kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лингвистические игры как средство внедрения интерактивного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из основных задач современного образования является воспитание всесторонне развитой личности, способной критически мыслить, самостоятельно решать поставленные задачи. Это означает, что учитель должен подбирать такие технологии, с помощью которых учащиеся   не просто получали  знания по учебному предмету, но и развивали  самостоятельность, творческую активность.

Такой подход неразрывно связан с использованием определенных инноваций. Ведь стандартных задач, как оказалось, недостаточно для того, чтобы в полной мере развить творческий потенциал учащихся.

 Еще в 60-х гг. ХХ в. Е.Я. Голант предложил двухкомпонентную модель обучения:

1) пассивная - когда ученик выступает объектом обучения (слушает и смотрит)

2) активная - ученик является субъектом обучения (занимается самостоятельной работой, выполняет творческие задания).

Некоторые исследователи выделяют  в этой модели третий компонент - интерактивное обучение, которое предусматривает активное  вовлчение  в учебный  процесс  всех участников, то есть, это сообучение , взаимообучение.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, имеет конкретную предполагаемую цель - создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.

Используя технологии интерактивного обучения, следует обязательно соблюдать несколько правил. Во-первых, никто из участников процесса не должен оставаться в стороне, к работе должны быть привлечены все ученики. Во-вторых, активное участие школьников в учебном процессе   должно определенным образом поощряться.

Опыт показывает, что применение интерактивных технологий на уроке дает весомые результаты. Исследования ученых еще в 80-х гг. ХХ в. позволили заключить так называемую «Пирамиду обучения», которая отражает уровень усвоения учащимися знаний в зависимости от модели и методик обучения. Согласно ей, благодаря пассивной модели обучения (лекция, чтение, демонстрация) учащиеся усваивают от 5 до 30% информации, тогда как благодаря интерактивным технологиям уровень усвоения знаний достигает достаточно высокой отметки (ведь ученики запоминают до 90% того, что выражали или делали сами).

Структура интерактивного урока будет значительно отличаться от традиционного и требует от учителя высокого профессионализма и уровня подготовки.

Очень часто интерактивные методики используются как составная часть традиционного урока.

Практика показала, что на уроках  языка достаточно эффективным является использование лингвистических игр, как одного из элементов технологий интерактивного обучения (особенно среди школьников младшего и среднего школьного возраста). Ведь грамотно организованная игра  никого  не оставит равнодушным.

Лингвистическая игра - это особый вид педагогической игры, источником которой выступает языковой материал. Вопрос роли языковых игр в развитии школьников исследовали О.Беляев, А.Гуревич, Т.Дрозд, С.Ермоленко, М.Пентилюк, А.Стриха.

Использование игровых моментов помогает как активизировать знания учащихся, так и лучше усвоить новый материал, поэтому применять их можно на разных этапах урока.

Проверка знаний учащихся в такой форме не навязывается детям, не вызывает у них неприятных ощущений. Школьники чувствуют себя уверенно, ведь они могут свободно выражать свои мысли, воспринимать замечания.

Что касается роли учителя в игровом процессе, то он может выступать в нескольких амплуа: во-первых, как инструктор (ознакомление с правилами игры, консультации во время ее проведения); во-вторых, как тренер (подсказки ученикам для ускорения проведения игры) в-третьих, как ведущий (организатор обсуждения).

В 5 классе при рассмотрении темы «Повторение изученного в начальных классах» уместно использование таких игр:

1. «Посчитаем, друзья!»

Ученикам предлагается определенный текст (на отдельных карточках или на доске), в котором нужно посчитать количество существительных, прилагательных, глаголов и тому подобное.

2. «Пресс-конференция»

Класс делится на несколько команд, каждой из которых предлагается охарактеризовать определенную часть речи. Сначала трое представителей одной команды отвечают на вопрос «журналистов» (команды-соперники), связанные с этой частью речи. Затем команды меняются местами. Побеждает та команда, которая давала более полные и точные ответы.

При изучении раздела «Фонетика» можно применить такие игры:

1. «Кто первый?»

Учащимся предлагается записать по одному слову на каждую букву алфавита; или 5-10 слов, которые бы имели одинаковое  (или разное ) количество букв и звуков.

2. «Кто больше?»

Необходимо составить как можно больше слов из предложенных букв.

3. «Поймай звук»

Ведущий (учитель) устанавливает, какой звук должны «поймать» ученики (лучше, если это будет звук, который нечасто встречается в речи). После этого педагог начинает читать текст вслух. Ученики, услышав нужный звук, должны записать слово, в котором он употребляется.

4. «Цепочка»

Ученикам предлагается заключить цепочку слов, меняя в каждом последующем слове только одну букву. Например, из слова «кот» создать «зуб»: Кот → кит → угол → куб → зуб.

Изучая разного рода орфограммы, ученикам можно предложить игру «Змейка». Для ее проведения класс делят на две команды. Члены команд по очереди выходят к доске и записывают слово, подчеркивая в нем орфограмму и объясняя ее.

При изучении всех языковых тем можно использовать игру, которая называется «Загадочная сумка». Команды по очереди достают из сумки вопрос по теме, на которые должны дать ответ. Если команда не знает ответа, на помощь приходят соперники и получают себе дополнительный балл.

Языковые игры - очень мощное средство для развития ребенка, ведь они активизируют познавательную деятельность, стимулируют творческое мышление, способствуют пополнению словарного запаса.

Использование на уроке лингвистических игр (и любых инноваций вообще) требует сосредоточенности, продуманной, согласованной работы учителя и школьников. Только в таком случае внедрения интерактивных технологий давать ожидаемый результат.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистические игры как средство внедрения интерактивного обучения»

Лингвистические игры как средство внедрения интерактивного обучения.

Аверкиева Е.А.,

учитель украинского языка и литературы

Макеевской общеобразовательной школы № 59

Одной из основных задач современного образования является воспитание всесторонне развитой личности, способной критически мыслить, самостоятельно решать поставленные задачи. Это означает, что учитель должен подбирать такие технологии, с помощью которых учащиеся не просто получали знания по учебному предмету, но и развивали самостоятельность, творческую активность.

Такой подход неразрывно связан с использованием определенных инноваций. Ведь стандартных задач, как оказалось, недостаточно для того, чтобы в полной мере развить творческий потенциал учащихся.

 Еще в 60-х гг. ХХ в. Е.Я. Голант предложил двухкомпонентную модель обучения:

1) пассивная - когда ученик выступает объектом обучения (слушает и смотрит)

2) активная - ученик является субъектом обучения (занимается самостоятельной работой, выполняет творческие задания).

Некоторые исследователи выделяют в этой модели третий компонент - интерактивное обучение, которое предусматривает активное вовлчение в учебный процесс всех участников, то есть, это сообучение , взаимообучение.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, имеет конкретную предполагаемую цель - создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.

Используя технологии интерактивного обучения, следует обязательно соблюдать несколько правил. Во-первых, никто из участников процесса не должен оставаться в стороне, к работе должны быть привлечены все ученики. Во-вторых, активное участие школьников в учебном процессе должно определенным образом поощряться.

Опыт показывает, что применение интерактивных технологий на уроке дает весомые результаты. Исследования ученых еще в 80-х гг. ХХ в. позволили заключить так называемую «Пирамиду обучения», которая отражает уровень усвоения учащимися знаний в зависимости от модели и методик обучения. Согласно ей, благодаря пассивной модели обучения (лекция, чтение, демонстрация) учащиеся усваивают от 5 до 30% информации, тогда как благодаря интерактивным технологиям уровень усвоения знаний достигает достаточно высокой отметки (ведь ученики запоминают до 90% того, что выражали или делали сами).

Структура интерактивного урока будет значительно отличаться от традиционного и требует от учителя высокого профессионализма и уровня подготовки.

Очень часто интерактивные методики используются как составная часть традиционного урока.

Практика показала, что на уроках языка достаточно эффективным является использование лингвистических игр, как одного из элементов технологий интерактивного обучения (особенно среди школьников младшего и среднего школьного возраста). Ведь грамотно организованная игра никого не оставит равнодушным.

Лингвистическая игра - это особый вид педагогической игры, источником которой выступает языковой материал. Вопрос роли языковых игр в развитии школьников исследовали О.Беляев, А.Гуревич, Т.Дрозд, С.Ермоленко, М.Пентилюк, А.Стриха.

Использование игровых моментов помогает как активизировать знания учащихся, так и лучше усвоить новый материал, поэтому применять их можно на разных этапах урока.

Проверка знаний учащихся в такой форме не навязывается детям, не вызывает у них неприятных ощущений. Школьники чувствуют себя уверенно, ведь они могут свободно выражать свои мысли, воспринимать замечания.

Что касается роли учителя в игровом процессе, то он может выступать в нескольких амплуа: во-первых, как инструктор (ознакомление с правилами игры, консультации во время ее проведения); во-вторых, как тренер (подсказки ученикам для ускорения проведения игры) в-третьих, как ведущий (организатор обсуждения).

В 5 классе при рассмотрении темы «Повторение изученного в начальных классах» уместно использование таких игр:

1. «Посчитаем, друзья!»

Ученикам предлагается определенный текст (на отдельных карточках или на доске), в котором нужно посчитать количество существительных, прилагательных, глаголов и тому подобное.

2. «Пресс-конференция»

Класс делится на несколько команд, каждой из которых предлагается охарактеризовать определенную часть речи. Сначала трое представителей одной команды отвечают на вопрос «журналистов» (команды-соперники), связанные с этой частью речи. Затем команды меняются местами. Побеждает та команда, которая давала более полные и точные ответы.

При изучении раздела «Фонетика» можно применить такие игры:

1. «Кто первый?»

Учащимся предлагается записать по одному слову на каждую букву алфавита; или 5-10 слов, которые бы имели одинаковое (или разное ) количество букв и звуков.

2. «Кто больше?»

Необходимо составить как можно больше слов из предложенных букв.

3. «Поймай звук»

Ведущий (учитель) устанавливает, какой звук должны «поймать» ученики (лучше, если это будет звук, который нечасто встречается в речи). После этого педагог начинает читать текст вслух. Ученики, услышав нужный звук, должны записать слово, в котором он употребляется.

4. «Цепочка»

Ученикам предлагается заключить цепочку слов, меняя в каждом последующем слове только одну букву. Например, из слова «кот» создать «зуб»: Кот → кит → угол → куб → зуб.

Изучая разного рода орфограммы, ученикам можно предложить игру «Змейка». Для ее проведения класс делят на две команды. Члены команд по очереди выходят к доске и записывают слово, подчеркивая в нем орфограмму и объясняя ее.

При изучении всех языковых тем можно использовать игру, которая называется «Загадочная сумка». Команды по очереди достают из сумки вопрос по теме, на которые должны дать ответ. Если команда не знает ответа, на помощь приходят соперники и получают себе дополнительный балл.

Языковые игры - очень мощное средство для развития ребенка, ведь они активизируют познавательную деятельность, стимулируют творческое мышление, способствуют пополнению словарного запаса.

Использование на уроке лингвистических игр (и любых инноваций вообще) требует сосредоточенности, продуманной, согласованной работы учителя и школьников. Только в таком случае внедрения интерактивных технологий давать ожидаемый результат.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Лингвистические игры как средство внедрения интерактивного обучения

Автор: Аверкиева Елена Александровна

Дата: 09.03.2016

Номер свидетельства: 303316

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства