Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным, ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Дидактическая игра учителем может использоваться, и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон личности. Ее систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.
Ценность игры в целом и дидактической игры как воспитательного средства рассматривалась многими зарубежными и отечественными теоретиками и практиками, таким как Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, А.С.Макаренко, А.Н.Леонтьев Д.Б.Эльконин и др. Авторы отметили, что дидактическая игра не только активизирует внимание, но и способствует развитию интереса к учебным предметам.
Для решения проблем исследования нами были выбраны лингвистические игры, поскольку они активизируют словарный запас, пополняют его, открывают новые стороны, казалось бы, хорошо знакомых сочетаний букв и звуков, учат наблюдательности, тем самым воспитывая интерес к русскому языку в целом.
Через лингвистическую игру учитель может повысить у учащихся не только внимание на уроке к слову и действию учителя, она приучает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса. А от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в школе, зависит их дальнейшая самостоятельность, их мышление, умение связывать теоретический материал с практикой.
Несмотря на понимания значения лингвистических игр как приема активизации внимания и интереса к русскому языку, вопросы, связанные с их использованием остаются малоизученными.