kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лингвистическое путешествие. Местоимение как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1) сформировать у учащихся представление о местоимении как самостоятельной части речи;

2) развивать коммуникативные умения учащихся (правильно объяснить свою мысль и позицию, понимать и интерпретировать текст, строить устное высказывание);

3) воспитывать историческую память, любовь к своей малой Родине.

Образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование (интерактивная доска), презентация, дидактические материалы (карточки в форме железнодорожных билетов), клей-карандаш у каждого, шаблоны вагончиков, лист ватмана для рефлексии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистическое путешествие. Местоимение как часть речи »

4


Воробцова Альбина Юрьевна

учитель начальных классов высшей категории

МАОУ-СОШ № 4 Г.Армавир


Урок русского языка в 3 классе с использованием мультимедийных технологий обучения.

Местоимение как часть речи

Цели: 1) сформировать у учащихся представление о местоимении как самостоятельной части речи;

2) развивать коммуникативные умения учащихся (правильно объяснить свою мысль и позицию, понимать и интерпретировать текст, строить устное высказывание);

3) воспитывать историческую память, любовь к своей малой Родине.

Образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование (интерактивная доска), презентация, дидактические материалы (карточки в форме железнодорожных билетов), клей-карандаш у каждого, шаблоны вагончиков, лист ватмана для рефлексии.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний. Сегодня на уроке познакомимся с новой темой, но на доске она не обозначена. Вы определите её сами. Кроме того, наш урок будет не совсем обычным: он пройдёт в форме лингвистического путешествия (слайд 1). Все вы становитесь пассажирами поезда, который идёт к знаниям. Каждый из вас получает проездной документ. В проездном документе обозначена дата нашей поездки и её форма. Отложите проездные документы – они вам понадобятся позже. (Слайд 2) Наш маршрут пройдёт через следующие станции: Повторительная, Разборная, Переходная, Обобщительная и вернётся на Домашнюю. Итак, в путь!

- Первая станция – «Повторительная». Стоянка 10 минут. Устная работа (слайд 4,5).

1. Какие слова пишутся через дефис?

а) рыбо?ловный б) светло?серый

в) ярко?красные г) земно?водное

2. Установи соответствия.

Серый котёнок в ж.р., в ед.ч., в В.п.

Гладкую поверхность в м.р., в ед.ч., в И.п.

Белой скатертью в с.р., в ед.ч., в Т.п.

Горячим солнцем в ж.р., в ед.ч, в Т.п.

(Дети называют вариант и следят, совпадает ли их ответ с анимированной подсказкой.)

- Когда билеты на руках и пассажиры уже в вагоне, то они задумываются о поездке, вспоминают, как к ней готовились. Давайте вспомним предыдущую тему, выполнив тест (слайды). Возьмите ваши проездные документы. Впишите фамилию. Выполним тест. В проездном документе есть таблица с номерами вопросов. Вы выбираете правильный, на ваш взгляд, вариант ответа и вписываете в таблицу под номером задания. Например: под цифрой 1 впишите Г, под цифрой 2 – А и т.д

ТЕСТ (задания на экране, слайд 6, 7, 8)

1. Прилагательные отвечают на вопрос:

А) что? Б) сколько? В) какой?

2. Прилагательные обозначают:

А) признак предмета, Б) признак действия

3. Какое слово НЕ ЯВЛЯЕТСЯ прилагательным?

А) маленькое, Б) пятое, В) быстрое, Г) жёлтое.

4. Форма дательного падежа прилагательного СКРОМНЫЙ:

А) скромного, Б) скромным, В) о скромном, Г) скромному

5. Какое это описание?

А) художественное, Б) научное

Рыжая лисица — зверь среднего размера с длинным, очень красивым хвостом и крупными острыми ушами. Грудь и кончик хвоста белые, на лапках черные пятна. Окрас рыжий, иногда с темным крестиком на плечах.

Взаимопроверка (слайд 9). Теперь, когда таблица заполнена, поменяйтесь проездными документами с соседом по парте. Найдите в проездном документе место «Отметка проводника». Туда вы поставите оценку. Правильные варианты ответов и баллы на экране (слайд «Взаимопроверка»). Поднимите руки, у кого «5»? «4»? Молодцы. Вы теперь можете продолжать поездку. Следующая станция – «Разборная». Стоянка 2 минуты (слайд 10).

Находясь в дороге, желательно разбираться в маршруте. Предлагаю вам самостоятельно в тетрадях выполнить морфемный разбор прилагательных (на слайде 11). (Проверка в форме фронтального опроса с объяснениями).

Следующая станция – «Переходная». Стоянка 20 минут (слайд 12)

В нашем городе Армавире два железнодорожных вокзала. Их изображения перед вами (слайд 13, 14). Вокзал Армавир-Ростовский – трёхэтажное большое здание, построенное в начале ХХ века, восстановленное после Великой Отечественной войны. А уникальность здания Армавир-Туапсинский в том, что оно зеркальное (симметричное) и выглядит одинаково как с привокзальной площади, так и со стороны перрона. Не случайно мы заговорили о вокзалах. Текст, который я вам предлагаю, посвящён вокзалам Армавира. Прочитайте его (слайд 15).

В Армавире два вокзала. В зимний день через вокзалы проходит около тридцати пассажирских поездов, а летом гораздо больше. Поезда идут в Кисловодск, Адлер, Москву, Санкт-Петербург и другие города. Кроме того, Армавир – крупный железнодорожный узел. Узел принимает тонны грузов и перевозит тысячи людей в электричках.

1. Заметили ли вы речевые ошибки? (Заметили, есть речевые ошибки – повторы).

2. Что надо сделать, чтобы избежать повторения слов? (заменить их другими словами – синонимами). Какими словами можем заменить повторы?

3. Запишите в тетрадях исправленный вариант (слайд 16).

В Армавире два вокзала. В зимний день через них проходит около тридцати пассажирских поездов, а летом гораздо больше. Они идут в Кисловодск, Адлер, Москву, Санкт-Петербург и другие города. Кроме того, Армавир – крупный железнодорожный узел. Он принимает тонны грузов и перевозит тысячи людей в электричках.

- Как вы думаете, почему некоторые буквы подчёркнуты? (Это заглавные буквы в именах собственных).

- Объясните орфограммы, выделенные красным.

- Подберите синонимы и антонимы к слову, написанному зелёным цветом (крупный – большой, гигантский, огромный; мелкий, маленький).

- Как вы понимаете значение слова, выделенного розовым цветом? В прямом ли значении употреблено слово? (узел – употреблено в переносном значении «сплетение железнодорожных путей, их пересечение и разветвление»). Какое средство художественной выразительности использовано? (Метафора)

- К какому типу относится этот текст? Докажите (повествование).

- Вы заменили повторяющиеся слова, текст стал лучше. Какая часть речь помогла? (Местоимение). Теперь сформулируйте сами тему урока и запишите (слайд 17. Местоимение).


Место-имение. Вслушайтесь в звучание слова. Какая подсказка спрятана в нём? Местоимение употребляется вместо имён, выполняя их функции. А вместо каких имён? (сущ., прил., числ.). Правильно. Замените местоимением слово мальчик (он). В этом примере местоимение заменяет существительное. Сегодня мы обратимся к личным местоимениям (слайд 18).

Личные местоимения могут быть 1,2, 3 лица (читаем таблицу).

Я – указывает на каждого из нас.

Мы – это я и ещё кто-то.

Ты – это твой собеседник.

Вы – это несколько твоих собеседников либо же уважительное обращение к человеку.

Он, она, оно – это кто-то по отношению к вам.

Сравните: 1. Все вы учитесь в школе.

2. Уважаемая Анна Ивановна! Поздравляем Вас с юбилеем!

Запишите в тетради: ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.

Прочитайте текст на слайде (№ 19) и выпишите местоимения. Рядом с каждым местоимением укажите его лицо. Одно и то же местоимение выписывать несколько раз не нужно, если оно повторяется.

Проверка устно. Предположительно, дети назовут:

Я – 1 л.

Ты – 2 л.

Они – 3 л.

А нет ли здесь ещё местоимений? Посмотрите внимательно – местоимения спрятаны в формах косвенных падежей.

(обо) мне – 1л. (н.ф.- я)

Меня – 1 л. (н.ф. -я)

Нас – 2 л. (н.ф. -мы)

Его – 3 л. (н.ф.- он).

Тебе – 2 л. (н.ф. -ты)

Эти местоимения дописываем под руководством учителя.

Обобщение (слайд 20) .Итак, давайте обобщим то, что вы узнали на уроке.

1. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

2. Местоимение может употребляться вместо имени существительного

3. Личные местоимения имеют 3 лица и 2 числа.

Рефлексия. 5 мин. (слайд 21)

- Наша поездка подошла к концу, мы вернулись домой. На память о путешествии мы составим свой поезд настроения. Из вагончиков, лежащих на партах, выберите:

  • жёлтый, если путешествие вам очень понравилось;

  • синий, если поездка не оставила у вас ярких эмоций;

  • зелёный, если вы считаете, что ездили зря. Приклейте свой вагончик к нашему составу (дети выходят и составляют поезд, приклеивая вагоны на лист ватмана, где их ждёт локомотив).

(Слайд 22) Домашнее задание: правило на стр. 92, упражнение № 157.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лингвистическое путешествие. Местоимение как часть речи

Автор: Воробцова Альбина Юрьевна

Дата: 30.08.2014

Номер свидетельства: 113178

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) ""Обобщение знаний о местоимении" "
    ["seo_title"] => string(39) "obobshchieniie-znanii-o-miestoimienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "151899"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420783216"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока русского языка в 5 классепо теме "Второстепенные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassiepo-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "134520"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416757192"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "конспект урока и презентация по теме "Комплексный анализ текста  В. Поляничко" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-tieksta-v-polianichko"
    ["file_id"] => string(6) "130803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415989393"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по курсу "Развитие речи"  4 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-kursu-razvitiie-riechi-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "126725"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415207806"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Факультатив по русскому языку "Секреты русского языка". "
    ["seo_title"] => string(57) "fakul-tativ-po-russkomu-iazyku-siekriety-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "244951"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446036002"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства