Лингвистическое путешествие. Местоимение как часть речи
Лингвистическое путешествие. Местоимение как часть речи
Цели: 1) сформировать у учащихся представление о местоимении как самостоятельной части речи;
2) развивать коммуникативные умения учащихся (правильно объяснить свою мысль и позицию, понимать и интерпретировать текст, строить устное высказывание);
3) воспитывать историческую память, любовь к своей малой Родине.
Образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование (интерактивная доска), презентация, дидактические материалы (карточки в форме железнодорожных билетов), клей-карандаш у каждого, шаблоны вагончиков, лист ватмана для рефлексии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лингвистическое путешествие. Местоимение как часть речи »
4
Воробцова Альбина Юрьевна
учитель начальных классов высшей категории
МАОУ-СОШ № 4Г.Армавир
Урок русского языка в 3 классе с использованием мультимедийных технологий обучения.
Местоимение как часть речи
Цели: 1) сформировать у учащихся представление о местоимении как самостоятельной части речи;
2) развивать коммуникативные умения учащихся (правильно объяснить свою мысль и позицию, понимать и интерпретировать текст, строить устное высказывание);
3) воспитывать историческую память, любовь к своей малой Родине.
Образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование (интерактивная доска), презентация, дидактические материалы (карточки в форме железнодорожных билетов), клей-карандаш у каждого, шаблоны вагончиков, лист ватмана для рефлексии.
Ход урока.
Актуализация знаний. Сегодня на уроке познакомимся с новой темой, но на доске она не обозначена. Вы определите её сами. Кроме того, наш урок будет не совсем обычным: он пройдёт в форме лингвистического путешествия (слайд 1). Все вы становитесь пассажирами поезда, который идёт к знаниям. Каждый из вас получает проездной документ. В проездном документе обозначена дата нашей поездки и её форма. Отложите проездные документы – они вам понадобятся позже. (Слайд 2) Наш маршрут пройдёт через следующие станции: Повторительная, Разборная, Переходная, Обобщительная и вернётся на Домашнюю. Итак, в путь!
- Первая станция – «Повторительная». Стоянка 10 минут. Устная работа (слайд 4,5).
1. Какие слова пишутся через дефис?
а) рыбо?ловный б) светло?серый
в) ярко?красные г) земно?водное
2. Установи соответствия.
Серый котёнок в ж.р., в ед.ч., в В.п.
Гладкую поверхность в м.р., в ед.ч., в И.п.
Белой скатертью в с.р., в ед.ч., в Т.п.
Горячим солнцем в ж.р., в ед.ч, в Т.п.
(Дети называют вариант и следят, совпадает ли их ответ с анимированной подсказкой.)
- Когда билеты на руках и пассажиры уже в вагоне, то они задумываются о поездке, вспоминают, как к ней готовились. Давайте вспомним предыдущую тему, выполнив тест (слайды). Возьмите ваши проездные документы. Впишите фамилию. Выполним тест. В проездном документе есть таблица с номерами вопросов. Вы выбираете правильный, на ваш взгляд, вариант ответа и вписываете в таблицу под номером задания. Например: под цифрой 1 впишите Г, под цифрой 2 – А и т.д
ТЕСТ (задания на экране, слайд 6, 7, 8)
1. Прилагательные отвечают на вопрос:
А) что? Б) сколько? В) какой?
2. Прилагательные обозначают:
А) признак предмета, Б) признак действия
3. Какое слово НЕ ЯВЛЯЕТСЯ прилагательным?
А) маленькое, Б) пятое, В) быстрое, Г) жёлтое.
4. Форма дательного падежа прилагательного СКРОМНЫЙ:
А) скромного, Б) скромным, В) о скромном, Г) скромному
5. Какое это описание?
А) художественное, Б) научное
Рыжая лисица — зверь среднего размера с длинным, очень красивым хвостом и крупными острыми ушами. Грудь и кончик хвоста белые, на лапках черные пятна. Окрас рыжий, иногда с темным крестиком на плечах.
Взаимопроверка (слайд 9). Теперь, когда таблица заполнена, поменяйтесь проездными документами с соседом по парте. Найдите в проездном документе место «Отметка проводника». Туда вы поставите оценку. Правильные варианты ответов и баллы на экране (слайд «Взаимопроверка»). Поднимите руки, у кого «5»? «4»? Молодцы. Вы теперь можете продолжать поездку. Следующая станция – «Разборная». Стоянка 2 минуты (слайд 10).
Находясь в дороге, желательно разбираться в маршруте. Предлагаю вам самостоятельно в тетрадях выполнить морфемный разбор прилагательных (на слайде 11). (Проверка в форме фронтального опроса с объяснениями).
Следующая станция – «Переходная». Стоянка 20 минут (слайд 12)
В нашем городе Армавире два железнодорожных вокзала. Их изображения перед вами (слайд 13, 14). Вокзал Армавир-Ростовский – трёхэтажное большое здание, построенное в начале ХХ века, восстановленное после Великой Отечественной войны. А уникальность здания Армавир-Туапсинский в том, что оно зеркальное (симметричное) и выглядит одинаково как с привокзальной площади, так и со стороны перрона. Не случайно мы заговорили о вокзалах. Текст, который я вам предлагаю, посвящён вокзалам Армавира. Прочитайте его (слайд 15).
В Армавире два вокзала. В зимний день через вокзалы проходит около тридцати пассажирских поездов, а летом гораздо больше. Поезда идут в Кисловодск, Адлер, Москву, Санкт-Петербург и другие города. Кроме того, Армавир – крупный железнодорожный узел. Узел принимает тонны грузов и перевозит тысячи людей в электричках.
1. Заметили ли вы речевые ошибки? (Заметили, есть речевые ошибки – повторы).
2.Что надо сделать, чтобы избежать повторения слов? (заменить их другими словами – синонимами). Какими словами можем заменить повторы?
3. Запишите в тетрадях исправленный вариант (слайд 16).
В Армавире два вокзала. В зимний день через них проходит около тридцати пассажирских поездов, а летом гораздо больше. Они идут в Кисловодск, Адлер, Москву, Санкт-Петербург и другие города. Кроме того, Армавир – крупный железнодорожный узел. Он принимает тонны грузов и перевозит тысячи людей в электричках.
- Как вы думаете, почему некоторые буквы подчёркнуты?(Это заглавные буквы в именах собственных).
- Объясните орфограммы, выделенные красным.
- Подберите синонимы и антонимы к слову, написанному зелёным цветом (крупный – большой, гигантский, огромный; мелкий, маленький).
- Как вы понимаете значение слова, выделенного розовым цветом?В прямом ли значении употреблено слово? (узел – употреблено в переносном значении «сплетение железнодорожных путей, их пересечение и разветвление»).Какое средство художественной выразительности использовано? (Метафора)
- К какому типу относится этот текст? Докажите (повествование).
- Вы заменили повторяющиеся слова, текст стал лучше. Какая часть речь помогла? (Местоимение). Теперь сформулируйте сами тему урока и запишите (слайд 17. Местоимение).
Место-имение. Вслушайтесь в звучание слова. Какая подсказка спрятана в нём? Местоимение употребляется вместо имён, выполняя их функции. А вместо каких имён? (сущ., прил., числ.). Правильно. Замените местоимением слово мальчик (он). В этом примере местоимение заменяет существительное. Сегодня мы обратимся к личным местоимениям (слайд 18).
Личные местоимения могут быть 1,2, 3 лица (читаем таблицу).
Я – указывает на каждого из нас.
Мы – это я и ещё кто-то.
Ты – это твой собеседник.
Вы – это несколько твоих собеседников либо же уважительное обращение к человеку.
Он, она, оно – это кто-то по отношению к вам.
Сравните: 1. Все вы учитесь в школе.
2. Уважаемая Анна Ивановна! Поздравляем Вас с юбилеем!
Запишите в тетради: ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
Прочитайте текст на слайде (№ 19) и выпишите местоимения. Рядом с каждым местоимением укажите его лицо. Одно и то же местоимение выписывать несколько раз не нужно, если оно повторяется.
Проверка устно. Предположительно, дети назовут:
Я – 1 л.
Ты – 2 л.
Они – 3 л.
А нет ли здесь ещё местоимений? Посмотрите внимательно – местоимения спрятаны в формах косвенных падежей.
(обо) мне – 1л. (н.ф.- я)
Меня – 1 л. (н.ф. -я)
Нас – 2 л. (н.ф. -мы)
Его – 3 л. (н.ф.- он).
Тебе – 2 л. (н.ф. -ты)
Эти местоимения дописываем под руководством учителя.
Обобщение (слайд 20) .Итак, давайте обобщим то, что вы узнали на уроке.
1. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.
2. Местоимение может употребляться вместо имени существительного
3. Личные местоимения имеют 3 лица и 2 числа.
Рефлексия. 5 мин. (слайд 21)
- Наша поездка подошла к концу, мы вернулись домой. На память о путешествии мы составим свой поезд настроения. Из вагончиков, лежащих на партах, выберите:
жёлтый, если путешествие вам очень понравилось;
синий, если поездка не оставила у вас ярких эмоций;
зелёный, если вы считаете, что ездили зря. Приклейте свой вагончик к нашему составу (дети выходят и составляют поезд, приклеивая вагоны на лист ватмана, где их ждёт локомотив).
(Слайд 22) Домашнее задание: правило на стр. 92, упражнение № 157.