kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Приёмы работы с лингвистическими словарями на уроках русского яззыка, способствующие достижению предметных и метапредметных результатов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье обосновывается актуальность работы со словарями и приводятся конкретные примеры заданий, которые можно предложить обучающимся при изучении лингвистических словарей разных типов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Приёмы работы с лингвистическими словарями на уроках русского яззыка, способствующие достижению предметных и метапредметных результатов"»


Приёмы работы с лингвистическими словарями на уроках русского языка, способствующие достижению предметных и метапредметных результатов.

  • Цель

  • Продемонстрировать приёмы работы с лингвистическими словарями на уроках русского языка разных типов, позволяющие активизировать познавательную и творческую деятельность школьников, дающие возможность вести систематическую подготовку к государственной итоговой аттестации по лексике, орфоэпии, фразеологии и формирующие метапредметные умения обучающихся.

  • Актуальность

  • Концепция преподавания русского языка и литературы в ОУ РФ. В частности, в разделе «Пути решения проблем преподавания русского языка и литературы» пункт 5 гласит: Необходимо формировать культуру использования информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов (включая бумажные словари, электронные словари, переводчики, программы орфографического контроля…). Навыки такого рода следует развивать на всех этапах образования (при изучении русского языка и других предметов).

  • Работа с лингвистическими словарями - это неотъемлемая часть изучения русского языка. Знакомство с типами словарей, их содержанием и построением – основа дальнейшей работы с электронными словарями и справочниками.

  • работа с лингвистическими словарями позволяет осуществлять
    на уроках русского языка системно-деятельностный подход.

  • Использование лингвистических словарей целесообразно на уроках деятельностной направленности разных типов.

Вот некоторые приёмы работы со словарями из оыта работы

Я - лексикограф

Попробуйте составить словарик

  • - антонимов,

  • - диалектных слов,

  • - профессионализмов,

  • - гидронимов Пермского края,

  • - устаревших слов,

  • - топонимов Нытвенского района.


План работы

1. Название словаря.

  • 2. Автор-составитель.

  • 3. Что словарь рассказывает о слове, какие сведения содержит?

  • 4. Приведите пример словарной статьи.

Эксперт по орфоэпии

Подберите антонимы, потом проверьте себя по словарю

Знание – невежество

  • Знатный - простой

  • Зной - стужа

  • Заурядный – необычный

  • Закономерный - случайный

  • Бодрый - вялый

  • Восход - закат

  • Поддельный - подлинный

  • Эгоизм - альтруизм

Фразеология

Запишите фразеологизмы со словом голова (нога, рука, ум), объясните их значение.

  • Запишите фразеологизмы с союзом как, объясните их значение.

  • Запишите фразеологизмы со словами ни…ни… (ни то ни сё), объясните их значение.

Этимология

Какого происхождения, по твоему мнению, слова отечество и отчизна? Объясни свою точку зрения.

  • Обратись к этимологическому словарю и сравни словарные статьи со своими рассуждениями.

Рефлексия

Позволяет решать следующие задачи:

  • направленные на достижение предметных результатов:

    • формировать умения работы с лингвистическими словарями;

    • совершенствовать орфографические и орфоэпические навыки (в ходе работы со словарями)

    • систематизировать понятийную базу по темам «Лексика» и «Лингвистические словари».

    • формировать умения исследовать языковые явления;

  • направленные на достижение метапредметных результатов:

    • совершенствовать умение ставить цели, планировать свою

  • работу, сличать результат с эталоном, корректировать и

  • оценивать свою учебную деятельность;

  • обогащать словарный запас;

  • развивать умение строить речевое высказывание;

  • учить планировать учебное сотрудничество.

  • направленные на достижение личностных результатов:

  • формировать умение делать выбор заданий относительно своих

  • возможностей;

  • способствовать формированию адекватной самооценки



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Колесень Галина Николаевна

Дата: 18.02.2017

Номер свидетельства: 393305


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства