Просмотр содержимого документа
«Различные виды лингвистических словарей»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
г.о. Королев Московской области
Конспект урока
по русскому языку
тема:
«Различные виды
лингвистических словарей»
Автор:
учитель начальных классов
Воронина Алена Аркадьевна
Г. Королев
Тема: РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ
Цели: 1) формировать у учащихся потребность обращаться к словарям русского языка;
2) познакомить с различными типами лингвистических словарей;
3) обогащать словарный запас учащихся синонимами и антонимами, фразеологическими оборотами.
Формируемые УУД: познавательные:- выбор необходимых словарей для решения предметных учебных задач; коммуникативные- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; регулятивные- умение сосредоточиться на решаемой учебной задаче; умения воспринимать и логически перерабатывать информацию, поступающую из различных источников; личностные- осознание российской гражданской идентичности (знание истории, языка своего народа).
-в каком месте легко допустить ошибку? (назвать 2 орфограммы, правило).
-составьте предложение с одним из этих слов, сделай те синтаксический разбор.
На болоте растёт кислая клюква. (пов., невоскл.)
||.Самоопределение к деятельности
-в нашем кроссворде не хватает одного слова, я его добавлю, а вы объясните его значение (баклуши).
- почему вы испытывали трудность в объяснении этого слова?
-кто(что) может помочь?
-какое ключевое слово получилось в кроссворде? (словари)
Посмотрите на выставку книг. Как назвать эти книги одним словом?
-как вы понимаете значение этого слова? (сборник слов с пояснением или переводом в алфавитном порядке)-какие словари русского языка вы уже знаете? - для чего они служат? -каких авторов толковых словарей русского языка вы можете назвать? - сформулируйте тему и задачи урока (узнать, как устроены словари, какие именно сведения о слове дает словарь каждого типа, научиться им пользоваться)
|||.Работа по теме урока.
презентация (сообщение ученика о лексикографах)
коллективная работа- упр.132 (п.) .Знакомство с фразеологическим словарем
–прочитайте, какие фразеологизмы выделены в упражнении, запишем их в тетрадь с устным объяснением
*за словом в карман не полезет – находчив в разговоре, споре, красноречив *хлопать глазами – бездействовать, молчать, быть растерянным; *клевать носом- дремать сидя *бить баклуши – бездельничать, заниматься пустяковым делом.
Бить баклуши – это выражениес тех давних времён, когда простые люди ели деревянными ложками. Кто-то делал ложки с большим мастерством, кто-то хуже, а кто-то вовсе не умел. Тогда ему поручали раскалывать полено на части- рубить чурки для будущих ложек. Эти-то чурки и назывались баклуши, и дело это считалось лёгким по сравнению с изготовлением самих ложек. Теперь о лентяе говорят, что он бьёт баклуши. Пора нам делом заниматься, довольно тебе бить баклуши.
(Видео. Фрагмент передачи «Галилео»)
Физкультминутка
|V. Закрепление изученного материала
1) прочитайте сообщение профессора Самоварова о видах словарей (стр.83)
2)какой словарь вам понадобится при выполнении упр. 133? (орфографический) Объясните.
3) упр.135 (у) по рядам. Какие словари понадобятся?
1 ряд- фразеологический словарь 2 ряд – этимологический словарь 3 ряд – орфоэпический
1) соедините линиями название словаря со сведениями, который он даёт
Фразеологический произношение слова
Орфоэпический правописание слова
Толковый значение устойчивых сочетаний
Орфографический сведения об исторических событиях
Этимологический происхождение слова
Энциклопедический толкование значения слова
2) составьте синквейн о словарях
(образец)
Словарь
Уникальный, мудрый
Открывает, объясняет, помогает
Словари - сокровища русского языка
Книга!
V|. Подведение итогов.
1)- чем был интересен сегодняшний урок?-что вас удивило? -с какими видами словарей познакомились?-какие словари есть у вас дома?-какие словари вам хотелось бы приобрести?