел, склонив голову, только большие безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы. Такой взгляд говорит о великих страданиях человека, а поведение – о волнении.)

Вывод – полный связный ответ с перечислением испытаний, которые пришлось пережить герою.

V. Этап информации о домашнем задании

1. Стр.123-124 (читать)

2. Дочитать рассказ до конца.

3. Подготовить пересказ эпизодов, отражающих военные тяготы жизни, испытания, которые принесла война.

4. Можно нарисовать иллюстрации.

5. Повторить по ТЛ понятия: внешний портрет, психологический портрет.

VI. Подведение итогов урока

VII. Этап рефлексии



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
М. Шолохов. «Судьба человека». Тема жизненных испытаний.

Автор: Байбалиева Лайла Кикеновна

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 268649

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Методические рекомендации к выполнению задания с развёрнутым ответом (С2) на ЕГЭ по литературе "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-vypolnieniiu-zadaniia-s-razviornutym-otvietom-s2-na-iege-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "106331"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402997891"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства