Просмотр содержимого документа
«Лингвистические игры»
Методические разработки
для урока русского языка «Лингвистические игры»
Зайцева Елена Сергеевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Мозжухинская ООШ»
д. Мозжуха, Кемеровский район,
Кемеровская область
е-mail:121168@bk.ru
Значимость использования игровых методик в процессе обучения детей на любом этапе развития, на мой взгляд, не требует каких-то особых новых доказательств. На этот счет в детской психологии достаточно написано. Доказано, что игра – это тоже форма деятельности в условных ситуациях. И здесь важно именно использовать условность ситуации для закрепления конкретного знания и умения.
Лингвистические игры помогают сделать урок русского языка динамичным и разнообразным.
Поэтому цель данной публикации – это попытка поделиться собственным опытом, добавить в копилку преподавания русского языка в школе имеющиеся наработки.
Итак, проверенная годами и на возрастной категории от 10 до 15 лет игровая форма «Письмо Незнайки».
Это универсальная форма на любую тему.
Начинаю урок с интриги: «Сегодня дежурная в школе вручила мне письмо (можно самодельный конверт), адрес наш, адрес отправителя есть (это может быть любой (Солнечный город, Цветочный город, Лес до востребования и пр.), но вот имя непонятно. Давайте прочитаем вместе.» Выбираю ученика, который, как правило, «хорошист» или «отличник» по моему предмету, читаем. Комментируем. Делаем вывод: писал Незнайка (кем бы он ни был).
В письме содержится просьба: научить писать сочинение/изложение/понять правило и т.д. Пишем письмо-ответ.
Таким образом, «убиваем нескольких зайцев»: повторяем пройденный материал (тему я выбираю соответственную) и обучаемся новому.
Работает на 100%. Пример: разговор двух мальчишек – пятиклашек:
- Нет, откуда он узнал, что мы такие грамотные, что-то я не верю (при этом факт получения письма не ставится под сомнение)…
- На то он и сказочный герой…
Многозначительно посмотрев друг на друга, мальчишки продолжают думать, что же еще написать Незнайке, чтобы у него получилось хорошее сочинение, при этом не наделать ошибок, каждый составляет свой план сочинения.
Эта форма позволяет задействовать детей и у доски, причем нескольких, ребята обобщают сказанное, делают выводы, сообща решают, у кого лучше всего получилось, и кто будет писать письмо-ответ.
2. Самая часто используемая и очень любимая моими учениками игра «Золотой ключик». Опытом доказано: ее делают с удовольствием все, даже старшеклассники.
Это проверочная экспресс-работа на любую тему, основана она на простом сочетании «ДА/НЕТ».
Лист делим на 2 столбика, называем каждый и делаем разбивку на по количеству слов, ответ на вопрос обозначаем крестиком, точкой, галочкой, кому как нравится. Затем соединяем последовательно и получаем «ключик».
Пример: Тема «Чередование гласных в корне слова». Здесь можно подряд делать «связку ключей» (А/О, Е/И). Причем можно объединить несколько правил. Количество слов должно быть четным.
Как правило, объем не превышает у меня 10-14 слов.
Обязательно несколько человек делают работу у доски. Их проверяем все вместе, те, кто работал за партой, поверяют работы друг друга.
Выставляем оценки. Плюс «Золотого ключика» в том, во-первых, дети, затруднявшиеся рассказать правило, письменно ответили без ошибок; во-вторых, 100% проверка усвоения темы всеми учениками, и оценки за тему всегда есть, и времени на это затрачено немного.
И еще один плюс «Золотого ключика»- он никогда детям не надоедает, проверьте сами!
3. И, наконец, «Глокая куздра». Используем максимально такую особенность игры, как мнимую, воображаемую ситуацию.
Эту прекрасную фразу Льва Владимировича Щербы можно эксплуатировать практически при изучении любой темы, не только темы «Морфология».
Мы и рисуем, и сочиняем истории-ситуации. К примеру, тема «Образование причастий». И здесь нам помогает «Глокая куздра», так как это способ абстрагироваться от лексического значения слов и акцентироваться на «суффиксах-маркерах» причастия (-вш-, -ш-, -ащ-, -ящ-,-т- и пр.).
Мы легко образуем действительные причастия: Глокающая и штекавшая куздра, будлающий бокренок, кракакующий бокр.
Образование страдательных причастий при помощи суффиксов -нн-, -енн-, -т- идет по пути «придумывания» глагола и с учетом направления действия на предмет: будланутый бокр (бокр, которого будланули), прекленный бокренок (бокренок, которого преклели), отбукреленный бокр (бокр, которого отбукрелели), срекнутая куздра (куздра, которую срекнули) и т.д.
На таких уроках всегда весело, хоть я не зацикливаюсь на дисциплине, в принципе, все ведут себя в рамках. И что удивительно, тема усваивается ребятами легче, чем на классическом уроке.
Думаю, многие со мной согласятся, что юмор на уроке – великий помощник, и «Глокая куздра» как нельзя лучшая иллюстрация этого.
Мы учим, играя, и учимся учить через игру.
Список использованной литературы:
Статья «Понятие игры», Интернет-сайт: http://agespsyh.ru/detskaya-psikhologiya/102-ponjatie- igry.html
Статья «Готовимся к уроку Лингвистические игры на уроках русского и иностранного языка в аспекте формирования коммуникативной компетентности учащихся»,