Класс, предмет | Тема урока | Название словаря | Вариант использования словаря |
10 класс, урок русского языка | Тема урока: «Этимологические словари» | «Этимологический словарь» А.Г. Преображенский. Это один из важных справочников по происхождению многих слов русского языка. Ценен он тем, что автор приводит в словарной статье различные точки зрения на этимологию заглавного слова, если таковые существуют. | Выявление специфики этимологических словарей: сравнение словарных статей в этимологическом словаре и толковом словаре, нахождение их различий. Учащиеся находят в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова и в «Этимологическом словаре» А.Г. Преображенского (или в других школьных этимологических словарях) словарные статьи к слову ровесник и зачитывают их. Вывод: в статье толкового словаря объясняется современное значение слова, даются сведения об его употреблении и произношении. В статье этимологического словаря даются гипотезы происхождения слова. |
5-9 классы, уроки русского языка | Вне зависимости от темы урока | «Русский орфографический словарь» О.Е. Иванова и В.В. Лопатин. Самый полный орфографический словарь русского языка на сегодняшний день. Он содержит огромное количество слов, данные о правописании сложных слов с указанием ударения в каждом слове и грамматической информации. | -Орфографическая пятиминутка на каждом уроке; -орфографический диктант. |
5 класс, урок русского языка | Тема урока: «Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антонимов» | «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений» Н.А. Абрамов. Данный словарь создан на основе известного синонимического словаря Н. Абрамова и предлагает большую базу синонимов, в которой вы сможете легко сориентироваться, обратившись к алфавитному списку слов или воспользовавшись поиском по словарю. | (фрагмент урока) - Прочитайте выразительно стихотворение А. С. Пушкина - Из какой сказки Пушкина взят этот отрывок? Ветер весело шумит, Судно весело бежит. Мимо острова буяна… И знакомая страна Вот уж с пристани видна… Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. - Почему бежало судно, а пристать велят кораблю? - Для чего Пушкин использует синонимы? Прочитайте ещё один отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. Осень Унылая пора! Очей оч…рованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы ув…данье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой в…лнистою покрыты н…беса, И ре…кий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой з…мы угрозы. Запишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. -Как вы понимаете слово багрец? - Поясните с помощью синонимов лексическое значение прилагательных (письменно). Унылая (пора) – (грустная, тоскливая); пышное (увяданье) – (красивое); редкий (луч) – (не частый). -В чем выразительность этих слов? (слова-эпитеты) - Вспомните, что такое эпитеты? ( яркие, образные прилагательные) -Проведите маленький эксперимент: подставьте устно вместо пушкинских определений синонимы. Каков, по-вашему, результат эксперимента? Что изменилось? (вывод) |
6 класс, урок русского языка | Тема урока: «Основные способы образования слов в русском языке» | «Морфемно-орфографический словарь» Р.И. Аванесов. Словарь включает подробный морфемный разбор большого количества русских слов с описанием каждой морфемы, характеристикой основы и другими интересными и важными сведениями о составе слова, его строении, корне и аффиксах. | Работа на карточках “Запиши правильный ответ, используя морфемно-орфографический словарь” № | Вопрос | Ответ | 1 | Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется | | 2 | Какое окончание в слове “договорилась”? | | 3 | Какой корень в слове “досрочный”? | | 4 | Какое окончание в слове “видел”? | | 5 | С помощью какого суффикса образовано слово “охотник”? | | 6 | Какой корень в слове “маленький”? | | 7 | Слово «белизна»образовано _______________ способом | | 8 | Каким способом образовано слово “героизм”? | | |
5-11 классы, уроки литературы, предметные недели | Внеклассные занятия. | Словарь литературоведческих терминов. Шабанов Н.А. Словарь литературоведческих терминов содержит список терминов и понятий литературоведения. Для каждого термина приведено определение и описание его значения. Словарь литературных терминов поможет при выполнении учебных заданий и написании научных работ по литературе. | 1.Создание словаря литературоведческих терминов. 2.После введения общих сведений по теории можно использовать простейшие виды упражнений-игр. Игра 1 В нашей игре все слова начинаются с буквы «э». Отгадываем остальные буквы, как в викторине «Поле чудес». В случае затруднений можно разрешить обратиться за помощью к терминологическому словарю. Список терминов для этой игры: эпиграф, эстетика, эпитет, эпос, эклога, эссе, эпизод, эпилог, эпитафия, эллипсис. Игра 2 Для игры потребуется комплект портретов писателей, отрывки из их произведений разных жанров. -Показываем портрет. («Кто это?») Обычно дети сразу отвечают, называя полное имя, уточняя, поэт или прозаик перед ними. -Затем читаем отрывок, спрашиваем: «Какие термины можно вспомнить, читая этот отрывок?» Когда получим ответ на вопрос, можно усложнить задание: «Назовите жанры, в которых работал поэт (прозаик)?» Источник: Царегородцева Н. В. Литературные термины и понятия на уроке // Литература. 2008. – № 06. – С. 8. |
5-11 классы, уроки русского языка | Проектная деятельность на уроках, научные исследования в области лингвистики | «Словарь-справочник лингвистических терминов» Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь лингвистических терминов представляет собой сборник терминов и понятий общей лингвистики, русского языкознания, истории языка и диалектологии. | Получение нужной справки о различных разделах науки о русском языке, таким как лексика и фразеология, фонетика и орфоэпия, графика и орфография, словообразование и морфология, синтаксис и пунктуация, а также стилистики, исторической грамматики, истории литературного языка, диалектологии, лексикографии, а также общего языкознания. |