Лингвистическая игра -путешествие " Язык мой, давай с тобой дружить"
Лингвистическая игра -путешествие " Язык мой, давай с тобой дружить"
Тема: Лингвистическая игра-путешествие" Язык мой, давай с тобой дружить"
Цель: Повторение изученного по разным темам курса 7 класса, умение общаться, работать в команде
Организация деятельности: данную игру можно провести в рамках предметной недели русского языка, от класса может участвовать 2 команды по 6 человек. Игра проходит по станциям. На станциях помогают старшеклассники. Каждая команда получает маршрутный лист.
Результат: По итогам игры каждая команда получает грамоты и сертификаты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лингвистическая игра -путешествие " Язык мой, давай с тобой дружить" »
Лингвистическая игра-путешествие «Язык мой, давай с тобой дружить!»
Для 7 класса.
Игра проходит в форме путешествия на лингвистическом поезде по станциям: Занимательная, Пословичная, Загадочная, Теоретическая, Практическая, Сообразительная. От класса можно образовать 2 команды по 6 человек. Каждой команде выдаётся маршрутный лист, по нему каждая команда идёт на станцию и выполняет предложенные задания.
1. Занимательная станция
1. В каком слове сорок А? (сорока)
2. В каких словах по 100 гласных? ( стол, стон, стоп)
3. Как можно превратить слово «мел» в мелкое место, «угол» - в топливо, «шест» - в число? ( сделать конечный согласный мягким)
4. Что надо сделать со звуком в слове «кость», чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? ( сделать К звонким)
5. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)
6. Имена девочек состоят из 2х букв А и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Анна, Алла)
7. Какое правило зашифровано в стихотворной строчке:
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
(Безударная гласная корня проверяется ударением)
8. В каком глаголе НЕТ слышится сто раз? (стонет)
9. Какие два местоимения мешают транспорту? ( я-мы)
10. Как с помощью наречий перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
2. Пословичная станция
Как известно, переводить народную мудрость на язык другого народа с его историей и культурой бывает очень сложно. Попробуйте понять, какие русские пословицы следующим образом были переведены на иностранный язык.
1. Недостаток ума компенсируется ходьбой.
(Дурная голова ногам покою не даёт)
2. Хорошая память порой дурно влияет на зрение.
( Кто старое помянет, тому глаз вон)
3. То, что нельзя сказать за бутылкой лимонада, можно сказать за бутылкой водки.
(Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке)
4. Превратности судьбы заводят так далеко, что и животное кажется идеалом.
(Любовь зла – полюбишь и козла)
5. Свадьба проходила без жениха.
( Без меня меня женили)
6. Слепой ребёнок требует особого внимания.
( У семи нянек дитя без глазу)
7. Бог не владеет профессией гончара.
( Не боги горшки обжигают)
8. Если есть вещи, новых не покупают.
(От добра добра не ищут)
9. В раю всегда много народу.
(Свято место пусто не бывает)
10. Человек – автор своей работы.
(Не место красит человека, а человек место)
3. Загадочная станция.
1. Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное «Р» содержит он,
А называется…..(перрон)
2. Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два «К».
И мяч, и шайбу клюшкой бей
А называюсь я...(хоккей)
3. На большие расстояния
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два «С»
Называется…(экспресс)
4. Простое слово «промежуток»:
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт
Мы называем всё … (антракт)
На время что-то прекратив,
Мы объявляем…(перерыв)
В борьбе, в труде устали слишком-
Дают уставшим… (передышку)
После урока непременно
Нужна ребятам …(перемена)
5. Я от солнца, от огня
Яркий луч несёт меня,
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной. (свет)
6. Я-всё то, что есть на свете,
Все народы на планете,
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины. (мир)
7. Забирается на печь
И ворчит, шумит, плюётся
Уж от ссор не уберечь.
Корень слова дан Китаем,
Ну, а суффикс русский, знаем. (чайник)
8. Когда я с «Т» на мне плывут,
Когда я с «Д», меня сорвут. (плот-плод)
9. На первом стоит часовой.
Второе в лесу зеленеет.
На целое, только стемнеет,
Ты ляжешь – и кончен твой день трудовой. (пост-ель)
10. Мой первый слог – на дереве,
Второй мой слог – союз,
А в целом я – материя
И на костюм гожусь. (сук-но)
4. Теоретическая станция
1. Что такое основа слова?
Основа слова – это часть слова без окончания.
2. Дать определение причастию?
Причастие – это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? Что делающий? Что сделавший?
Причастие имеет признаки глагола: вид, время (настоящее и прошедшее) и признаки прилагательного: род, число, падеж. В предложении причастие выступает в роли определения и сказуемого.
3. Что такое простое предложение?
Простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа.
4. Что изучает синтаксис?
Синтаксис изучает строение словосочетания и предложение.
5. Сформулируйте правило правописания корней – кас-кос.
В корнях с чередованием –кос – кас- буква А пишется, если после корня стоит суффикс А, О – если этого суффикса нет.
6. Что такое причастный оборот?
Причастный оборот – это причастие с зависимым словом.
7. Какие суффиксы имеют действительные причастия настоящего времени?
Действительные причастия настоящего времени имеют суффиксы –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-.
8. Какие части речи не являются членами предложения?
Служебные части речи (предлог, союз, частица) не являются членами предложения.
Ко 2 спряжению относятся все глаголы на ить, кроме брить, стелить и 11 глаголов-исключений: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, а ещё терпеть, вертеть, и зависеть и смотреть.
5. Практическая станция
1. Разберите по составу слово « благородный» (ый –окончание, благородн – основа, н – суффикс, благ, род – корни, о – соединительная гласная)
2. Назовите однокоренные слова к слову «диво» (дивный, удивление, удивительный, дивиться)
4. Определите способ образования слов «привокзальный, розоватый, путешествие» (привокзальный – прист.- суфф, розоватый – суфф., путешествие – сложение)
5. Придумайте по одному слову с разными значениями приставки пре и при ( преогромный = очень, преступление = пере, пришить = присоединение, приморский = нахождение около чего-то, приехать = приближение)
6. Дайте характеристику причастию по плану:
1. разряд
2 время
3.число
4.род
5.падеж
Занавешенный – страдат, прош, ед.ч., м.р., и.п.
Вымытый – страд, прош, ед.ч., м.р., и.п.
Ненавидевший - действ, прош., ед.ч, м.р., и.п.
Лечащий – действ, наст., ед.ч., м.р., и.п.
7. Вставьте пропущенные буквы.
Зач А…рованный взгляд, искреннее покА…яние, облО…котиться о перила, развЕ…ваются флаги, посвЯ…тить себя науке, бА…гряный закат, сплО…тить единомышленников.
8. Расставьте запятые.
1. Иней подолгу лежал на скатах крыш, и у колодца, и на перилах балкона, и на листве.
2. На проводе свисала лампочка, скупо румянившая побелённые стены.
3. Прими с улыбкою, мой друг, свободной музы приношенье.
4. Ростов не верил своим глазам, и сомнение это продолжалось более секунды.
9.Приставка такая же, как в слове «подмосковный», корень тот же, как в слове «берёзонька», а суффиксы такие же, как в слове «грузовик». Какое это слово? (подберёзовик)
10. Родственны ли такие слова?
Переносица и непереносимый
Гора и загородка
Нет, у них разное значение корня
6. Сообразительная станция.
1. Дана пропорция Б/П = Д/?
Что должно стоять на месте вопроса? (т)
2. Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова:
Деревенский старожил
Сад колхозный сторожил.
Старый житель – образовано сложением, сторожил – корень – сторож-
3.Назовите хотя бы 2 слова, начинающиеся с 4-х согласных. (встреча, взгляд, всплеск)
4. Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым? («сырой» имеет ещё значение: «неварёный», «нежареный», «недоработанный»)
5. В каком глаголе нет корня? (вынуть)
6. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
7. Даны существительные в форме Р.п. мн.ч. В каком из них в зависимости от значения можно по-разному выделить окончание?
Коров, домов, столов, голов, подков.
8. Даны 5 существительных. Какое из них обладает грамматическим свойством, которым не обладают остальные?
Брюки, перила, ботинки, санки, ворота.
(Слово «ботинки имеет форму и ед. и мн. числа, остальные существительные имеют форму только множественного числа)
9. Петя сказал: «На вешалке висели пять…» и задумался. Помогите ему выбрать нужное окончание предложения.
А) польт Б) пальто В) пальтов Г) пальт Д) пальтей
10. « Там ступа с Бабою-ягой идёт, бредёт сама собой…» А какой член предложения сама собой?
А) подлежащее Б) часть сказуемого В) определение Г) дополнение
Д) обстоятельство
Приложения
Путевой лист для 1 команды 7а класса __________________________
1. Занимательная станция
Кабинет 319
2.Пословичная станция
Кабинет 319
3.Загадочная станция
Кабинет 318
4.Теоретическая станция
Кабинет 318
5.Практическая станция
Кабинет 320
6.Сообразительная станция
Кабинет 320
Путевой лист для 2 команды 7а класса __________________________
1. Пословичная станция
Кабинет 319
2.Загадочная станция
Кабинет 318
3. Теоретическая станция
Кабинет 318
4.Практическая станция
Кабинет 320
5.Сообразительная станция
Кабинет 320
6.Занимательная станция
Кабинет 319
Путевой лист для 1 команды 7б класса __________________________
1. Загадочная станция
Кабинет 318
2.Теоретическая станция
Кабинет 318
3.Практическая станция
Кабинет 320
4.Сообразительная станция
Кабинет 320
5.Занимательная станция
Кабинет 319
6.Пословичная станция
Кабинет 319
Путевой лист для 2 команды 7 б класса ____________________________
1.Теоретическая станция
Кабинет 318
2.Практическая станция
Кабинет 320
3.Сообразительная станция
Кабинет 320
4.Занимательная станция
Кабинет 319
5.Пословичная станция
Кабинет 319
6.Загадочная станция
Кабинет 318
Путевой лист для команды 7 в класса _____________________________
1.Практическая станция
Кабинет 320
2.Сообразительная станция
Кабинет 320
3.Занимательная станция
Кабинет 319
4. Пословичная станция
Кабинет 319
5.Загадочная станция
Кабинет 318
6.Теоретическая станция
Кабинет 318
1. Занимательная станция
1. В каком слове сорок А?
2. В каких словах по 100 гласных?
3. Как можно превратить слово «мел» в мелкое место, «угол» - в топливо, «шест» - в число?
4. Что надо сделать со звуком в слове «кость», чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
5. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
6. Имена девочек состоят из 2х букв А и удвоенных согласных. Как зовут девочек?
7. Какое правило зашифровано в стихотворной строчке:
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
8. В каком глаголе НЕТ слышится сто раз?
9. Какие два местоимения мешают транспорту?
10. Как с помощью наречий перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?
2. Пословичная станция
Как известно, переводить народную мудрость на язык другого народа с его историей и культурой бывает очень сложно. Попробуйте понять, какие русские пословицы следующим образом были переведены на иностранный язык.
1. Недостаток ума компенсируется ходьбой.
2. Хорошая память порой дурно влияет на зрение.
3. То, что нельзя сказать за бутылкой лимонада, можно сказать за бутылкой водки.
4. Превратности судьбы заводят так далеко, что и животное кажется идеалом.
5. Свадьба проходила без жениха.
6. Слепой ребёнок требует особого внимания.
7. Бог не владеет профессией гончара.
8. Если есть вещи, новых не покупают.
9. В раю всегда много народу.
10. Человек – автор своей работы.
3. Загадочная станция.
1. Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное «Р» содержит он,
А называется…..
2. Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два «К».
И мяч, и шайбу клюшкой бей
А называюсь я...
3. На большие расстояния
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два «С»
Называется…
4. Простое слово «промежуток»:
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт
Мы называем всё …
На время что-то прекратив,
Мы объявляем…
В борьбе, в труде устали слишком-
Дают уставшим…
После урока непременно
Нужна ребятам …
5. Я от солнца, от огня
Яркий луч несёт меня,
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной.
6. Я - всё то, что есть на свете,
Все народы на планете,
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины.
7. Забирается на печь
И ворчит, шумит, плюётся
Уж от ссор не уберечь.
Корень слова дан Китаем,
Ну, а суффикс русский, знаем.
8. Когда я с «Т» на мне плывут,
Когда я с «Д», меня сорвут.
9. На первом стоит часовой.
Второе в лесу зеленеет.
На целое, только стемнеет,
Ты ляжешь – и кончен твой день трудовой.
10. Мой первый слог – на дереве,
Второй мой слог – союз,
А в целом я – материя
И на костюм гожусь.
4. Теоретическая станция
1. Что такое основа слова?
2. Дать определение причастию?
3. Что такое простое предложение?
4. Что изучает синтаксис?
5. Сформулируйте правило правописания корней – кас-кос.
6. Что такое причастный оборот?
7. Какие суффиксы имеют действительные причастия настоящего времени?
8. Какие части речи не являются членами предложения?
9. Назовите части речи?
10. Какие глаголы относятся ко II спряжению?
5. Практическая станция
1. Разберите по составу слово « благородный»
2. Назовите однокоренные слова к слову «диво».
3. Какого рода слова «рояль, пианино, кофе, вермишель, ГАИ, ДК»?
4. Определите способ образования слов «привокзальный, розоватый, путешествие».
5. Придумайте по одному слову с разными значениями приставки пре и при.
6. Дайте характеристику причастию по плану:
1. разряд
2 время
3.число
4.род
5.падеж
Занавешенный, вымытый, ненавидевший, лечащий
7. Вставьте пропущенные буквы.
Зач…рованный взгляд, искреннее пок…яние, обл…котиться о перила, разв…ваются флаги, посв…тить себя науке, б…гряный закат, спл…тить единомышленников.
8. Расставьте запятые.
1. Иней подолгу лежал на скатах крыш и у колодца и на перилах балкона и на листве.
2. На проводе свисала лампочка скупо румянившая побелённые стены.
3. Прими с улыбкою мой друг свободной музы приношенье.
4. Ростов не верил своим глазам и сомнение это продолжалось более секунды.
9.Приставка такая же, как в слове «подмосковный», корень тот же, как в слове «берёзонька», а суффиксы такие же, как в слове «грузовик». Какое это слово? (подберёзовик)
10. Родственны ли такие слова?
Переносица и непереносимый
Гора и загородка
6. Сообразительная станция.
1. Дана пропорция Б/П = Д/?
Что должно стоять на месте вопроса?
2. Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова:
Деревенский старожил
Сад колхозный сторожил.
3.Назовите хотя бы 2 слова, начинающиеся с 4-х согласных.
4. Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым?
5. В каком глаголе нет корня?
6. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
Палисадник, заслонка, укротитель, камыш, поселок
7. Даны существительные в форме Р.п. мн.ч. В каком из них в зависимости от значения можно по-разному выделить окончание?
Коров, домов, столов, голов, подков.
8. Даны 5 существительных. Какое из них обладает грамматическим свойством, которым не обладают остальные?
Брюки, перила, ботинки, санки, ворота.
9. Петя сказал: «На вешалке висели пять…» и задумался. Помогите ему выбрать нужное окончание предложения.
А) польт Б) пальто В) пальтов Г) пальт Д) пальтей
10. « Там ступа с Бабою-ягой идёт, бредёт сама собой…» А какой член предложения сама собой?
А) подлежащее Б) часть сказуемого В) определение Г) дополнение
Д) обстоятельство
Сертификат
Награждается команда 7а класса ________________________
за _______ место в игре-путешествии среди седьмых классов «Язык мой, давай с тобой дружить!»