kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лингвистические словари

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с видами словарей.развивать речь

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистические словари»

« Лингвистические словари»

4 класс

Цели и задачи урока:

Расширить знания о словарях, их названиях и назначении.

Обучать работе с различными словарями.

Научить использовать приобретённые знания в практической деятельности.

Развивать память.

Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать, аргументировать своё мнение.

Формировать навыки самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

Воспитывать бережное отношение к языку, слову, как к национальной ценности; осознание личной ответственности за красоту и правильность речи.


Интерактивный материал:

Презентация к уроку;

Карточки с учебными заданиями для работы в группах;



Ход урока


1. Целеполагание



Задачи урока:

  • познакомиться с различными видами словарей;

  • научиться работать со словарями;

  • выяснить, зачем нужны словари.

2 главных вопроса урока:


  • Зачем нам нужны словари?

  • Пригодятся ли они в жизни?

С помощью учителя учащиеся составляют план действий на уроке.

 План работы:

1.Вспомнить, что называется словарём;

2. Какие бывают словари;

3. Познакомиться со словарями;

4. Какую информацию можно получить из разных словарей;

5. Поработать со словарями, выполнить задания;

6. Подвести итог.


2. Объяснение новых понятий для успешной работы на уроке


На доске новые слова:

Лингвистика – наука, изучающая древние и современные языки.


Фразеология- 

1. Наука об устойчивых сочетаниях слов;

2. Вся совокупность устойчивых сочетаний данного языка.


Этимология – наука о происхождении слов.


Орфоэпия - наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.


3. Открытие нового знания

Чтение учебника с. 83-84



1. Определение понятия «словарь».

Вспомним, что называется словарём.

Словарь – это собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений и сочетаний с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык.


2. Называем виды словарей.

Называем знакомые типы словарей: толковый, орфографический, этимологический,

синонимов и антонимов.

Учитель сообщает о том, что существуют и другие виды словарей, о которых учащиеся узнают позже.



4. Словарная работа


Я даю толкование слов, а вы записываете одним словом, о чём я веду речь. Ставим ударение в словах и определяем, какой буквой обозначен безударный гласный.


-разговор, деловой или задушевный (беседа);

-периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное(газета);

изображение какого – либо человека или группы людей в живописи, скульптуре или фотографии (портрет);

- таблица, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года с делением на месяцы и недели (календарь);

Проверка выполнения задания.


Скажите, где я могла взять толкования слов, которые вам зачитывала? (В толковом словаре)

Как сказать одним словом, какие слова в результате вы написали?

Почему эти слова называются словарные? Куда вы могли заглянуть, чтобы проверить правильность написания слов? ( В орфографический словарь)

5. Физкультминутка


6. Практическая работа


4. Знакомство с тем, какую информацию содержит каждый словарь.

5. Поработать со словарями, выполнить задания;

Работа в группах: выполнение задания на карточкам.

( Смотри приложение 1)


Учащиеся делятся на группы, выбирают ответственного за выполнение задания. Вспоминают план работы в группе. Повторяют под руководством учителя план работы в группе. ( Приложение 2)

Учащиеся работают в группах, определяют назначение каждого словаря. Выполняют задания.




Назначение словарей:

1. Словарь, содержащий в себе слова, расположенные в алфавитном порядке, с кратким описанием того, что эти слова означают и часто сопровождающий толкование слов примерами их использования.

2. Словарь, который содержит сведения о происхождении слов.

3. Словарь, который объясняет значения устойчивых словосочетаний (фразеологизмов).

4. Словарь, который содержит сведения о правописании и произношении слов.

5. Словарь, в котором coдepжaтcя cлoвa в aлфaвитнoм пopядкe, кaждoe cлoвo нaпиcaнo в cooтвeтcтвии c ycтaнoвлeнными нopмaтивaми, c yдapeниeм, a ecли мoгyт вoзникнyть cлoжнocти c oкoнчaниями, пpивoдятcя и paзличныe иx вapиaнты.

6. Словарь, в котором объясняются понятия, даются справки о знаменитых людях, сведения о городах, странах, исторических событиях.


Проверка теста (слайд 17)


7. Рефлексия, подведение итога урока.


Подведём итог урока:

Удалось выполнить план, намеченный на урок?

Получили навыки работы со словарями?

С какими словарями учились работать?

Понравилась ли вам такая работа?

Нужно ли уметь работать со словарями? Зачем?



  • Зачем нам нужны словари?

  • Пригодятся ли они в жизни?

Проведите самоанализ, закончите предложения:


Мне важно уметь работать со словарями, потому что …


Самооценка:

Я ...(очень, не очень) доволен

( льна) своей работой на уроке, так как …..



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лингвистические словари

Автор: Полухина Лилия Викторовна

Дата: 05.12.2019

Номер свидетельства: 530410

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Статья "Приёмы работы с лингвистическими словарями на уроках русского яззыка, способствующие достижению предметных и метапредметных результатов""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_priiomy_raboty_s_linghvistichieskimi_slovariami_na_urokakh_russkogho_iaz"
    ["file_id"] => string(6) "393305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487442181"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Различные виды лингвистических словарей"
    ["seo_title"] => string(46) "razlichnyie_vidy_linghvistichieskikh_slovariei"
    ["file_id"] => string(6) "421266"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497087402"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Классификация лингвистических словарей, их применение на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(80) "klassifikatsiia_linghvistichieskikh_slovariei_ikh_primienieniie_na_urokakh_russk"
    ["file_id"] => string(6) "467250"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1524407706"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Презентация к уроку русский язык по теме "Знакомство с различными видами лингвистических словарей" УМК "Перспектива" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_russkii_iazyk_po_teme_znakomstvo_s_razlichnymi_vidami_ling"
    ["file_id"] => string(6) "487814"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1543317834"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Краткий лингвистический  комментарий к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» "
    ["seo_title"] => string(79) "kratkii-linghvistichieskii-kommientarii-k-poemie-a-s-pushkina-ruslan-i-liudmila"
    ["file_id"] => string(6) "186923"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426434789"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства